5 класс
Тема:
«Умножение десятичных дробей»
| Учитель: Шипунова Светлана Владимировна |
МБОУ «СОШ № 4»
Урок открытия новых знаний по теме:
«Умножение десятичных дробей»
5 класс
Цели:
образовательные:
Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
развивающие:
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока:
I. Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь товарищу и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. У нас – гости. Я от имени всех вас желаю гостям тоже хорошего настроения.
Перед вами на столах лежат оценочные листы. Подпишите их, заполняйте их в течение урока.
– Ребята, какую тему мы начали изучать? (Десятичные дроби)
– Под каким девизом мы работаем уже несколько уроков? (Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»)
II. АОЗ:
1. Фронтальный опрос:
– Что мы уже знаем о десятичных дробях?
(1. Знаем, как они записываются и как они читаются;
2. Умеем умножать и делить их на 10, 100, 1000 и т.д.;
3. Умеем их сравнивать, складывать и вычитать;
4. Умеем переводить величины из одних единиц измерения в другие.)
– Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать. Поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета.
2. Устный счет
(СЛАЙД № 3)**************************************************************
1) Разбейте числа на 2 группы: I натуральные числа, II десятичные дроби
12,34; 76; 568; 12; 5,98; 0,136; 572; 98,1; 0,03; 99.
(СЛАЙД № 4)**************************************************************
2) Восстановите цепочку:
3*5
*3
*2
*3
*2
:5
(СЛАЙД № 5)**************************************************************
3) Вычислите:
0,3+0,5 9,4-7,3
3,6+1,2 0,8-0,52
5+3,2 7-1,3
(СЛАЙД № 6)**************************************************************
4) Перенесите запятую так, чтобы каждое число содержало 7 целых:
0,73; 78,25; 0,00756; 763,2
– На сколько придется умножить или разделить каждое число?
**************************************************************************
III. Постановка проблемы
(фиксация затруднения в пробном действии)
– Запишите в тетрадях: число, классная работа.
Работа в группах
– А теперь я вам предлагаю поработать в группах
(СЛАЙД № 7)**************************************************************
1) Дан прямоугольник со сторонами а=12м; в=7м. Найти Р и S.
(Р=(12+7)*2=19*2=38м; S=12*7=84м2)
(СЛАЙД № 8)**************************************************************
2) А теперь изменим условие задачи.
Дан прямоугольник со сторонами а=1,2м; в=0,7м. Найти Р и S.
(Р=1,2+0,7+1,2+0,7=3,8м)
**************************************************************************
(При нахождении периметра перешли к сложению. Нахождение площади вызывает затруднение. Возможен вариант решения: перевести в см., умножить, ответ перевести в м2. Ответы и решения групп проанализировать вслух.)
– Какие действия у вас не вызвали затруднений? (+ и – десятичных дробей)
– В чем возникли сомнения? (не умеем умножать десятичные дроби, у нас нет алгоритма действий)
Формулировка темы и целей урока учащимися
– Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
(СЛАЙД № 9) (Умножение десятичных дробей)
– Запишите в тетрадь тему урока.
– Что должен каждый из вас усвоить и чему должен научиться к концу урока? (дети формулируют цели)
(СЛАЙД № 10)*************************************************************
Изучить правило умножения десятичных дробей
Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей
Научиться применять алгоритм на практике
**************************************************************************
– Вернемся к задачи о нахождении площади прямоугольника, рассмотрим одно из возможных решений
(СЛАЙД № 11)*************************************************************
a = 1,2 м = 120 см b = 0,7 м = 70 см
(1 м = 100 см)
S = 120 * 70 = 8400 см² = 0,84 м²
(1 м² = 10000 см²)
S = 1,2 * 0,7 = 0,84 м²
**************************************************************************
– Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать сами алгоритм умножения десятичных дробей.
(Учащиеся должны заметить, что 12*7=84 и что нужно отделить справа 2 знака запятой)
– Запишите в тетрадь выполнение этого действия в столбик.
(СЛАЙД № 12)*************************************************************
– Теперь прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной вами самостоятельно.
– И так какую задачу мы сегодня поставили перед собой на уроке? (вывести алгоритм умножения десятичных дробей)
– Каков наш следующий шаг? (научиться применять данный алгоритм на практике)
– Что нужно для того, чтобы закрепить правило умножения десятичных дробей (решать примеры у доски и самостоятельно)
– Для этого нам нужно набраться сил.
IV Релаксация – физкультминутка
(СЛАЙД № 13)*************************************************************
V Первичное закрепление изученного материала
1) № 751 (1 столбик комментирование по цепочке)
2) № 754 (а, б, ж) – работа у доски
3) Индивидуальная работа на карточках
(СЛАЙД № 14)*************************************************************
Зная, что 398 * 51 = 20 298, расставьте запятые
39,8 * 51 = 2029,8
0,0398 * 51 = 2,0298
3,98 * 5,1 = 20,298
0,398 * 0,51 =0,20298
**************************************************************************
VI Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
(СЛАЙД № 15)*************************************************************
Вариант 1
а) 0,4 * 0,3= 0,12 б) 12,5 * 0,4= 5 в) 0,23 * 0,07= 0,0161 г) 0,47 * 0,6= 0,282
| Вариант 2 а) 0,7 * 0,3=0,21 б) 14,6 * 0,5=7,3 в) 0,25 * 0,03=0,0075 г) 0,59 * 0,6=0,354
|
**************************************************************************
(Поменяться тетрадями, проверить работу по готовым ответам, ошибки устранить с помощью учителя или консультанта в группе)
VII Итоги урока
– Итак, ребята, чему вы научились сегодня на уроке (ответы учащихся)
VIII Домашнее задание
(СЛАЙД № 16)*************************************************************
§43 (правило умножение десятичных дробей выучить наизусть)
№ 753, 755 (б)
Творческое задание: взять интервью у родителей: «Нужны ли нам в жизни десятичные дроби?»
**************************************************************************
– Чтобы вы хорошо запомнили правило я хочу вам подарить его в стихах
(СЛАЙД № 17)*************************************************************
Умножая дроби десятичные,
К запятым их будьте безразличными,
Надо их, могу сказать заранее,
Умножать как числа натуральные.
А в произведении полученном,
Справа, запятую в каждом случае,
Отделяйте знаков столько,
три, пять, шесть…
Сколько их во множителях вместе есть.
**************************************************************************
– Теперь посчитайте свои баллы в оценочных листах и оцените свою работу на уроке
IX Рефлексия
– В конце урока я хочу вам сказать вам такие слова
(СЛАЙД № 18)*************************************************************
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Сеф Роман
**************************************************************************
– Я думаю вам сегодня скучать не пришлось
(СЛАЙД № 19)*************************************************************
Урок полезен, все понятно. (красный)
Лишь кое-что чуть-чуть неясно, (оранжевый)
Еще придется потрудиться. (желтый)
Да, трудно все-таки учиться! (зеленый)
**************************************************************************
– Из четырех предложений выберите то, которое отражает ваше настроение после урока. Прикрепите ленточку соответствующего цвета на Дерево Успеха. Поаплодируйте друг другу. Спасибо за внимание.
(СЛАЙД № 20)*************************************************************
11