ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский язык (родной)» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияк результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский язык (родной)», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
ЦЕЛИ:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский язык (родной)» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа учебного предмета «Русский язык (родной)» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.
Количество часов в неделю – 1
Количество часов на учебный год – 17
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника:
О. М. Александрова, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая. «Русский родной язык. 9 класс», - М.: Учебная литература, 2018
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты
Ученик научится:
1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Ученик получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
№п/п | Раздел (тема) | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | ||||
1 | Язык и культура | Понимать значение русского языка как национального; осознавать эстетическую ценность русского языка, формировать уважительное отношение к родному языку, чувство гордости за него.
| Объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества; приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи | Формулировать цели; осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения. | Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; | Владеть всеми видами речевой деятельности, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
|
2 | Культура речи
| Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую принадлежность. | Осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; сознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного); различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы. | Определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме | Овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. | Владеть различными видами монолога и диалога; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации. |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст | Испытывать устойчивый интерес к учению; быть готовым к самообразованию и самовоспитанию; следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям
| Анализировать структурные элементы и языковые особенности текста; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма
| Осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; планировать; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Владеть основами ознакомительного изучающего чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное; понимать главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
| Взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, во время совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладевать национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Содержание учебного предмета.
Раздел | Кол-во часов | Основные вопросы | Контрольные и практические работы | |
Язык и культура | 5 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка. Понятие о русской языковой картине мира. Орфографический и пунктуационный практикум. Активизация процесса заимствования иноязычных слов
| Практическая работа №1 | |
Культура речи | 5 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости | Практическая работа №2 | |
Речь. Речевая деятельность. Текст | 7 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Этикет интернет-переписки. Функциональные разновидности языка. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация. Орфографический и пунктуационный практикум. Виды преобразования текстов: конспект. | Зачётная работа | |
Итого часов | 17 |
|
|
Тематическое планирование.
№ | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание |
| |||
| Язык и культура речи
| 5ч |
|
1 | Отражение в русском языке культуры и истории народа (обобщение). | 1 | Стр. 11 №7, № 14 |
2 | Крылатые слова и выражения
| 1
| № 23, 27 |
3 | Развитие русского языка как закономерный процесс
| 1
| № 36, 38 |
4 | Основные тенденции развития современного русского языка | 1 | № 43, 45 Используя материалы параграфа, подготовьтесь к дискуссии на тему «Новые иноязычные слова в русском языке: благо или зло». |
5 | Практическая работа №1 | 1 | № 56 Подготовьте проект «Словарный бум в русском языке новейшего перио- да». Используйте материалы § 6 и 7. |
| Культура речи | 5ч |
|
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 | №95, 98 |
7 | Лексические нормы русского языка. Тавтология. Плеоназм. | 1 | № 108, 110 |
8 | Основные грамматические нормы русского языка
| 1 | № 123, 125 |
9 | Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения | 1 | Подберите материал и подготовьте проект на тему «Правила поведения в интернет-дискуссии». |
10 | Практическая работа №2 | 1 | № 131 |
| Речь. Речевая деятельность. Текст. | 8ч |
|
11 | Текст как единица языка и речи Виды преобразования текстов: аннотация, конспект | 1 | № 159 |
12 | Орфографический и пунктуационный практикум. | 1 | № 166 |
13 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 1 | № 170 |
14 | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. | 1 | 179. Подготовьте выступление/доклад по одной из тем. |
15 | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 | Коллективный проект «Азбука Русского Мира». Распределите буквы между собой так, чтобы в работе оказался весь алфавит. На каждую букву необходимо найти фамилию россиянина, известного не только в России, но и за её пределами. Это может быть учёный, писатель, художник, спортсмен и т. п. Создайте портретный очерк: постарайтесь найти его портрет, напишите, когда и где он жил, чем прославился. Проект можно выполнить в электронном виде. |
16 | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | 1 | № 191 Напишите о своём понимании культуры, используя приведённые высказывания и оформляя их как цитаты в своём тексте. |
17 | Зачетная работа по курсу. | 1 |
|
| ИТОГО | 17 |
|