«Осенний фестиваль знаний 2024»

Тематическое планирование "Родной язык (русский)"

Тематическое планирование "Родной язык (русский)".

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский язык (родной)» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияк результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский язык (родной)», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

ЦЕЛИ:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.


Место учебного предмета «Русский язык (родной)» в учебном плане

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа учебного предмета «Русский язык (родной)» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.


Количество часов в неделю – 1

Количество часов на учебный год – 17


Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника:

О. М. Александрова, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая. «Русский родной язык. 9 класс», - М.: Учебная литература, 2018


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты

Ученик научится:

1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Ученик получит возможность научиться:

1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.



п/п

Раздел

(тема)

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные УУД

1

Язык и культура

Понимать значение русского языка как национального; осознавать эстетическую ценность русского языка, формировать уважительное отношение к родному языку, чувство гордости за него.


Объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества; приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи

Формулировать цели; осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Владеть всеми видами речевой деятельности, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.



2

Культура речи


Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую принадлежность.

Осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; сознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного); различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы.

Определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме

Овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Владеть различными видами монолога и диалога; выступать перед аудиторией сверстников

с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

Испытывать устойчивый интерес к учению;

быть готовым к самообразованию и самовоспитанию;

следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям


Анализировать структурные элементы и языковые особенности текста; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма


Осуществлять

целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

планировать; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Владеть основами ознакомительного изучающего чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное; понимать главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.


Взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, во время совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладевать национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Содержание учебного предмета.


Раздел

Кол-во часов

Основные вопросы

Контрольные и практические работы

Язык и культура

5

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка.

Понятие о русской языковой картине мира.

Орфографический и пунктуационный практикум.

Активизация процесса заимствования иноязычных слов


Практическая работа №1

Культура речи

5

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости

Практическая работа №2

Речь. Речевая деятельность. Текст

7

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Этикет интернет-переписки. Функциональные разновидности языка.

Текст как единица языка и речи.

Виды преобразования текстов: аннотация.

Орфографический и пунктуационный практикум.

Виды преобразования текстов: конспект.

Зачётная работа

Итого часов

17








Тематическое планирование.


Раздел. Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее задание



Язык и культура речи



1

Отражение в русском языке культуры и истории народа (обобщение).

1

Стр. 11 №7, № 14

2

Крылатые слова и выражения




1


№ 23, 27

3

Развитие русского языка как закономерный процесс


1


№ 36, 38

4

Основные тенденции развития современного русского языка

1

№ 43, 45 Используя материалы параграфа, подготовьтесь к дискуссии на тему «Новые

иноязычные слова в русском языке: благо или зло».

5

Практическая работа №1

1

№ 56 Подготовьте проект «Словарный бум в русском языке новейшего перио-

да». Используйте материалы § 6 и 7.


Культура речи


6

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

№95, 98

7

Лексические нормы русского языка. Тавтология. Плеоназм.

1

№ 108, 110

8

Основные грамматические нормы русского языка


1

№ 123, 125

9

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения

1

Подберите материал и подготовьте проект на тему «Правила поведения в

интернет-дискуссии».

10

Практическая работа №2

1

№ 131


Речь. Речевая деятельность. Текст.


11

Текст как единица языка и речи Виды преобразования текстов: аннотация, конспект

1

№ 159

12

Орфографический и пунктуационный практикум.

1

№ 166

13

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

1

№ 170

14

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.

1

179. Подготовьте выступление/доклад

по одной из тем.

15

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

1

Коллективный проект «Азбука Русского Мира». Распределите буквы между

собой так, чтобы в работе оказался весь алфавит. На каждую букву необходимо

найти фамилию россиянина, известного не только в России, но и за её пределами.

Это может быть учёный, писатель, художник, спортсмен и т. п. Создайте портретный

очерк: постарайтесь найти его портрет, напишите, когда и где он жил, чем

прославился. Проект можно выполнить в электронном виде.

16

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

1

№ 191 Напишите о своём понимании культуры, используя приведённые высказывания

и оформляя их как цитаты в своём тексте.

17

Зачетная работа по курсу.

1



ИТОГО

17












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее