Тема урока: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня, ребята, речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном каком-то знаке, о нём мы узнаем из кроссворда, но для этого мы должны вспомнить, что же мы узнали на предыдущих уроках о предложении, о главных членах предложения.
Кроссворд. 1. Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название?
2. Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний?
3. Зачем нужно знать все о словосочетание? Где оно всегда встречается?
4. Один из главных членов предложения называется…
| 1. | П | У | Н | К | Т | У | А | Ц | И | Я |
| |||
|
|
|
| 2. | С | И | Н | Т | А | К | С | И | С |
| |
|
|
|
| 3. | П | Р | Е | Д | Л | О | Ж | Е | Н | И | Е |
4. | С | К | А | З | У | Е | М | О | Е |
|
2. Актуализация знаний.
1. - Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
- Какие мы знаем предложения по цели высказывания? По интонации?
2. Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, охарактеризовать предложение по цели высказывания, по интонации, по наличию главных членов. Вставить пропущенные буквы.
Осень. Утро ярк..е, солнечн...е. Прозрачен и чист воздух. На золотом фон… пожелтевшей листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. Разноцветные листья тихо падают на х...лодную землю. Они медленно ш..ршат (под) ногами. Хороша ранняя осень! Но осень – предвестница зимы.
Итак, мы уже знаем о предложении много, можем правильно расставить знаки препинания. А знаем ли мы, когда в предложении ставится тире? Рассмотрите записанные на доске предложения.
Чтение – вот лучшее учение.
Хорошая книга – просто праздник.
Книга – это история народов Земли.
- Как можно объяснить постановку тире в предложении?
- Для того чтобы не ошибиться, подчеркните грамматическую основу в предложениях.
- Укажите, чем выражены главные члены предложения.
Какой знак мы поставили в предложениях? Между какими членами предложения он стоит? Назовите тему сегодняшнего урока. Запишите её название в тетради (ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ).
Прочитайте внимательно тему. Что нужно вспомнить перед её изучением?
- Что же такое подлежащее? Чем они могут быть выражены?
- Что такое сказуемое? Чем они могут быть выражены?
3. Изучение нового материала.
Чтение теоретического материала учебника § 34 стр.79. Упражнение 169 (устно по «цепочке») 1 и 7 у доски и в тетрадях.
Выясним, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. Почему нужно ставить тире?
4. Закрепление изученного материала.
Упражнение 170. Спишите предложения, ставя, где надо, тире.
5. Закрепление изученного (самостоятельная работа). Обобщение.
Самостоятельная работа. На карточках записаны предложения. В тетрадь необходимо выписать только те предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объяснить графически.
1. Ранняя осень пора грибов.
2. Сырой октябрь дышит мне в окно.
3. Осыпал лес свои вершины.
4. Сад обнажил своё чело.
5. Осенняя пора прекрасна!
6. Октябрь второй месяц осени.
6. Проверочный тест.
1.Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире?
А) Осенняя пора прекрасна!
Б) Осень пора грибов.
В) Осенние пейзажи радуют душу
Г) В чистом воздухе витают осенние запахи.
2.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Мчатся по небу хмурые тучи.
Б) Люблю дымок спалённой жнивы.
В) Птицы жители леса.
Г) Луг и озеро окутал густой туман.
3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.
А) Мой отец капитан дальнего плаванья.
Б) Сказка мечта человека о прекрасном.
В) Моя мама шьет одежду.
Г) Октябрь второй месяц осени.
7. Выборочный диктант. Выпишите только те предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым.
Весна - утро года. Она улыбается людям. По утрам лужи еще покрывает тонкий лед. В ложбинках чернеет снег. На пригорке появились первые цветы. Они нежны и хрупки. Просыпаются и деревья.
Тест:
Есть ли на месте пропуска тире?
Соловей…ранняя пташка.
Его песни…привлекают всех.
Яркое солнце…радость соловью.
Кукушка…не соловей.
Её кукование…вот момент для вопросов и ответов.
8. Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали? Дополните предложения
Мне понравилось на уроке…
Сегодня я понял…
Тире между подлежащим и сказуемым ставится …
9. Домашнее задание. Придумать и записать в тетрадь 5 предложений на изученное правило. При подготовке к домашнему заданию можно пользоваться словарем.