«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Теоретические основы изучения речи шестилетних детей

Теорретические основы изучения речи шестилетних детей

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

    1. Психологические особенности шестилетних детей


Вопросы методики развития речи шестилетних детей тесно связаны с психологическими особенностями и развитием в этом возрасте. В психологии принято рассматривать два основных блока психологических особенностей любого возраста. Во-первых, описывается психология познавательной сферы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), во-вторых, изучается психология личности (характер, темперамент, мотивация). Полагаем, что психологические особенности шестилетних детей можно рассмотреть по такой же схеме.

Восприятие у ребенка 6 лет продолжает развиваться. Умение воспринимать информацию необходимо поощрять, так как по сути оно не является врожденным.

Процесс воприятия можно наблюдать, когда какое-то явление или предмет оказывают воздействие на систему органов чувств человека. Восприятие отражается через ощущения и осуществляется через нервную систему ребенка.

Основные виды восприятия шестилетнего ребенка, которые продолжают свое развитие: зрительное, слуховое, тактильное, художественное. В случае, когда ребенок получает информацию с помощью зрительных образов, а информация проходит обработку через зрительную анализаторную систему, следует говорить о зрительном восприятии. Если информация поступает через фонематическую систему звуков, мелодику и ритм, то речь идет о слуховом восприятии. При тактильном восприятии задействуются кожные и двигательные ощущения.

Исследователи установили, что в старшем дошкольном возрасте примерно 80% всей необходимой для ребенка познавательной информации он получает благодаря своему зрительному восприятию. Например, шестилетний ребенок уже вряд ли ошибется в различении цветов или даже их оттенков. Также ребенок уже способен различать музыкальные произведения, темп и ритм. Тактильное восприятие у дошкольника развивается через подвижные игры, занятия физической культурой. Расширение знаний и представлений об окружающем мире способствует развитию художественного восприятия. Развитию художественного восприятия содействуют также детское мышление и развитие детской речи.

По-разному складывается у детей восприятие других людей. Прежде всего им нравятся те люди, которые обладают привлекательными качествами, легко вступают в контакт. К концу 6 лет дети способны ставить цель для собственного изучения, исследовать свойства различных предметов, а также их сравнивать.

В шесть лет внимание ребенка становится более устойчивым. Устойчивость внимания составляет 20-25 минут, причем ребенок способен акцентироваться сразу на 7-8 предметах и рассматривать двойственные изображения.

В этом возрасте появляются произвольные формы психической активности. Ребенок рассматривает предметы, ведет целенаправленное наблюдение. Вследствие того что появляется произвольное внимание, появляются и элементы произвольной памяти.

Безусловно, ведущей формой мышления выступает наглядно-образное, но в шестилетнем возрасте начинает формироваться словесно логическое мышление. И здесь важно то, что такое мышление предполагает умения оперировать словами и понимать логику рассуждений. Именно теперь начинается развитие понятий.

Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л.С.Выготский, А.Р.Лурия показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. Выготский Л.С. доказал, что значение детских слов не остается неизменным, а развивается с возрастом ребенка [5]. Речевое развитие заключается не только в обогащении словаря и не только в усложнении грамматических конструкций, но прежде в развитии значения самих слов.

Активизируется функция воображения, которое уже уже не является только воссоздающим, а переходит в следующий этап – творческий. Этот период в психологии называют сензитивным, так как происходит развитие фантазии.

Наконец, продолжает свое развитие и звуковая сторона речи, лексика, грамматика, связная речь. В речи появляется достаточное для такого возраста количество обощений, идет активное употребление синонимов, антонимов и др. Развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Очень важными изменениями в личности шестилетнего ребенка являются изменения в его представлениях о самом себе, его образе, его Я. К этому возрасту создаются благоприятные условия для развития рефлексии: ребенок уже отдает отчет в целях и результатах своей деятельности, осознает свои чувства, побуждения и переживания. Психологи называют шестилетний возраст исключительно благоприятным для разного рода педагогических воздействий [2].

Так как продолжается усвоение нравственных норм, у ребенка формируются заботливость, сочувствие, сопереживание, он активно относится к разным жизненным событиям.

Разумеется, познавательные мотивы еще достаточно ситуативны и неустойчивы, дети еще не умеют адекватно воспринимать критику со стороны взрослого. В шестилетнем возрасте часто наблюдается социальная нестабильность, детям еще трудно приспособиться к новым условиям и отношениям. Именно поэтому в этом возрасте ребенок нуждается в прямых эмоциональных контактах и общении.

Несмотря на то что шестилетний ребенок уже способен определенное время управлять своим поведением, однако он все равно еще очень легко отвлекается, переключает свое внимание на что-то привлекательное, новое и неожиданное.


1.2.Общая характеристика развития речи у детей дошкольного возраста


Безусловно, в дошкольном возрасте ведущей дея­тельностью является игра. Но ведь именно в процессе разыгрывания си­туаций и ролей владение формами речи становится для ребенка очень важным. При этом акцент пере­мещается на смысловую сторону речи. Значительное расширение круга общения ребенка к 6 годам ведет к развитию его свободной речи. К мо­менту поступления в школу он практически овладевает лексикой, фонетикой и грамматикой.

Шесть лет - период чрезвычайно интенсивного развития речи ребенка.

К этому возрасту уже накоплен определенный багаж. Согласно исследованиям В.И.Логиновой, активный словарь шестилетнего ребенка составляет более 3 тысяч слов [17]. Для детей дошкольного возраста характерно наивное восприятие художественного произведения и мира. Психологи считают, что это наивное восприятие обнаруживается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании чувства в действиях.

Развиваются понятия, в результате чего к подростковому возрасту полностью формируется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (иногда называют теоретическим). Овладение понятиями и значениями этих понятий позволяет шестилетнему ребенку применять обобщение в речи и, конечно, развивает его мышление.

Голосовой аппарат ребенка уже развит настолько, что он способен правильно произносить звуки родного языка. Конечно, некоторые дети еще не произносят звуки р, л, ж, ш и др., что чаще связано с недостаточной подвижностью мускулатуры речевого аппарата, но могут быть и другие причины.

В 6 лет происходит развитие фонематического слуха ребенка, так как именно теперь он способен воспринимать на слух звуки речи, различает и обобщает их в словах. Развитие фонематического слуха ведет к овладению нормами произношения, осознанию правильности речи.

К шести годам уже досточно развита также грамматическая сторона речи ребенка. По исследованиям Л.А.Калмыковой, в речи шестилетнего ребенка существительные составляют 38% всех частей речи, глаголы – 32%, местоимения – 10%, наречия - 7%, прилагательные – 2%. Причем значительно преобладают глаголы движения (бегает, ходит, едет и т.д.) [12 , с.152 ].

К шести годам дети способны уже различать значения, которые несут те или иные грамматические элементы (морфемы). Происходит это потому, что ребенок ориентируется на звуковую форму слова и даже на звучание грамматических форм. Безусловно, выделение этих морфем для шестилетнего ребенка затруднительно.

В этом возрасте у детей, как правило, уже сложилась первичная, неполная абстракция, которая им доступна даже без специального обучения. Ученые отмечают чуткость детей к языковым явлениям, так как дети способны осмысливать и употреблять новые слова, их сочетания и формы. Важно, чтобы это «чутье» языка не исчезало со временем.

К шестилетнему возрасту происходит совершенствование синтаксической стороны речи ребенка: возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, простые и сложные предложения становятся более длинными, детям известны почти все союзы и приставки. Интересно исследование Л.А.Калмыковой: простые предложения составляют 55% от всех речевых высказываний шестилетних детей, около 45% - сложные (из них сложносочинен­ные с союзами, а, и, но - 21%, сложноподчиненные с подчинительными союзами что, когда, потому что, чтобы, где - 19%,бессоюзные - 5%) [12 , с.153]. Стремительно увеличивающееся количество обобщающих слов и рост придаточных предложений свидетельствует о развитии у детей словесно-логического мышления.

Отметим, что детьми в этом возрасте слабо и смутно осознается действительность речи. С.Н. Карпова доказала, что дети шестилетнего возраста способны вычленять из речи слова всех категорий на основе следующих критериев слова: 1)слово представляет со­бой звуковую совокупность, 2)слово всегда имеет оп­ределенное значение [13, с.5-27]. Слову при этом дается остенсивное (т.е. незавершенное, неокончательное) определение с помощью какого-то наглядного показа, примеров его использования и т.д.

Ученые замечают, что описанные процессы и результаты развития речи у детей дошкольного возраста не являются неизменными, так как они существенно меняются в зависимости от социокультурного уровня населения страны, от географической местности, от исторической эпохи, от многих других условий. Так, например, в современном обществе дети одного и того же возраста по сравнению с их сверстниками в прошлом представляются более развитыми в речевом отношении. Более того, эти различия заметны уже при сравнении между собой нынешних детей и их сверстников в начале XX в. Установлено, к примеру, что в 20-е годы текущего столетия средний активный словарный запас у детей нашей страны составлял около 400-600 слов, в то время как сейчас он равняется 1200 словам, т.е. увеличился почти в три раза. Примерно на 500 слов возрос словарь современного шестилетнего ребенка по сравнению с его сверстником в начале века [12, с.154].

В.В.Гербова в качестве общих закономерностей развития речи ребенка в дошкольном возрасте выделяет следующие:

-появление слова как компонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам. Здесь нельзя еще говорить о формировании семиотической функции;

-отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие семиотической функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова (символическая функция);

-возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию [7].

Важнейшая функция речи - функция общения. Шес­тилетний ребенок, общаясь со взрослыми и сверстника­ми, применяет ситуативную, контекстную, объяснитель­ную формы речи [12, с.157].

Ситуативная речь, характеризующаяся свернутостыо, недосказанностью, жестко связана с конкрет­ной ситуацией и наиболее типична для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Но и шестилетний ре­бенок прибегает к ней. Однако в целом ситуативная речь к 6 годам свертывается, уступая место контекстной речи, сообщению о ситуациях и явлениях, которых нет в данный момент. Ее развитие вызвано расширением кругозора ребенка, его самостоятельности, развитием потребности быть понятым вне зависимости от ситуации. Чтобы быть понятым людьми, которые не были в той ситуации, о которой ребенок хочет расска­зать, его речь должна быть связной, развернутой, ло­гичной. Отличительная ее черта -произвольность.

Вместе с тем, контекстная речь к 6 годам не вытес­няет полностью ситуативную. Ребенок прибегает то к одной, то к другой форме речи, в зависимости от харак­тера общения, его содержания. Когда речь идет о быте, он обычно прибегает к ситуативной речи, но при пере­сказе, например, прочитанного ему рассказа спонтан­ность речи снижается.

К 6 годам формируется и такая форма речи, как объ­яснительная (рассуждение, объяснение способа дейст­вия, констатация, обдумывание плана предстоящей дея­тельности и др.). Здесь уже требуется точная лексика, описывающая свойства и качества предметов, указываю­щая на время и место происходящих или минувших со­бытий. Этот вид речи отличается от простого рассказа, так как не допускает произвольного изложения содер­жания, требует определенной последовательности со­подчиненных звеньев. Этот вид речи достаточно сложен, и его развитие к 6 годам еще не завершается.

Наряду с функцией общения речь шестилетнего ре­бенка выполняет и планирующую функцию. Ее берет на себя внутренняя речь, появление которой относят к пяти-шестилетнему возрасту.

Обучение грамоте осуществляется на основе принципов, разработанных Д. Б. Элькониным, и включает в себя обучение первона­чальному чтению, письму, работу по развитию речи.

Чтение рассматривается Д. Б. Элькониным как про­цесс воссоздания звуковой формы слова по его графи­ческой модели. В процессе обучения чтению ребенок должен пройти три взаимосвязанных этапа:

1.Формирование звукового анализа слов и общей ориентировки в звуковой системе языка.

2.Освоение системы гласных фонем, их обозначение буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы.

3.Освоение системы согласных фонем, их обозна­чение буквами и формирование механизма чтения.

Специфические формы и методы обучения грамоте шестилетних детей на основе метода Д. Б. Эльконина разработаны Л. Е. Журовой [11]. Особое внимание в них об­ращается не на достижение плавного чтения, а на овла­дение детьми звуковой стороной слова, их свободное ориентирование в словесном составе предложений.

В нас­тоящее время углубленно изучается механизм перехода от чтения целым словом к чтению предложением и раз­рабатывается методика овладения им. Так, Н.С.Старжинской выделены следующие ступени овладения на­чальным связным чтением:

1)выработка внимания к грамматическим признакам читаемых слов и их роли в связи слов в предложении;

2)слитное чтение слова, редуцирование безударных гласных;

3)слитное чтение фонетического слова (знамена­тельного слова с примыкающими служебными или час­тицами и редуцирование последних);

4)формирование умения читать предложения с уда­рением в каждом слове;

5)объединение знаменательных (фонетических) слов в словосочетания, считывание их без двойного прочитывания;

6)актуальное членение считываемого предложения и его последующее выразительное связное чтение [29].

Первые пять ступеней служат формированию у де­тей умения слитного чтения слова и плавного чтения предложения. Шестая ступень - выработке смыслового анализа предложения. В совокупности эти умения со­ставляют связное сознательное чтение.

В исследовании Н.С.Воренцовой были выявлены оптимальные сроки обучения грамоте. Установлено, что дети дошкольного возраста обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте: дети 5 лет осо­бенно восприимчивы к звуковой стороне речи, шестилетние дети - к чтению. Итак, педагогам и родителям важно не упустить оптимальный срок обучения звуково­му анализу – 5 лет, для обучения чтению наиболее бла­гоприятный (сензитивный) период – 6 лет [11].

Итак, к концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания [11, с.104].

В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.

ВЫВОДЫ.


У шестилетнего ребенка продолжают развиваться познавательная сфера и личность. Но именно этот возраст признается исследователями самым продуктивным для педагогического воздействия. Шесть лет - период чрезвычайно интенсивного развития речи ребенка.

В дошкольном возрасте ведущей дея­тельностью является игра. Но именно в процессе разыгрывания си­туаций и ролей владение формами речи становится для ребенка очень важным. При этом акцент пере­мещается на смысловую сторону речи. Значительное расширение круга общения ребенка к 6 годам ведет к развитию его свободной речи. К мо­менту поступления в школу он практически овладевает лексикой, фонетикой и грамматикой. К шестилетнему возрасту происходит совершенствование синтаксической стороны речи ребенка.

В 6 лет происходит развитие фонематического слуха ребенка, так как именно теперь он способен воспринимать на слух звуки речи, различает и обобщает их в словах. Развитие фонематического слуха ведет к овладению нормами произношения, осознанию правильности речи.

В этом возрасте у детей, как правило, уже сложилась первичная, неполная абстракция, которая им доступна даже без специального обучения. Ученые отмечают чуткость детей к языковым явлениям, так как дети способны осмысливать и употреблять новые слова, их сочетания и формы. Важно, чтобы это «чутье» языка не исчезало со временем.





3


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее