Тема: Умножение на трёхзначное число с нулём в середине и в конце

Тип урока: комбинированный урок

Цели: 1) формировать у учащихся умение применять алгоритм письменного умножения на трёхзначное число.

2) рассмотреть особые случаи умножения на трёхзначное число с нулём в середине и в конце.

3) Формировать УУД:

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Умножение на трёхзначное число с нулём в середине и в конце.

Тип урока: комбинированный урок

Цели: 1) формировать у учащихся умение применять алгоритм письменного умножения на трёхзначное число.

2) рассмотреть особые случаи умножения на трёхзначное число с нулём в середине и в конце.

3) Формировать УУД:

- личностные (Л): пробудить познавательную активность, оценивать свои поступки и дела;

- регулятивные (Р): формировать и формулировать учебную задачу; искать пути решения поставленной задачи; оценивать результаты своей деятельности и деятельности работы в группе; планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; формулировать групповые и личные выводы;

- коммуникативные (К): выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью; аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в паре, группе;

- познавательные (П): умение работать с учебником, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты:

1) личностные: пробудить познавательную активность, развивать умение оценивать свои поступки и дела;

2) предметные: совершенствовать вычислительные навыки, развивать умение анализировать задачи, сформировать умение строить алгоритмы по способам действий на примере алгоритма умножения на трёхзначное число с нулём в середине и пользоваться, построенным алгоритмом;

3) метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; выделять группы геометрических фигур и понятий по определённым признакам; делать выводы из наблюдений; обобщать сведения по изучаемой теме

Задачи:

1) образовательные: формировать у учащихся умение анализировать задачи, находить рациональный способ их решения;

2) развивающие: развивать связную речь, отвечать на поставленные вопросы, память, мышление;

3) воспитательные: воспитание ценностного отношения к математике, стремлению совершенствовать свою речь.

Ресурсы:

- учебник по математике – Математика. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. – М: Просвещение, 2016 г. – (УМК Школа России). – 128 с.

- мульти медийные устройства для проказа презентации.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

ХОД УРОКА

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I этап. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цель – активизация учащихся. Развитие логического мышления.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

«Математика – гимнастика ума», - так сказал Александр Васильевич Суворов, русский полководец, не потерпевший ни одного поражения, 18 век.

- Сегодня у нас будет спортивный урок математики.

- В математике как и в спорте – каждый может добиться успеха в той области, которая ему больше всего нравится. Кто-то быстрее бегает. Кто-то хорошо катается на коньках. Кто-то не пропустит в свои ворота ни одного мяча. Кто-то лучше всех играет в шахматы. Кто-то сочиняет стихи и поет песни о спортсменах.

- Также и в математике – одним нравится решать задачи – другим их составлять. Одни любят считать – другие мастерить геометрические фигуры.


- Сегодня мы с вами будем продолжать учиться умножать трёхзначные числа, рассмотрим интересные примеры на умножение, будем решать задачи и вспомним геометрию.

Приветствуют учителя.





Л: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

II этап. Устный счет (7 мин) Цель: распределить учащихся по группам; настроить на активную познавательную деятельность; повторить геометрический материал.


- А чтобы подготовиться к работе, давайте начнём с зарядки и посчитаем устно.

- У вас на партах кружки красного, жёлтого и зеленого цвета. Цвета не случайные как в игре «Умники и умницы». Только мы сегодня – спортсмены. Красный круг у тренера – он много знает и почти не ошибается. Желтый круг у мастера – у него есть право на ошибку. Зелёный круг у спортсмена – у него есть возможность взять подсказку.

1) Сравни площади фигур.(рисунок на полях)

- Назовите, какие фигуры изображены.


- Давайте договоримся считать два красных треугольника одной фигурой. В геометрии это возможно, так как у них есть общая вершина. Кстати тогда фигура будет называться по числу углов – шестиугольником.

- Вспомним – что такое площадь?

- Если сравнить все три фигуры по площади, у какой из них будет площадь больше, у какой меньше?

- Выбирайте цвет круга и поднимайте его для ответа на мой вопрос.

Обсуждаются рассуждения детей







- Сделайте свой выбор цвета и покажите выбранный кружок.

2) Продолжим соревнование.

Все встали. Я медленно называю действия, вы в уме считаете. Кто сбился, тот садится и берёт зелёный круг - спортсмен. Тот, кто достоял, показывает на пальцах ответ. У кого ответ не верный берёт жёлтый круг - мастер. У кого ответ правильный берёт красный круг – тренер.


Внимание, кому удобно можно закрыть глаза.

((((4•7+10):2+31):25•16-8):6+1)•9 = 45

- Покажите – у кого какого цвета второй круг получился.


















Дети отвечают на вопросы учителя:

- Жёлтый квадрат, два красных маленьких треугольника, зелёный большой треугольник.







- Площадь – это занимаемое место.




Ответы разные. Правильный ответ:

- Все фигуры равны по площади.

Если разрезать жёлтый треугольник по диагонали, то из него можно сложить красный шестиугольник или зелёный треугольник.













- Дети показывают свой круг.



П: развивать абстрактное мышление, речь.

К: формировать умения вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.


III этап. Повторение.

Решение составной задачи (10 мин) Цель: учить рассуждать логически, совершенствовать вычислительные навыки

(Задача №187)

Зима. Снег засыпал наш каток. Надо его расчистить.

- Читаем задачу.

- Двум классам поручено расчистить школьный каток, длина которого 20 м, а ширина 10 м. В одном классе 26 учеников, в другом классе 24 ученика. Сколько квадратных метров катка должен расчистить каждый ученик?


- Думайте. Считайте. Кто знает ответ, поднимает красный кружок тренера, подходит к доске (закрыта от класса), и записывает свой ответ.


Тренеры садятся на отведённые места. У них задание - решить задачу, записав условие решение по действиям и ответ.

Прежде, чем открыть ответ – работа с остальным классом:

- Какой формы школьный каток?

- Как найти площадь прямоугольника?



- Думайте. Считайте. Кто знает ответ, поднимает жёлтый кружок мастера.

- Запишите решение выражением.

Подходят к доске (закрыта от класса), и записывает своё выражение. Мастера садятся на отведённые места. У них задание - решить задачу, если дано условие, записать решение по действиям и ответ.













- Решаем задачу.

- Зная длину и ширину прямоугольника, как узнать площадь поля?

- Запишем.

- Зная сколько человек в каждом классе, как узнать, сколько учеников в двух классах?

- Запишем.

- Зная площадь поля и сколько всего человек, каким действием надо узнать, сколько квадратных метров катка должен расчистить каждый ученик?

- Запишем.

- Какой получился ответ?

- Запишите ответ.

Пока дети пишут ответ, учитель проверяет итоги работы тренеров и мастеров. И вносит изменения в состав участников команд, если потребуется.



Дети читают задачу. Про себя и вслух – один ученик.





- 4 м2
















Работа тренеров.

Норма

выраб

Колич. человек

Вся работа

одинаковая

24

?

Длина – 20 м

Ширина – 10 м

Площадь -

26

?


1) 20•10 = 200 (м2)

2) 26+24 = 50 (уч.)

3) 200:50 = 4 (м2)

4) 4•24 = 96 (м2)

5) 4•26 = 104 (м2)

Ответ: 96 м2 и 104 м2.



- Прямоугольник

- Надо длину умножить на ширину.


- 20•10 : (26+24) = 4 (м2)



Работа мастеров.

Норма

выраб

Колич. человек

Вся работа

одинаковая

24

?

Длина – 20 м

Ширина – 10 м

Площадь -

26

?


1) 20•10 = 200 (м2)

2) 26+24 = 50 (уч.)

3) 200:50 = 4 (м2)

4) 4•24 = 96 (м2)

5) 4•26 = 104 (м2)

Ответ: 96 м2 и 104 м2.


- Надо длину умножить на ширину.

1) 20•10 = 200 (м2)

- Надо сложить.


2) 26+24 = 50 (уч.)

- Делением



3) 200:50 = 4 (м2)

- Ответ: 4 м2 катка расчистит каждый.

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя).

К: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Р: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

IV этап. Физминутка

(1 мин)

Цель: смена вида деятельности для предотвращения утомляемости


Спортивные упражнения под музыку.

Показывает учитель.









Л: формирование эмоционального настроя на последующую деятельность.

V этап. Открытие новых знаний(13)

Цель - организовать и направить к восприятию нового материала


- Запишите число, классная работа. (Записано заранее на доске)

- Повторим алгоритм умножения трёхзначных чисел, который мы учили на прошлых уроках, решая письменно пример.

769 • 524 = 402 956

- Откройте учебники на стр. 49.

- Найдите запись отмеченную красной чертой.

- Чем похожи и чем отличаются два записанных и решённых примера?






Если дети находят не все сходные признаки и отличия, учитель задаёт соответствующие наводящие вопросы.






- Как бы вы сформулировали новую тему нашего урока?



- Предположите, чему мы будем сегодня учиться?




- Рассмотрим 1-й пример. Ответим на вопросы.




При необходимости учитель задаёт наводящие вопросы







- Рассмотрим 2-й пример. Ответим на вопросы.


При необходимости учитель задаёт наводящие вопросы












- Посмотрите, как изменился алгоритм.


2. Решение примеров № 185.

- Найдите № 185. Прочитайте задание.

- Какую работу надо выполнить?






- Выполняем задание в тетради и с алгоритмом на доске.




3. Решение примеров № 186.

Зелёные –спортсмены решают 1-ю строчку 1-й и 2-й пример.

Желтые – мастера – решают 1-ю строчку все примеры.

Зелёные – тренеры – решают 1-ю и 2-ю строчку.

Кому нужна помощь тренера или мастера – поднимаем руку.


- Проверяем ответы. У кого другой ответ – обводим его карандашом и ищем ошибку с тренером или мастером.



Записывают число классная работа

- Алгоритм умножение столбиком.



- Похожи – действие умножение, умножаются трёхзначные числа, во втором множителе есть цифра ноль в записи числа, в записи решения два неполных произведения.

- Отличаются – ноль в конце второго множителя и в середине второго множителя, по-другому записан второй множитель с нулём на конце, по-другому записано второе произведение с нулём в середине.


- Умножение трёхзначных чисел с нулём в середине и в конце числа.

- Будем учиться умножать трёхзначные числа, в записи которых есть нули.












- Первое неполное произведение – 1962 – умножали на 6 единиц.

Второе неполное произведение равно нулю – умножали на 0 десятков. Его писать не будем.

Третье неполное произведение - 1308 сотен – умножали на 4 сотни. Записываем под сотнями.


- Записываем второй множитель, чтобы нуль остался в стороне. Будем умножать, не обращая внимания на нуль.

Умножаем на 8 – получили - 4912. Запись начинаем под цифрой 8.

Умножаем на 2 – получили – 1228 – запись начинаем под цифрой 2.

Находим сумму неполных произведений и приписываем ноль.




Дети читают задание.

- Умножить трёхзначное число на двузначное, решить пример с нулём в середине числа, решить пример с нулём в конце.

254

37

1778

762__

9398


254

307

1778

762__

77978


481

360

2886

1443__

173160













Р: формировать целевые установки.

П: умственные операции, делать выводы и использовать полученные знания

Л: формирование эмоционального настроя на последующую деятельность.

К: умение работать с текстом.

П: умственные операции, делать выводы и использовать полученные знания


VI этап. Повторение геометрического материала

(5 мин)

Цель – учиться работать в маленьком коллективе – в парах.


Практическая работа в парах

- Рассаживаемся по 2 человека. Следующее задание будем выполнять, работая в паре.

- Найдите № 190.

- Читаем первое задание. Отвечаем на вопрос.

Один ученик – тренер чертит на разлинованной части доски. Остальные дети работают с моделями – отрезками удвоенной длины (16 см)

Отмечая карандашом линии сгиба-деления отрезка.


- Читаем второе задание. Отвечаем на вопрос.









- Когда отрезок разделили на две равные части получилось по 4 см в каждой части.

- Когда разделили ещё раз – получилось четыре отрезка по 2 см каждый.

- В половине отрезка две четвёртых доли.




- Если разделить четвёртую долю на две равные части – то получится восьмая доля отрезка.

В трёх четвёртых отрезка содержится маленьких шесть восьмых.


VII этап.

Рефлексия учебной деятельности на уроке(2мин)

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

- Сегодня вы ещё на один шаг продвинулись в своём обучении.

- Как бы вы отметили работу всего класса?

- Оцените лично свою работу на уроке.

Дети оценивают свою работу

Р: самооценка, взаимооценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

К: умение выражать свои мысли;

Л: что я для себя внес?

П:общеучебные: умение структурировать знания.

VIII этап.

Домашнее задание(1 мин).

Готовимся к чемпионату мира по футболу.

- Домашнее задание для тренеров: стр. 49,№189+ примеры под чертой. Составить задачу на тему «Футбол»

- Домашнее задание для мастеров: стр. 49,№189+ примеры под чертой. Составить два примера по сегодняшней новой теме и на тему «Футбол»

- Домашнее задание для спортсменов: стр. 49,№189+ примеры под чертой. Найти интересный числовой материал на тему «Футбол»(2 числа)







Дети записывают задание

К: слушать и понимать речь учителя

П: применение полученных знаний


11


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее