«Зимний фестиваль знаний 2025»

Употребление в речи синонимов и антонимов.

Конспект урока русского языка. "Употребление в речи синонимов и антонимов"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

ДАТА: 09.11.17.

Урок: № 38

Тема урока: Употребление в речи синонимов и антонимов.

Цель: Способствовать формированию умения учащихся различать синонимы и антонимы в речи.

Ожидаемые результаты (критерии успеха):

А: Ученики знают, называют, что такое антонимы, что такое синонимы; для чего синонимы и антонимы употребляются в речи; 

В: Ученики могут определять синонимы и антонимы в устной и письменной речи, работать  команде, слушать, делать выводы. 


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг.момент


Прозвенел звонок на урок. Добрый день, дети!

Пусть этот день принесёт нам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.


2.Создание атмосферы сотрудничества.


Игра Игра «Давайте поздороваемся».

-Ребята, а сейчас, давайте поздороваемся следующим образом:

1 хлопок здороваемся за руку.

2 хлопка – здороваемся плечиками.

3 хлопка – здороваемся спинками.

Здороваются. Дети хаотично передвигаются по классу и по сигналу учителя здороваются со всеми, кто встречается на их пути

3.Каллигр. минутка


Ота ота ота

Чистота красота доброта

Продолжи ряд слов.

Записывают слова.

4.Постановка темы и целей урока.



Проблемный вопрос, способствующий выходу на тему урока и делению на группы.

доброта


доброта

Синонимы

благо

Антонимы


Злоба



душевность



отзывчивость



жестокость



великодушие


- Посмотрите на доску.

- Вам нужно распределить спрятанные слова в 2 столбика.

- По каким признакам?

- Каждый учащийся выходит к доске и отправляет 1 слово в соответствующий столбик

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Совершенно верно, тема нашего урока – синонимы и антонимы. Сегодня мы будем определять синонимы и антонимы в устной и письменной речи, работать команде, слушать, делать выводы.

Работают с флипчартом.

Называют признаки. 1 столбик - слова, близкие по лексическому значению. 2 столбик – слова, с противоположным значением.

Определяют темы и цель урока. Синонимы и антонимы.









5.Деление на группы.


- У вас в руках – слово, которое вы отправили в соответствующий столбик (синонимов или антонимов).

По этому принципу мы сформируем 2 команды.

1 команда - «Синонимы»

2 команда – «Антонимы»

Формируют команды.

Повторяют правила работы в группе.

4.Актуализац. знаний


Приём «Перепутанные логические цепочки». Работа в группах.

-Ребята, перед вами по 5 фраз, которые связаны логически. Соберите фразы в предложения и найдите противоречия.

«Да» или «нет»

1 группа: Синонимы - это слова противоположные по значению, разные по звучанию и написанию.

2 группа: Антонимы – это слова, близкие по значению, но различные по звучанию и написанию.

- Если вы справились правильно, нарисуйте улыбающийся смайлик в оценочном листе. Если не справились – грустный.

Дети собирают определения «синонимы» - 1 группа, а «антонимы» - 2 группа. Находят противоречия.

5.Работа над темой урока.


Работа с пирамидой знаний (в группах) задания по таксономии Блума.

-Ребята, сегодня мы с вами будем покорять вершину «Горы знаний». Но, чтобы достигнуть нужной высоты, нам нужно выполнить 6 заданий, разного уровня сложности. Задания будет групповым. Выполнять вы будете его на листах, которые лежат на партах.

Задания, под номерами 2 и 3, должны быть выполнены в тетрадях

1 Знание.

1 группа: Что такое синонимы?

2 группа: Что такое антонимы?

2.Понимание.

1 группа: Приведите примеры синонимов.

2 группа: Приведите примеры антонимов.

3.Применение.

1 группа: Продолжите синонимический ряд:

Заяц трусливый, __________, ____________.

Медведь косолапый, _________, __________.

2 группа: Составьте предложения, используя слова-антонимы.

Дерево(какое?)_______, а куст (какой?)__________.

Чай (какой?)__________, а мороженое (какое?)_____________.

4.Анализ.

Сравните. Выберите среди предложенных слов (1 группа) - синонимы, (2 группа) - антонимы. Продолжите ряд, с помощью словаря антонимов и синонимов. С помощью словарей и интернета, дополните ряды своими словами.

Враг, слепой, друг, приятель, соратник, недруг……

5.Синтез.

1 группа: Собери текст, заменяя повторяющееся, слово на синонимы.

В летнее время оленям в тайге жарко,

а в горах даже в июле холодно.

Олень - северное животное.

Если бы шерсти на носу не было, олень бы его отморозил.

Нос у оленя покрыт серебристой шёрсткой.

2 группа: Собери пословицы, подбирая подходящие антонимы.

Корень учения __________, да плод его _________.

Знай ___________, а говори__________.

6. Оценка.

Составьте критерии о правильности подбора синонимов

(антонимов).

На основании составленных критерий, проверьте правильность выбора синонимов (антонимов).

1 группа:

Злой, сердитый, коварный, честный волк.

2 группа:

Грач чёрный, а снег холодный.


















Заяц трусливый, боязливый, несмелый, оробелый, боязливый, пугливый, робкий, страшливый,

Медведь косолапый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый

Дерево высокое, а куст низкий.

Чай горячий, а мороженое холодное.


Друг - приятель, соратник, товарищ, дружище, собрат

Враг – недруг, противник, соперник, недоброжелатель, злоумышленник, обидчик….




Олень - северное животное. В летнее время рогачу в тайге жарко, а в горах даже в июле холодно. Нос у животного покрыт серебристой шёрсткой. Если бы шерсти на носу не было, млекопитающее бы его отморозило.



Корень учения горек, да плод его сладок.

Знай больше, а говори меньше.


1 группа:

Синонимы

1.Слова, относящиеся к одной и той же части речи.

2.Слова, близкие по значению.

(Честный – не является синонимом, т.к. не является близким по значению)

2 группа:

Антонимы

1.Слова, относящиеся к одной и той же части речи.

2. Слова, противоположные по значению. (Холодный – не является антонимом , т.к. не является противоположным по значению)

6.Физминутка

Видеоролик.

Повторяют движения.

7.Презентация работ


Защита работ

Защищают постеры


Оценивание работ по ключу стикерами зеленого (правильный ответ) и красного цвета (неправильный ответ) по критериям:

«5» – без ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2, 3 ошибки

Оценивают работы по ключу. Ставят себе оценку в оценочном листе

Оценочный лист.

Задание

Оценка

Перепутанные логические цепочки


Пирамида знаний


Мини-тест



8.Самостоятельная работа

Мини-тест по теме: Синонимы и антонимы

1)Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.

Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

2) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный

храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

3) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

4) Подберите антонимы к данным словам.

Тьма - __,вверх - __, холодный - ____.

5) Продолжите начатые предложения антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________.

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ .

6) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -___, лёгкая задача -___, лёгкий мороз - ____, мелкий почерк-____, мелкое озеро-____.

Выполняют тест.


9.Оценивание


Самопроверка по ключу (ответы на доске)

Выполняют самопроверку. Ставят себе оценку в оценочном листе


Формативное оценивание.

Самооценивание учащимся собственной работы в группе.

Имя______________________________________

Как часто, работая в группе, ты предпринимал следующие действия? (Обведи слово, которое наиболее точно отражает твой уровень участия в работе и сотрудничества).

1. Я задавал вопросы для получения информации или уточнения

ƒНикогда Иногда Часто

2. Я высказывал свое мнение

ƒНикогда Иногда Часто

3. Я выслушивал других учеников в моей группе

ƒНикогда Иногда Часто

4. Я комментировал высказывания других учеников в моей группе

ƒНикогда Иногда Часто

5. Я привлекал других членов моей группы к участию в обсуждении

ƒНикогда Иногда Часто

6. Я выполнял ту роль, которую мне поручил учитель или группа

ƒНикогда Иногда Часто

10 Домашнее задание


стр.67 упражнение №183


11.Рефлексия

Стратегия «Плюс – минус – интересно»

Напишите на стикерах положительные, отрицательные и самые интересные стороны урока.

Стратегия «Дерево успеха».

Прикрепите свои стикеры на «Гору знаний», определив уровень своих знаний по сегодняшней теме

На стикерах пишут свое отношение к уроку



Размещают стикеры по уровню своих знаний


















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее