Предмет: русский язык
Класс: 4 класс
ДАТА: 09.11.17.
Урок: № 38
Тема урока: Употребление в речи синонимов и антонимов.
Цель: Способствовать формированию умения учащихся различать синонимы и антонимы в речи.
Ожидаемые результаты (критерии успеха):
А: Ученики знают, называют, что такое антонимы, что такое синонимы; для чего синонимы и антонимы употребляются в речи;
В: Ученики могут определять синонимы и антонимы в устной и письменной речи, работать команде, слушать, делать выводы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||
1.Орг.момент
| Прозвенел звонок на урок. Добрый день, дети! Пусть этот день принесёт нам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. |
| |||||||||||||||||||||
2.Создание атмосферы сотрудничества.
| Игра Игра «Давайте поздороваемся». -Ребята, а сейчас, давайте поздороваемся следующим образом: 1 хлопок здороваемся за руку. 2 хлопка – здороваемся плечиками. 3 хлопка – здороваемся спинками. | Здороваются. Дети хаотично передвигаются по классу и по сигналу учителя здороваются со всеми, кто встречается на их пути | |||||||||||||||||||||
3.Каллигр. минутка
| Ота ота ота Чистота красота доброта Продолжи ряд слов. | Записывают слова. | |||||||||||||||||||||
4.Постановка темы и целей урока.
| Проблемный вопрос, способствующий выходу на тему урока и делению на группы.
- Посмотрите на доску. - Вам нужно распределить спрятанные слова в 2 столбика. - По каким признакам? - Каждый учащийся выходит к доске и отправляет 1 слово в соответствующий столбик - Какова тема сегодняшнего урока? - Совершенно верно, тема нашего урока – синонимы и антонимы. Сегодня мы будем определять синонимы и антонимы в устной и письменной речи, работать команде, слушать, делать выводы. | Работают с флипчартом. Называют признаки. 1 столбик - слова, близкие по лексическому значению. 2 столбик – слова, с противоположным значением. Определяют темы и цель урока. Синонимы и антонимы.
| |||||||||||||||||||||
5.Деление на группы. | - У вас в руках – слово, которое вы отправили в соответствующий столбик (синонимов или антонимов). По этому принципу мы сформируем 2 команды. 1 команда - «Синонимы» 2 команда – «Антонимы» | Формируют команды. Повторяют правила работы в группе. | |||||||||||||||||||||
4.Актуализац. знаний | Приём «Перепутанные логические цепочки». Работа в группах. -Ребята, перед вами по 5 фраз, которые связаны логически. Соберите фразы в предложения и найдите противоречия. «Да» или «нет» 1 группа: Синонимы - это слова противоположные по значению, разные по звучанию и написанию. 2 группа: Антонимы – это слова, близкие по значению, но различные по звучанию и написанию. - Если вы справились правильно, нарисуйте улыбающийся смайлик в оценочном листе. Если не справились – грустный. | Дети собирают определения «синонимы» - 1 группа, а «антонимы» - 2 группа. Находят противоречия. | |||||||||||||||||||||
5.Работа над темой урока. | Работа с пирамидой знаний (в группах) задания по таксономии Блума. -Ребята, сегодня мы с вами будем покорять вершину «Горы знаний». Но, чтобы достигнуть нужной высоты, нам нужно выполнить 6 заданий, разного уровня сложности. Задания будет групповым. Выполнять вы будете его на листах, которые лежат на партах. Задания, под номерами 2 и 3, должны быть выполнены в тетрадях 1 Знание. 1 группа: Что такое синонимы? 2 группа: Что такое антонимы? 2.Понимание. 1 группа: Приведите примеры синонимов. 2 группа: Приведите примеры антонимов. 3.Применение. 1 группа: Продолжите синонимический ряд: Заяц трусливый, __________, ____________. Медведь косолапый, _________, __________. 2 группа: Составьте предложения, используя слова-антонимы. Дерево(какое?)_______, а куст (какой?)__________. Чай (какой?)__________, а мороженое (какое?)_____________. 4.Анализ. Сравните. Выберите среди предложенных слов (1 группа) - синонимы, (2 группа) - антонимы. Продолжите ряд, с помощью словаря антонимов и синонимов. С помощью словарей и интернета, дополните ряды своими словами. Враг, слепой, друг, приятель, соратник, недруг…… 5.Синтез. 1 группа: Собери текст, заменяя повторяющееся, слово на синонимы. В летнее время оленям в тайге жарко, а в горах даже в июле холодно. Олень - северное животное. Если бы шерсти на носу не было, олень бы его отморозил. Нос у оленя покрыт серебристой шёрсткой. 2 группа: Собери пословицы, подбирая подходящие антонимы. Корень учения __________, да плод его _________. Знай ___________, а говори__________. 6. Оценка. Составьте критерии о правильности подбора синонимов (антонимов). На основании составленных критерий, проверьте правильность выбора синонимов (антонимов). 1 группа: Злой, сердитый, коварный, честный волк. 2 группа: Грач чёрный, а снег холодный. |
Заяц трусливый, боязливый, несмелый, оробелый, боязливый, пугливый, робкий, страшливый, Медведь косолапый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый
Дерево высокое, а куст низкий. Чай горячий, а мороженое холодное.
Друг - приятель, соратник, товарищ, дружище, собрат Враг – недруг, противник, соперник, недоброжелатель, злоумышленник, обидчик….
Олень - северное животное. В летнее время рогачу в тайге жарко, а в горах даже в июле холодно. Нос у животного покрыт серебристой шёрсткой. Если бы шерсти на носу не было, млекопитающее бы его отморозило.
Корень учения горек, да плод его сладок. Знай больше, а говори меньше.
1 группа: Синонимы 1.Слова, относящиеся к одной и той же части речи. 2.Слова, близкие по значению. (Честный – не является синонимом, т.к. не является близким по значению) 2 группа: Антонимы 1.Слова, относящиеся к одной и той же части речи. 2. Слова, противоположные по значению. (Холодный – не является антонимом , т.к. не является противоположным по значению) | |||||||||||||||||||||
6.Физминутка | Видеоролик. | Повторяют движения. | |||||||||||||||||||||
7.Презентация работ | Защита работ | Защищают постеры | |||||||||||||||||||||
| Оценивание работ по ключу стикерами зеленого (правильный ответ) и красного цвета (неправильный ответ) по критериям: «5» – без ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2, 3 ошибки | Оценивают работы по ключу. Ставят себе оценку в оценочном листе Оценочный лист.
| |||||||||||||||||||||
8.Самостоятельная работа | Мини-тест по теме: Синонимы и антонимы 1)Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их. Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный. Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль. 2) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его. великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый 3) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело. 4) Подберите антонимы к данным словам. Тьма - __,вверх - __, холодный - ____. 5) Продолжите начатые предложения антонимами. В поле холодно, а в доме _____________. Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ . 6) Подбери антонимы к подчеркнутым словам. лёгкий чемодан -___, лёгкая задача -___, лёгкий мороз - ____, мелкий почерк-____, мелкое озеро-____. | Выполняют тест.
| |||||||||||||||||||||
9.Оценивание | Самопроверка по ключу (ответы на доске) | Выполняют самопроверку. Ставят себе оценку в оценочном листе | |||||||||||||||||||||
| Формативное оценивание. Самооценивание учащимся собственной работы в группе. | Имя______________________________________ Как часто, работая в группе, ты предпринимал следующие действия? (Обведи слово, которое наиболее точно отражает твой уровень участия в работе и сотрудничества). 1. Я задавал вопросы для получения информации или уточнения Никогда Иногда Часто 2. Я высказывал свое мнение Никогда Иногда Часто 3. Я выслушивал других учеников в моей группе Никогда Иногда Часто 4. Я комментировал высказывания других учеников в моей группе Никогда Иногда Часто 5. Я привлекал других членов моей группы к участию в обсуждении Никогда Иногда Часто 6. Я выполнял ту роль, которую мне поручил учитель или группа Никогда Иногда Часто | |||||||||||||||||||||
10 Домашнее задание | стр.67 упражнение №183 | | |||||||||||||||||||||
11.Рефлексия
| Стратегия «Плюс – минус – интересно» Напишите на стикерах положительные, отрицательные и самые интересные стороны урока. Стратегия «Дерево успеха». Прикрепите свои стикеры на «Гору знаний», определив уровень своих знаний по сегодняшней теме | На стикерах пишут свое отношение к уроку Размещают стикеры по уровню своих знаний |