Реализация системно-деятельностного подхода через разнообразные формы организации работы на уроке
Урок математики
Класс 1
учитель: Пыльченко Т.И.
Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)
Цели урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании
Предметные:
Знать название компонентов при вычитании; уметь составлять равенства.
Личностные УУД.
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
Анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям
Формулирование проблемы,
Построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Оборудование: наглядные пособия, карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, у учеников – разрезные цифры.
УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2011г. Под редакцией М.И. Моро
Этапы урока | Ход урока | Формируемые УУД |
Организационный момент | Раз, два, три, четыре, пять – Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь.
На парте у вас лежат человечки, нарисуйте свое настроение улыбкой. -Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на веселом поезде и сделаем маленькое открытие для себя. -Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга ). - С чего обычно начинаем урок математики? (С устного счёта) разминка | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.(Коммуникативные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД) |
Актуализация знаний | 1. Устный счёт. а) Фронтальная работа. Игра «Молчанка» Я читаю задание, а вы ответ не говорите, а только поднимаете карточку с нужной цифрой. 1. Сколько солнышек на небе?(1) 6. Сколько дней в неделе?(7) - Какое число предшествует числу 5? (4) -Какое число следует за числом 8?(9) - Соседи числа 4? (3,5) -Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, найдите сумму.( 5) б) Решение задач в стихах. Семь гусей пустились в путь. Пять пирожков лежало в миске. Семь весёлых поросят
(Слайд 2) На партах у вас лежат карты путешествия, назовите станции, которые нам встретятся по пути. Отправляемся в путешествие на поезде (Слайд 3) (говорим все вместе) Наш поезд едет, Колёса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу-чу - Бегут вагоны, По рельсам вперёд.
1. Первая станция «Числовая» - Возьмите путевые листы и прежде чем выполнить первое задание сделаем гимнастику для пальчиков «Этот пальчик – маленький, Этот пальчик – слабенький Этот пальчик – длинненький, Этот пальчик – сильненький, Этот пальчик – толстячок. Ну а вместе – кулачок!»
- напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую сторону (Самостоятельная работа) проверка (слайд 5) Угадай знаки и числа (слайд 6) 2. Станция «Открытие нового»(слайд 7) - Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, выражений). - А зачем нам числа? (Чтобы считать). - Тогда сосчитайте, сколько смайликов в первом ряду? (5) - Сколько во втором? (3) - Сколько всего ? (8) - Как записать это математическим языком? (5+3=8 – запись появляется на доске) (слайд 8) - Прочитайте равенство разными способами. (используют слова:“прибавить” , “увеличить”, “плюс”, “сумма”) 1.К пяти прибавить три равно восемь 2.пять увеличить на три получится восемь 3.пять плюс три равно восемь 4.сумма чисел пяти и трех равна восьми
- Молодцы, все четыре способа назвали. - Какое ещё выражение на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой? ( 3+5=8). - Что заметили? (значение суммы не изменилось) - Какое правило применили? -Составьте выражение на вычитание с этими числами. (Слайд 9) 8-3=5
- Прочитайте выражение разными способами. (используют слова: “отнять”, “уменьшить”, “минус”) 1.Восемь уменьшить на три равно пять 2.Восемь минус три равно пяти 3. От восьми отнять три получится пять
- Молодцы, все способы назвали. | Уметь совместно договариваться о правилах и следовать им.(Коммуникативные УУД) Способность к волевому усилию (Регулятивные УУД) Анализ с целью выделения признаков (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД) Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона(Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) |
Постановка проблемы. | - Ребята, вы прочитали разными способами выражения на сложение и вычитание. Что заметили? (выражение на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя) Как вы думаете, почему? - Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя, и сегодня мы их определим? - Для чего это нужно? Сформулируйте цель урока.
-Нужно найти ещё один способ как читать выражение на вычитание. -Узнать название компонентов при вычитании)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») - Что мы делали? (Настраивались на работу) | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя(Регулятивные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
«Открытие» новых знаний детьми |
Чтобы нам разобраться, надо вспомнить, что значит “вычесть”? (Взять, отложить, убрать…) ( на примере счетных палочек) - Что обозначает первое число? -Что показывает второе число? - А третье число? - Какое число из трёх самое большое? - Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть). - Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Уменьшается) - То как может называться это число?(Уменьшаемое) - Что происходит со вторым числом? (Его вычитают). - Значит, как его называют? (Вычитаемое) - А третье число показывает разницу между первым числом и вторым. - На сколько 8 больше 3? (На 5). - Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу. - Как же называется третье число? - Если результат вычитания называется (Разность), то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”). Проблема разрешена. Все числа вычитания получили имена.(слайд 10) - Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании . (Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания). | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других Умение договариваться, находить общее решение Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества (Коммуникативные УУД) |
Физкультминутка |
3.Станция «Физкультурная» (слайд 11) | Потребность в общении со взрослыми и сверстниками(Коммуникативные УУД) |
Первичное закрепление. | 4.Станция «Задачка» (слайд 12) Блицтурнир – записываем только ответы Проверяем (слайд 13)
5.Станция «Самостоятельная»( слайд 14) работа в паре – заполните таблицу на карточке проверяем (слайд 15) Фронтальная проверка. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В чём ошибки? - В чём причина ошибок?
| Анализ объектов с целью выделения признаков,проводить сравнение, классификацию по заданным критериям (Познавательные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД) Способность к самооценке.(Личностные УУД) |
Рефлексия | - Какую цель ставили? - Достигли цели? - Какие математические термины вы сегодня узнали? Расскажите, чему научились на уроке? Нарисуйте свое настроение с обратной стороны человечка - Оцените свою деятельность на уроке с помощью лестницы успеха (прикрепите своего человечка на ступеньку) Всем спасибо! Молодцы! (Слайд 16)
| Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД) (Личностные УУД) |