Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МР «Нижнеколымкий район»
«Черская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: На заседании ШМО Протокол №_______________ Рук. ШМО_______Друзь Н.Е. | Согласовано: Зам.директора УВР: ____________Никифорова М.Н.
«_____»___________________2017г.
| Утверждаю: Директор школы: ________________Дмитриева Ж.А. Приказ №_______ От «____»_____________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
по внеурочной деятельности
«Школа безопасности»
1-4 классы
Составила Зайкова Т.В.,
учитель дополнительного образования
2017-2018 учебный год
Структура рабочей программы:
1.пояснительная записка.
Цели и задачи программы
Актуальность и особенность программы
Формирование способностей младших школьников
Сроки реализации программы
2. содержание изучаемого курса
3. методическое обеспечение программы
4.планируемые результаты.
5. календарно-тематическое планирование.
6.Проекты.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 1-4.. класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Устава МКОУ «Черская средняя общеобразовательная школа» МР «Нижнеколымский район»;
Образовательной программы муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Черская средняя общеобразовательная школа» МР «Нижнеколымский район»;
- Положение о рабочей программе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Черская средняя общеобразовательная школа» МР «Нижнеколымский район»;
На изучение предмета отводится 1 час в неделю в соответствии с базисным учебным планом.
Содержание:
1.Введение
2.Пояснительная записка.
3.Учебно-тематическое планирование.
4.Ожидаемый результат.
5. Проекты
6.Использованный материал.
Введение
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни и здравотворчестве — одна из важнейших проблем нашего общества в целом и школы в частности. Школа может способствовать ее решению посредством введения учащихся в мир науки валеологии, предметом которой на современном этапе ее развития является образ жизни, обеспечивающий оптимальное существование, онтогенез и деятельность человека. Уже у младших школьников важно формировать культуру здорового образа жизни — основу валеологической культуры, на что обращается особое внимание в "Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике САХА (Якутия)"
Пояснительная записка
Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
Программа внеурочной деятельности расчитана для уч-ся 1-4 кл по оздоровительному направлению «Азбука безопасности» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Внеурочные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Программа «Школа безопасности» включает в себя, как теоретическую - изучение правил безопасного поведения, так и практическую части - организация ролевых занятий.
Данный курс предназначен для учащихся 1-4 классов. Программа составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерного содержания программы по ОБЖ для 1 класса, авторы Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова, соответствует требованиям нормативных документов: ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения»,а также из опыта по валеологическому воспитанию младших школьников в ЧНОШ
Основная цель программы:
овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях, включать в организацию занятий элементы оздоровительной направленности
Задачи программы:
1.организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
2.Способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
3.Воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
4.Учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
5.пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, а так- же следующие формы обучения: уроки-беседы, решение ситуативных задач, экскурсии, практические занятия с выходом в общественные места, тематическое спортивное ориентирование, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, агитбригады.
Ведущие технологии: деятельностный метод и диалог. Это позволит вовлечь в работу всех обучающихся, учить их делиться опытом, впечатлениями, объяснять поступки. Новый материал школьники будут узнавать не только от учителя, но и «открывать» в ходе поиска решения проблемной ситуации.
Программа рассчитана на на 2 половину учебного полугодия.
К числу планируемых результатов освоения программы «Азбука безопасности» отнесены:
Личностные результаты - общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;
Метапредметные результаты - развитие умения взаимодействовать с окружающими при рассмотрении и анализе разных ситуаций и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
Предметные результаты - овладение начальными представлениями об окружающем мире.
Реализация программы «Азбука безопасности» позволит:
привить учащимся начальные знания в области безопасности и их осознанное применение в повседневной жизни;
сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые качества для безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС;
наметить преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе
Для успешной реализации программы «Азбука безопаснос используется оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор,принтер, колонки;
для учащихся - учебные фильмы с видео и мультипликационными сюжетами: «Азбука безопасности. Смешарики», «Уроки осторожности», «Уроки хорошего поведения»,уроки-презентации и другие; демонстрационные таблицы по основам безопасности жизнедеятельности; Интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики и т.п.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Школа безопасности»
Кол-во часов в неделю-1 час | |||||
1а класс | 3б класс | ||||
ТЕМА | Дата по плану | Дата по факту | Дата по плану | Дата по факту | |
1.Побеждай зло добром! Что такое добро и что такое зло. Валеологические минутки-гимнастика для глаз. | 21.02. |
| 21.02. |
| |
2. Что такое безопасность человека. Защита в черезвучайных ситуациях и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация? Возможные способы выхода. Ролевые игры.
Валеологические минутки.
| 28.02. |
| 28.02. |
| |
3.Что такое ЗОЖ. (ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА)
Валеологические минутки | 7.03. |
| 7.03. |
| |
5.Что такое ПАВ
Валеологические минутки | 14.03. |
| 14.03. |
| |
6.Улица и возможные неожиданные ситуации .
Валеологические минутки.
| 21.03. |
| 21.03 |
| |
7.Осторожно вода .
Валеологические минутки.
| 4.04. |
| 4.04. |
| |
8. Огонь друг и огонь враг. Противопожарная безопасность. Валеологические минутки.
| 11.04. |
| 11.04. |
|
9Лекарство и витамины Профилактика простудных заболеваний Личная гигиена.
Валеологические минутки.
| 18.04 |
| 18.04. |
|
10.Безопасность в разных жизненных ситуациях: Правила поведения в транспорте ,в школе во время перемен,на улице.
Валеологические минутки.
| 25.04. |
| 25.04. |
|
11. .Безопасность при отдыхе на природе(ледоход) Соблюдение безопасности при общении с животными. Первая помощь при укусах насекомых и животных.
Валеологические минутки. | 2.05. |
| 2.05. |
|
12. значение режима дня ,правильное питание. Валеологические минутки.
| 16.05. |
| 16.05. |
|
13.Итоговое занятие путём тестирования. Итоговые Валеологические минутки. | 23.05.
30.05. |
| 23.05.
30.05. |
|
- Большое значение в программе отводится теме ЗОЖ
- формировать представление о позитивных факторах,
влияющих на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного
общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Как правильно переходить дорогу. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. Знакомство с дорожными знаками. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров в транспорте. Сюжетно-ролевые игры по ПДД.
-Осторожно вода
Выявление возможных опасных ситуаций на воде в разное время года. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в разные временные периоды. Знакомство с правилами поведения во время купания в специально отведенных местах, составление памяток на летний период. Знакомство с основными спасательными средствами.
- Огонь друг и огонь враг.
Безопасность в доме. Выяснить, как могут стать опасными домашние вещи. Огонь в доме. Детские шалости с огнём. Составление маршрута действий при обнаружении пожара дома, в школе, в транспорте. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.
-Лекарство и витамины
Беседа о роли лекарств и витаминов в жизни человека. Какие опасности кроются в домашней аптечке? Спортивное ориентирование с заданиями по основным правилам безопасности в помещении.
Профилактика простудных заболеваний
Ролевые игры на безопасность ,инсценирование ситуации.
Уровень удовлетворенности кружковцев определяется по результатам анкетирования «Семь причин» в конце учебного года. Обучающимся предлагается ответить на вопрос «Почему ты посещаешь кружок «Азбука безопасности»?» путем выбора только шести причин, а седьмую дописывают сами.
Ожидаемый результат:
- эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике психического состояния ребенка, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.
- формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников;
Проекты
Наименование мероприятия | Дата | Участники |
1.Выставка рисунков « Я и мой друг» в рамках психологического месячника . | март | Уч-ся |
2. Участие в научно-практической конференции школы. | апрель | Уч-ся |
3.Выставка антирекламы « ПАВ» | май |
Уч-ся |
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С.П., 2002.
2.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В.Григорьев, П. В. Степанов -М.:Просвещение,2010.
3. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры - Мир Книги, Москва, 2003.
4. DVD «Уроки осторожности» - ТО «Маски», Москва, 2009.
5.DVD «Уроки хорошего поведения» - ТО «Маски», Москва, 2009.
6. DVD «Азбука безопасности.Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2003-2011.
Электронно-образовательные ресурсы
1. numi.ru/download.php?id=35025.Педагогический проект. «Безопасность шаг за шагом».
2. nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti.../metodicheskie-rekomendatsii-...