План открытого урока по математике в 5 классе по теме «Умножение дробей» по учебнику Г.В. Дорофеева
учитель математики
Предмет | Математика | Класс | 5 |
Тема урока | Умножение дробей |
|
|
Педагогические цели урока
| 1.создать условия для формирования и усвоения новой учебной информации. 2. Создание условий для развития мышления логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству 3. Создать условия для формирования способности учащихся к новому способу действия. |
| |
Задачи урока
| Образовательные (формирование познавательных УУД): Ознакомление уч-ся с правилом умножения обыкновенных дробей Выработка умений умножения обыкновенных дробей и их применение к решению практических задач. Развивающие (формирование регулятивных УУД): Выработка умений обрабатывать информацию и ранжировать ее по компонентам; представлять информацию в виде алгоритма; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Выработка умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы, интегрироваться в пару, в группу со сверстником/ами и строить продуктивное взаимодействие; формирование коммуникативной компетенцию учащихся; воспитание ответственности и аккуратности. | ||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
формулировать и записывать с помощью букв правило умножения обыкновенных дробей; вычислять произведение обыкновенных дробей.
| познавательные: строить логическую цепочку рассуждений; регулятивные: осуществлять целеполагание; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; коммуникативные: владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий.
| Формировать готовность к самообразованию на основе мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованность в приобретении математических знаний и способов действий | |
Условия реализации урока | |||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии | Оборудование |
Электронное приложение, презентация
| дидактический материал | Методическое пособие. Групповая (парная) работа, эвристическая беседа, работа с текстом учебника. |
|
Опорные понятия, термины
| Обыкновенная дробь, произведение, числитель, знаменатель, сокращение дроби.
|
|
|
Форма проведения урока | Урок – исследование | ||
Формы контроля
| Блиц-опрос, фронтальная проверка, анализ результатов исследования, самостоятельная работа
|
ХОД УРОКА
Этап урока | Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент (1-2 мин). (Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне).
| |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Название используемых ЭОР (презентация) | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||||||
Здравствуйте, дорогие ребята! (приветствие) Я рада приветствовать Вас на уроке математики и прошу обратить внимание на доску. Прочитайте, что там написано. Это высказывание будет девизом нашего сегодняшнего урока! Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и только так получать знания по математике! А какую тему мы изучаем, какую область математики мы «осиливаем» сейчас? Что из этого раздела мы уже знаем и умеем? Продуктивно работать на уроке нам поможет сундучок знаний. Предлагаю Вам заглянуть в него. В сундучке оказалась игра «Лото». | Слайд «Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело,- В мир загадок и сложных задач. Не беда что идти далеко Не боимся, что путь будет труден Достижения крупные людям Никогда не давались легко». | присаживаются) (пример ответа ученика) Я понимаю это так: если человек знает куда идти, то он осилит дорогу, также и в математике, если ты мыслишь, то встречаясь с проблемой, всегда сможешь найти способ её решения! Мы изучаем тему «Обыкновенные дроби». Мы умеем складывать дроби с одинаковыми, разными знаменателями, складывать и вычитать смешанные дроби.
Достают из сундучка первое задание. | Личностные: Уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим. Регулятивные: Формирование способности к организации своей деятельности.
| |||||||||||||||
Этап урока (название, время, цель) | Актуализация знаний (5-6мин). Выявление места и причины затруднения. (Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия учащихся). | |||||||||||||||||
(Проводится инструктаж игры «Лото») Необходимо выполнить задания на листе, полученный результат найти на соответствующей карточке и приложить её обратной стороной к заданию. В результате получится шифр. Если какое-то задание Вы выполнить не можете, положите на него знак «?». (Контролирует выполнение заданий) (Фронтальная работа, вместе с учащимися заполняют табло на доске, анализируют шифр) Какой у Вас получился шифр? (Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса – как умножить обыкновенную дробь на дробь).
| Слайд «Игра «ЛОТО»
| Внимательно слушают, задают вопросы, если они есть). (Выполняют задания, пара, заполнившая карточку «Лото» поднимает руку, после того как большинство выполнили задание – фронтальная проверка) КАК УМНОЖИТЬ ОБЫКНОВЕННУЮ ДРОБЬ НА ? (В результате работы приходят к проблемному вопросу – как умножить обыкновенную дробь на дробь, так как решить последний пример им не удалось, в силу того, что задание новой не изученной темы) | Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи и приводить примеры Регулятивные: Умение слушать, дополнять и уточнять, умение ориентироваться в ситуации Познавательные: выделение существенной информации, обоснование и актуализация личного жизненного опыта Коммуникативные: Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||||||||||||||
Этап урока (название, время, цель) | Постановка учебной задачи. Целеполагание. (2 мин.) | |||||||||||||||||
Что ж, сегодня наши мыслительные операции будут направлены на то, чтобы найти ответ на этот проблемный вопрос, этому и посвятим наш урок. Итак, тема нашего урока? Давайте спросим у сундучка знаний, правильно ли мы определили тему урока. Курс задан, какова цель урока? | Тема урока: Умножение обыкновенных дробей
Слайд 4 | (формулируют с учителем тему урока, записывают её в тетрадь) Умножение обыкновенных дробей! Достают из сундучка тему урока, напечатанную на листе. Научиться умножать обыкновенные дроби, вывести правило умножения обыкновенных дробей и закрепить. | Личностные: Ответственное отношение к учению; готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства и аргументируют свою позицию; представляют конкретное содержание и сообщают его в письменной и устной форме; учитывают разные мнения, владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные: Анализируют и осмысливают текст задачи. | |||||||||||||||
Этап урока (название, время) | Проблемное объяснение нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта. (Построение и фиксация нового знания) (5-6 мин).
| |||||||||||||||||
Для достижения цели и получения ответа на проблемный вопрос предлагаю Вам выполнить небольшое исследование. Обратите внимание на доску. Охарактеризуйте условие и данные. Как найти площадь данного прямоугольника? Что произойдет с площадью прямоугольника, если длину и ширину одновременно уменьшить в 10 раз? Как это можно записать в виде равенства с обыкновенными дробями? Но ребята, посмотрите внимательно, что у нас получилось – сами того не предполагая мы выполнили умножение обыкновенных дробей! Проанализируйте равенство, выделите закономерности- как же выполнить умножение обыкновенных дробей. (по схеме: УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК формулируется правило) Молодцы!!! А теперь давайте проверим верно ли вы сформулировали правило. Для этого к чему обращаемся? Молодцы!!! Вот и наше открытие! Запишем правило в тетради в буквенной форме. Рассмотрим произведение дробей:
Что бы Вы здесь предприняли? Давайте найдем подсказку в сундучке знаний. Действительно, чтобы вычисления не были слишком громоздкими, Вы можете для начала в процессе умножения сократить дроби. Выполним это действие.
| Слайд «Юный исследователь» Чему равна площадь данного прямоугольника? 4*5=20 см2
Учебник, с.166 (правило) Слайд «Результат исследования»
Чтобы вычисления были проще, числители и знаменатели дробей нужно перемножать не сразу, а лишь после сокращения на общие множители (если, конечно, это возможно) (учебник, с. 167)
| Дан прямоугольник со сторонами 4см и 5 см. Нужно найти площадь прямоугольника. Нужно длину умножить на ширину и получится 20 квадратных сантиметров. (Выслушиваются ответы) Площадь уменьшится в 100 раз.
(внимательно изучают, предлагают свои варианты ответов) Нужно числители перемножить и знаменатели перемножить! (по схеме: УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК формулируется правило) Чтобы умножить обыкновенные дроби нужно числители перемножить и результат записать в числитель, знаменатели перемножить и результат записать в знаменатель. Открывают учебник и читают правило.
записывают)
Достают подсказку.
Сократили дроби.
Выполняют вместе с учителем. | Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ; осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию; вносят изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства и аргументируют свою позицию; представляют конкретное содержание и сообщают его в письменной и устной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению; контролируют действия партнера; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные: Моделируют в графической форме понятия, связанные с понятием обыкновенной дроби; выполняют вычисления с обыкновенными дробями; анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие, извлекают необходимую информацию, моделируют условие с помощью рисунков; строят логическую цепочку рассуждений; проводят несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты. | |||||||||||||||
Этап урока (название, время, цель | Первичная проверка знаний (3 мин) Цель: Устное закрепление материала. | |||||||||||||||||
А теперь, ребята, я предлагаю Вам стать настоящими экспертами! Наш любимый стеснительный друг Петя Васечкин уже решил задания и доверил Вам проверку! Найдите ошибку в данных заданиях. (направляет деятельность учащихся на нахождение ошибок, выявление их характер) Оцените работу этапа «Работа экспертов» И узнайте у сундучка знаний, правы ли вы? | (После определения ошибки, она выделяется анимацией в примере на доске) Слайд «Работа экспертов» 1 )
2 )
3 )
| (анализируют, находят ошибки и их характер) Арифметическая ошибка. Не сокращена дробь. Неправильную дробь нужно переводить в число. Достают из сундучка правильный ответ. | Личностные: Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ; осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства и аргументируют свою позицию; представляют конкретное содержание и сообщают его в письменной и устной форме; контролируют действия партнера; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные: Выполняют вычисления с обыкновенными дробями. | |||||||||||||||
Этап урока (название, время, цель | Релаксирующая деятельности. Физкультминутка Цель: смена видов деятельности для релаксации | |||||||||||||||||
| Слайд с физминуткой
| |||||||||||||||||
Этап урока (название, время) | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи(5 мин) Цель: Применение нового знания в типовых заданиях | |||||||||||||||||
Для закрепления правила, нужно… (2 ученика вызываются к доске, выполняют задания) А теперь узнайте у сундучка знаний, правильно ли вы выполнили задание.
| Задания на закрепление Вычислить: 1 ) 1) 2) 2) 3) 3)
Ответы: | решить примеры! (все решают самостоятельно, затем проводят проверку решений на доске) Достают из сундучка правильные ответы. |
| |||||||||||||||
Этап урока (название, время, цель) | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) Цель: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | |||||||||||||||||
Эмоциональный настрой обучающихся. Давайте узнаем у сундучка знаний следующее задание. (Раздаются карточки с заданиями, время работы 5 минут, затем взаимопроверка). 1 вариант. 2 вариант 1.
2.
3. 3.
4. 5. 5. Кто выполнил все 5 заданий правильно? Кто выполнил 4 задания правильно? (Проводится анализ: количество выполнивших заданий, количество допустивших ошибки, характер ошибок, выявляется степень усвоения материала) |
1 вариант 1. 2. 3. 4. 5. 2 вариант
| (Решают задания на карточке, подписывают их, затем обмениваются с соседом по парте и выполняют с помощью доски взаимопроверку). (Проводится анализ: количество выполнивших заданий, количество допустивших ошибки, характер ошибок, выявляется степень усвоения материала ) (поднимают руки)
| Личностные: Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; Регулятивные: Осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию; вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата; вносят изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата. Познавательные: Выполняют вычисления с обыкновенными дробями.
| |||||||||||||||
Этап урока (название, время, цель) | Включение нового знания в систему знаний и повторение (5-8 мин) Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | |||||||||||||||||
Работа с учебником
|
|
| Регулятивные: Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию Познавательные: Владеть общими приёмами решения задач Коммуникативные: Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | |||||||||||||||
Этап урока (название, время, цель) | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин) Цель: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | |||||||||||||||||
Игра «Микрофон» Предлагаю обучающимся закончить предложения на выбор сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
|
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
| (заканчивают предложения , анализируя собственную деятельность на уроке) | Регулятивные: Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений Познавательные: Осуществлять анализ результатов деятельности с выделением существенных признаков | |||||||||||||||
Этап урока (название, время, цель) | Домашнее задание – 3 мин | |||||||||||||||||
Записываем домашнее задание. Задания на выбор. есть ли вопросы? (контролирует запись домашнего задания в дневник или тетрадь) |
|
|
|