«Зимний фестиваль знаний 2025»

Умножение десятичных дробей

Урок открытия новых знаний по теме:

«Умножение десятичных дробей»

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок по математике



5 класс

Тема:

«Умножение десятичных дробей»














Учитель: Шипунова Светлана Владимировна





МБОУ «СОШ № 4»



Урок открытия новых знаний по теме:

«Умножение десятичных дробей»

5 класс

Цели:

образовательные:

Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

развивающие:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по  коллективно составленному плану;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Ход урока:


I. Организационный момент:


– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь товарищу и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. У нас – гости. Я от имени всех вас желаю гостям тоже хорошего настроения.

Перед вами на столах лежат оценочные листы. Подпишите их, заполняйте их в течение урока.

– Ребята, какую тему мы начали изучать? (Десятичные дроби)

– Под каким девизом мы работаем уже несколько уроков? (Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»)

II. АОЗ:


1. Фронтальный опрос:


– Что мы уже знаем о десятичных дробях?

(1. Знаем, как они записываются и как они читаются;

2. Умеем умножать и делить их на 10, 100, 1000 и т.д.;

3. Умеем их сравнивать, складывать и вычитать;

4. Умеем переводить величины из одних единиц измерения в другие.)


– Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать. Поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета.


2. Устный счет


(СЛАЙД № 3)**************************************************************

1) Разбейте числа на 2 группы: I натуральные числа, II десятичные дроби

12,34; 76; 568; 12; 5,98; 0,136; 572; 98,1; 0,03; 99.


(СЛАЙД № 4)**************************************************************

2) Восстановите цепочку:

3*5

*3

*2

*3

*2

:5


(СЛАЙД № 5)**************************************************************

3) Вычислите:

0,3+0,5 9,4-7,3

3,6+1,2 0,8-0,52

5+3,2 7-1,3


(СЛАЙД № 6)**************************************************************

4) Перенесите запятую так, чтобы каждое число содержало 7 целых:

0,73; 78,25; 0,00756; 763,2

– На сколько придется умножить или разделить каждое число?

**************************************************************************


III. Постановка проблемы

(фиксация затруднения в пробном действии)

– Запишите в тетрадях: число, классная работа.


Работа в группах

– А теперь я вам предлагаю поработать в группах


(СЛАЙД № 7)**************************************************************

1) Дан прямоугольник со сторонами а=12м; в=7м. Найти Р и S.


(Р=(12+7)*2=19*2=38м; S=12*7=84м2)


(СЛАЙД № 8)**************************************************************

2) А теперь изменим условие задачи.

Дан прямоугольник со сторонами а=1,2м; в=0,7м. Найти Р и S.


(Р=1,2+0,7+1,2+0,7=3,8м)

**************************************************************************

(При нахождении периметра перешли к сложению. Нахождение площади вызывает затруднение. Возможен вариант решения: перевести в см., умножить, ответ перевести в м2. Ответы и решения групп проанализировать вслух.)


– Какие действия у вас не вызвали затруднений? (+ и – десятичных дробей)

– В чем возникли сомнения? (не умеем умножать десятичные дроби, у нас нет алгоритма действий)


Формулировка темы и целей урока учащимися


– Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(СЛАЙД № 9) (Умножение десятичных дробей)


– Запишите в тетрадь тему урока.

– Что должен каждый из вас усвоить и чему должен научиться к концу урока? (дети формулируют цели)


(СЛАЙД № 10)*************************************************************

  • Изучить правило умножения десятичных дробей

  • Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей

  • Научиться применять алгоритм на практике

**************************************************************************

– Вернемся к задачи о нахождении площади прямоугольника, рассмотрим одно из возможных решений


(СЛАЙД № 11)*************************************************************

a = 1,2 м = 120 см b = 0,7 м = 70 см

(1 м = 100 см)

S = 120 * 70 = 8400 см² = 0,84 м²

(1 м² = 10000 см²)

S = 1,2 * 0,7 = 0,84 м²

**************************************************************************

– Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать сами алгоритм умножения десятичных дробей.

(Учащиеся должны заметить, что 12*7=84 и что нужно отделить справа 2 знака запятой)

– Запишите в тетрадь выполнение этого действия в столбик.


(СЛАЙД № 12)*************************************************************


– Теперь прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной вами самостоятельно.

– И так какую задачу мы сегодня поставили перед собой на уроке? (вывести алгоритм умножения десятичных дробей)

– Каков наш следующий шаг? (научиться применять данный алгоритм на практике)

– Что нужно для того, чтобы закрепить правило умножения десятичных дробей (решать примеры у доски и самостоятельно)

– Для этого нам нужно набраться сил.


IV Релаксация – физкультминутка


(СЛАЙД № 13)*************************************************************


V Первичное закрепление изученного материала


1) № 751 (1 столбик комментирование по цепочке)

2) № 754 (а, б, ж) – работа у доски

3) Индивидуальная работа на карточках


(СЛАЙД № 14)*************************************************************

Зная, что 398 * 51 = 20 298, расставьте запятые

39,8 * 51 = 2029,8

0,0398 * 51 = 2,0298

3,98 * 5,1 = 20,298

0,398 * 0,51 =0,20298

**************************************************************************


VI Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону


(СЛАЙД № 15)*************************************************************

Вариант 1


а) 0,4 * 0,3= 0,12

б) 12,5 * 0,4= 5

в) 0,23 * 0,07= 0,0161

г) 0,47 * 0,6= 0,282


Вариант 2

а) 0,7 * 0,3=0,21

б) 14,6 * 0,5=7,3

в) 0,25 * 0,03=0,0075

г) 0,59 * 0,6=0,354


**************************************************************************

(Поменяться тетрадями, проверить работу по готовым ответам, ошибки устранить с помощью учителя или консультанта в группе)


VII Итоги урока


– Итак, ребята, чему вы научились сегодня на уроке (ответы учащихся)


VIII Домашнее задание


(СЛАЙД № 16)*************************************************************


  1. §43 (правило умножение десятичных дробей выучить наизусть)

  2. № 753, 755 (б)

  3. Творческое задание: взять интервью у родителей: «Нужны ли нам в жизни десятичные дроби?»

**************************************************************************


– Чтобы вы хорошо запомнили правило я хочу вам подарить его в стихах


(СЛАЙД № 17)*************************************************************

Умножая дроби десятичные,

К запятым их будьте безразличными,

Надо их, могу сказать заранее,

Умножать как числа натуральные.

А в произведении полученном,

Справа, запятую в каждом случае,

Отделяйте знаков столько,

три, пять, шесть…

Сколько их во множителях вместе есть.

**************************************************************************


– Теперь посчитайте свои баллы в оценочных листах и оцените свою работу на уроке


IX Рефлексия


– В конце урока я хочу вам сказать вам такие слова


(СЛАЙД № 18)*************************************************************

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Сеф Роман

**************************************************************************


– Я думаю вам сегодня скучать не пришлось


(СЛАЙД № 19)*************************************************************


  1. Урок полезен, все понятно. (красный)

  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно, (оранжевый)

  3. Еще придется потрудиться. (желтый)

  4. Да, трудно все-таки учиться! (зеленый)

**************************************************************************


– Из четырех предложений выберите то, которое отражает ваше настроение после урока. Прикрепите ленточку соответствующего цвета на Дерево Успеха. Поаплодируйте друг другу. Спасибо за внимание.


(СЛАЙД № 20)*************************************************************


11



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее