«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тема научной работы: «Влияние социальных сетей на речь школьников»

Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации. Невозможно представить жизнь современного человека без мобильного телефона и компьютера с доступом в Интернет. Мировая сеть представляет собой не только огромную поисковую систему, но и всё чаще используется как средство общения, особенно представителями молодого поколения.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Кеттеш Ельнур Нурланулы «Влияние социальных сетей на речь школьников» . Общественно – гуманитарное направление






Тема научной работы:

«Влияние социальных сетей на речь школьников»

Общественно- гуманитарное направление

Секция русского языка и литературы

Возрастная категория: 14-16 лет










Исследователь :

Кеттеш Ельнур Нурланулы

ученик 10 «А» класса

МНА КГУ ШГ «Туран»

ЮКО Мактаарал г. Жетысай

Руководитель: Раимбекова Улжан

учитель русского языка и литературы



Аннотация

на научно –исследовательский проект на тему «Влияние социальных сетей на речь школьников» ученика 10 « А» класса коммунального государственного учреждения школы-гимназии «Туран» Южно-Казахстанской области Мактааральского района города Жетысая Кеттеш Ельнура

Актуальность:
Актуальность исследования заключается в том, что в последнее десятилетие в русскоязычном Интернете социальные сети появились сравнительно недавно, но сразу завоевали огромную популярность. Общаясь в социальных сетях мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.    

Цель исследования: Выявить отрицательное влияние социальных сетей на речь школьников , особенности языка смс – общения, использования в качестве невербального общения смс, смайлики.

Задачи:

- определить наиболее популярные сети среди подростков;

-посетить различные Интернет-сайты, чаты, форумы, блоги, на которых часто общаются ученики школы;

- раскрыть отрицательные факторы влияния социальных сетей на речь учащихся;

- исследовать представления учащихся по поднятой проблеме и провести опрос среди подростков 12-16 лет

Гипотеза: Использование особых языковых средств при общении в Интернете негативно сказывается на речи учащихся, снижает культуру общения между подростками.               

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы и Интернет- источников;

- анкетирование, опрос.

Основной предмет - русский язык, дополнительный предмет- биология.
Научный руководитель - Раимбекова Улжан, учитель русского языка и литературы, школы - гимназии "Туран"

Начало проведения исследований-10.10.2014год-10.01.2016 год








Аннотация


Оңтүстік Қазақстан облысы Мақтарал ауданы Жетісай қаласы «Тұран»мектеп-гимназия» коммуналдық мемлекеттік мекемесінің 10 «А» сынып оқушысы Кеттеш Елнұрдың « Ғаламтор желілеріндегі жасөспірімдердің қарым-қатынас тілі » ғылыми жобасы.

Тақырыптың өзектілігі: бүгінгі таңда орыс тілді ғаламтор желілерінде қарым-қатынас тілі құлдырап барады. Сөздердің ережеге сәйкес жазылмауы, қысқартылып, өзгертіліп, тыныс белгілерінің қойылмай жазылуы қарым-қатынас тілінің дамуына нұқсан келтіреді.

Ғылыми жобаның мақсаты: ғаламтор желілеріндегі жасөспірімдердің

қарым-қатынас тілінің бүгінгі таңдағы рөлі және оны бейвербалдық тіл және смайликтер арқылы күшейтуге үлес қосу.

Қаралатын мәселелер:

-жасөспірімдер арасындағы көп қолданыстағы желілерді анықтау;

-мектеп оқушылары пайдаланып жүрген ғаламтор сайттардың, ақпараттық желілердің айырмашылығын айқындау;

-желілердегі пайдасың, жағымсыз құбылыстардан сақтандыру;

-ақпараттық желілер жөнінде 12-16 жастағы жеткіншектер арасында сауалнама жүргізу.

Күтілетін нәтиже:

Ғаламтор желісіндегі жасөспірімдердің тілдік қарым-қатынас мәдениетіне дамытуға үлес қосу.

Зерттеу әдістері:

-ғаламтор жазбаларындағы теориялық әдебиеттерге талдау жасау;

- сауалнамалар , пікіралмасулар, анықтамалар.

Басты пән – орыс тілі, қосымша ретінде –биология.

Ғылыми жоба жетекшісі- Раимбекова Ұлжан Кеттешқызы, « Тұран» мектеп-гимназиясының орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі.

Зерттеу жұмыстарының басталуы- 10.10.2014 жылы-10.01.2016 жылы















ANNOTATION 7

For scientifically research project on theme :”Import social networks on the speech of students”.

City: “Jetisay”.

District: “Maktaral”.

Region: “South-Kazakhstan”.

School-gymnasium-“Turan” form 10 ”A”.

Student: Kettesh Elnur.

The relevance:

The relevance of the study lies in the fact that in the last 10 years the Russian-language online social networks have appeared relatively recently, but it gained huge popularity immediately. We found that when we commute cat at social network, in virtual space the Russian words are used incorrect (not according to the rules).

The texts are written quickly and they are similar.

They are written without punctuation often without capital letters with a numerous abbreviations and misspelling.

the purpose: of the study:

-to identity the negative impacts of social network on speech of students;

-features of the language of SMS-communication , using as non-verbal communication (SMS, smiles).

Tasha:

-to determine the most popular networks among teenagers;

-to visit various Internet sites, chats, forums, blogs which often are used among students .

-to disclose negative influences of social networks .

-to explore the views of students on a raised problem and to conduct a survey among teenagers.

Hypothesis:

-Using of special linguistic resources in an online communication adversely affects to the speech of pupils; reduces the culture of communication between teenagers.

Method of research

  • Theoretical aba li sis of literature and internet sources.

-questionnaire , pole.

The main subject – Russian language .

An optional subject – Biology .

Research supervisor : Raimbekova Ulzhan- teacher of Russian language and literature “school- gymnasium “Turan”.

Start research-10.10.2014 year-10.01.2016 year.







Содержание



Введение _________________________________________с.6


Глава 1. Общение в социальных сетях – часть образа жизни

современного подростка ____________________________с.7-18

Глава 2 Влияние социальных сетей на речь школьников

2.1 Использование смайлов и графических знаков

2.2 SMS-общение - особый формат коммуникации

2.3 Угрожает ли интернет языку?

2.4 Особенности интернет-сленга

2.5 Язык блоггеров

2.6 Олбанский язык

Заключение_____________________________________ с.19-20

Список литературы_интернет-источников ______________ с.21





















Введение

Свою исследовательскую работу пишу впервые. Но свои наблюдения начал с того момента, как стали совершенствоваться мои познания в продукциях современных технологий, т.е. мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки. Разумеется, меня как представителя нового поколения, интересуют и социальные сети, и виртуальное общение. Это не только бытовой интерес. Это веление времени. Быть на новой волне в информационном потоке для получения необходимых знаний. Глобальная сеть интернет является неотъемлемой частью жизни современного человека. Интернет становится для нас не только наиболее полным и оперативным источником информации о мире, но и важным средством коммуникации, предоставляющим пользователям широкие возможности для того, чтобы "говорить" и "быть услышанными". Но чрезмерное увлечение чревато большими опасностями. Даже все полезное организму человека сверх меры опасно для жизни: и вода, и пища. Слишком долгое «зависание» приводит к разным опасностям: ухудшение зрения, тревожность, бессонница, оскудение языка, вольность мыслей, опасные знакомства, даже суицидные попытки, т. к. по неосторожности можно «попасть» на удочку в какую-нибудь секту. Самое главное, любая из названных доводов несет нас быстрым потоком к большой проблеме: засорение «великого и могучего» скверными словами. Теперь я решил выяснить – а каким ещё опасностям подвергается наша речь? И я понял, что ещё одна из угроз–это влияние социальных сетей, невербальное общение, где мы ограничиваемся скудными SMS-сообщениями, смайликами, совершенно не вкладывая смысл в написанное. Всё больше людей сталкиваются с необходимостью общаться на языке сокращений и терминов, заимствованных из английского языка, а особенности того, как изменяется английский язык в виртуальной среде, недостаточно исследованы. Эти слова  изменили нашу речь не в лучшую сторону. Главная функция любого языка- коммуникативная. Коммуникативный– значит общительный. «Живое» общение невозможно заменить виртуальным. К этому я призываю всех: и ровесников, и взрослых. Призываю беречь язык от «засорения». “…Язык – это история народа. Язык – это цивилизация и культура. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, а насущной необходимостью”.[1] В школе  русский  язык изучается с  третьего  по  одиннадцатый  класс. Это  один  из  богатых и удивительных языков мира. К сожалению,  сейчас для  русского  языка настало  трудное  время.  Стремительные негативные  изменения,  которые  происходят в  нём,  заставляют исследователей  всё  чаще  и чаще  говорить  о  том, что  он  теряет свой  блеск,  глубину.





Глава 1.Общение в социальных сетях– основной образ жизни современного подростка.

Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации. Невозможно представить жизнь современного человека без мобильного телефона и компьютера с доступом в Интернет. Мировая сеть представляет собой не только огромную поисковую систему, но и всё чаще используется как средство общения, особенно представителями молодого поколения.

Виртуальная коммуникация породила особый язык – язык виртуального общения. Этот особый язык стал постепенно перебрался в нашу повседневную жизнь. В настоящее время проблема чистоты современного русского языка актуальна, потому что речевая свобода, с одной стороны, - благо для языка, это способствует его развитию, вовлекаются в активную сферу пользования различные пласты: и разговорная речь, и просторечие, и жаргон, современный компьютерный сленг; с другой стороны, - дозировка «коверкания» речи зависит от внутренней культуры человека, получается некая искусственная смесь, которая и не воспринимается серьезно. Возможно, мы живем в эпоху языковой распущенности, и это является большой потерей для общества.

В русскоязычном Интернете социальные сети появились сравнительно недавно, но сразу завоевали огромную популярность. Общаясь в социальных сетях, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Раньше  люди вместо Интернета общались через письма, поэтому старшее поколение не так пострадало от этой проблемы. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может  отразиться на речевой культуре моих ровесников , поэтому мы не должны этого допустить.

Проведённое анкетирование, показало, что чаще всего школьники посещают социальную сеть «В контакте» (56%), на втором месте – Одноклассники (32%), Мой Мир (12%).

Цель посещения сайтов разная: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Посещают социальные сети чаще для того, чтобы пообщаться с друзьями (55%), для чтения новостей и прослушивания музыки (34%). 11% опрошенных используют доступные Интернет-ресурсы для поиска новых друзей.

О количестве времени, которое подросток проводит в Интернете можно сказать следующее: «до 3 часов в день» 85% опрошенных, 15% проводят до 6 часов в сутки.

Большинство учащихся, которых мы опросили, считают для себя времяпровождение в социальных сетях полезным, лишь менее 30% процентов заявило об обратном.

Самая главная проблема состоит в том, что многие подростки становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн - переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Такая зависимость весьма схожа с наркотической или алкогольной.

Таким образом, общение в социальных сетях является не просто времяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого вытекает множество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на речь школьников.

Глава 2 Влияние социальных сетей на речь учащихся

2.1 Использование смайлов и графических знаков

Ещё в 1969 году русский писатель Владимир Набоков в одном из своих интервью в ответ на вопрос " Какое место вы отводите себе среди писателей (ныне здравствующих) и писателей недавнего прошлого?" он ответил:"Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос." [2].

История возникновения смайлика уносит в далекое прошлое. Это было в декабре 1963 года, в США, когда в результате слияния нескольких крупных страховых компаний упало настроение клиентов и сотрудников компании.. Растерянность, раздражительность и тоскливая обреченность стали следствием их неуверенности в завтрашнем дне. Тогда кому-то из представителей компании пришла в голову мысль развеселить всех. Так из-под пера художника Харви Болла в течение десяти минут выскочила круглая желтая рожица с двумя черными точками-глазками и дугой-улыбкой. [3]. Сейчас СМАЙЛИК- это совершенное графическое средство для отображения эмоционального настроя собеседника. Смайлик – это пиктограмма эмоций. Половина опрошенных подростков используют смайлики постоянно, и только 28% - иногда, не используют 11%. Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы пользователями социальных интернет сетей в разного рода «улыбочки» или сокращения. Такие как двукратное и многократное повторение скобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие. В переписках по электронной почте или ICQ, когда обмен сообщениями занимает секунды, общение посредством письменной речи происходит так, как если бы мы видели собеседника. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернет- сленгом. Было бы странным думать, что выражать эмоции при помощи знаков стали только с появлением Интернета.

Значения стандартных смайлов

Смайлик

Что он обозначает

Графический аналог

:) или =)

Простая улыбка

:D

Смех, хохот

:(

Грустный

;)

Подмигивание

:'(

Плач

:-|

Равнодушие

:-\

Озадаченность или недовольство

:-*

Поцелуй

:P

Показывающий язык

:-o

Крайнее изумление

=-O

Удивление

0:-)

Ангелок; святой; нимб

]:-

Чёртик

:-[

Смущенный, краснеющий , стесняется

@--- или

@}---

Дарит розу

Глубокая печаль

:-(

Хмурится

:-[

Сердитый

8-)

Крутой; черные очки

:-

Подавленный

:-||

Сердитый, разгневанный






2.2. SMS-общение - особый формат коммуникации

К явлениям, не менее уникальным в коммуникативной среде, ставшим неотъемлемым компонентом социального бытия современного человека, относится и SMS-общение. Лингвисты не перестают удивляться, как быстро меняется разговорная и письменная речь. Без словаря и минимального знания сленга трудно разобрать элементарное SMS-сообщение. Буквы заменяют цифрами, настроение выражают всё теми же (как и в Интернете) «смайликами».

Обратимся к некоторым особенностям SMS-сообщения. Придуманным под Рождество замечательным сервисом человечество наслаждается вот уже тринадцать лет, хотя общедоступным в России он является на протяжении шести лет. Все прелести нового вида коммуникации очень быстро освоила молодёжь. Студенты, школьники, да и взрослые строчат сообщения на лекциях, передают с их помощью длинные адреса и даты, время встреч, свиданий, признания в любви. Кратко, чётко, лаконично. Что же говорят об этом учёные? Некоторые лингвисты считают, что SMS-сленг – это уличный жаргон. [4]. Но с этим нельзя согласиться, так как, хотя корни у них общие, своеобразная манера написания текстовых сообщений существует только в рамках мобильного общения. Всего сто шестьдесят символов, но это своеобразный «экзотический» срез письменной культуры, где чётко действует правило «как слышу, так и пишу». Кстати, в связи с этим вспоминается, что недавно в СМИ был опубликован проект реформы орфографии, предлагавший написание многих, которые сейчас регулируются правилами, подчинить именно принципу «как слышу, так и пишу». [5]. У SMS-языка есть много общего с Интернет-сленгом, так как в чатах глобальной сети зародилась своеобразная «скоропись» и небрежная манера сокращений. Конечно, слово «тя» вместо «тебя» или «ща» вместо «сейчас» у многих людей, трепетно относящихся к чистоте русского языка, может вызвать культурный шок. Но, с другой стороны, большая часть сокращений в SMS вынужденная. Это связано с объективными факторами: услуга платная. Например, такое сокращение, как 2dau (от английского tadau – «сегодня») используется повсеместно. Одной из особенностей SMS-языка является SMS-криптография. Слова зашифровываются до неузнаваемости.

Отличительная особенность SMS-языка – полное отсутствие правил. Знаки препинания отсутствуют, они стали деталями для «смайликов», непроизносимые и удвоенные согласные исчезли, некоторые слоги заменились цифрами. «4» читается как «че» или «ч», а если от английского four, то и как «фо» (например, «4tka» - «фотка», «фотография»). По большому счёту, SMS-сленг – это прямая передача речи на письме: говорица, думаеца, слышица; сдесь,харашо.
Речь об этом странном явлении идут именно потому, что оно реально существует в языке, являясь, прежде всего, способом самовыражения, максимально приближенным к живой речи.
По мнению аналитиков, в 2008 году число SMS во всём мире достигло 366 миллиардов. [6]. Это значит, что язык SMS существует, может быть, появится со временем отдельный жанр SMS-литературы. В Китае уже экранизировали первый SMS-роман, это драма «По ту сторону осаждённой крепости», которая состоит из 60 глав, в них задействовано более 2400 персонажей.
Как относиться к языку глобальной сети и SMS-языку? Одни исследователи рассматривают процессы, которые описаны выше как порчу языка, другие как закономерное его развитие и демократизацию. На мой взгляд, писать и говорить в сети Интернет следует так, как этого требуют нормы современного русского литературного языка, зафиксированные в словарях и грамматиках. Пользователи сети должны понять, что в соблюдении норм заинтересованы они сами, так как, отклоняясь от норм, можно стать посмешищем сетевого сообщества. Неграмотность должна быть абсолютно непрестижной, немодной.

2.3 Угрожает ли интернет языку?

Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, как автомобили или водопровод. А приятие какого-либо новшества осуществляется в первую очередь через язык. Многие слова, рожденные интернетом как специализированные термины, давно вошли в обиход, обретя самостоятельное значение. Например, слово “гуглить” успело абстрагироваться не только от поисковой системы Google, но и от интернет-тематики в целом.
На днях еще два слова из сетевого жаргона стали официально общеупотребительными. В словарь английского языка Merriam-Webster были включены слова «твит» (пост на Tweeter) и «краудсорсинг» (практика получения информации от больших групп людей онлайн)..
Многие слова, даже не включенные в официальные словари, все равно приживаются как минимум в разговорном языке. Например, отдельные выражение из языка “падонкафф” прижились в русской устной речи.
Безусловно, любые серьезные инновации, которые становятся частью повседневной жизни, вносят те или иные изменения в языки. Но интернет здесь заслуживает отдельного внимания: он оказывает на язык более сильное влияние, чем другие технические инновации. Ведь всемирная паутина — это новшество не только и не столько техническое, сколько информационное. В сети ежедневно появляются гигабайты новых текстов на порталах и блогах, миллионы слов пересылаются через электронную почту и разнообразные месенджеры. С появлением интернета люди стали гораздо больше писать. И круг пишущих людей значительно увеличивается. Письменный язык значительно отличается от устного. Разговорный язык более вольный, так как его функции немного отличаются от письменного
Интернет же приравнивает письменный язык к устному, упрощая его, делая грубым.

2.4 Особенности интернет-сленга

       Одна из основных проблем распространения интернет–сленга коверканье слов- неизбежно снизит грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции в помощью «сетеяза» в любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно.                  

Причина появления и распространения «сетеяза», с одной стороны – бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным, а с другой – новизна. «Каждое очередное употребление эту новизну, а значит, игру, остроумие и веселость стирает и превращает в банальность».

Исследователи  отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь;  другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими. [7]

Как и в любом профессиональном “языке” в среде людей, так или иначе связанных с компьютерами, существуют и неофициальные обозначения тех или иных понятий, то, что можно назвать профессиональным “арго” (или жаргоном). Некоторые слова данной лексической системы заимствованы из жаргонов других профессиональных групп: например, "чайник" (неопытный программист) и "движок" (алгоритм - ядро компьютерной программы) взяты из жаргона автомобилистов, где они обозначают соответственно неопытного водителя и автомобильный двигатель. «Тачкой» в городском фольклоре называется автомобиль, а в компьютерный жаргон это слово перешло со значением "компьютер". Один из распространённых способов, присущий всем жаргонизмам, стоящим рядом с определённой терминологией, — это трансформация какого-нибудь термина, как правило, труднопроизносимого или большого по объёму. Сюда можно отнести: сокращения (компьютер — комп, винчестер — винт, клавиатура — клава).

 В результате профессионализация основами слов выступают профессиональные термины английского происхождения, которые уже имеют эквивалент в русском языке: хард драйв, хард диск, хард, тяжелый драйв — harddrive (жёсткий дисквинчестер). Слово «глюк» и словообразовательный ряд от него, широко употребляющиеся в компьютерном жаргоне, получают здесь значение «непредвиденных ошибок в программе или некорректной работы оборудования». Например: «У меня принтер глючит». Ещё один способ — метафоризация — широко используется почти во всех жаргонных системах. С его помощью были организованы такие слова, как: блин, болванка, матрица — компакт-диск, селёдка — пластиковая упаковка от записываемых дисков (обычно на 10-100 дисков), по аналогии с советской консервной банкой для сельди, крысаживотноепацюк (укр.) —манипулятор мышьреаниматор — специалист или набор специальных программ по «вызову из комы» компьютера, программное обеспечение которого серьёзно повреждено и который не в состоянии нормально функционировать. Молодежный сленг - одна из самых открытых и подвижных систем в современном русском языке: он постоянно пополняется не только за счет семантических переосмыслений исконно русских слов и иноязычных заимствований, но и за счет смелого и активного процесса словообразования. Но не менее интересно выяснить причины использования сленга молодежью в социальных интернет-сетях. Компьютерный жаргон, порожденный взаимодействием с компьютером, стал своеобразной творческой лабораторией языка. Сеть Интернет принесла с собой новые формы существования языка, стереотипы речевого поведения. Как показывают исследования, на использование компьютерного жаргона влияют, в первую очередь, компетентность и возраст коммуникантов . То есть, взрослый человек может употреблять компьютерный и интернет-жаргон только находясь за компьютером, а подростки переносят эти слова в обычную повседневную речь. Новые слова образуются и путем намеренного искажения звуковой формы слова, в результате чего новообразования оказываются связаны ассоциативной связью со словами, образующими пласт разговорной, а порой и сниженной лексики. Стремление к чистоте и правильности родного языка - черта, свойственная каждой языковой культуре. В современной языковой практике самых разных слоев общества можно наблюдать обеднение языка, расшатывание нормы, плохое знание орфоэпии, неумение адекватно выразить свои мысли. Правильная, безошибочная речь — лучшая характеристика образованного человека. Это аксиома общеизвестна и не требует никакого доказательства. Речь – это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми.

2.5 Язык блоггеров.

Блог - это сервис интернета, позволяющий любому пользователю вести записи любых текстов. По аналогии с личными дневниками блоги называют сетевыми дневниками . Ведущий дневник (блоггер) может управлять доступом к своим записям: делать их открытыми всем желающим, определенному кругу пользователей или совсем приватными. Блоггеры могут объединяться в сообщества и организовывать совместные записи и обсуждения.За последние несколько лет в сети появилось огромное количество блогов, материалы которых создаются группой читателей. Они публикуют новости и комментарии к новостям. Кроме обсуждения у читателей есть возможность оценить качество самой публикации и качество комментариев. Эта общественная экспертиза накладывает на авторов определенную ответственность за качество размещаемых материалов. Ясность и доступность блога как технологии вызывают интерес многих исследователей, которые рассматривают его как вариант индивидуального образовательного пространства. Внутри блога можно посылать сообщения другим авторам, там есть ссылки на адреса других дневников и т.д. Можно даже заполнять свой дневник со своего мобильного телефона или с электронной почты. Блог как языковое явление представляет собой особую ценность для современной лингвистики, так как возникло сравнительно недавно. Для исследования языка блоггеров нужно учитывать особенности его функционирования в интернете с учетом "сложного взаимодействия некоторого открытого множества факторов при изначальной включенности человека в социально - культурный контекст взаимодействия в Сети. Ряд ученых говорит об особой разновидности языка - третьей формы речи, наряду с устной и письменной - язык блоггеров. Объясняется это рядом причин: этот подъязык служит удовлетворению специфических коммуникативных целей - общение ради общения, язык блоггеров "обслуживает" и обыденное человеческое общение".[8] Стратегия поддержания коммуникативного контакта предполагает взаимную ответственность партнеров за создание комфортной атмосферы общения и гладкое течение беседы на основе адекватного реагирования, что достигается при помощи тактики построения ответных реплик. Ситуация установления и поддержания контакта приводит к коммуникативному новаторству, делая это общение необыденным и оригинальным. Креативность языковой личности автора блога в коммуникативном пространстве постоянно растет. Причем этот рост идет по всем языковым уровням, что делает сетевой язык уникальным исследовательским объектом для лингвистического изучения: в блогах мы наблюдаем взрыв народного речетворчества, захватывающий все языковые уровни, но особенно ярко это видно по частому использованию языковой игры. Однако часто это новаторство выражается в отклонении от графических и грамматических языковых норм.[9] Например, в проанализированных блогах были выявлены следующие случаи сокращения конечной части слова:Thou - though, cig - cigarette, hub (hubby) - husband, doc - doctor, med - medicine.В проанализированных блогах - фильтрах можно отметить следующие примеры "говорящих юзернеймов", которые отражают личность автора:Angry man, The fool angel, Big guy, Geezer, The sun girl . Некоторые блоггеры используют в качестве "юзернеймов" бессмысленные наборы букв. На общение в интернете не может не сказаться добровольность и желательность контактов. Более того, коммуникативное пространство интернета (в силу перечисленных выше свойств) предоставляет уникальный полигон для построения виртуальной языковой личности: способам ее самопрезентации и творческой самореализации. В настоящее время, психологи и медики говорят о следующих проблемах. Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система. Во-вторых, длительное сидение перед экраном компьютера приводит к астено-невротическим нарушениям: из-за обездвиженности расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют. Но заметнее всего психо-эмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием Сетей на личность ребенка. Замечено, что у детей, привыкших сидеть у мониторов, слабеет память; они хуже соображают на уроках в школе, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если те требуют оторваться от экрана.

  Это неудивительно: ведь Паутина пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с его более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять этому воздействию, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. Интернет разными способами вольно или невольно кодирует поведение ребенка или подростка заставляет его жить по законам экранного мира.

Человек, активно ведущий блог, - это "человек интернета, с головой вовлеченный в электронную коммуникацию, проводящий огромную часть своего времени спиной к реальному миру, лицом к монитору компьютера. Буквы и другие символы, появляющиеся на экране, общение с виртуальными собеседниками заменяют во многом для него действительность: действия и традиционные формы человеческой коммуникации, причем коммуникации неофициальной, существующей обычно в устной форме"".[10]


2.6 Олбанский язык

В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго.

Третий язык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно перестали быть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практически превратился в диалект, непонятный для непричастных. Ситуация стала меняться в самое последнее время, когда все больше и больше стал заявлять о своих правах так называемый «олбанский» язык получивший огромное распространение.

Основой «олбанского» языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколько технических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русского языка на «олбанский».

Это, во-первых, правило: «пиши, как слышишь» . Во-вторых, написание в конце слов тех шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»), и, в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ». На первый взгляд может показаться, что перед нами нечто необычное.

Начнем с того, что от него прямо-таки веет книжной ученостью. В качестве доказательства достаточно привести строго научную фонетическую транскрипцию начала повести Тургенева «Муму»: «В адной из аддаленных улиц Масквы, ф серам доме з белыми калоннами, антресолью и пакривифшымся балконам жыланекагда барыня, вдава, акружоннаямногачисленнай дворней...» Как видим, и Тургенев в какой-то степени «жжот», хоть и не подозревает об этом, «олбанский» язык представляет собой разновидность совершенно невинного языка, позволяющего хотя бы на время сбросить оковы ненавистной орфографической регламентации (уйти из наскучившего царства «культуры» в мир бесконечно свободной «природы»).


Глава 3. Проведение и анализ исследований

Зайдя на любой чат или форум, мы можем увидеть, сколько ошибок допускают участники мгновенного общения. Сайтами, снижающими уровень грамотности являются «Одноклассники» и «В контакте», где отсутствует опция проверки орфографии, и пользователи допускают неимоверное количество ошибок при написании сообщений. Так как большинство людей воспринимает и запоминает информацию зрительным способом, то, несомненно, в будущем их грамотность ухудшится (или уже ухудшилась), вследствие общения на этих сайтах.

Я провел исследование среди учащихся 8- 11 классов школы «Туран», чтобы выяснить, как влияет на них общение в интернет –среде. Большинство респондентов ( 48%) отвечало, что Интернет оказал негативное влияние на их уровень грамотности, но несколько человек отметило, что Интернет никак не повлиял или даже улучшил их грамотность. Такие ответы дали те, кто проводит за компьютером не более часа в день и не имеет свободного постоянного доступа к интернету. Можно сделать вывод, что если человек проводит в сети небольшое количество времени, то Интернет просто не успевает оказать свое негативное влияние на грамотность моих сверстников.





В ходе опроса я выяснил, что в смс- сообщениях люди не соблюдают нормы орфографии, пунктуации, что негативно сказывается как на их грамотности, так и на уровне их культуры.



Пример смс- сообщения: «Превед! Кагдила? Слухай мне нунашоб ты претаранил чтонить от тани! Очииииинь срочнааааа!!» Как мы можем увидеть, в смс не соблюдаются нормы написания имен собственных и правила орфографии. Почему такое происходит? В результате моего опроса большинство одноклассников отвечало, что:

  • в Интернет- пространстве они расслабляются и совершенно не следят за грамотностью своих сообщений1;

  • в чате или форуме никто толком не знает, кто ты и не следит за твоей грамотностью,

  • у пользователя есть анонимность, которой он пользуется.

Для того чтобы выяснить особенности использования смс-сообщений, было проведено анкетирование среди учеников 5 и 10 классов гимназии. В анкетировании приняло участие 36 учеников 5 классов и 64 ученик 10 классов. В результате установлено, что 94% учащихся 5 классов и 85% учеников 10 классов используют смс-сообщения. То что ученики 10 классов реже используют смс, может быть связано с тем, что они пользуются другими видами электронного общения. На вопрос «как часто они используют смс» 38% опрошенных 5 классов и 49% опрошенных 10 классов ответили, что редко. Многие ученики 5 классов (28%) ответили, что отправляют смс «просто так», а 67% учащихся 10 классов предложили свой вариант (если что надо, для общения). Почти все ученики 5 и 10 классов печатают смс на русском языке. Из них 63% - 5 классы и 37% - 10 классы утверждают, что он родной, поэтому им проще печатать именно на родном языке.

О снижении грамотности школьников ясно говорят результаты ЕНТ по русскому языку за прошлый год.

Проведено анкетирование учащихся 5-11 классов с целью выявить познания о смайликах, как часто используют невербальный знак.


Анкета

1.Что такое смайлы?

2.Пользуетесь ли вы языком смайлов?

3.Язык смайлов забавный? Смешной? Какой?

4.Можно ли пользоваться таким языком во всех сферах жизни?

5.Где вы используете смайлы?

6.Откуда вы узнали о существовании языка смайлов?

7.Покупаете ли вы какие-то вещи с изображением смайлов?

Практически все ученики 10 классов (98%) используют смайлы для выражения эмоций. 85% учеников 5 классов тоже используют смайлы в своих смс-сообщениях.



Анкета для взрослых

Подчеркните при ответе да или нет.

  1. Влияет ли компьютер на их игры, речь, образ жизни?      Да / нет

  2. Вы любите проводить время « в контакте» ?            Да / Нет

  3. Назовите, пожалуйста, ваши любимые сети , блогги.

  1. Влияли ли в детстве компьютерные игры на ваши игры, если да, то как?

  1. Назовите, пожалуйста, возраст вашего ребенка.

  1. Любит ли ваш ребенок пользоваться сетями интернета ?    Да / Нет

7. Зная вашего ребенка, подчеркните те сайты , которые ваш ребенок предпочел бы?

Предлагаю провести акцию «День без ИНТЕРНЕТА».

1.Она поможет добровольно отказаться от компьютерной зависимости. А поскольку пережить нам её будет нелегко, мы предлагаем участникам нашего исследования памятку, чем можно заняться, когда нет выхода в СЕТЬ.

1.Учись тому, чего не умеешь ( готовить, кататься на велосипеде и т.д.).

2.Сходи на концерт, в музей, в библиотеку.

3.Собери головоломку из 2000 частей.

4.Займись спортом.

5.Понаблюдай за птицами.

6.Поиграй с животными.

7. А вечером посмотри на звёзды! И тогда три основные составляющие экологии человека: духовная, душевная и физическая будут в полном порядке. А это так важно для растущего организма и для нашего счастливого будущего!


Конечно же,  полностью исключить телевизор и мультики из жизни 
дошкольников и младших школьников в наше время невозможно .Что же 

делать? Как решить возникшие проблемы? 
Я думаю, что решение – в «золотой середине», в чередовании чтения и 
просмотра полезных образовательных сайтах. В начале третьего тысячелетия

справедливы  слова:  «Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».  
И актуальны… Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые  персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным во-

ображением.  В русской и мировой литературе есть огромное количество прек-

расных сказок для  детей: народные сказки, сказки К. Чуковского, А. Пушкина, Ш. Перро,братьев Гримм и много-много других гениальных творений, сос-тавляющих золотой фонд литературы.Очень важно, чтобы ребенок сам, чи-тая сказку, представлял себе  ее героев, сопереживал им, рисовал яркие, об-разные картинки сам, а не получал их в готовом виде. Даже если ребѐнок уж научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать   вслух. 























Заключение.

В ходе исследовательской работы я выяснил, что социальные сети, к сожалению, скорее отрицательно влияют на речь учащихся. Конечно же, в такой форме общения есть и положительные черты - но проводить время в интернете опасно не только для речи, но и для здоровья, и для психики тоже.

С появлением социальных сетей люди в целом вернулись на много лет назад – в то время когда человек не может нормально пообщаться с другими людьми, сделать что-то элементарное своими руками. Я считаю , что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека. Если не исправить эту ситуацию сейчас, то деградация всей нации неизбежна. Мое исследование- прямое тому доказательство: уровень грамотности и культуры речи неизбежно падает, и способствует этой тенденции множество факторов: СМИ, Интернет, средства коммуникации, семья, образование, национальность, друзья, школа, книги, реклама. Но наибольшее влияние оказывает Интернет. Произошло перемещения акцента с книг на Интернет, СМИ и публицистика сейчас не соответствует элитарному уровню культуры речи, а опускаются до использования жаргонизмов, вульгаризмов, непечатной лексики. Но хуже всего, что такие заниженные нормы воспринимаются аудиторией как норма.

То есть., налицо падение культурного уровня и снижение нормы культуры с литературного и неполного литературного стиля до фамильярного.

Вывод: моя гипотеза о том, что социальные сети снижают уровень грамотности и культуры речи, была верна. Но, конечно, можно исправить ситуации в лучшую сторону. Сейчас государство делает первые шаги, чтобы улучшить общий уровень культуры речи и грамотности. Например, в Интернете появились множество сайтов, которые предлагают учебный материал по русскому языку, а также интерактивные диктанты, с помощью которых можно проверить уровень своей грамотности. Одним из таких сайтов является gramota.ru. Во многих институтах по всей стране собираются круглые столы по данной теме, где идет горячая дискуссия. Участники предлагают ввести цензуру для Интернета, но многие находят это невозможным, т.к. Интернет в этом смысле понятие почти необъятное. Быть может, стоит ввести обязательные проверки сайтов с дальнейшим отправлением писем с рекомендациями модераторам или администрации сайтов, чатов, форумов. В данное время на таких сайтах, позволяющим пользователям мгновенно обмениваться сообщениями, есть определенный регламент правил и люди (модераторы), которые являются некими надзирателями и наказывают пользователей, в случаях несоблюдения правил данного сайта. В плане улучшения культуры на телевидении можно запустить общеобразовательные программы, ролики, пропагандирующие высокий уровень грамотности, что быть грамотным- это модно, это тренд, это необходимо каждому. Например, во времена СССР просветительская деятельность в области языковой нормы носила весьма широкий характер: велась передача всесоюзного радио «В мире слов» , детская передача «Радионяня», выходил телевизионный альманах «Русская речь» . Но, самое главное, это внутренний уровень культуры граждан. Нужно, чтобы человек сам себе не мог позволить писать или говорить низкопробно, фамильярно, используя жаргонизмы. Взрослые должны понимать, что они являются примером для собственных детей и в плане речи, поэтому старшему поколению стоит на протяжении всей своей жизни оттачивать свой разговорный и письменный навык, дабы быть достойным примером, образцом для подражания для подрастающего поколения, которое должно учить русский язык не только потому, что ЕНТ надо будет в будущем сдавать, а для того, чтобы чувствовать себя человеком с высоким культурным уровнем, чувствовать себя достойной личностью. "".[11]

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время вызвает серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все-таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения. В этом школьникам поможет школа.




Список литературы :

1. Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – Вып. 12. – С.24-30

2. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2005.

3. Алябьева Е. О социальных функциях блогов в современной России // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. / Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2006.

4.Соколов М. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. / Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2006.

5.Сидорова М.Ю. Засоряют ли смс-сообщения русский язык // Сибирский филологический журнал, 2007, №1.

6.Шилоносов А. И. Графические особенности смс-текста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 111.
















Рецензия

на научно–исследовательский проект на тему: « Влияние социальных сетей на речь школьников» ученика 10 «А» класса коммунального государственного учреждения школы-гимназии «Туран» Южно-Казахстанской области Мактааральского района города Жетысая Кеттеш Ельнура.

       Данная проектная работа выстроена с учетом методических требований, а именно:

- определена тема проекта;

- четко сформулированы цели исследования темы ;

- составлен план проекта;

- выделена основная часть проекта и заключение;

- указаны пути реализации поставленной цели. 

        В ходе проекта Ельнур разобрался, какое влияние на школьников имеют социальные сети, виртуальное общение, невербальные средства связи. В последнее десятилетие в русскоязычном Интернете социальные сети появились сравнительно недавно, но сразу завоевали огромную популярность. Общение в социальных сетях приводит к тому, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Автор задумался над тем, больше вредны или полезны социальные сети.

       В ходе решения задач проекта проводился социологический опрос одноклассников, изучены материалы психологов, учтено мнение родителей и высказан взгляд автора проекта на данную тему.

        Результаты исследований, изучения и анализа документов, анкет, позволили автору проекта сделать вывод, что не следует длительное время «зависать» в сети, ограничиваясь виртуальным общением, нужно прислушиваться к мнению взрослых, которые радеют за «живое» общение, которое ничем не заменить.

        Автор осмелился и написал рекомендации для учащихся и их родителей. А вот ее самый главный вывод: «Уважаемые родители! Никакой Интернет не заменит нам живого общения с вами, отложите свои дела. Уделите нам больше внимания!»

      Цель данной работы, показать вред и пользу социальных сетей, достигнута. Считаю, что работа актуальна и может быть использована на уроках окружающего мира, русского языка и литературного чтения, а также при проведении родительского собрания.

Проректор по научной работе

университета "Сырдария" : / С.Д.Мамраимов/


Рецензия

на научно-исследовательский проект   на тему : "Влияние социальных сетей на речь школьников"ученика 10 «А» класса коммунального государственного учреждения школы-гимназии «Туран» Южно-Казахстанской области Мактааральского района города Жетысая Кеттеш Ельнура.

          В результате исследования Ельнур разобрался об отрицательном влиянии социальных сетей на речь учащихся. В последнее десятилетие в русскоязычном Интернете социальные сети появились сравнительно недавно, но сразу завоевали огромную популярность. Общение в социальных сетях приводит к тому, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся с большим набором орфографических и пунктуационных ошибок и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Автор задумался над тем, больше вредны или полезны социальные сети.

            В ходе решения задач проекта проводился социологический опрос одноклассников, анкетирование, изучены материалы психологов, учтено мнение родителей и высказан взгляд автора проекта на данную тему.

           В результате исследований деятельности изучения и анализа документов, анкет, позволило автору проекта сделать вывод, что не следует слишком много времени проводить у монитора компьютера, «зависая» в социальных сетях, нужно прислушиваться к мнению взрослых, невербальному общению предпочесть «живое» . Автор осмелился и написал рекомендации для учащихся и их родителей. А вот ее самый главный вывод: «Уважаемые родители! Никакой Интернет не заменит нам живого общения с вами, отложите свои дела. Уделите нам больше внимания!»

       Цель данной работы, показать вред и пользу социальных сетей, достигнута. Считаю, что работа актуальна и может быть использована на уроках окружающего мира, русского языка и литературного чтения, а также при проведении родительского собрания.





Научный руководитель :

учитель русского языка и литературы

"ШГ"Туран" У.К. Раимбекова





Приложение 1

Анкета

1. Как часто Вы пользуетесь Интернетом?

2.Общаетесь ли Вы в социальных сетях?

3.Используете ли Вы при общении сленг?

4.Почему Вы пользуетесь сленгом?

5.Применяете ли Вы при переписке орфографические правила, когда общаетесь в Интернете?

6.Как Вы думаете, влияет ли написание слов в Интернете на Вашу практическую грамотность?

























Словарь Интернет – сленга

Приложение 2



сёня, седня – сегодня эт - это

щас – сейчас прива!=),хай, привки – привет

чё ? – что делаешь,что говоришь ок – хорошо

норм – нормально здаров, даров, дарофф – здравствуй

ахах – смех чмоки-чмоки – целую

пасибки, спс, пасиб – спасибо супер – здорово

дз, домаха – домашнее задание плз - пожалуйста

комп – компьютер контр, конроха – контрольная работа

родаки, предки – родители уры – уроки

аффтар – автор агу - да

МиМиМи- милый, забавный хз – не знаю

ржунемогу!- очень сильно смеюсь няша – милая, приятная

кадила ? - как дела? пичалька – плохое настроение

оч – очень чем маешься? – что делаешь

красавчег – красавец омг - удивление

ЛОЛ – очень громко смеяться споки ноки – спокойной ночи

Канеш - конечно се –все

Скока – сколько терь - теперь

пеши исчо – пиши еще угарно - смешно

убей себя ап стену – убей себя об стену пазитиффчик - позитив


























































1

28


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее