«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Ученическая самоуправленческая деятельность как средство формирования личностного самоопределения старших подростков в средней школе».

В представленном материале описывается исследование на тему "Ученическая самоуправленческая деятельность как средство формирования личностного самоопределения старшего тподростка".Другими словами: как участие в ученическом самоуправлении влияет на формирование личности подростка.

Представлены этапы эксперимента, методики, теоретическая и практическая значимость работы.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Педагогический опыт на тему

«Ученическая самоуправленческая деятельность как средство формирования личностного самоопределения старших подростков в средней школе».

Борисовской

Марины Валерьевны,

заместителя директора

по воспитательной работе, кпн

МОБУ «СОШ № 4»

ПгтПойковский

Нефтеюганского района

ХМАО-Югры

Актуальность исследования.Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач школы ставит формирование активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях, готовой к самостоятельному принятию ответственных решений в ситуации выбора, принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. Очевидна необходимость формирования личности, способной к личностному самоопределению - осознанному выбору, сделанному на основе собственных ценностей.

На современном этапе развития образования важную роль играет участие старших подростков в управлении своим классным и общешкольным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать активную гражданскую позицию, определить свои возможности и реализовать их.

Степень разработанности проблемы. Проблеме самоопределения в разные годы было посвящено немалое число научных исследований, выполненных на разных уровнях - философском (М. М. Бахтин, В. А. Конев и др.), социологическом (В. С. Агеев, Ю. А. Левада, Н. Ф Наумов, и др.), психологическом (К. А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. В. Гинзбург, С. Л. Рубинштейн и др.), педагогическом ( О. С. Газман. А. В. Кирьякова, К. А. Маркова, В. В.Сериков и др.).В философских работах В. А. Конева изучена сущность самоопределения, проанализированы его грани - онтологическая (определение себя в бытии), гносеологическая (самопознание личностного и индивидуального в собственном Я), нравственно-ценностная (определение себя как нравственного человека). В психологическойнауке К. А. Абульханова-Славская исследовала личностное самоопределение как одно из новообразований, ответственное за становление растущего человека субъектом жизни и жизнедеятельности. Мы разделяем мнение А.В.Петровского, который изучал личностное самоопределение как осознание личностью свободы действовать в соответствии с ценностями группы и в относительной независимости от группового давления. Л. И. Божович рассматривала его как формирование внутренней позиции человека. В социологических и педагогическихисследованиях самоопределение наделяли признаками, указывающими на связь с определенными сферами жизнедеятельности.

В условиях современных общественно-экономических отношений возрос интерес исследователей к изучению трудностей старших подростков, связанных с жизненным выбором. Научные результаты подтверждают, что у подростков нередко формируются ощущения собственной зависимости и тревожности, затрудняющие реализацию множественных социальных выборов и в целом ведущей линии жизни. Это вызывается не только дестабилизацией социальной жизни, отсутствием в обществе четко структурированных нормативных моделей социально-ценностного поведения, неспособностью семьи и школы помочь жизненному выбору растущего человека. Немаловажная причина состоит в недостаточной разработанности научных основ педагогического процесса, обеспечивающего формирование личностного самоопределения как системно личностного новообразования старших подростков. Последнее снижает эффективность становления растущего человека субъектом жизни и жизнедеятельности, затрудняет проектирование выпускниками образа собственной жизни, адекватность выбора сферы жизнедеятельности и снижает уровень духовности ее обеспечения.

В последние годы интерес педагогов направлен на исследования проблемы формирования личностного самоопределения старших подростков и внедрение этих знаний в педагогическую практику.

Однако проблема личностного самоопределения, которое рассматривается нами как результат усвоения человеком социальных норм и культурных ценностей через его избирательность к познанию мира и предполагает его включение в системы общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений, до сих пор решена не в полной мере.

Нерешёнными, на наш взгляд, остаются вопросы взаимоотношения социального и индивидуального в развитии личности, их зависимость от условий в обществе, семье, от образовательной среды. Остаются вне пределов внимания соотношение содержательного изменения воспитательного процесса и качественного своеобразия формирующейся личности школьника, взаимовлияние социализирующих функций педагогического окружения и индивидуальных проявлений воспитуемого, недостаточно полно изучены вопросы формирования личности под воздействиемвзаимодополняющих процессов социализации. Декларируемое гармоничное развитие личности на практике сталкивается с жесткой государственной регламентацией образовательнойсреды. Вышесказанное позволяет выделить противоречия между:

- социальным заказом общества на воспитание личности подростка, обладающего высоким уровнем личностного самоопределения и реально низким наличным уровнем его у старших подростков;

- высокими требованиями современного общества к уровню готовности молодого человека к личностному самоопределению и недостаточной разработанностью теоретических основ обеспечения данного процесса;

- необходимостью делать выбор в любой жизненной ситуации (во взглядах, поступках, делах) и недостаточным уровнем подготовки подрастающего поколения к осознанному и свободному выбору;

- стремлением подростка к активному участию в жизни социума, к самореализации, личностному самоопределению и недостаточностью педагогических средств для формирования вышеуказанных позиций.

Данные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы теоретические основы и модель формирования личностного самоопределения старших подростков средствами ученической самоуправленческой деятельности.

Актуализированные противоречия, наличие проблемы исследования, недостаточная разработанность её в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Ученическая самоуправленческая деятельность как средство формирования личностного самоопределения старших подростков в средней школе».

Цель исследования - определить теоретические основы и разработать модель формирования личностного самоопределения старших подростков в ученической самоуправленческой деятельности в средней общеобразовательной школе.

Объект исследования - процесс внеклассной воспитательной работы общеобразовательной школы.

Предмет исследования - формированиеличностного самоопределения старших подростковв ученической самоуправленческой деятельности в средней школе.

Гипотеза исследования. Формирование личностного самоопределения старших подростков средствами ученической самоуправленческой деятельности будет эффективным, если:

- раскрыты сущность и содержание понятий «самоопределение», «личностное самоопределение старшего подростка», «ученическая самоуправленческая деятельность»;

- рассматривать ученическое самоуправление как основную структурную единицу воспитательного процесса в средней школе, организованную на основе принципа свободы выбора, который предполагает осознанность, ответственность и самостоятельность, нацеленную на формирование лидерских качеств, навыков позитивного общения и самореализацию старших подростков;

- разработана и внедрена модельформирования личностного самоопределения старших подростков в ученической самоуправленческой деятельности средней школы;

- выявлены критерии и показатели уровня сформированности личностного самоопределения старших подростков в ученической самоуправленческой деятельности в средней школе.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:

1. Определить на основе изучения литературы по теме исследования теоретические основы формирования личностного самоопределения старших подростков в средней школе в процессе ученической самоуправленческой деятельности.

2. Уточнить содержание понятия «ученическая самоуправленческая деятельность».

3. Выявить педагогический потенциал ученической самоуправленческой деятельности в формировании личностного самоопределения старших подростков в средней общеобразовательной школе.

4. Разработать и экспериментально апробировать модель формирования личностного самоопределения старших подростковв ученической самоуправленческой деятельности школы.

5.Определить критерии и показатели уровня сформированности личностного самоопределения старших подростков в средней школе.

Методологическую основу исследования составили идеи диалектико-материалистического положения о социальной детерминации личности; положение о взаимовлиянии внутренних и внешних факторов, детерминирующих развитие личности в трудах С.Л.Рубинштейна, положение К.А.Абульхановой - Славской, отмечавшей в самоопределении активный, целеполагающий характер отношений человека к собственной жизни, труды отечественных ученых, разрабатывающих проблемы психолого-педагогических аспектов самоопределения личности (Л.И.Божович, М.Р.ГинзбургА.В.Петровский, В.Ф.Сафин, В.Э.Чудновский и др.), а также исследованияЭ.Эриксона, А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла , которые рассматривали формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я».

Теоретической основой исследования являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме формирования личности (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); теории воспитания, концепция личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.А.Комелина, И.М.Рязанцева, В.В.Сериков, О.Л.Шабалина, Р.Х.Шаймарданов, И.С.Якиманская и др.), концепция гуманно-личностного воспитания (Ш.А.Амонашвили, О.С.Газман, Т.Н.ПетроваВ.А.Сухомлинский, С.Н.Федорова и др.).

Методы исследования. Для достижения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

- теоретические: анализ литературы и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме, изучение передового педагогического опыта, моделирование, обобщение, систематизация;

- эмпирические: анкеты, опрос, педагогический эксперимент, тестовые методики (тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, методика «Я – лидер» В. Петрова, методика «Самоуправление в классном коллективе» М. Рожкова,анкетный опрос родителей и педагогов);

- статистические методы: метод обработки экспериментальных данных t - критерий Стьюдента.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились пять муниципальных образовательных бюджетных учреждений городского поселения ПойковскийНефтеюганского района Тюменской области Ханты - Мансийского автономного округа – Югры: «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа № 2», «Средняя общеобразовательная школа № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 4», «Центр образования взрослых». В эксперименте приняло участие 400 учеников 8-9 классов, 270 родителей, 120 педагогов, 70 представителей общественности Нефтеюганского района.

Основные этапы исследования. Исследование выполнялось с 2011 по 2017 год в несколько этапов.

Первыйэтап (2011-2012гг.) - на данном этапе выявлялось современное состояние проблемы; определялась методологическая база исследования, понятийный аппарат; анализировалась философская, психолого-педагогическая, научная литература; разрабатывался научный аппарат и структура диссертационного исследования; осуществлялся констатирующий этап экспериментальной работы: выявлен уровень сформированности личностного самоопределения старших подростков до начала эксперимента, готовность участвовать в ученической самоуправленческой деятельности, разработана модель формирования личностного самоопределения старших подростковв ученической самоуправленческой деятельности школы, разработана программа организации ученического самоуправления, определены соответствующие критерии, показатели и уровни сформированности личностного самоопределения обучающихся.

Второй этап (2013-2016 гг.) - на этом этапе углублялись теоретические положения, уточнялась гипотеза исследования, проводился формирующий этап эксперимента, апробировалась Программа организации ученической самоуправленческой деятельности, отрабатывалась модель формирования личностного самоопределения старших подростков в ученической самоуправленческой деятельности.

Третий этап (2016-2017 гг.) - контрольный этап эксперимента характеризуется проведением анализа, интерпретации, систематизации, обобщения результатов экспериментальной работы по эффективному формированию личностного самоопределения старших подростков средствами ученической самоуправленческой деятельности, сформулированы выводы и практические рекомендации, литературно оформлена диссертация, намечены пути расширения и внедрения полученных результатов в практику.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- определены теоретические основы формирования личностного самоопределения старших подростков в средней школе в процессе ученической самоуправленческой деятельности;

-уточнено понятие «личностное самоопределение старшего подростка» как новообразование, основу которого составляют интересы, идеал, направленность личности, ценности, а предоставленная свобода выбора в определении цели, задачи, содержания, методов, средств и форм данной деятельности способствует определению ценностным отношением к ним;

- разработана и внедрена модель формирования личностного самоопределения подростков в ученической самоуправленческой деятельности школы, основанная на личностно - ориентированном и деятельностном подходах и включающая цель, задачи, принципы, педагогические условия, методы, средства, организационные формы, критерии, показатели уровня личностного самоопределения и результат;

- выявлен педагогический потенциал ученической самоуправленческой деятельности в формировании личностного самоопределения старших подростков в средней общеобразовательной школе;

-определены основные критерии и показатели уровня сформированности личностного самоопределения старших подростков в средней школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в общую педагогику, историю педагогики и образования. В работе уточнено понятие «личностное самоопределение старшего подростка», представлена модель формирования личностного самоопределения подростков в ученической самоуправленческой деятельности школы, определены основные критерии и показатели сформированности личностного самоопределения старших подростков. Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что использование содержащихся в нем положений и выводов способствует эффективному формированию личностного самоопределения старших подростков в ученической самоуправленческой деятельности. Созданные автором материалы: модель формирования личностного самоопределения старших подростковв ученической самоуправленческой деятельности школы, программно-методический комплекс «Развитие ученического самоуправления через комплексную политико-экономическую игру «Демократическая республика»; методические рекомендации по составлению и реализации социальных проектов; алгоритм включения обучающегося в ученическое самоуправление, выбор деятельности, выбор форм деятельности; методические пособия «Разрабатываю социальный проект», «Социальное проектирование»; пакет инструкций, диагностических материалов, памяток, школьных законов, рекомендаций, положений,- могут быть востребованы в процессе решения такой значимой проблемы, как формирование личностного самоопределения старшего подростка средствами ученической самоуправленческой деятельности. Материалы исследования могут быть использованы при составлении программ организации ученической самоуправленческой деятельности в общеобразовательных учреждениях, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Апробация материалов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 12 публикациях автора, в том числе в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ; докладывались на научно- практических конференциях разного уровня: международной научно-практической конференции «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (Пенза, 2005); международной научно-практической конференции «Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов» (Пенза, 2005); всероссийской научно-практической конференции «Педагогика в глобализирующемсяпростанстве науки» (Тобольск, 2007); всероссийской научно-методической конференции «Традиции и инновации в контексте современного образования» (Пыть - Ях, 2009); всероссийской научно-практической конференции «Развитие дополнительного образования детей в контексте современной образовательной политики» (Челябинск, 2011); окружной научно-практической конференции «VI Знаменские чтения» (Сургут, 2007).

На основе материалов диссертации разработаны программы, сценарии воспитательных форм работы, методические рекомендации для районного методического объединения заместителей директоров школ по воспитательной работе.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим и теоретическим обоснованием исходных положений исследования, использованием научных методов, адекватных целям и задачам исследования, сочетанием количественных и качественных методов анализа экспериментальных данных и использованием методов математической статистики; проверкой результатов исследования на разных его этапах; репрезентативностью выборки и внедрением результатов исследования в учебно-воспитательный процесс школы.

В своей работе мы претендуем на следующие положения:

1. Личностное самоопределение старших подростков - это новообразование, основу которого составляют интересы, идеал, направленность личности, ценности, а предоставленная свобода выбора в определении цели, задачи, содержания, методов, средств и форм данной деятельности способствует определению ценностным отношением к ним.

2. Модель формирования личностного самоопределения старших подростков в ученической самоуправленческой деятельности, основанная на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и включающая цель, задачи, этапы, принципы, педагогические условия, методы, организационные формы, критерии, показатели уровня личностного самоопределения старших подростков в средней школе и результат, способствует формированию личностного самоопределения старших подростков в средней школе.

3. Критериями и показателями уровня сформированности личностного самоопределения старших подростков являются:наличие ценностей (ценностная насыщенность, ценностная пустота), переживание осмысленности жизни (переживание осмысленности жизни, переживание бессмысленности жизни), интерес к жизни ( интерес к жизни, отсутствие интереса к жизни), пространственно - временная организация жизни (широта областей реализации, узость областей реализации), характер самореализации ( Локус - контроль»Я»: творческий, репродуктивный), эмоциональная окрашенность (эмоционально привлекающее, эмоционально угрожающее), выбор профессии ( Локус- контроль «Жизнь» : наличие определенной социальной позиции, отсутствие определенной социальной позиции), социальная адаптация (успешность социальной адаптации, неуспешность социальной адаптации).

4. Педагогический потенциал ученической самоуправленческой деятельности в формировании личностного самоопределения старших подростков в средней общеобразовательной школе заключается в следующем:

- в реализации принципа свободы выбора в определении цели, задач, содержания, методов, средств и форм самоуправленческой деятельности;

- в возможности формирования системы ценностей, связанных с утверждением подростком своей роли в социальной сфере;

- в обеспечении направленности личности на активную самостоятельную деятель-ность;

- в формировании таких качеств личности, как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, ответственность за себя и за других.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Во введении обоснованы актуальность проблемы исследования, степень ее научной разработанности, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, представлены методы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе«Теоретические основы личностного самоопределения старших подростков в средней школе»осуществлен анализ научных работ, позволяющий заключить, что основы научного подхода к проблеме личностного самоопределения разработаны С.Л.Рубинштейном и раскрыты им в контексте проблемы детерминации.

В 60-70-е годы над проблемой самоопределения работали Б.Г.Ананьев, Л.М.Архангельский, Л.П.Буева, АГ.Спиркин, В.П.Тугаринов и др. Процесс самоопределение личности рассматривается в тесной связи с проблемами развития самосознания личности.

Самоопределение как компонент самосознания, осознания человеком своего Я и своих поступков тесно связаны с самореализацией личности, с формированием внутреннего мира человека, с его индивидуальностью. По мнению В.П. Тугаринова, индивидуальность и своеобразие каждого человека определяются комплексом способностей и жизненных установок - ориентиров, являющихся общественным свойством личности.

Проблема индивидуальности самосознания находит свое отражение в работах Б.Г.Ананьева. Индивидуальность - это и предмет, и условие воспитания, так как это уникальное явление, обладающее собственным внутренним миром, самосознанием и саморегуляцией поведенческого «Я».

Проблема самоопределения рассматривается в связи с исследованиями жизненного пути человека (Л.М.Архангельский, В.Е.Кемеров, Н.Д.Левитов, А.Н.Леонтьев, А.Г.Спиркин).

А.Н.Леонтьев считает самосознание, осознание своего «Я», результатом, продуктом становления человека как личности.

По мнению Л.И.Божович, самоопределение возникает у человека, как закономерное следствие качественного уровня развития самосознания, связанное с осознанием себя, как члена общества, с осознанием своей социальной приобщенности.

Личностное самоопределение А.Д.Глоточкин изучает как актуализированное самосознание, так как подобно памяти, вниманию и т.п. самосознание не проявляет себя без возникновения определенной ситуации в деятельности или общении.

Раскрывая структурно-содержательные характеристики личностного самоопределения, мы ориентируемся на концепцию, предложенную в работах отечественного психолога М.Р.Гинзбурга.Он определяет личностное самоопределение как содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования (актуального и потенциального). Самоопределение личности трактуется как «Я - концепция», в которой отражается его понимание переживания и намерения, отношения к предметным действиям социально - значимой деятельности в конкретных социальных условиях.

В рамках нашего исследования мы уточняем сущность понятия самоопределение - выбор человеком жизненного пути, своего места в труде, поиск цели и смысла своего существования.

Исходя из анализа определений личностного самоопределения в психолого-педагоги-ческой, философской литературе мы уточняемопределение следующим образом: личностное самоопределение есть новообразование, основу которого составляют интересы, идеал, направленность личности, ценности, а предоставленная свобода выбора в определении цели, задачи, содержания, методов, средств и форм данной деятельности способствует определению ценностным отношением к ним.

Личностное самоопределение как фактор социализации старшего подростка явилось предметом анализа второго параграфа первой главы диссертации.

Социализация - это процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых он растет и взрослеет.

Социализация рассматривается Б.Г.Ананьевым, как процесс, протекающий в двух направлениях - становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности, как деятеля. В сложном процессе социализации человек приобретает личностные качества, у него формируются убеждения, ценности, у него формируется характер, складывается мотивационная среда. Усваивая традиции, культуру, социальный опыт, системы социальных связей и отношений, человек постепенно становится социально адаптированным. Это свидетельствует, что его личностное самоопределение выступает как фактор социализации современного школьника.

Л.С.Рубинштейн выдвинул и обосновал положение о том, что внешние причины всегда действуют лишь опосредованно - через внутренние условия. Процесс социализации взаимодействует с процессом индивидуализации, т.е. процессом осознания растущим человеком своей самости, своих чувств, предпочтений, отношений, своего отличия от других.

Говоря о личностном самоопределении как важном факторе социализации, мы принимаем во внимание такие качества, как: позитивное личностное отношение к нравственным категориям и ценностям; наличие социальных жизненно необходимых навыков (коммуникативных, творческих, интеллектуальных и т.д.); умение самостоятельно принимать решение, нести ответственность, делать осознанный выбор; способность раскрыть свое «Я» путем самовыражения, саморазвития, самореализации.

Конечный результат, отмечает А.В.Мудрик, должен оцениваться по тому,
как мы подготовили их к самостоятельным действиям и умению принимать решения в нестандартных условиях.

Процесс осознания, взвешивания своего «Я» относительно цели протекает в особой ситуации выбора, которую нужно понимать в русле «социальной ситуации развития», намеченнойЛ.С.Выготским. Он подчеркивал, что эта ситуация представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. К ситуации выбора жизненной сферы как цели имеют непосредственное отношение также новообразования, тесно связанные с социальной ситуацией развития, которые выступают результатом и продуктом предыдущего этапа развития ребенка и в первую очередь указывают на перестройку его сознания. Выбор может сыграть и положительную, и отрицательную роль в жизнедеятельности субъекта.

При этом выбор протекает в виде решения и претворения его в жизнь на основе осознания и соотнесения субъектом своего «хочу», «могу», «умею» - «надо» и тех требований, которые предъявляет человеку социальная среда. Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности.

Вторая глава«Теория ученической самоуправленческой деятельности в личностном самоопределении старших подростков в средней школе» посвящена раскрытию особенностей ученической самоуправленческой деятельности. Определено содержание ученической самоуправленческой деятельности в средней школе, проанализирована история возникновения и развития самоуправленческой деятельности. Самоуправленческая деятельность - демократическаяформа организации детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. В современной теоретико-методической литературе нет единого мнения в определении термина ученической самоуправленческой деятельности.

В рамках нашего исследования мы уточняем сущность понятия «ученическая самоуправленческая деятельность» - это такая деятельность, которая предусматривает вовлечение учащихся в управление школьными делами, создание органов коллектива, наделенных особыми правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств.

Однако в целом проведенный нами анализ степени разработанности проблемы развития самоуправленческой деятельности показывает, что остаются неисследованными аспекты, связанные срассмотрением самоуправления подростков в совокупности с личностным самоопределением обучающегося.

В данной главе представлены принципы развития системы ученической самоуправленческой деятельности, определены цели ученического самоуправления в системе ученических коллективов и формирования органов школьного самоуправления на всех этапах его развития.

Ведущей задачей воспитания остается личность, способная принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной. Главное в воспитании - создание условий для личностного самоопределения.Выстраивая карьеру для каждого участника образовательного процесса с позиции школьного треугольника «ученик - родитель - учитель», в карьере ученика выделены три составляющие: карьера лидера; учебная карьера;профессиональная карьера.

Мы рассматриваем ученическую самоуправленческую деятельность как частьобщей школьной организационно - управленческой структуры.

Педагогический коллектив школы оценивает результаты развития самоуправления на основании пакета методик, утвержденных педсоветом школы.

Мониторинг ученического самоуправлениястроится на принципах самооценки: систематичность, всесторонность, относительная объективность, прозрачность и партнерство участников, вовлечение внутренних резервов школы, включение школьников в оценочную деятельность.

Также дана характеристика личностно ориентированным воспитательным технологиям: педагогика сотрудничества, метод проектов, коллективные творческие дела (И.П.Иванов), технология подготовки и реализации социального проектирования (А.С.Прутченков), личностно ориентированные технологии педагогического процесса (Р.Х.Шаймарданов), личностно ориентированное развитие (И.С.Якиманская), технология педагогической поддержки (О.С.Газман), технология гуманного коллективного воспитания (В.А.Сухомлинский), игровые технологии, технология формирования лидерской позиции подростков (Д.В.ГригорьевН.Селиванова,), технологии воспитания на основе системного подхода (В.А.КараковскийЛ.И.Новикова, Н.Л.Селиванова). Использование педагогических технологий позволяет наполнить ученическую самоуправленческую деятельность конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи направить на формирование личностного самоопределения подростков.

В третьей главе «Экспериментальное исследование формирования личностного самоопределения старших подростков в ученической самоуправленческой деятельности» описаны организация и ход экспериментальной работы, проанализированы результаты реализации модели формирования личностного самоопределения старших подростков в ученической самоуправленческой деятельности,представлена программа экспериментального формирования личностного самоопределения старших подростков средней школы в ученической самоуправленческой деятельности.

Общая схема нашего эксперимента предусматривала три основных этапа: констатирующий, формирующий и контрольно-оценочный. В целях обеспечения его валидности наряду с экспериментальной группой в нем участвовали контрольные группы, которые тестировались в начале и в конце эксперимента.

Эксперимент проводился 2011-2017 гг. в естественных условиях учебно-воспитательного процесса пяти муниципальных образовательных бюджетных учреждений городского поселения ПойковскийНефтеюганского района Тюменской области Ханты - Мансийского автономного округа - Югры: «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа № 2», «Средняя общеобразовательная школа № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 4», «Центр образования взрослых».

На констатирующем этапемы отобрали группу, в которую вошли 400 восьмиклассников и девятиклассников пяти муниципальных образовательных бюджетных учреждений городского поселения ПойковскийНефтеюганского района Тюменской области Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Мы провели оценку уровня готовности участников эксперимента к самоуправленческой деятельности анкетой В.Степанова. Результаты отражены в таблице 1.



Таблица 1

Уровни готовности учащихся к самоуправленческой деятельности до начала эксперимента

Уровни готовности к самоуправленческой деятельности

Характеристика уровней готовности учащихся к самоуправленческой деятельности

СОШ №1

СОШ №2

СОШ №3

СОШ №4

1 уровень

Учащиеся не подготовлены к самоуправленческой деятельности

45%

50%

42%

55%

2 уровень

низкий уровень подготовки

25%

20%

28%

25%

3 уровень

средний уровень подготовки»

20%

20%

25%

10%

4 уровень

высокий уровень подготовки

10%

10%

15%

10%

Опираясь на многочисленные исследования ученых (Л.Божович, М.Гинзбурга, Л.Рубинштейна), мы определили методики измерения личностного самоопределения. Поскольку структурными компонентами личностного самоопределения являются психологическое настоящее, включающее самопознание и самореализацию, и психологическое будущее, предполагающее смысловое и временное будущее, то на этой основе мы определили критерии и показатели личностного самоопределения, дали характеристику личностного самоопределения.

Мы рассматриваем самопознание как присвоение определенных ценностей и их осознание как своих собственных и считаем, что критериями являются «ценностная насыщенность» или «ценностная пустота», «переживание осмысленности собственной жизни» или «переживанием её бессмысленности», «проблемы смысла жизни значима» или «проблема смысла жизни незначима». Показателями вышеуказанных критериев является плотность и экзистальная ориентация, а личностное самоопределение характеризуется ценностной насыщенностью, субъективными переживаниями осмысленности собственной жизни. Вышеуказанные характеристики измеряем при помощи методики М.Рокича «Ценностные ориентации» и «Теста смысложизненных ориентаций» Д.Леонтьева.

Самореализацию мы рассматриваем как воплощение этих ценностей в определенных видах деятельности, поэтому критериями будут «широта областей реализации» или «узость областей реализации», «творческий характер самореализации» или «репродуктивный». Показателями вышеуказанных критериев будет активность, а личностное самоопределение характеризуется активным жизненным поиском, проявлением себя в различных видах деятельности, проявление собственной индивидуальности. Это измеряем при помощи методики В.Петрова «Лидер».

Личностное проецирование себя в будущем характеризуется ценностными характеристиками, поэтому его критериями будут «ценностная насыщенность» или «ценностная пустота», «эмоционально привлекающее» или «эмоционально угрожающее», «активность» или «пассивность». Показателями этих критериев является валентность эмоциональности будущего, а личностное самоопределение характеризуется видением себя в будущем самостоятельным человеком, с надеждой на собственные силы, наличием широкого спектра значимым позитивных ценностей. Это измеряем с помощью методики В.Петрова «Эффективаность лидерства» и методики М.Рокича «Ценностные ориентации». Критериями собственного планирования являются выбор профессии (наличие или отсутствие определенной социальной ориентации), социальная адаптация (успешность или неуспешность социальной адаптации). Показателями данных критериев выступают определенность, структурированность и глубина временного будущего. А личностное самоопределение характеризуется видением себя как профессионала, видением себя в обществе, высокой самоорганизацией и высоким уровнем притязаний.

На констатирующем этапе эксперимента мы выявили сформированность личностного самоопределения: на первом уровне оказались 20 % старших подростков школ № 1 и № 3, 25%- школы № 2, 15 %- школы № 5. На втором уровне 50% подростков школы № 1, 34% школ № 2,3,4. На третьем уровне 20% подростков школы № 1, 21%- школы № 2, 25%- школы № 3, 28% - школы № 4. И на четвертом уровне 10 % подростки школы № 1, 9 % - школы № 2, 15% - школы № 3, 12 % - школы № 4.

Также на данном этапе эксперимента была разработана модель формирования личностного самоопределения подростков в ученической самоуправленческой деятельности школы, которая прошла апробацию на следующем этапе экспериментальной работы.

Второй этап эксперимента представлял собой процесс апробации модели формирования личностного самоопределения подростков в ученической самоуправленческой деятельности (схема1).

Для моделирования мы выбрали структурную модель, основанную на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и включающую цель, задачи, принципы, педагогические условия, методы, средства, организационные формы, критерии, показатели уровня личностного самоопределения и результат.





























Цель: формирование личностного самоопределения старших подростков в ученической самоуправленческой деятельности в средней школе







Задачи:

1.вооружение учащихся знаниями основ организации самоуправленческой деятельности,

2.воспитанине самостоятельности, деловитости, ответственности,коммуникабельности, уверенности в собственных возможностях и др.

3. формирование лидерских, организаторских качеств,

4.развитие социальной активности в практике ученической самоуправленческой деятельности,









Принципы:

целостности и системности,

диалогического общения,

культуросообразности,

сознательности и творческой активности, принцип представительства, принцип сменности выборного актива



Педагогические условия:

реализация деятельностного подхода в организации ученического самоуправления через игру «Демократическая республика «Омега» , использование воспитательных технологий, направленных на формирование личностного самоопределения в ученической самоуправленческойдеятельности , сотрудничество педагогов, родителей и общественности в процессе формирования личностного самоопределения старших подростков











Э Т А П Ы

2 этап

«формирующий»

Погружение в политико – экономическую игру, проведение КТД, защиты проектов, программ, мозговых штурмов



1 этап

«диагностический «

Проведение тестовых методик и анкет, целью которых является выявлениеуровня сформированности личностного самоопределения





3 этап

«завершающий»

Выявление результатов формирования личностного саамоопределения, коррекция плана действий на основеполученных результатов.







Методы; объснительно – иллюстративный, метод проектов, проблемный, методы формирования сознания личности(упражнения, поручения, требования, создание воспитывающихситуаций), методы стимулирования, метод самоорганизации коллектива



Организационные формы:

Деловая игра «Демократическая республика «Омега», практикумы «Как стать лидером», КТД, реализация соц. проектов «Перекресток», «Бизнес, досуг, здоровье», «Праздник в каждый дом», «Гарант» тренинги «Развитие самопознания подростков», «Как стать организатором?», встречи с людьми различныхпрофессий беседы «Я и мои друзья», «Что такое долг», «Престиж армии», конкурсы «Ученикгода», «Класс года», «Лидер ХХI века», мастер- классы «Планета друзей», «Учись жить» и тд







Средства:

Методические комплексы, нормативно – правовая база, ТСО, интернет.










Критерии:

Наличие ценностей

Переживание осмысленности жизни



Интерес к жизни

Пространственно – временная

организация жизни

Характер самореализации

Эмоциональная окрашенность

Выбор профессии



Социальная адаптация



Уровни

сформированности личностного

самоопределения:

номинальный,

низкий,

средний,

высокий





Показатели:

Ценностная насыщенность, ценностная пустота

Переживание осмысленности жизни, переживание бессмысленности жизни

Интерес к жизни, отсутствие интереса к смыслу жизни

Широта областей реализации, узость областей реализации



Локус- контроль «Я» (Творческий, репродуктивный)

Эмоционально привлекающее, эмоционально угрожающее

Локус – контроль «Жизнь» (Наличие определенной социальной позиции, отсутствие определенной социальной позиции)

Успешность социальной адаптации, неуспешностьсоциальной адаптации




















Результат:сформированность личностного самоопределения старшего подростка





Схема 1. Модель формирования личностного самоопределения старшего подростка

в ученической самоуправленческой деятельности школы


Для реализации разработанной нами модели была составлена проектная Программа.

Цель проектной Программы -создание условий для успешного формирования личностного самоопределения в рамках организованной ученической самоуправленческой деятельности школы.

Задачей проектной Программы является формирование личностного самоопределения обучающихся средствами ученической самоуправленческой деятельности.

Направления деятельности по проектной Программе: гражданско-патриотическое; профориентационное; познавательное; научно-исследовательское; трудовое; культурно-массовое; спортивное; досуговое; экологическое, правовое.

В рамках проектной программы была реализована политико-экономическая игра «Демократическая республика «Омега», созданы новые органы управления ( советы, творческие группы, министерства и т. д.), организована экспериментальная площадка, что позволило решать задачи, поставленные в рамках экспериментальной работы, направленной на формирование личностного самоопределения обучающихся.

На констатирующем этапе проводилась оценка уровней готовности к ученической самоуправленческой деятельности, входная диагностика уровня сформированности личностного самоопределения. Для решения задач данного этапа использовался комплекс методов исследования (анализ литературы и передового педагогического опыта, моделирование, обобщение, систематизация, анкетирование, тестовые методики).

Обобщенные результаты оказались довольно низкими. До начала эксперимента результаты готовности к самоуправленческой деятельности следующие: 45% подростков не готовы к самоуправленческой деятельности в школе № 1, в школе № 2 - 50%, в школе № 3 - 42%, в школе № 4 - 55%. 10% подростков обладают высоким уровнем подготовки к самоуправленческой деятельности в школах № 1,2,4; в школе № 3 - 15% подростков. Показатели самоопределения личности до начала эксперимента даны в таблице 2.

Таблица 2

Показатели самоопределения личности до начала эксперимента

Показатели

Норма

Факт

Наличие цели в жизни

31

22,4

Интерес и эмоциональная насыщенность жизни

30

25,9

Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией

24

18,6

Локус контроля «Я» (Я – хозяин жизни)

20

16,2

Локус контроля – жизнь (управляемость жизнью)

30

26,1

Общий показатель уровня осмысленности жизни (самоопределения)

100

83,2

После обработки диагностического материала сделаны выводы:

1.Подростки не готовы к самоуправленческой деятельности;

2. Они не могут четко определить цели своей жизни;

3. Лидерские и самоуправленческие качества выражены крайне слабо;

4. Наблюдается отсутствие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

5. Испытуемые не воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

6. Большинство испытуемых не верят в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни.

7. У них отсутствует убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

8. Им присуща убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно загадывать что-либо на будущее.

9. Из ценностных ориентаций обучающиеся выбирают следующие ценности. На первом месте находится ценность счастливой семейной жизни, духовной и физической близости с любимым человеком, на втором месте - наличие хороших и верных друзей, на третьем - деньги, т. е. материально обеспеченная жизнь. Последние места у них занимают саморазвитие и счастье других людей.

Формирующий этап эксперимента представлял собой процесс апробации модели формирования личностного самоопределения подростков в ученической самоуправленческой деятельности. Ёе реализация спланирована на три года с учетом возрастных, психологических особенностей обучающихся. На формирующем этапе эксперимента мы реализовали игру «Демократическая республика «Омега», подготовили технолого-методический инструментарий, предложили педагогическую поддержку органам ученического самоуправления.

На заключительном этапе экспериментадля оценки изменений, произошедших за время реализации модели формирования личностного самоопределения старших подростков в ученической самоуправленческой деятельности, были использованы те же методы исследования и диагностические методики, что и на входе в эксперимент.

По полученным данным можно сделать вывод о том, что в ходе участия в эксперименте меняются ценностные ориентации у старших подростков, появляется необходимость в собственном саморазвитии и забота о благополучии других. На первом месте по-прежнему стоит «семья» (т.е. счастливая семейная жизнь, духовная близость с любимым человеком), на втором - «работа» (т.е. интересная, творческая, продуктивная деятельность, максимальное использование своих способностей). На третьем месте «познание (т.е. интеллектуальное развитие, расширение своего кругозора, жизненная мудрость). На четвертом месте – «счастье других» (т.е. благосостояние, развитие и совершенствование других людей), на пятом - «саморазвитие» (т.е. работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, достижение внутренней гармонии). На последних местах такие ценности, как «деньги» и «карьера».

Положительная динамика результатов зафиксирована после эксперимента, в ходе которого наблюдается рост показателей личностного самоопределения в ходе организации самоуправленческой деятельности обучающихся.

Представим показатели личностного самоопределения в начале и в конце эксперимента. Наличие цели в жизни: норма 31, был 22,4, стал 26 (+4); интерес и эмоциональность: норма 30, был 21,стал 27,2 ( +13,1); результативность жизни: норма 24, был 10,5, стал 18,6 (+8,1); локус контроля «Я»: норма 20, был 10,2, стал 18,2 (+ 8); локус контроля «Жизнь»: норма 30, был 15,1, стал 26,1 (+11); общий показатель уровня осмысленности жизни: норма 100, был 73,2, стал 83,2 (+10).

Была выявлена явная тенденция постепенного перехода обучающихся - лидеров с первого (номинального) уровня на второй, третий (средний) и четвертый (высокий) уровни. Количество обучающихся, имеющих средний и высокий уровни сформированности лидерских качеств, возросло, что позволяет считать поставленную задачу выполненной.

Наблюдаемый к концу эксперимента значительный рост показателей у обучающихся, вовлеченных в деятельность органов ученического самоуправления, свидетельствует об эффективности проведенной работы. За период экспериментальной работы повысился количественныйпоказатель среднего балла сформированности лидерских качеств с 4,7 балла до 8,2 балла, т.е. на 3,5 балла.

Анализ результатов анкетного опроса выпускников - представителей школьного актива - свидетельствует о том, что, пройдя через реализуемую в школе систему ученического самоуправления и школу лидерства, выпускники школ самоутвердились за счет приобретенного коммуникативного опыта социально-значимой деятельности, сформированных умений творчески решать задачи в профессиональной сфере, успешно выстраивать траекторию карьерного роста.Это говорит о том, что в процессе самоуправленческой деятельности происходит формирование личностного самоопределения. Уровни сформированности личностного самоопределения даны в таблице 3.

Таблица 3

Уровни сформированности личностного самоопределения до и после эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Уровни сформированности личностного самоопределения (в %)

номинальный

низкий

средний

высокий

номинальный

низкий

средний

высокий

15%

45%

28%

12%

8%

22%

42%

25%


Таким образом, количество обучающихся, для которых характерно состояние эмоционального благополучия, высокий интерес и близость к себе, ожидание от окружающих позитивного отношения и более высокий уровень самоуважения, хорошо развитая рефлексия, исследование своего внутреннего мира и поведения увеличилось на 27%, А количество обучающихся, которые характеризуются слабо развитой рефлексией, ожиданием негативного отношения к себе со стороны окружающих и слабым проявлением интереса к самому себе, к собственным мыслям и чувствам, заниженной самооценкой, низким самоуважением, отсутствием веры в свои силы уменьшилось на 7 %

Для определения результативности проведенной работы нами был использован статиcтический метод обработки данных t - критерий Стьюдента. Было выдвинуто две гипотезы, H0 - процесс формирования личностного самоопределения не обладает какими - либо преимуществами по сравнению с традиционной организацией ученического самоуправления в средней школе, H1 - наличие преимущества процесса формирования личностного самоопределения в условиях организации системы ученической самоуправленческой деятельности.

Представим лишь конечные результаты расчета. Так в начале эксперимента среднее значение процесса формирования личностного самоопределения в рамках традиционной организации воспитательного процесса составило:

Коэффициент Стьюдента t в данном случае для степеней свободы:

к = 10-1=9, уровня доверительной вероятности 95% равен tкрит = 2,26, экспериментальные t = 7,21, откуда следует возможность принятия альтернативной гипотезы Н, о достоверных различиях средних арифметических, т.е. делается вывод об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы. В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на пятипроцентном уровне гипотеза Н0 отклоняется и принимается гипотеза Н1.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили, что процесс формирования личностного самоопределения обучающихся школы средствами самоуправленческой деятельности результативен.

Настоящая работа представляет попытку решения проблемы формирования личностного самоопределения средствами ученической самоуправленческой деятельности средней школы. Проведенное исследование подтвердило исходную гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Движущей силой в ученической самоуправленческой деятельности обучающихся является личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.

2. Личностное самоопределение есть новообразование, основу которого составляют интересы, идеал, направленность личности, ценности, а предоставленная свобода выбора в определении цели, задач, содержания, методов, средств и форм данной деятельности способствует определиться ценностным отношением к ним.

3. Критериями, показателями уровня сформированности личностного самоопределения старших подростков являются следующие:наличие ценностей (ценностная насыщенность, ценностная пустота), переживание осмысленности жизни (переживание осмысленности жизни, переживание бессмысленности жизни), интерес к жизни (интерес к жизни, отсутствие интереса к жизни), пространственно - временная организация жизни (широта областей реализации, узость областей реализации), характер самореализации ( Локус -контроль»Я»: творческий, репродуктивный), эмоциональная окрашенность ( эмоционально привлекающее, эмоционально угрожающее), выбор профессии ( Локус- контроль «Жизнь»: наличие определенной социальной позиции, отсутствие определенной социальной позиции), социальная адаптация (успешность социальной адаптации, неуспешность социальной адаптации).

4. По данным нашего исследования, на успешность личностного самоопределения значительное влияние оказывают осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих личностью, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития. Вышеуказанные характеристики можно приобрести, участвуя в ученической самоуправленческой деятельности.

5. В ходе эксперимента у старших подростков повысился уровень общественной активности на 30 %. Увеличилось количество обучающихся, которые являются инициаторами и организаторами большинства коллективных дел в школе, служат примером в выполнении общественных поручений, требуют добросовестного отношения к ним своих одноклассников, настойчиво берутся за порученное дело и мобилизуют других на выполнение целей и задач ученического самоуправления на 25%. Уменьшилось количество подростков, которые неохотно выполняют поручения, уклоняются от участия в общественных делах, проявляют безответственность, пренебрегают интересами коллектива.

6. Реализуемая в рамках эксперимента проектная Программа ученической самоуправленческой деятельности создает для старших подростков «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности через политико-экономическую игру «Демократическая республика Омега». Игра, моделируя принципы демократии и товарно-денежные отношения, существующие в современном обществе направлена на организацию различных видов деятельности подростков, способствует развитию духа соревновательности, инициативности, творчества, социальной активности, а самое главное - на эффективное формирование личностного самоопределения старших подростков школы.

Таким образом, рабочая гипотеза нашего исследования подтвердилась в ходе проведенного исследования. Наиболее значимые личностные характеристики для успешности личностного самоопределения осознаются как менее выраженные в своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т.е. происходит снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для возможности его развития в перспективном будущем. Свобода выбора гарантирует безопасность личности и психологический климат, способствующий личностному самоопределению и самообразованию, и приводит к тому, что не школьник приспосабливается к учреждению, а учреждение - к нему, и в этом случае образование становится фактором развития личности, условием формирования её.

Проведенный нами эксперимент показал, что личностное самоопределение старших подростков, как способность осознанного развития своих природных, социальных, эмоциональных качеств, выбора самостоятельного жизненного пути, индивидуальной жизненной стратегии, собственного стиля и образа жизни, способа выражения своего «Я» в отношениях, общениях и деятельности будет эффективным при участии его в ученической самоуправленческой деятельности.

Реализуемый нами подход к практическому изучению характеристик личностного самоопределения путем включения обучающихся в самоуправленческую деятельность через показатели осмысленности жизни личности представляется нам достаточно перспективным для дальнейших разработок программ исследования по этой проблеме. Определяя перспективу исследования, мы отмечаем, что не все аспекты нами изучены в полной мере. В связи с этим актуальной нам представляется продолжение исследования личностного самоопределения в ученической самоуправленческой деятельности обучающихся средней школы. Детального изучения требуют разработки альтернативных условий для эффективности формирования личностного самоопределения. Дальнейшее направление работы мы видим в разработке технологий педагогической поддержки личностного самоопределения, способствующих включению обучающихся в процессы самопознания, самоопределения и самореализации.


Основные положения педагогического опыта отражены в следующих публикациях:

Статьи в рецензируемых в изданиях,

рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:


  1. Борисовская, М.В. Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся средних школ / М.В. Борисовская // Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова. - Архангельск, 2009. - №11. - С. 261-264.

  2. Борисовская, М.В. Личностное самоопределение обучающихся в самоуправленческой деятельности средней общеобразовательной школы» / М.В., Борисовская, Р.Х. Шаймарданов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- Челябинск, 2011. - №7. - С. 32-40.

В других изданиях:

  1. Борисовская, М.В. Правовые аспекты управления в образовательном учреждении / Борисовская М.В. // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: Материалы IV Международной научно-методической конференции. /Под ред. д.эконом.н., проф.Б.Н. Герасимова.- Пенза: Приволжский Дом знаний, 2005. - С. 19-24.

  2. Борисовская М.В. Личностное самоопределение как фактор социализации современного школьника/ М.В. Борисовская // Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: Материалы III Международной научно-методической конференции. /Под ред.д. пед. н., проф. В.П.Линьковой. - Пенза: НОУ «Приволжский Дом знаний», - 2005. - С. 161-163.

  3. Борисовская, М.В. Модернизация образования как основа формирования нового уровня развития экономики, социальной сферы, гражданского общества / М.В.Борисовская // «VI Знаменские чтения»: Материалы окружной научно-практической конференции. /Под ред. кпн, доцента В.Н.Малиновской. - Сургут: СурГПИ, - 2007. - С. 3.

  4. Борисовская, М.В. Социальное проектирование в личностном самоопределении/ М.В. Борисовская // Педагогика в глобализирующемсяпростанстве науки: Материалы Всероссийской научно- практической конференции. / Под ред. канд. пед. н., доцента И.И.Черкасовой.- Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, - 2007. - С. 107-108.

  5. Борисовская, М.В. Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав детей и молодежи через организацию ученического самоуправления / М.В. Борисовская // Итоги окружных конкурсов вариативных программ: Сборник Комитета по делам молодежи ХМАО - Югры. - Ханты - Мансийск: Издательство «Югра», - 2008. - С. 5-13.

  6. Борисовская, М.В. Совершенствование воспитательной системы через создание организационно-педагогических условий для эффективного личностного самоопределения школьников / М.В. Борисовская // Традиции и инновации в контексте современного образования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. д. соц. Н., проф. Е.Н.Васильевой. - Пыть-Ях: Тюменский Государственный университет, - Тюмень, 2009. - С. 69-71.

  7. Борисовская, М.В. Социальное проектирование / М.В. Борисовская, Р.Х. Шаймарданов / Учебная программа и методические рекомендации по элективному курсу для обучающихся 8-9 классов средних общеобразовательных школ по предметной области «Технология». Сургут: Издательско - печатный дом «Дефис». - 2009. - 64 с.

  8. Борисовская, М.В. Личностное самоопределение обучающихся средней школы в проектной деятельности / М.В. Борисовская // Перспективы развития современной школы. Воронеж: Мастеринг. - 2010. - №4. - С.34-36.

  9. Борисовская, М.В. Личностное самоопределение старших подростков в ученической самоуправленческой деятельности средней общеобразовательной школы / М.В., Борисовская, Р.Х. Шаймарданов // Новые образовательные технологии: научно - методический журнал. - Воронеж: ООО Изд-во «Мастеринг».- 2011.- №2.- С.15-19.

  10. Борисовская, М.В. Дополнительное образование как условие формирования личностного самоопределения школьников / М.В. Борисовская // Развитие дополнительного образования детей в контексте современной образовательной политики: Материалы Всероссийской научно- практической конференции. / Под ред. канд. пед. н., доцента А.В.Кислякова. - Челябинск: Издательство Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, - Челябинск, 2011.- С. 163-168.
















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее