Открытый урок в 4 классе "Б"
Дата: 17. 10. 2017 г.
Предмет: русский язык
Тема: Три типа склонения имён существительных.
Цель:
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия типы склонения имён существительных;
- создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умение анализировать познавательный объект;
- создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной, индивидуальной и фронтальной работы.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Структура урока :
Организационный момент – 1 мин
Минутка чистописания - 2 имнуты
Актуализация знаний- 5 мин
Постановка учебных задач – 1мин
Решение задач -15 мин
Физминутка - 2 мин
Практическая работа -10 мин
Итог урока. Рефлексия- 3 мин
Домашнее задание. -1 мин
Ход урока.
1. Орг.момент: психологический настрой (игра "Добрый день!") 1 мин
* Добрый день всем девчонкам! (машут рукой)
* Добрый день всем мальчишкам!
* Добрый день всем, кто любит свою Родину!
* Добрый день всем, кому нравится сегодня погода за окном класса!
- Настроение каково?
-Во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения!
Тогда мы можем начинать, присаживайтесь.
2. Минута чистописания: а) оформление записи в тетрадях: 2 мин
Семнадцатое октября.
Классная работа.
б) прописать буквы Дд, Гг
в) Какое слово будем писать узнаете, если восстановите стихотворение.
______________ на помощь придёт,
Плечо, как всегда подставит.
Для отговорок слов не найдёт
И от проблем избавит.
Отгадка (4 буквы, первая и последняя есть в минутке чистописания)
- Какая орфограмма встретилась в слове друг?
- Пропишите это слово.
3. Актуализация знаний: а) фронтальный опрос: 5 мин
- Что вы можете сказать о слове "друг" с точки зрения морфологии? (Друг - это имя существительное)
- Докажите свое утверждение.
- Что такое имя существительное?
б) групповая работа с кластером.
- Вспомните и впишите грамматические признаки имени существительного в прямоугольники
бывает ______ и ___________ бывает ______ и ___________ изменяется по _______________
изменяется по _______________ роль в предложении _______________ бывает _____, ____ и _______ имя существительное
г) работа с листом оценивания:
6 правильных признаков - "5" баллов
5 названных признаков - "4" балла
4 - "3" балла
менее 4 - "2" балла
3. Постановка темы и целей: а) фронтальный опрос: 1 мин
- Глядя на кластер, скажите, всё ли мы знаем про имя существительное?
- Скажите, как иначе можно назвать изменение имён существительных по падежам? (склонение)
- Охарактеризуйте слово "друг" как часть речи (имя существительное, одушевлённое, ед.ч., м. р.)
- Как вы считаете, это существительное склоняемое или несклоняемое?
- Можете ли вы определить, какого именно склонения данное существительное? (нет)
- Почему? (не знаем по каким признакам это делать)
- Сделайте вывод, что мы должны узнать на уроке, чему научиться?
4. Изучение нового материала: а) работа в парах. 15 мин
- Прочитайте слова. Найдите в них общее.
Красота, героизм, смелость, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, честность.
- Что означают эти слова? (качества человека). Все ли они положительные?
- Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу:
1 | 2 | 3 | ||
М.Р., Ж.Р. | М.Р. | СР.Р. | Ж.Р. | |
окончание -а,-я | окончание | окончание -о,-е | окончание | |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
Кто сидит слева выделяет окончание, кто справа - определяет род. Затем вместе заносят в таблицу.
б) самопроверка и самооценка:
- Назовите существительные, которые вы отнесли к 1 группе.
- Назовите существительные, которые вошли во 2 группу.
- Какие слова составили 3 группу?
"5" баллов, если нет ошибок
"4" балла - 1 ошибка
"3" балла - 2-3 ошибки
"2" балла - более 3 ошибок
в) фронтальный опрос:
- По каким признакам вы группировали существительные? (по их роду и окончанию)
- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения (появляется возле каждой цифры слово "склонение")
- Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 и 3 склонению?
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного в единственном числе, в именительном падеже?
- Можно ли сразу определить склонение имени существительного в косвенном падеже?
г) работа в группах: составьте алгоритм определения склонения имени существительного в косвенном падеже в предложении: В человеке всё должно быть прекрасно.(надо поставить это существительное в именительный падеж, узнать его род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение существительного)
5. Физминутка. "Спортивная зайка" 2 мин
6. Закрепление пройденного материала 10 мин
Задание 1.
Прочитай слова. Распредели по типу склонения в три столбика (работа по цепочке по 1 слову).
У: Пользуемся алгоритмом.
Доброта, внимание, скромность, справедливость, отвага, уважение, дружба, мир, щедрость, любовь, ласка, сочувствие, забота, мужество, чуткость.
У: Мы записали много слов обозначающих положительные качества человека. Будьте и вы добры к окружающим вас людям.
Задание 2.
К данным словам, подберите антонимы, напишите, определите склонение (индивидуальная работа)
У: Что такое антонимы? (слова противоположные по смыслу)
Злость - … (доброта)
грубость - … (вежливость)
жадность - … (щедрость)
У: Я бы хотела, чтобы по жизни вас сопровождали такие слова, как доброта, вежливость, щедрость.
Оценка по критериям:
1. Орфографически - правильно записаны все слова - 1 балл
2. Правильно записаны все антонимы - 2 балла (если не все - 1, не справился - 0)
3. Правильно определены типы склонений - 2 балла
Суммируйте все баллы, поставьте оценку за эту работу в лист оценивания.
7. Итог урока.
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли ли мы её?
Я придумала для вас сложное задание, чтобы это проверить. Попробуйте выяснить, слово, какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.
а) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже (это слово мужского или женского рода?)
б) Я задумала слово мужского рода (это слово с окончанием –а или –я в начальной форме?)
в) Я задумала слово женского рода (у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)
Учащиеся задают вопросы, делают выводы.
- Может быть у вас возник вопрос, для чего нам необходимо знать склонение имён существительных?
- Об этом мы узнаем на следующем уроке.
8. Оценивание.
Посчитайте все баллы по листу оценивания.
№ | Вид задания | балл |
1 | Составление кластера |
|
2 | Работа по таблице |
|
3 | Подбор антонимов и определение склонения |
|
Итого |
| |
Оценка |
|
15-14 баллов -"5"
13-12 баллов -"4"
11-9 баллов- "3"
9. Д/З стр. 51 упр. 135