«Осенний фестиваль знаний 2024»

Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность.

На уроке дети знакомится с названиями компонентов при вычитании.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Реализация системно-деятельностного подхода через разнообразные формы организации работы на уроке


Урок математики

Класс 1

учитель: Пыльченко Т.И.

Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)

Цели урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании

Предметные:

  • Знать название компонентов при вычитании; уметь составлять равенства.

Личностные УУД.

  • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

  • Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  • Анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям

  • Формулирование проблемы,

  • Построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

 

Оборудование: наглядные пособия, карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, у учеников – разрезные цифры.

УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2011г. Под редакцией М.И. Моро



Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.


На парте у вас лежат человечки,

нарисуйте свое настроение улыбкой.

-Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на веселом поезде и сделаем маленькое открытие для себя.

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга ).

- С чего обычно начинаем урок математики?

(С устного счёта) разминка

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.(Коммуникативные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД)

Актуализация знаний

1. Устный счёт.

а) Фронтальная работа.

Игра «Молчанка»

Я читаю задание, а вы ответ не говорите, а только поднимаете карточку с нужной цифрой.

1. Сколько солнышек на небе?(1) 
2. Сколько огоньков у светофора? (3) 
3. Сколько пальцев у перчатки (5) 
4. Сколько глаз у совы (2) 
5. Сколько колес у машины (4) 

6. Сколько дней в неделе?(7)

- Какое число предшествует числу 5? (4)

-Какое число следует за числом 8?(9)

- Соседи числа 4? (3,5)

-Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, найдите сумму.( 5)

б) Решение задач в стихах.

Семь гусей пустились в путь. 
Один решил передохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.(6)

Пять пирожков лежало в миске. 
Два пирожка взяла Лариска, 
Еще один стащила киска. 
А сколько же осталось в миске?(2)

Семь весёлых поросят 
У корытца в ряд стоят. 
Два ушли в кровать ложиться, 
Сколько свинок у корытца?(5) 


(Слайд 2)

На партах у вас лежат карты путешествия, назовите станции, которые нам встретятся по пути.

Отправляемся в путешествие на поезде

(Слайд 3)

(говорим все вместе)

Наш поезд едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу -

Бегут вагоны,

По рельсам вперёд.


 1. Первая станция «Числовая»

- Возьмите путевые листы и прежде чем выполнить первое задание сделаем

гимнастику для пальчиков

«Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – толстячок.

Ну а вместе – кулачок!»


- напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую сторону

(Самостоятельная работа) проверка (слайд 5)

Угадай знаки и числа (слайд 6)

2. Станция «Открытие нового»(слайд 7)

- Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, выражений).

- А зачем нам числа? (Чтобы считать).

- Тогда сосчитайте, сколько смайликов в первом ряду? (5)

- Сколько во втором? (3)

- Сколько всего ? (8)

- Как записать это математическим языком? (5+3=8 – запись появляется на доске) (слайд 8)

- Прочитайте равенство  разными способами. (используют слова:“прибавить”        , “увеличить”,  “плюс”, “сумма”)      

1.К пяти прибавить три равно восемь

2.пять увеличить на три получится восемь

3.пять плюс три равно восемь

4.сумма чисел пяти и трех равна восьми

  

- Молодцы, все четыре способа назвали.

- Какое ещё выражение на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?

( 3+5=8).

- Что заметили? (значение суммы не изменилось)

- Какое правило применили?

-Составьте выражение на вычитание с этими числами. (Слайд 9)

8-3=5





- Прочитайте выражение  разными способами.

(используют слова: “отнять”, “уменьшить”,  “минус”)

1.Восемь уменьшить на три равно пять

2.Восемь минус три равно пяти

3. От восьми отнять три получится пять


- Молодцы, все способы назвали.

Уметь совместно договариваться о правилах  и следовать им.(Коммуникативные УУД)

Способность к волевому усилию (Регулятивные УУД)

Анализ с целью выделения признаков

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД)

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Познавательные УУД)

Постановка проблемы.

- Ребята, вы прочитали разными способами выражения на сложение и вычитание. Что заметили? (выражение  на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя)

Как вы думаете, почему?

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя, и сегодня мы их определим?

- Для чего это нужно? Сформулируйте цель урока.


-Нужно найти ещё один способ как читать выражение на вычитание.

-Узнать название компонентов при вычитании)


- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

(«Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

- Что мы делали? (Настраивались на работу)

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя(Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)

«Открытие» новых знаний детьми



Чтобы нам разобраться, надо вспомнить, что значит “вычесть”? (Взять, отложить, убрать…)

( на примере счетных палочек)

- Что обозначает первое число?

-Что показывает второе число?

- А третье число?

- Какое число из трёх самое большое?

- Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Уменьшается)

- То как может называться это число?(Уменьшаемое)

- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

- Значит, как его называют? (Вычитаемое)

- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

- На сколько 8 больше 3? (На 5).

- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число?

- Если результат вычитания называется (Разность), то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).

Проблема разрешена.

Все числа вычитания получили имена.(слайд 10)

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании . (Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

Умение договариваться, находить общее решение

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

(Коммуникативные УУД)

Физкультминутка






3.Станция «Физкультурная» (слайд 11)

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками(Коммуникативные УУД)

Первичное закрепление.

4.Станция «Задачка» (слайд 12)

Блицтурнир – записываем только ответы

Проверяем (слайд 13)


5.Станция «Самостоятельная»( слайд 14)

работа в паре – заполните таблицу на карточке

проверяем (слайд 15)

Фронтальная проверка.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём ошибки?

- В чём причина ошибок?


Анализ объектов с целью выделения признаков,проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям

(Познавательные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; высказывать своё предположение.

(Регулятивные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке.(Личностные УУД)

Рефлексия

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какие математические термины вы сегодня узнали?

Расскажите, чему научились на уроке?

Нарисуйте свое настроение с обратной стороны человечка

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью лестницы успеха (прикрепите своего человечка на ступеньку)

Всем спасибо! Молодцы! (Слайд 16)





Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД)

(Личностные УУД)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее