ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Подготовил: Наталья Александровна
Шилова, воспитатель I кв. кат.
Актуальность: согласно ФГОС
педагоги должны воспитать
поколение людей,
обладающих высоким
творческим
потенциалом
Как воспитать личность,
способную
нестандартно мыслить,
умеющую легко
разрешать возникающие проблемы?
Одной из эффективных педагогических технологий
для развития творчества у детей является
ТРИЗ - Теория решения
изобретательских задач.
Это одна из молодых и популярных инновационных педсистем.
Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач),
созданной российским ученым и
писателем- фантастом
Генрихом Альтшуллером.
Новизна: ТРИЗ дает возможность проявить
свою индивидуальность,
учит детей нестандартно, творчески мыслить,
потому что педагог нового поколения не даёт
детям готовые знания,
не раскрывает перед ними истину,
а учит ее находить.
Девиз тризовцев:
«Творчество во всём!»
В арсенале технологии ТРИЗ
существует множество
методов ,
которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
Метод мозгового штурма -
оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования
творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения,
в том числе самых фантастичных.
Затем из общего числа высказанных
идей отбирают наиболее удачные,
которые могут быть использованы на практике.
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Метод «Системный анализ»
помогает рассмотреть мир в системе,
как совокупность связанных между собой
определенным образом элементов,
удобно функционирующих между собой.
Его цель – определить роль и место функций
объектов, и их взаимодействие по каждому
подсистемному и надсистемному элементу.
Метод каталога позволяет в большей степени решить проблему
Обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной
последовательности.
Типовое фантазирование этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.
Придумывать, фантазировать
можно не вслепую, а с использованием
конкретных приемов.
Волшебники
Невозможно представить
жизнь ребенка без сказки.
Поэтому таким важным является
этап работы со сказками,
решение сказочных задач,
сочинение новых сказок
с помощью специальных технологий.
- Коллаж из сказок
- Знакомые герои в новых
обстоятельствах
- Спасательные ситуации в сказках
- Сказки, по-новому этот метод
помогает по-новому взглянуть на
знакомые сюжеты
Спасибо за внимание!
Желаю творческих успехов.