ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Посредственный учитель рассказывает.
Хороший учитель объясняет.
Замечательный учитель показывает.
Гениальный учитель вдохновляет.
Уильям Уорд
В современных условиях количество изменений в жизни, которые происходят за небольшой отрезок времени, постоянно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
В течение длительного периода обучения в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности
Это означает, что каждый педагог должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на вопрос «Как учить в новых условиях?»
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), на мой взгляд, занимает ведущее место среди инновационных технологий обучения детей творчества.
В ее основе лежит применение методики нетрадиционного обучения мышлению
Систему ТРИЗ было адаптировано для работы с детьми в школе и детском садике. Труд Г. Альтшуллера стали основой так называемой творческой педагогики. Впоследствии в специальных исследованиях (В. Бухвалов, Б. Злотин,Г. Иванов, С. Ладошнина, М. Шустерман и др.) были разработаны методы и приемы обучения школьников на базе ТРИЗ, а также адаптировано основные принципы ТРИЗ для детей младшего школьного возраста
Суть этой технологии заключается в формировании системного диалектического мышления, развития творческого воображения, изобретательности и сообразительности. Использование ее должно не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, творчески, понимать единство и противоречия окружающего мира, видеть и решать проблемы.
Использования в школе методики ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное - формируется стиль мышления, направленный на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки, восприятие жизни как динамического пространства открытых заданий - что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.
К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: творческими способностями обладает каждый (изобретать могут все); творчества, как и любой деятельности, можно научиться; особое место в обучении занимает курс Развития Творческого Воображения, предназначенный для преодоления стереотипов мышления, выработку умений работать с нетривиальными идеями
В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) методики и технологии, которые способствуют развитию творческого воображения (РТВ);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Чтобы обучать с помощью ТРИЗ в начальной школе, необходимо соблюдать условия:
а) учителю необходимо научиться приемам и методам ТРИЗ;
б) регулярно тренировать творческое мышление
В начальной школе используются в основном приемы и методы развития творческого воображения и мышления с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.
На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности такие приемы ТРИЗ-технологии:
- модель «Элемент - имя признака - значение признака» для рассмотрения составных частей исследуемого явления и их значений (естествознание, украинский язык, русский язык (составление лексического значения слова)).
- «Метод проб и ошибок».
Это самый древний и самый простой метод поиска новых решений. К нему прибегают при решении задач низшего уровня, где можно взять
около двух десятков вариантов. Данный метод заключается в том, что можно
предлагать любые решения, какими бы нелепыми они не казались на
первый взгляд. Для младшего школьника этот метод является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.
- модель «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и дальнейшего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.
Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выделения существенных и несущественных признаков исследуемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на разных предметах:
-на украинском языке - сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
-на математике - сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их дальнейшего анализа и классификации;
-на уроках окружающего мира - копилки различных видов животных и растений;
-на чтении - копилка рим, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.
-«Метод мозгового штурма»
«Мозговой штурм» - один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.
Цель метода: стимулировать группу быстрого генерирования большого количества разнообразных идей. Классическим примером данного метода является телевизионная игра «Что? Где? Когда?»
Для развития у учащихся логического мышления , мыслительных операций анализа и синтеза использую «Метод ассоциаций или каталога» - перенесение свойств одного предмета, объекта, явления на другой.
ДОЖДЬ РАДОСТЬ
Смех
Салют
Подарки
Смешной дождь - летний, дети бегают по лужам и смеются.
Дождливый салют - цветной фонтан.
Дождевые подарки - грибы, цветы
- «Метод противоречий».
Противоречие - ситуация, при которой любое изменение системы и ее частей и хорошо, и плохо одновременно.
- Творчески решать противоречия - одно из важнейших вопросов в системе
образования детей этого периода.
Итак, что же это за противоречия в этой сказке, мимо которого проходят и взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к перчатки и ее гостей. Все забыли про деда, который зимой остался без перчатки. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что это произошло, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет ему новые перчатки). Дети могут не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать собственные выводы.
- Приведу еще пример:
- ОПРЕДЕЛЯЮ ПРОБЛЕМУ В ВИДЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ.
«Что это: колюче - и неколючее?...»
- Что это: местами колючее, местами неколючее, то колючее, то неколюче, отдельно колючее, вместе неколючее?
Дети доказывают, что это ежик. Спинка колючий, брюшко неколюче. Когда идет без клади - колючий, когда несет на спине листочки, грибы - неколючий. Один - колючий, а если соединить двух ежей спинками - они неколючими Ответ принимается.( Я, правда, имела в виду кнопку, но мало ли что я имела в виду!)
- Нередко использую ТРИЗовскую игру «Хорошо-плохо».
- Хорошее и плохое в одном предмете...
- Игла шьет - хорошо, игла уколола палец - плохо.
- Человек загорает под далеким солнцем - хорошо. А вот другой слишком приблизился к солнцу (как Икар?) и охваченный пламенем - плохо.
- Печка согревает паренька - хорошо. Но черный дым с трубы обволакивает красивый цветок - плохо.
- При составлении плана произведения использую один из приемов ТРИЗ - прием «раскадровки». Каждый кадр - это схематическое изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра - смена места действия, изменение ситуации для героя (с положительной на отрицательную и наоборот).[
- Нередко создаем «паспорт литературного героя». Например, вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:
Имя - Иван
Автор (создатель) - П.П. Ершов
Прописка - русская сказка «Конек-Горбунок»
Где живет - в град-столицу
Кем служит - конюхом у царя
Особые приметы - смелый, хитрый, интересный, выполняет все приказы царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок).
- .Следующий прием ТРИЗ, который применяю на своих уроках, - составление метафор.
Метафора создается путем перенесение свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Например: составим метафору о морковь. Работаем по алгоритму:
1. Что? Морковь
2. Какая? Красивая.
3. Кто такая? Принцесса.
4. Где? На огороде.
5. На каком? На веселом огороде.
6. Которого? Веселого огорода.
7. Что получилось? Принцесса веселого огорода.
8. Составим предложение: Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.
На первых уроках изучения раздела “Слово и его значение” использовала модель «Элемент - имя признака - значение признака» для конструирования лексического значения знакомых слов (например: школа, парта, учебник).
Для этого ученикам предложила ответить на вопрос: К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?». Ученики записали:
- «Школа - дом из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся»,
- «парта - предмет мебели, выполненный из дерева, за ней сидят в школе»,
- «учебник - книга, по которой учатся в школе».
- Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное из тех самых вопросов, а ученикам необходимо было отгадать слово.
Для развития воображения детей очень важно, чтобы они научились "вживаться" в полученную ими фантастическую ситуацию. Мы пробовали составлять рассказ "Как я стал великаном", где непременно надо было указать, как это произошло (почему рассказчик вдруг так вырос), что он увидел вокруг себя, что ему стало легко делать и что, наоборот, сложно.
Более широко в своей работе применяю игровые технологии. Давно известно, что
- игра дает возможность детям раскрыть свои способности в непосредственной обстановке
- Игра «Теремок»
- Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Выбираем одного из детей хозяином теремка, а другие по очереди подходят к терему (теремок чисто условная - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и в гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры.
- 2-й вариант:
То же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин присоединяется к остальным детям.
- «Да-нетка» - метод сужения поиска с помощью постановки вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Самый распространенный метод, применяемый с первых уроков первого класса.
- Игра «Да-нет». Игра с набором признаков, по различным основаниям:
- Это домашнее животное?
- Это хищник?
- Это млекопитающее?
- Это животное самая высокая?
- Это животное гладкошерстная?
- Это животное опаснее для человека, чем...?
- В 1-м классе при знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы использую известную ТРИЗ модель «Метод Маленьких Человечков»
- .- Представим себе, что все предметы, вещества, все живое и неживое вокруг нас состоит из маленьких-маленьких человечков. Люди ведут себя по-разному. Человечки твердых тел (камня, дерева) крепко держатся за руки. Руки у них сильные - ни разжать, ни согнуть. Вот почему твердое тело не меняет форму. Человечки жидкости за руки не держатся: стоят плотно рядом друг с другом, переминаясь с ноги на ногу. Вот почему жидкость не держит форму. Но если наполнить стакан "жидкими" человечками, новых жильцов туда уже не добавить: человечки ведь стоят плотно друг к другу, свободного места между ними нет. Есть еще газообразные человечки. Эти непоседы, они расположены достаточно далеко друг от друга, все время перебегают с места на место, сталкиваясь лбами. Зато в стакан, где, казалось бы, полно газообразных человечков, вполне можно добавить еще столько же (вспомним: расстояния между человечками большие.) Вдунем еще воздух в стакан - человечки потеснятся, станут немного плотнее, только и всего.
- «Системный лифт» для рассмотрения частей исследуемого объекта и объекта как части другого крупного объекта (естествознание, украинский язык, русский язык). «Системный лифт». На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:«Класс- первый этаж ,школа- улица Корявко (2 микрорайон),город Армянск ,АРКРЫМ,страна- Россия, материк -Евразия, планета –Земля, Солнечная система галактика, Млечный путь Вселенная».
Сложным средством активизации творческого мышления является «метод фокальных объектов». Суть этого метода - в перенесении признаков нескольких случайно выбранных объектов на то, что рассматривается. В результате этого получаются необычные сочетания, а большое количество вариантов дает возможность выбора. Например:
1. Слово по теме «Разнообразие растений».
Слово: ДЕРЕВО
Два посторонних слова: ПЛАТЬЕ ВАЗА
Признаки: Высокая Нарядная
Красивая Стеклянная
Цветная Стройная
На основе представленных слов составь рассказ о ДЕРЕВЕ: нарядное Дерево - елочка зимой. Она высокая и стройная. На ней - цветные стеклянные игрушки.
2.-Придумай новую кормушку для птиц методом фокальных объектов.
Слово: КОРМУШКА (далее работаем так же, как со словом дерево)
В своей педагогической практике использую метод «Эмпатия» - поставить себя на место другого, передать его мысли, чувства.
ПТИЦА:
- Где тебе лучше всего жить?
- С кем бы ты хотел дружить?
- Во что одеваешься?
- О чем мечтаешь?
- Зачем много летаешь?
- Где отдыхаешь?
- Кто твои друзья?
- Кто враги?
- Что любишь больше всего
Существует группа методов и приемов, которые не являются ТРИЗовськими, но широко применяются в данной технологии: В своей работе я использую:
-«Круги Луллия».
Круги Луллия представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижные. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой выявляются определенные секторы. На секторах размещены рисунки, написанные слова и целые выражения. Ставим вопрос ,и с помощью полученной комбинации получим ответ, которую надо расшифровать, подключив воображение.
«ПРИДУМАЙ СЛОВО» ( Круги Луллия)
На первом круге слог, на втором - картинки, которые начинаются с этих слогов. «Стрелка остановилась на «ва», давай поищем продолжение слова. Да, это ваза».
- «Синектика»
Синектика является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.
При синектичному штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Синектика широко использует аналогии и ассоциации. Синектика развивает умение рассматривать объекты, ситуации, явления с разных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий.
«Символической синектики» ( использование невербальных знаков: жестов, движений, геометрических фигур, условных обозначений).
Задачи:
- изобрази символами героев сказки
- отгадай название за изображениями;
- перескажи сказку или выучи стихотворение за схематическими пометками...
- «Блоки Дьенеша» - универсальная развивающая игра , « Системный оператор», «Символический цепочку» и другие
ТРИЗ - это сложный, но интересный процесс овладения знаниями. В настоящее время в образовательной политике приоритеты отдаются инновационным педагогическим технологиям, ученые и практики придумывают, изобретают новые формы работы. Было выделено четыре поколения инновационных технологий. ТРИЗ относится к четвертому, самому новому поколению, где «инновации педагогов направлены на развитие инновационного мышления и инновационной деятельности учащихся.
Чем вызвана вторая «молодость» технологии, которой уже более 70 лет?
Ответ на этот вопрос прост. «Главные задачи современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», что напрямую перекликается со стратегической задачей ТРИЗ.
Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на открытие новых знаний, поиск ответов на вопросы, на сочетание несочетаемого, на желание изобретать, мыслить, следовательно, ТВОРИТЬ, а не наблюдать. А, значит, ТРИЗ - технология может помочь каждому учителю стать гениальным.