«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Творчество одарённых детей

Обществу во все времена были нужны одаренные люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одаренного ребенка может в первую очередь семья и школа.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности.

Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный творческий потенциал.

Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Творчество одарённых детей на уроках русского языка и литературы

Клавдия Сергеевна Барыкина, учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №3, г.Вилючинск (Камчатский край)

Французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри писал: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться».


Обществу во все времена были нужны одаренные люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одаренного ребенка может в первую очередь семья и школа.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности.

Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный творческий потенциал.

Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.


Яркие детские таланты встречаются довольно редко.

Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими, по сравнению с большинством, интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, с восприимчивостью к учению.

Задача учителя – заметить вовремя одаренного ребенка.

Приходится опираться на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности, потому как работать с одаренными детьми, я считаю, должны и одаренные педагоги, постоянно пополняющие свои учительские знания, имеющие высокую педагогическую компетенцию, определенные личностные качества, умеющие строить межличностные отношения с учеником.

Работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников.

Если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать.

Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, вижу выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе.

Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:

  • обучение на высоком уровне трудности;

  • быстрый темп изучения программного материала;

  • осознанное обучение;

  • преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями;

  • общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.

Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.


  1. Проектная работа «Правдивое слово на страницах Войны» (муниципальная учебно-практическая конференция старшеклассников “За страницами учебника” Бородина Виктория, 10 класс, 2015 год, март, 2 место);



  1. Проектная работа «Я с книгой у компьютера» «Любовь к Бунину» Юзеев Евгений 3 место;



  1. Проектная работа «Герои Курильского десанта» (краевая учебно-практическая конференция старшеклассников с использованием информационных технологий “ Петропавловск-Камчатский - город воинской славы» ” Похилец Элеонора, 11 класс, 2015 год, декабрь, 1 место);

  2. Проектная работа «Откуда ты родом, Земля Камчатская»» (муниципальная учебно-практическая конференция старшеклассников “За страницами учебника” Похилец Элеонора, 11 А класс, 2016 год, март, 1 место);


Кроме того, учащиеся могут осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность не только в области русского языка, но и в нескольких учебных предметах. Такие дети мыслят нестандартно, они рассказывают о своих представлениях по определенным ситуациям, явлениям. Часто бывает, что одна и та же ситуация интерпретируется ими по-разному. Но самое главное, что ученики выполняют эту работу с огромным удовольствием.

Внеурочная деятельность играет не менее важную роль в развитии одаренности.

Это – различные конкурсы, театральные постановки, недели русского языка и литературы, школьные, муниципальные, региональные олимпиады, элективные курсы.

Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с одаренными детьми – это процесс взаимообогащающий и взаиморазвивающий, и он важен как для ученика, так и для учителя.

Таким образом, учителю необходимо создавать условия для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей в условиях образовательной среды, применяя различные формы и методы, учитывая индивидуальность каждого ребенка.



Что означает художественная одаренность?

Ребенок – художник от природы, учить его – это, прежде всего, создать благоприятные условия для его творчества. Что означает художественная одаренность?


Одаренность  это свойство личности, которое развивается при условии, что деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить удовлетворение.

В своем изобразительном творчестве ребенок, оставаясь один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать окружающий его мир, становится Создателем и Творцом.

И, по его замыслу, мир должен быть устроен красиво, гармонично.

Ребенок одаренный старается выразить в рисунке свое отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления.


Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?

  1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника.

  2. Составления тестов «Да-НЕТКА»

3. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний. В упражнении задание: вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Сильные учащиеся должны не только выполнить задание, но и доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.

4. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания.

5. Задания на сравнение, сопоставление явлений.

6. Задания исследовательского характера.

7. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий- будить детскую любознательность пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на базе ситуативных задач.


8. Творческие задания.

Репродуктивно - творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений - миниатюр по образцу.

Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине.

Считаю, что именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современной школе. Поэтому на своих уроках и стремлюсь к ней.

С интересом проходят уроки защиты своих точек зрения, особенно при изучении критических статей, при высказывании своего отношения к тому или иному герою.

Каждая группа или пара учащихся получает своё задание, которое нужно не просто выполнить, а выполнить с применением своего творчества, так, чтобы заинтересовать остальных. Вот здесь чего только ученики не применяют! Как богата фантазия! И стихи собственного сочинения читают, и иллюстрации для наглядного подтверждения и выражений своей точки зрения рисуют и многое другое.

Я всячески способствую литературному развитию своих воспитанников, пробуждаю у них любовь к искусству слова, сочувствую их творческим увлечениям и помогают правильно оценивать такие увлечения, поощряют их собственные поэтические и прозаичные опыты.

Развитие творческих способностей учеников средних классов стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому, прежде всего, стремлюсь к созданию у детей, особенно одарённых, богатого читательского опыта, опыта правильного и достаточно глубокого восприятия художественной литературы. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью, выразительное чтение учащихся - всё это создает ту литературную и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество.

Вся моя работа сопровождается разнообразными творческими заданиями, побуждающими сильных детей к «сочинительству», при чём не обязательно в стихотворной форме. Многое дают упражнения, к которым я обращаюсь, когда готовлю учеников к сочинению на свободную тему, и которые заставляют задумываться над точностью, выразительностью и образностью речи. Например:

«На что похож тот или иной предмет? Какими словами можно передать неизменные его качества, а какими- отношения к нему или впечатления от него?»

Часто предлагаю отдельным учащимся темы маленьких творческих работ: «Первый весенний цветок», «Что подарил мне осенний лес?» и др. Допускается любая форма изложения, если она содержит наблюдения за предметом мысли и даёт возможность выразить свои впечатления, своё отношение в точном и ярком свете.

Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений. В самостоятельном поиске учащихся, организованном преподавателем, формируется познавательный интерес, высокая активность подростков.



Убеждена, что в каждом ребенке есть творческий потенциал, но для ее активизации нужно создать определенные условия, которые помогут его раскрыть и развить дальше. Главной фигурой в реализации проблем творческого развития личности является ученик.

До сих пор ученые спорят: можно ли научиться творчеству. Я думаю, что да, можно. Если учитель создает такую атмосферу, такие условия, в которых можно формировать навыки непрерывного саморазвития.



Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие, поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в ученике.



5


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее