ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Психологические особенности шестилетних детей
Вопросы методики развития речи шестилетних детей тесно связаны с психологическими особенностями и развитием в этом возрасте. В психологии принято рассматривать два основных блока психологических особенностей любого возраста. Во-первых, описывается психология познавательной сферы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), во-вторых, изучается психология личности (характер, темперамент, мотивация). Полагаем, что психологические особенности шестилетних детей можно рассмотреть по такой же схеме.
Восприятие у ребенка 6 лет продолжает развиваться. Умение воспринимать информацию необходимо поощрять, так как по сути оно не является врожденным.
Процесс воприятия можно наблюдать, когда какое-то явление или предмет оказывают воздействие на систему органов чувств человека. Восприятие отражается через ощущения и осуществляется через нервную систему ребенка.
Основные виды восприятия шестилетнего ребенка, которые продолжают свое развитие: зрительное, слуховое, тактильное, художественное. В случае, когда ребенок получает информацию с помощью зрительных образов, а информация проходит обработку через зрительную анализаторную систему, следует говорить о зрительном восприятии. Если информация поступает через фонематическую систему звуков, мелодику и ритм, то речь идет о слуховом восприятии. При тактильном восприятии задействуются кожные и двигательные ощущения.
Исследователи установили, что в старшем дошкольном возрасте примерно 80% всей необходимой для ребенка познавательной информации он получает благодаря своему зрительному восприятию. Например, шестилетний ребенок уже вряд ли ошибется в различении цветов или даже их оттенков. Также ребенок уже способен различать музыкальные произведения, темп и ритм. Тактильное восприятие у дошкольника развивается через подвижные игры, занятия физической культурой. Расширение знаний и представлений об окружающем мире способствует развитию художественного восприятия. Развитию художественного восприятия содействуют также детское мышление и развитие детской речи.
По-разному складывается у детей восприятие других людей. Прежде всего им нравятся те люди, которые обладают привлекательными качествами, легко вступают в контакт. К концу 6 лет дети способны ставить цель для собственного изучения, исследовать свойства различных предметов, а также их сравнивать.
В шесть лет внимание ребенка становится более устойчивым. Устойчивость внимания составляет 20-25 минут, причем ребенок способен акцентироваться сразу на 7-8 предметах и рассматривать двойственные изображения.
В этом возрасте появляются произвольные формы психической активности. Ребенок рассматривает предметы, ведет целенаправленное наблюдение. Вследствие того что появляется произвольное внимание, появляются и элементы произвольной памяти.
Безусловно, ведущей формой мышления выступает наглядно-образное, но в шестилетнем возрасте начинает формироваться словесно логическое мышление. И здесь важно то, что такое мышление предполагает умения оперировать словами и понимать логику рассуждений. Именно теперь начинается развитие понятий.
Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л.С.Выготский, А.Р.Лурия показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. Выготский Л.С. доказал, что значение детских слов не остается неизменным, а развивается с возрастом ребенка [5]. Речевое развитие заключается не только в обогащении словаря и не только в усложнении грамматических конструкций, но прежде в развитии значения самих слов.
Активизируется функция воображения, которое уже уже не является только воссоздающим, а переходит в следующий этап – творческий. Этот период в психологии называют сензитивным, так как происходит развитие фантазии.
Наконец, продолжает свое развитие и звуковая сторона речи, лексика, грамматика, связная речь. В речи появляется достаточное для такого возраста количество обощений, идет активное употребление синонимов, антонимов и др. Развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Очень важными изменениями в личности шестилетнего ребенка являются изменения в его представлениях о самом себе, его образе, его Я. К этому возрасту создаются благоприятные условия для развития рефлексии: ребенок уже отдает отчет в целях и результатах своей деятельности, осознает свои чувства, побуждения и переживания. Психологи называют шестилетний возраст исключительно благоприятным для разного рода педагогических воздействий [2].
Так как продолжается усвоение нравственных норм, у ребенка формируются заботливость, сочувствие, сопереживание, он активно относится к разным жизненным событиям.
Разумеется, познавательные мотивы еще достаточно ситуативны и неустойчивы, дети еще не умеют адекватно воспринимать критику со стороны взрослого. В шестилетнем возрасте часто наблюдается социальная нестабильность, детям еще трудно приспособиться к новым условиям и отношениям. Именно поэтому в этом возрасте ребенок нуждается в прямых эмоциональных контактах и общении.
Несмотря на то что шестилетний ребенок уже способен определенное время управлять своим поведением, однако он все равно еще очень легко отвлекается, переключает свое внимание на что-то привлекательное, новое и неожиданное.
1.2.Общая характеристика развития речи у детей дошкольного возраста
Безусловно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Но ведь именно в процессе разыгрывания ситуаций и ролей владение формами речи становится для ребенка очень важным. При этом акцент перемещается на смысловую сторону речи. Значительное расширение круга общения ребенка к 6 годам ведет к развитию его свободной речи. К моменту поступления в школу он практически овладевает лексикой, фонетикой и грамматикой.
Шесть лет - период чрезвычайно интенсивного развития речи ребенка.
К этому возрасту уже накоплен определенный багаж. Согласно исследованиям В.И.Логиновой, активный словарь шестилетнего ребенка составляет более 3 тысяч слов [17]. Для детей дошкольного возраста характерно наивное восприятие художественного произведения и мира. Психологи считают, что это наивное восприятие обнаруживается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании чувства в действиях.
Развиваются понятия, в результате чего к подростковому возрасту полностью формируется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (иногда называют теоретическим). Овладение понятиями и значениями этих понятий позволяет шестилетнему ребенку применять обобщение в речи и, конечно, развивает его мышление.
Голосовой аппарат ребенка уже развит настолько, что он способен правильно произносить звуки родного языка. Конечно, некоторые дети еще не произносят звуки р, л, ж, ш и др., что чаще связано с недостаточной подвижностью мускулатуры речевого аппарата, но могут быть и другие причины.
В 6 лет происходит развитие фонематического слуха ребенка, так как именно теперь он способен воспринимать на слух звуки речи, различает и обобщает их в словах. Развитие фонематического слуха ведет к овладению нормами произношения, осознанию правильности речи.
К шести годам уже досточно развита также грамматическая сторона речи ребенка. По исследованиям Л.А.Калмыковой, в речи шестилетнего ребенка существительные составляют 38% всех частей речи, глаголы – 32%, местоимения – 10%, наречия - 7%, прилагательные – 2%. Причем значительно преобладают глаголы движения (бегает, ходит, едет и т.д.) [12 , с.152 ].
К шести годам дети способны уже различать значения, которые несут те или иные грамматические элементы (морфемы). Происходит это потому, что ребенок ориентируется на звуковую форму слова и даже на звучание грамматических форм. Безусловно, выделение этих морфем для шестилетнего ребенка затруднительно.
В этом возрасте у детей, как правило, уже сложилась первичная, неполная абстракция, которая им доступна даже без специального обучения. Ученые отмечают чуткость детей к языковым явлениям, так как дети способны осмысливать и употреблять новые слова, их сочетания и формы. Важно, чтобы это «чутье» языка не исчезало со временем.
К шестилетнему возрасту происходит совершенствование синтаксической стороны речи ребенка: возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, простые и сложные предложения становятся более длинными, детям известны почти все союзы и приставки. Интересно исследование Л.А.Калмыковой: простые предложения составляют 55% от всех речевых высказываний шестилетних детей, около 45% - сложные (из них сложносочиненные с союзами, а, и, но - 21%, сложноподчиненные с подчинительными союзами что, когда, потому что, чтобы, где - 19%,бессоюзные - 5%) [12 , с.153]. Стремительно увеличивающееся количество обобщающих слов и рост придаточных предложений свидетельствует о развитии у детей словесно-логического мышления.
Отметим, что детьми в этом возрасте слабо и смутно осознается действительность речи. С.Н. Карпова доказала, что дети шестилетнего возраста способны вычленять из речи слова всех категорий на основе следующих критериев слова: 1)слово представляет собой звуковую совокупность, 2)слово всегда имеет определенное значение [13, с.5-27]. Слову при этом дается остенсивное (т.е. незавершенное, неокончательное) определение с помощью какого-то наглядного показа, примеров его использования и т.д.
Ученые замечают, что описанные процессы и результаты развития речи у детей дошкольного возраста не являются неизменными, так как они существенно меняются в зависимости от социокультурного уровня населения страны, от географической местности, от исторической эпохи, от многих других условий. Так, например, в современном обществе дети одного и того же возраста по сравнению с их сверстниками в прошлом представляются более развитыми в речевом отношении. Более того, эти различия заметны уже при сравнении между собой нынешних детей и их сверстников в начале XX в. Установлено, к примеру, что в 20-е годы текущего столетия средний активный словарный запас у детей нашей страны составлял около 400-600 слов, в то время как сейчас он равняется 1200 словам, т.е. увеличился почти в три раза. Примерно на 500 слов возрос словарь современного шестилетнего ребенка по сравнению с его сверстником в начале века [12, с.154].
В.В.Гербова в качестве общих закономерностей развития речи ребенка в дошкольном возрасте выделяет следующие:
-появление слова как компонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам. Здесь нельзя еще говорить о формировании семиотической функции;
-отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие семиотической функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова (символическая функция);
-возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию [7].
Важнейшая функция речи - функция общения. Шестилетний ребенок, общаясь со взрослыми и сверстниками, применяет ситуативную, контекстную, объяснительную формы речи [12, с.157].
Ситуативная речь, характеризующаяся свернутостыо, недосказанностью, жестко связана с конкретной ситуацией и наиболее типична для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Но и шестилетний ребенок прибегает к ней. Однако в целом ситуативная речь к 6 годам свертывается, уступая место контекстной речи, сообщению о ситуациях и явлениях, которых нет в данный момент. Ее развитие вызвано расширением кругозора ребенка, его самостоятельности, развитием потребности быть понятым вне зависимости от ситуации. Чтобы быть понятым людьми, которые не были в той ситуации, о которой ребенок хочет рассказать, его речь должна быть связной, развернутой, логичной. Отличительная ее черта -произвольность.
Вместе с тем, контекстная речь к 6 годам не вытесняет полностью ситуативную. Ребенок прибегает то к одной, то к другой форме речи, в зависимости от характера общения, его содержания. Когда речь идет о быте, он обычно прибегает к ситуативной речи, но при пересказе, например, прочитанного ему рассказа спонтанность речи снижается.
К 6 годам формируется и такая форма речи, как объяснительная (рассуждение, объяснение способа действия, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.). Здесь уже требуется точная лексика, описывающая свойства и качества предметов, указывающая на время и место происходящих или минувших событий. Этот вид речи отличается от простого рассказа, так как не допускает произвольного изложения содержания, требует определенной последовательности соподчиненных звеньев. Этот вид речи достаточно сложен, и его развитие к 6 годам еще не завершается.
Наряду с функцией общения речь шестилетнего ребенка выполняет и планирующую функцию. Ее берет на себя внутренняя речь, появление которой относят к пяти-шестилетнему возрасту.
Обучение грамоте осуществляется на основе принципов, разработанных Д. Б. Элькониным, и включает в себя обучение первоначальному чтению, письму, работу по развитию речи.
Чтение рассматривается Д. Б. Элькониным как процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. В процессе обучения чтению ребенок должен пройти три взаимосвязанных этапа:
1.Формирование звукового анализа слов и общей ориентировки в звуковой системе языка.
2.Освоение системы гласных фонем, их обозначение буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы.
3.Освоение системы согласных фонем, их обозначение буквами и формирование механизма чтения.
Специфические формы и методы обучения грамоте шестилетних детей на основе метода Д. Б. Эльконина разработаны Л. Е. Журовой [11]. Особое внимание в них обращается не на достижение плавного чтения, а на овладение детьми звуковой стороной слова, их свободное ориентирование в словесном составе предложений.
В настоящее время углубленно изучается механизм перехода от чтения целым словом к чтению предложением и разрабатывается методика овладения им. Так, Н.С.Старжинской выделены следующие ступени овладения начальным связным чтением:
1)выработка внимания к грамматическим признакам читаемых слов и их роли в связи слов в предложении;
2)слитное чтение слова, редуцирование безударных гласных;
3)слитное чтение фонетического слова (знаменательного слова с примыкающими служебными или частицами и редуцирование последних);
4)формирование умения читать предложения с ударением в каждом слове;
5)объединение знаменательных (фонетических) слов в словосочетания, считывание их без двойного прочитывания;
6)актуальное членение считываемого предложения и его последующее выразительное связное чтение [29].
Первые пять ступеней служат формированию у детей умения слитного чтения слова и плавного чтения предложения. Шестая ступень - выработке смыслового анализа предложения. В совокупности эти умения составляют связное сознательное чтение.
В исследовании Н.С.Воренцовой были выявлены оптимальные сроки обучения грамоте. Установлено, что дети дошкольного возраста обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте: дети 5 лет особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, шестилетние дети - к чтению. Итак, педагогам и родителям важно не упустить оптимальный срок обучения звуковому анализу – 5 лет, для обучения чтению наиболее благоприятный (сензитивный) период – 6 лет [11].
Итак, к концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания [11, с.104].
В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.
ВЫВОДЫ.
У шестилетнего ребенка продолжают развиваться познавательная сфера и личность. Но именно этот возраст признается исследователями самым продуктивным для педагогического воздействия. Шесть лет - период чрезвычайно интенсивного развития речи ребенка.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Но именно в процессе разыгрывания ситуаций и ролей владение формами речи становится для ребенка очень важным. При этом акцент перемещается на смысловую сторону речи. Значительное расширение круга общения ребенка к 6 годам ведет к развитию его свободной речи. К моменту поступления в школу он практически овладевает лексикой, фонетикой и грамматикой. К шестилетнему возрасту происходит совершенствование синтаксической стороны речи ребенка.
В 6 лет происходит развитие фонематического слуха ребенка, так как именно теперь он способен воспринимать на слух звуки речи, различает и обобщает их в словах. Развитие фонематического слуха ведет к овладению нормами произношения, осознанию правильности речи.
В этом возрасте у детей, как правило, уже сложилась первичная, неполная абстракция, которая им доступна даже без специального обучения. Ученые отмечают чуткость детей к языковым явлениям, так как дети способны осмысливать и употреблять новые слова, их сочетания и формы. Важно, чтобы это «чутье» языка не исчезало со временем.
3