План тематического контроля
«Формирование связной речи у дошкольников»
Цель: Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по
развитию связной речи детей.
№ п/п | Разделы плана | Содержание | Методика контроля |
1. | Диагностика знаний, умений, навыков, уров-ня развития и воспи-танности детей. | Владение детьми ЗУН в соответствии с требованиями программы и целью занятия. Наличие навыков связной речи. Уровень навыков общения в игровой деятельности. | Анализ диагностических карт. Анализ деятельности детей на занятиях. Беседы с детьми на предложенную тему. Наблюдение за речевым развитием в повседневной деятельности. |
2. | Уровень профессио-нального мастерства воспитателя. | Уровень знаний программы по развитию связной речи детей. Методика проведения заня-тий. Руководство самостоятельной деятельностью детей. | Собеседование с воспитателями по программе. Проведение открытых показов, анализ проведения занятий воспитателем. Просмотр утреннего отрезка времени: индивидуальные беседы с детьми. Просмотр второй половины дня: самостоятельная художест-венно-речевая деятельность детей. |
3. | Система планирования работы с детьми. | Система работы по форми-рованию связной речи. | Проверка планирования заня-тий, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках, игровой деятельности. |
4. | Создание условий: - в группах, - в методическом каби-нете. | Методическая литература и пособия. Наличие и разнообразие мате-риала для проведения занятий и самостоятельной речевой и игровой деятельности детей. | Посещение групп. Анализ предметно-развиваю-щей среды с точки зрения ее содержания (наличие ил-люстрированных материалов; сменяемость материалов книж-ного уголка, выставки в книж-ном уголке, материал для самостоятельной художествен-но-речевой деятельности). |
5. | Работа с родителями | Работа по данной теме, наличие совместной деятель-ности. | Анализ планов. Анализ наглядной информации для родителей в группе. Анкетирование родителей. |
Материалы тематического контроля
Диагностические карты обследования уровня развития речи детей (младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст), выборочная диагностика детей.
Карта анализа занятия.
Карта анализа профессионального мастерства воспитателя.
Карта анализа создания условий в группах для речевого развития детей.
Карта анализа планирования воспитательно-образовательной работы по речевому развитию.
Карта анализа занятия
Тема______________________________________________________________
Дата проведения____________________________________________________
Возрастная группа___________________________________________________
Количество детей____________________________________________________
Ф.И.О. воспитателя__________________________________________________
Начало занятия _______________Окончание занятия ______________
Критерии анализа | Уровень оценки |
Да | Нет | Частично |
Подготовка педагога к занятию |
Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру | | | |
При использовании готовых конспектов: умение вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели (в соответствии с индивидуальными особенностями детей) | | | |
Соответствие программного содержания возрасту детей данной группы | | | |
Подбор демонстрационного и раздаточного материала | | | |
Рациональное размещение материала | | | |
Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы) | | | |
Проведение занятия |
Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий: удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток); рациональный выбор динамических поз детей во время занятий (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ков-ре, стоя и т. д.) соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам | | | |
Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм | | | |
Психологический настрой на занятие. Использование игровых организационных моментов | | | |
Психологическая дистанция между воспитателем и детьми (над, под, рядом, вместе) | | | |
Учёт индивидуальных и психических особенностей детей при проведении занятия | | | |
Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятии (преобладание речи воспитателя, речи детей, равное соотношение) | | | |
Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя | | | |
Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком) | | | |
Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет) | | | |
Критерии анализа | Уровни оценки |
Да | Нет | Частично |
Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.) | | | |
Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять их интерес в течение всего занятия | | | |
Умение корректировать ход занятия с учётом обратной связи (сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и т. д.) | | | |
Индивидуальная работа с детьми | | | |
Деятельность детей на занятии |
Оценка педагогом работы детей на занятии | | | |
Сохранение интереса и внимания детей к деятельности | | | |
Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач | | | |
Усвоение детьми программного содержания | | | |
Умение детей адекватно оценить собственную работу | | | |
Позитивное отношение детей к воспитателю | | | |
Умение слушать и слышать объяснение воспитателя | | | |
Активная позиция детей на занятии | | | |
Выводы, рекомендации |