Работа школы в системе учитель-ученик-родитель по сохранению психологического здоровья детей
Каюмова Ирина Фуатовна
Цель работы с педагогическим коллективом и родителями - формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых.
3 уровня психологического здоровья детей
1 уровень- дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности.
3 уровня психологического здоровья детей
2 уровень - большинство относительно «благополучных» детей, адаптированных к социуму, но проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Не имеют достаточного запаса прочности психического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности .
3 уровня психологического здоровья детей
3 уровень -дети либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия.
Активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных капризах и т.д. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта. Этой группе детей следует уделять особое внимание.
Психолого-педагогическая помощь
- 1 группа- достаточно проводить развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшего развития.
- 2 группа- необходима целенаправленная, психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы.
- 3 группы- необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь .
Факторы, влияющие на психологическое здоровье школьника
- смещение ориентиров и ценностей;
- бесконтрольное использование Интернет- ресурсов;
- гиподинамия;
- вредные привычки;
- увеличение учебной нагрузки
Нарушение психологического здоровья школьников
- страхи;
- социальные страхи;
- защитная агрессия;
- демонстративная агрессия;
- подростковые суициды
Дети группы риска
- дети из неблагополучных семей;
- детей с отклоняющимся поведением,
- педагогически запущенные дети;
- учащиеся с проблемами в обучении и развитии;
- дети с хроническими заболеваниями,
- инвалиды.
- одаренные дети.
Направления работы классного руководителя
- формирование здорового, дружного, сплоченного классного коллектива с благоприятным психологическим климатом;
- создание условий для самопознания и саморазвития каждого ребенка;
- воспитание нравственности, патриотизма;
- работа с родителями;
- психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
- организация групповых и индивидуальных консультаций для учащихся и родителей по разрешению проблемных ситуаций;
- проведение профилактических мероприятий с привлечением специалистов разного уровня;
- профилактика насилия
Факторы, формирующие психологическое здоровье
- наличие посильных трудных ситуаций;
- адекватная самооценка и принятие других;
- рефлексивные навыки;
- потребность в саморазвитии;
- внимание, любовь и забота;
- оптимизм и жизнелюбие окружающих взрослых;
Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса
Приемы эмоциональной раскачки
- «Комплименты».
- «Вам - сообщение».
- «Подарок».
- «Утренний сбор».
- «Поделись радостью».
- «Нарисуй свое настроение»
- «Я вижу, я слышу, я чувствую».
- «Деревянная кукла»
- «Сожми кулачок».
- «Замок»
Как избавиться от плохого настроения?
1.Потопать ногами.
2.Замесить тесто понарошку, раскатать его.
3.Высказать свои чувства.
4.Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.
5.Смыть дурные чувства.
6.Надуть злостью шарик.