«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тире и двоеточие в простом и сложном предложении

Тестовая работа с выбором ответа может использована для обучающихся 11 классов. Эта работа помет подготовиться к 21 заданию ЕГЭ по русскому языку.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тире и двоеточие в простом и сложном предложении

1. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Ты идёшь по земле молодой зеленеет трава за тобой.

  2. Дежурный сказал освещая лестницу фонариком Долго из­волили гулять.

  3. Ненависть плохой советчик.

  4. Черёмуха бузина горчица петрушка растения воздейст­вующие на насекомых своими летучими веществами.

2. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Повторенье мать ученья.

  2. Летние дни продолжительны.

  3. На всем побережье в Судаке Феодосии Ялте рыбаки гото­вятся к охоте на белугу.

  4. Кто идет спросил часовой.

3. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Путь в лесах это километры тишины.

  2. Лес точно терем расписной.

  3. Обедали на свежем воздухе в доме было душно.

  4. Настоящему рыболову нужно многое река утренние зори голубые вечера и тишина.

4. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Степь как море.

  2. Сосна дерево долговечное.

  3. Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды.

  4. Ничего не видно ни скал ни лесов.

5. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Дорожки в саду словно ручьи.

  1. Всё говорило о близости весны и птичья суета и рыхлый снег и запах земли.

  1. Мы собирались выйти затемно путь предстоял длинный.

  2. «Мизантроп» Мольера образец высокой комедии.

6. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Пески точно море.

  2. Всё виделось мне сказочным и избы и поленницы дров и бесконечные изгороди.

  3. Я любил бродить с Егором по лесам он знал все тропы и глухие углы леса.

  4. Речь язык в действии.

7. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Жизнь как река.

  1. Эта комнатка носила три названия маленькая проходная и тёмная.

  2. Летом скворцов не видно они прячутся в густых тёмных лесах.

  3. Женьшень ценное и редкое растение.

8. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Источник романтических драм Лермонтова ранние драмы Шиллера.

  2. Никитину всё нравилось у Шелестовых и дом и сад при до­ме и вечерний чай и плетёные стулья.

  3. Вечер тёплый.

  4. Поставить сети на пути уходящей с отливом рыбы невоз­можно сильное течение сносит любые заграждения.

9. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Время есть величайший из новаторов.

  2. Энергопитание станции уже кончалось станцию консер­вировали.

3) Пароход не мог идти дальше в тумане не было видно бакенов.

4) Язык лучший посредник для установления согласия.

10. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Я выглянул в окно всё было в инее.

  2. Эта княжна Мери прехорошенькая.

  1. Повсюду расползается туман над нами вокруг нас и до са­мого леса.

  2. Поэмы Пушкина классические образцы прекрасного рус­ского слова.

11. В каком предложении ставится двоеточие? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Наташины глаза как васильки.

  2. И небо и воздух и мокрая от росы трава сейчас всё было не­обыкновенным.

  3. Я верю новый век взойдёт средь всех несчастных поколе­ний.

  4. Вдохновение строгое рабочее состояние человека.

12. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Писатель — не сочинитель: первый пишет, чтобы изложить свои мысли, второй сочиняет, чтобы что-нибудь написать.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  2. Обобщающее слово стоит после однородных членов пред­ложения.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится в первой части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и журчанье ручья, и говор листвы, и шёпот трав.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения содер­жит условие того, о чём говорится во второй части.

  4. Содержание второй части бессоюзного сложного пред­ложения противопоставляется содержанию первой части.

15. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Речная вода обладает удивительным свойством: труд­но отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения содер­жит условие того, о чём говорится во второй части.

16. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Не ошибусь, если скажу, что желание большинства писа­телей совпадает в одном: важно найти истину, показать че­ловеку и утвердить её.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения содер­жит условие того, о чём говорится во второй части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой.

17. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Это озеро было без берегов: сначала под ногами мягко сте­лилась трава, и вдруг на уровне той же травы начиналась лесная поросль, а затем сама вода.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится в первой части.

  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членам предложения.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

18. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Сопротивление зимы было упорным, но непродолжи­тельным, и в две недели она сдала большую часть своих укре­плений: снег растаял, и в долины устремились бурные пото­ки — сперва прозрачные, чистые, а потом мутные.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  2. Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения проти­вопоставлена второй части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

19. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, ко­торая служит людям.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время того, о чём говорится во второй части.

20. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В портрете воссоздаётся облик человеческой индивиду­альности: вместе с внешним сходством художник запечатле­вает духовный мир изображаемого человека.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения проти­вопоставлена первой части.

  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: компо­зитор с мастерством психолога глубоко проникает в слож­ный и противоречивый внутренний мир человека и средства­ми своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие совершения того, о чём говорится во вто­рой части.

  2. Первая часть бессоюзного сложного предложения проти­вопоставлена по содержанию второй части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Левитан оставил около ста осенних пейзажей: на них бы­ли изображены стога сена, почернелые от сырости, малень­кие реки, кружащие в медленных водоворотах палую лист­ву; одинокие берёзы и небо, похожее на тонкий лёд.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения проти­вопоставлена первой части.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содер­жит сравнение с тем, о чём сказано в первой части.

  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание первой части.

  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

У Плещеева озера под Переславлем-Залесеким два совер­шенно разных по своим очертаниям берега: один — древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой — низ­кий, пологий, болотистый у воды.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание первой части.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения проти­вопоставлена по содержанию первой части.

  2. Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие совершения того, о чём говорится во вто­рой части.

24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: бу­дущее лето целиком посвятим путешествию по Владимир­ской земле.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противо­поставлена первой части.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

25. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Обаяние, как дар особой привлекательности, было у ве­ликого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прослав­ленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпае­мым разнообразием красок.

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие совершения того, о чём говорится во вто­рой части.

  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание первой части.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее