Тема:Удивительное путешествие по материкам
Цель: ввести понятие «физическая карта мира», сравнить глобус и карту, познакомить с океанами и материками Земли.
Планируемые результаты: учащиеся осознают масштабность нашей планеты, научатся находить материки на карте мира, работать в группе, готовить сообщение и выступать с ним перед классом.
Оборудование: карта мира, картинки и фотографии, иллюстрирующие рассказы о материках.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
- Где находятся Санкт-Петербург,Элиста,Москва
-Кто был основателем этих городов?
-Сколько лет Санкт-Петербургу?Элисте?Москве?
-Чем особенно знамениты эти города?
-Какие достопримечательности есть в этих городах?
3. Самоопределение к деятельности
На доске анаграммаМ И Е Р К Т А
- Расшифруйте ключевое слово нашего урока.( Материк)
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? ( О материках)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
4. Работа по теме урока
- Вспомните, с какой картой мы уже познакомились? ( С картой России)
- Что такое карта? ( Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков)
- Что значит уметь читать карту? ( понимать условные обозначения)Сегодня мы с вами, используя физическую карту полушарий, отправимся в путешествие по земному шару. Первым совершил кругосветное путешествие Фернан Магеллан.
- В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять: карту или глобус? Почему?
- Посмотрите на карту и глобус. На какие 2 группы можно разделить увиденное и почему? ( Суша и вода)
- А чего больше?
- Кто знает как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой? ( Материки)
- А как называются огромные водные просторы? ( Океаны)
Физминутка
- Продолжим наше путешествие. Познакомимся с каждым материком.Проведём познавательную игру"Самый.Самый"
- Какой самый маленький материк? ( Австралия) Презентация
Австралия- самый сухой материк Земли. Материк редкостей. Обитают удивительные животные- кенгуру и коала. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие.
- Самый большой материк? ( Евразия) Презентация
-Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна. Здесь находятся самые высокие горы- Гималаи.
- А самый жаркий материк? ( Африка) Презентация
- Говоря об Африке, мы сразу вспоминаем об африканских слонах, о царе зверей-льве, о самом длинношеем животном- жирафе.
- А самый холодный материк? ( Антарктида) Презентация
Антарктида- край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя- кто это? ( пингвин)
- Какие ещё остались материки? ( Северная и Южная Америка) Презентация
Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.
- Давайте рассмотрим океаны и сравним их.
- Сколько всего океанов?
Найдите самый большой океан.( Тихий)
Да, он еще и самый глубокий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли.А почему его назвали Тихим?И действительно ли он "тихий"?(сообщение ученика)
Второй по площади океан – Атлантический. По одной из версий Атлантический океан получил свое название от мифического континента Атлантида.
Самый теплый – Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.
- Найдите самый маленький океан?( Северный Ледовитый)
Верно, он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом.
Все 4 океана образуют огромную массу воды, которую называют мировым океаном. Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.
1.Работа с макетами материков.
- Вам нужно правильно приклеить контур материка на свою индивидуальную карту.
- Перед вами лежат картинки с изображением нашей планеты и бумажные ладошки. Если вы задание выполнили правильно, приклейте зелёную ладошку, если немножко ошиблись – жёлтую, если плохо запомнили названия материков и их расположения, то красную ладошку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дорогие ребята, дорогие друзья!
Мы живём на планете под названием Земля.
Где есть шесть континентов, шесть материков,
Обо всех них я рассказать готов:
Европа и Азия – это Евразия – самый большой материк,
Австралия – самый маленький.
Антарктида – огромный ледник.
Ещё две Америки - Северная, Южная,
И жаркая Африка есть.
V. Применение новых знаний.
Сейчас вы будете работать в группах. Вы должны заселить свой материк теми животными, которые там обитают. В этом вам поможет карта – путеводитель. По периметру класса вы видите картинки с изображением животных. Вы выбираете живущих на вашем материке животных, приклеиваете на свой материк.
VI.Обобщение и систематизация.
- Теперь прикрепите свой материк на виртуальную карту и расскажите, какие животные живут на вашем материке.
Подведение итогов.
Рефлексия.
- Какую цель мы ставили перед собой вначале урока? Удалось ли нам ее решить?
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?
А сейчас мы с вами отгадаем несколько загадок о материках и океанах:
В четырех Бочках Шесть Китов засолено. (Океаны и Материки) Часть света и материка Соединилась на века С другою частью – с Азией И назвалась … (Евразия) Здесь горы-великаны – Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы. Их знает целый мир. Здесь реки – Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура. Лесов многообразие В родной для нас … (Евразии) Мы найдём на глобусе Два различных полюса! А у Южного найдём Материк, покрытый льдом! (Антарктида) Здесь, среди полярных льдин, Важно топчется пингвин. Этот материк безлюден, И пингвин здесь в роли гида. Он готов поведать людям, Как прекрасна… (Антарктида) Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой Называется «ковбой». (Америка) Постарайся, угадай, Что это за край: Все кругом белым-бело — Снегом белым замело. Валит снег из низкой тучи, День и ночь мороз трескучий. Ветра свист, метелей вой — Край холодный, ледяной. (Арктика)
VIII. Подведение итогов урока
— Что вам особенно понравилось на уроке?
— О чем еще захотелось узнать?
— Все ли задачи урока мы выполнили?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: №5 (с. 58).