«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Три типа склонения имён существительных".

Открытый урок русского языка по теме "Три типа склонения имён существительных"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый урок в 4 классе "Б"

Дата: 17. 10. 2017 г.

Предмет: русский язык

Тема: Три типа склонения имён существительных.

Цель:

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия типы склонения имён существительных;

- создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умение анализировать познавательный объект;

- создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной, индивидуальной и фронтальной работы.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Структура урока :

  1. Организационный момент – 1 мин

  2. Минутка чистописания - 2 имнуты

  3. Актуализация знаний- 5 мин

  4. Постановка учебных задач – 1мин

  5. Решение задач -15 мин

  6. Физминутка - 2 мин

  7. Практическая работа -10 мин

  8. Итог урока. Рефлексия- 3 мин

  9. Домашнее задание. -1 мин

Ход урока.

1. Орг.момент: психологический настрой (игра "Добрый день!") 1 мин

* Добрый день всем девчонкам! (машут рукой)

* Добрый день всем мальчишкам!

* Добрый день всем, кто любит свою Родину!

* Добрый день всем, кому нравится сегодня погода за окном класса!

- Настроение каково?

-Во!

- Все такого мнения?

- Все без исключения!

Тогда мы можем начинать, присаживайтесь.

2. Минута чистописания: а) оформление записи в тетрадях: 2 мин

Семнадцатое октября.

Классная работа.

б) прописать буквы Дд, Гг

в) Какое слово будем писать узнаете, если восстановите стихотворение.

______________ на помощь придёт,

Плечо, как всегда подставит.

Для отговорок слов не найдёт

И от проблем избавит.

Отгадка (4 буквы, первая и последняя есть в минутке чистописания)

- Какая орфограмма встретилась в слове друг?

- Пропишите это слово.

3. Актуализация знаний: а) фронтальный опрос: 5 мин

- Что вы можете сказать о слове "друг" с точки зрения морфологии? (Друг - это имя существительное)

- Докажите свое утверждение.

- Что такое имя существительное?

б) групповая работа с кластером.

- Вспомните и впишите грамматические признаки имени существительного в прямоугольники






бывает ­­­­­______

и ___________

бывает ­­­­­______

и ___________

изменяется по

_______________





изменяется по

_______________

роль в предложении

_______________

бывает ­­­­­_____,

____ и _______

имя существительное








г) работа с листом оценивания:

6 правильных признаков - "5" баллов

5 названных признаков - "4" балла

4 - "3" балла

менее 4 - "2" балла

3. Постановка темы и целей: а) фронтальный опрос: 1 мин

- Глядя на кластер, скажите, всё ли мы знаем про имя существительное?

- Скажите, как иначе можно назвать изменение имён существительных по падежам? (склонение)

- Охарактеризуйте слово "друг" как часть речи (имя существительное, одушевлённое, ед.ч., м. р.)

- Как вы считаете, это существительное склоняемое или несклоняемое?

- Можете ли вы определить, какого именно склонения данное существительное? (нет)

- Почему? (не знаем по каким признакам это делать)

- Сделайте вывод, что мы должны узнать на уроке, чему научиться?

4. Изучение нового материала: а) работа в парах. 15 мин

- Прочитайте слова. Найдите в них общее.

Красота, героизм, смелость, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, честность.

- Что означают эти слова? (качества человека). Все ли они положительные?

- Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу:


1

2

3

М.Р., Ж.Р.

М.Р.

СР.Р.

Ж.Р.

окончание -а,-я

 окончание

окончание -о,-е

 окончание













Кто сидит слева выделяет окончание, кто справа - определяет род. Затем вместе заносят в таблицу.

б) самопроверка и самооценка:

- Назовите существительные, которые вы отнесли к 1 группе.

- Назовите существительные, которые вошли во 2 группу.

- Какие слова составили 3 группу?

"5" баллов, если нет ошибок

"4" балла - 1 ошибка

"3" балла - 2-3 ошибки

"2" балла - более 3 ошибок

в) фронтальный опрос:

- По каким признакам вы группировали существительные? (по их роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения (появляется возле каждой цифры слово "склонение")

- Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 и 3 склонению?

- Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного в единственном числе, в именительном падеже?

- Можно ли сразу определить склонение имени существительного в косвенном падеже?

г) работа в группах: составьте алгоритм определения склонения имени существительного в косвенном падеже в предложении: В человеке всё должно быть прекрасно.(надо поставить это существительное в именительный падеж, узнать его род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение существительного)

5. Физминутка. "Спортивная зайка" 2 мин

6. Закрепление пройденного материала 10 мин

Задание 1.

Прочитай слова. Распредели по типу склонения в три столбика (работа по цепочке по 1 слову).

У: Пользуемся алгоритмом.

Доброта, внимание, скромность, справедливость, отвага, уважение, дружба, мир, щедрость, любовь, ласка, сочувствие, забота, мужество, чуткость.

У: Мы записали много слов обозначающих положительные качества человека. Будьте и вы добры к окружающим вас людям.


Задание 2.

К данным словам, подберите антонимы, напишите, определите склонение (индивидуальная работа)

У: Что такое антонимы? (слова противоположные по смыслу)

Злость - … (доброта)

грубость - … (вежливость)

жадность - … (щедрость)

У: Я бы хотела, чтобы по жизни вас сопровождали такие слова, как доброта, вежливость, щедрость.

Оценка по критериям:

1. Орфографически - правильно записаны все слова - 1 балл

2. Правильно записаны все антонимы - 2 балла (если не все - 1, не справился - 0)

3. Правильно определены типы склонений - 2 балла

Суммируйте все баллы, поставьте оценку за эту работу в лист оценивания.

7. Итог урока.

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли ли мы её?

Я придумала для вас сложное задание, чтобы это проверить. Попробуйте выяснить, слово, какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.

а) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже (это слово мужского или женского рода?)

б) Я задумала слово мужского рода (это слово с окончанием –а или –я в начальной форме?)

в) Я задумала слово женского рода (у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)

Учащиеся задают вопросы, делают выводы.

- Может быть у вас возник вопрос, для чего нам необходимо знать склонение имён существительных?

- Об этом мы узнаем на следующем уроке.

8. Оценивание.

Посчитайте все баллы по листу оценивания.

Вид задания

балл

1

Составление кластера


2

Работа по таблице


3

Подбор антонимов и определение склонения


Итого


Оценка


15-14 баллов -"5"

13-12 баллов -"4"

11-9 баллов- "3"

9. Д/З стр. 51 упр. 135









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее