«Осенний фестиваль знаний 2024»

Тема научной работы: «Влияние мультфильмов на речь младших школьников»

Язык – одно из самых сложных явлений человеческого общества. Люди обмениваются мыслями и чувствами при помощи языка. В народе говорится: «Умную речь приятно слушать». «Хорошая речь слаще мёда». Речь культурного образованного человека должна быть правильной. Для этого нужно соблюдать нормы литературного языка:

  • Правильное произношение;
  • Правильное построение фраз, предложений;
  • Отсутствие ненужных и «плохих» слов в речи;
  • Речь должна быть содержательной, ясной, выразительной, убедительной.

Сегодня мы с вами поговорим о влиянии мультфильмов на речь детей

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки





Тема научной работы:

«Влияние мультфильмов на речь младших школьников»








Исследователь :

Амет Азиз Онерулы

ученик 4 «З» класса

школы-гимназии «Туран»

город Жетысай ЮКО

Руководитель:

Раимбекова У.К

Учитель русского языка

и литературы




Аннотация

на исследовательский проект на тему: «Влияние мультфильмов на речь младших школьников» ученика 4 «З» класса школы -гимназии №38 имени Н. Ондасынова Южно- Казахстанской области города Шымкента Амет Азиз Онерулы.

Цель работы:

Изучить степень влияния мультипликационных фильмов на психо - эмоциональное развитие детей в период формирования ролевых и ценностных установок личности, выявление пользы и вреда от просмотра мультфильмов.

Актуальность исследования заключается в том, что в последнее десятилетие на экраны наших телевизоров хлынул поток мультфильмов, оказывающих отрицательное влияние на психо - эмоциональное состояние ребёнка. Российские телеканалы приобретают мультфильмы у киностудий США, Японии, Китая, других государств без учета менталитета нашего общества. Общество обеспокоено негативными последствиями показа по всем каналам ТВ мультфильмов со сценами насилия. Многие дети воспринимают жизнь «мультяшных» героев как реальную. Поэтому мультфильмы плохо влияют на психо - эмоциональное здоровье, культуру речи и общения на подсознательном уровне. Выводы построены на основе анализа поднимаемой проблемы, а также результатов социологического опроса, проведенного среди 3- 4классов и 9-10 классов школ города Жетысай.

В результате анализа специальной литературы и проведённого анкетирования, было выявлено ,что недостаточно уделяется внимания освещению проблемы неосознанного копирования ребёнком стиля поведения, лексики мультипликационных персонажей, отрицательно воздействующих на психо - эмоциональное здоровье детей. Новизна исследования заключается в том, что рассмотренные мультипликационные фильмы являются носителями информационных фантомов, оказывающих существенное влияние на формирование ролевых и ценностных установок личности, обедненной речи учащихся.
Для конкретизации данных исследований были проведены многочисленные опросы среди детей по экспертизе мультфильмов, демонстрируемых на телеканалах, проведены сравнительные анализы, анкетирование .

Исследование проводилось два года:

1 этап: 2014- 2015 учебный год. 2 этап: 2015-2016 учебный год.









Аннотация


«Мультипликациялық фильмдердің баланың ой-өрісінің дамуына әсері» тақырыбында Оңтүстік Қазақстан облысы Шымкент қаласы №38 Н. Ондасынов атындағы мектеп – гимназия коммуналдық мемлекеттік мекемесінің 4 «З» сынып оқушысы Амет Азиздің зерттеу жұмысы.

Зерттеу жұмысының өзектілігі, соңғы он жыл ішінде телеарналарда қаптап кеткен шетелдерден келіп жатқан баланың психологиялық- эмоциясына кері әсерін тигізетін мультфильмдердің көбейіп кетуі. Қазақстанның телеарналары АҚШ, Жапония, Қытай және тағы басқа мемлекеттерден шығып жатқан мультфильмдерді өз қоғамының менталитетіне қарамай көрсетіп жатыр.

Теледидардан көрсетіліп жатқан мультфильмдерің зорлық-зомбылыққа толы болуы қоғам наразылығын тудыруда, көп балалар «негізгі кейіпкерлерді» шындыққа санайды. Сол себепті мультфильмдер бала тәрбиесінде, психологиялық- эмоциясына денсаулығына ,сөйлеу мәдениетіне кері әсерін тигізеді. Өз қорытындымызда осы сараптамаларды негізге ала отырып 3-4 сынып аралығында және 9-10 сынып аралығында әлеуметтік сауалнама нәтижесін көрсетілді.

Зерттеу қорытындысы бойынша арнайы әдеби кітаптар мен жүргізілген сауалнамалар нәтижесінде балаларымыздан мультфильм кейіпкерінің көшірмесін көрдік . Мультфильм бала денсаулығына психологиялық-эмоционалдық кері әсерін тигізеді. Зерттеу жұмысының жаңашылдығы мультпликациялық фильмдер жеке тұлға ретінде қалыптасуына кері әсерін тигізеді. Психолог, әлеуметтік қызметкерлер мен педагогтардың ой-пікірлерін сараладық. Нақтылық үшін телеарналардан жүргізіліп жатқан мультфильмдер туралы сауалнама жүргізілді. Зерттеу барысында анимациялық фильмдерді сауатты көру туралы салыстырмалы тірек сызба жасалынды .

Зерттеудің негізгі басты бағыты бойынша мультфильмдердің екі топта: кіші сынып оқушылар аралығында ( 7-10 жас, 30 оқушы ) және жасөспірімдер ( 11-14 жас, 25 оқушы). Зерттеу жұмысы 2 жыл жүргізілді.

І кезең 2014-2015 ж, ІІ кезең 2015-2016 ж.ж.
















ANNОTATION



A research project on " L" student 4"З" grade-school South Kazakhstan region district Shimkent Amet Aziz . The main thing - the Russian language, additional subject - biology, a teacher NSK , school gymnasium № 38 N.Ondasinov.

The relevance of the study is that in the last decade on our television screens flooded cartoons, have a negative impact on the psycho - emotional state of the child. Russian TV channels have become cartoon studios USA, Japan, China and other countries without the mentality of our society. Society is concerned about the negative consequences of the show on all TV channels with scenes of cartoon violence. Many children see life "cartoon" characters as real. Therefore cartoons affect psycho - emotional health, culture, language and communication at the subconscious level. We build your own conclusions based on their own analysis raises problems, as well as the results of a poll conducted among the 3-4 class and 9-10 grade schools in Zhetysay. An analysis of the literature and on our survey, we found that not enough is allocated and covered up the problem of the unconscious child behaviors, vocabulary cartoon characters, the negative impact on the psycho - emotional health of children. The novelty of the study is that we consider the cartoons as a carrier of information phantoms that have a significant influence on the role and values ​​of the individual. The work on the study, we conducted a brief account information from additional sources, monographs, articles in magazines and websites. Analyzed the expression of experts: psychologists, sociologists, educators and politicians. In order to refine these studies have been conducted numerous surveys among children in examination cartoons demonstrated on TV. A comparative analysis and developed its own scheme literate view animated films.

The study was conducted for two years. 1etap: 2014-2015 school year.

Stage 2: 2015-2016 school year.
















Оглавление

Стр.

1.Введение __________________________________________6-11

2.Теоретические основы влияния телевидения и мультфильмов

на младших школьников ______________________________12-14

3.Исследование влияния мультфильмов на формирование

лексики младших школьников_________________________14-16

4.Результаты исследования ___________________________17 – 31

5.Заключение _______________________________________32

6.Используемая литература _________________________ __36

7.Приложения _____________________________________ _40-42

























  

  


Введение

Язык – одно из самых сложных явлений человеческого общества. Люди обмениваются мыслями и чувствами при помощи языка. В народе говорится: «Умную речь приятно слушать». «Хорошая речь слаще мёда». Речь культурного образованного человека должна быть правильной. Для этого нужно соблюдать нормы литературного языка:

  • Правильное произношение;

  • Правильное построение фраз, предложений;

  • Отсутствие ненужных и «плохих» слов в речи;

  • Речь должна быть содержательной, ясной, выразительной, убедительной.

Сегодня  мы с вами поговорим о влиянии мультфильмов на речь детей.

Дилемма включать мультики или не включать актуальна для многих родителей. Поэтому давайте уделим вопросу телевизора в раннем возрасте особое внимание.

С точки зрения развития речи, чем позже состоится знакомство ребенка с телевизором, тем лучше (в идеале – после 3 лет). Почему?

  1. Собственная речь ребенка развивается на базе понимания речи. Другими словами, чтобы активный словарь малыша хорошо развивался (регулярно появлялись новые слова, закреплялись, а не исчезали через время уже имеющиеся), важно, чтобы ребенок не только был готов к тому, чтобы произнести слово или фразу, но и понимал их значение. И помочь ребенку в этом могут только взрослые: объяснить, что означает это слово, вместе нарисовать картинку и тем самым  создать образ этого слова, через игры поближе с ним познакомить, задать вопросы и многое другое. Из мультиков же чаще всего дети просто «хватают» отдельные слова и фразы и пытаются их применить в похожей ситуации, зачастую совершенно не понимая их смысла.

  2. Темп той речи, которую ребенок слышит с экрана телевизора, сильно ускорен. А для того, чтобы малыш имел возможность развивать собственную речь, необходимо говорить с    ним неспешно и четко, тщательно проговаривая каждое слово, — чтобы в потоке вашей речи он мог выделять отдельные звуки и слова.

Чтобы лучше понять то, о чем мы с вами говорили в двух пунктах выше, посмотрите интеллект-карту «Как устроена речь».

           3.   Просмотр телевизора (и в том числе мультфильмов) формирует у ребенка так называемое вынужденное (или непроизвольное) внимание. Что это такое?                                           непроизвольно привлекают резкие внезапные Давайте разберемся. Внимание человека изменения, движение, а также сильные раздражители (яркий свет, громкий звук, мерцание экрана и т.п.). И в этот момент происходящее управляет нами, и мы не можем делать что-либо другое  или думать о чем-то другом. То есть, просматривая мультфильм,  ребенок настолько увлечен активными действиями, происходящими на экране телевизора, что просто не способен думать и анализировать. А для успешного развития речи необходимо учить ребенка сознательно переключаться с одного объекта на другой, т.е. развивать совсем другой тип внимания — произвольное внимание.

4. Будет гораздо сложнее привить ребенку любовь к чтению. Ведь, чтобы научиться читать и затем регулярно уделять внимание книгам, необходимо приложить усилия.  А в мультике всё легко и просто: сиди да смотри.

Если вы хотите еще глубже разобраться в этом вопросе, то рекомендую вам прочесть книгу «Застывший взгляд» (автор Райнер Пацлаф).

Но разве можно в наше время совсем не показывать ребенку мультфильмы, не давать смотреть телевизор? Пожалуй, вряд ли. Поэтому, если вы все-таки хотите показывать ребенку мультфильмы до  3 лет, предлагаю делать это с умом, соблюдая несколько правил.

Правила просмотра мультфильмов:

 1. Тщательно выбирайте мультфильм.

Лучше смотреть советские мультики. Во-первых, они очень добрые и правильные по содержанию. Так что за нравственную составляющую и мораль можете быть спокойны, в отличие, от содержания западных мультфильмов.

Во-вторых, герои советских мультиков не влияют на психику детей. Отрицательные персонажи в наших мультфильмах не вызывают чувства реального страха, как, например, в американских. Кстати, о том, как влияют американские мультики на формирование психики ребенка, есть много информации в youtube. Если наберете там «влияние американских мультфильмов», можете узнать много интересного.

И, в-третьих, в иностранных мультфильмах герои говорят на своем родном языке и губы у них шевелятся в соответствии с произношением данного языка. Ребенок слышит русский перевод, но видит совершенно другую картину движения губ!

А в советских мультиках к каждому звуку подобрано соответствующее движение губ. Кроме того, персонажей озвучивают прекрасные актеры, которые выговаривают слова четко, ясно и с выразительной интонацией.

Вот почему важно, чтобы еще неговорящий ребенок смотрел только мультики советского и российского производства.

2. Ограничивайте время просмотра телевизора.

3. Смотрите мультфильмы вместе с ребенком, комментируйте происходящее и обсуждайте сюжет и действия героев, задавайте вопросы.

Тогда ваш ребенок возьмет из мультфильмов только лучшее для своего развития.

Развивайте речь легко и весело!

Источником формирования нашей речи являются семья, школа, книги, общение с одноклассниками, СМИ, телевидение, мультфильмы. В современном мире телевидение получило очень широкое распространение. В среднестатистической семье телевизор включён до 7-8 часов в день. Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства, забывая о том, что потом могут быть негативные последствия. Влияние телевидения на развитие личности ребёнка недооценивать нельзя.   Телевидение – это чудесное изобретение, позволяющее, не выходя из дома, одним нажатием кнопки приобщаться к удивительному и яркому разнообразию жизни и в считанные секунды перемещаться в любую точку земного шара. Каждый может выбирать ту программу, которая ему по вкусу: передачи о живой природе, музыкальное шоу, мультфильмы, комедии и многое другое. Для нас, детей младшего школьного возраста, существуют специальные передачи, которые имеют не только познавательный характер, но и учат быть добрыми, щедрыми, готовыми прийти на помощь. Но предмет цивилизованного бытия , голубой экран , несет непоправимый вред. Телевидение делает все, чтобы завлечь как можно больше людей в свои голубые сети. Как правило, TV ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей, существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Но почему всё больше родителей испытывают сомнения по поводу пользы и безопасности для своих детей ? Вы когда-нибудь замечали, как смотрит мультфильм ваш малыш? Он словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой и страхи. Я сейчас не говорю о наших СТАРЫХ, подчеркиваю старых мультфильмах, сказок, я имею в виду то, что сейчас переполняет наши TV-программы, кинотеатры, видеопрокаты – современные наши и зарубежные мультфильмы, фильмы и сериалы. Большая часть этих «фильмов» не безопасна, а та малая часть, что осталась, можно смотреть ребенку под родительской цензурой и с родительскими комментариями. Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все, что им нравится, для них полезно. Когда ребенку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть, родители его отбирают, но в отношении того, что воспитывает в ребенке моральные качества, родители не всегда задумываются. В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни. Необходимо регулировать частоту просмотра детьми различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны.

        Дети все больше покупают диски с любимыми мультфильмами. И здесь можно увидеть отрицательное влияние на детей. Мы уже выше говорили о том, что дети любят все яркое. Но не только мультфильмы у американцев яркие, но и сама упаковка привлекает внимание у детей. Иностранная продукция запечатана в сочно окрашенные упаковки, любимый мультгерой на переднем плане, крупно изображен. А ведь суть то не только в упаковке, но и в содержимом. И упаковка и содержимое, то есть сам мультфильм порой бывает, опасен для детей. Поэтому, прежде чем купить мультфильмы, нужно внимательно прочитать аннотацию к мультфильму. До четырёхлетнего возраста дети ещё не в состоянии различить правду и вымысел, когда смотрят  телевизор. Поэтому для дошкольника телевидение – это источник полностью достоверной информации о том, как функционирует этот мир.

Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. [1]

Однако у телевидения есть и другая, оборотная сторона, которая плохо влияет на наше здоровье и внутренний мир. Чем больше внимания мы уделяем телевидению, тем меньше времени остаётся у нас на чтение художественной литературы, приготовление уроков, развитие интересов, которые помогают нам в учёбе, на занятия спортом, а это приводит к низкой успеваемости. Ещё одна проблема, которая возникает у детей школьного возраста, которые слишком много времени проводят у телевизора - это ухудшение здоровья. У таких детей нарушается сон, болит голова, пропадает аппетит, слабеет зрение, нарушается осанка. Так что же всё таки несёт нам телевизор – вред или пользу? Попробуем ответить на этот вопрос.





Тема моей исследовательской работы «Влияние мультфильмов на речь школьников». Я считаю, что эта тема актуальна. Я учусь в 4 классе и заметил, что мы часто используем в своей речи слова со сниженной стилистической окраской. Учительница говорит, что это ведёт к обеднению словарного запаса и снижению культуры речи. Я решил исследовать, как мультфильмы влияют на нашу речь. Для этого я читал энциклопедию, выходил на сайты в Интернете.

Цель моей работы: выяснить, как влияют мультфильмы на речь школьников.

Объект исследования: мультфильмы зарубежного производства.

Задачи:

  1. Изучить источники информации по данной теме;

  2. Определить состав лексики зарубежных мультфильмов с точки зрения употребления слов со сниженной стилистической окраской героями мультфильмов;

  3. Выявить, какие слова мы используем в своей речи;

  4. Дать рекомендации, какие мультфильмы лучше смотреть.

Я выдвинул гипотезу:

Если словарный запас пополняется за счёт лексики мультфильмов, то это не всегда оказывает положительное влияние на культуру речи.





























Теоретические основы влияния телевидения и мультфильмов

на младших школьников

Термин «Экология» (от греческого oikos – дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 году Э. Геккелем, считавшим предметом исследований экологии связь живых существ со средой. Понятие «Экология человека» пятнадцать лет назад охватывало только биологические моменты. Сейчас выделяют социальную, техническую, медицинскую , космическую экологию.

Человек – это: тело, душа, дух. Наша планета сейчас тяжело больна, потому, что тяжело болен сам человек. Углубляется духовное, культурное нездоровье. Это ведёт к глобальному экологическому кризису. Человек сам породил угрозы, которые разрушают тело, разъедают душу и дух. Одной из таких угроз является влияние телевидения на здоровье и внутренний мир младших школьников.

           В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что сцены жестокости и насилия, демонстрируемые с экранов, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей. Очень часто именно просмотр телепередач обуславливает возникновение детских страхов. Молчание перед телевизором отрицательно влияет на речь. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребёнка развивать собственную фантазию и творческие способности. Поэтому речь в игре становится скудной, пропадает интерес к творческим играм и естественному движению.

      Дети склонны подражать тому, что они видят на экране. Советские мультфильмы не штамповались массово, а были штучным товаром, от этого их качество только выигрывало. Каждая деталь в них была продумана до мелочей. Они всегда вносят в сознание детей только позитивную информацию. Американские и японские мультфильмы рассчитаны на другую аудиторию, несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности нашим детям. Современные российские мультфильмы чаще сейчас копируют стиль западных мультиков, поэтому не всегда несут позитивные ценности. В них можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию личности ребёнка:               1. Переизбыток агрессии и насилия на экране. Ребёнок может потом подражать мультяшной жестокости в своей жизни.

2.Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. Это формирует стереотип вседозволенности.

3.Нет чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей.

4.Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным, растениям – чаще норма, а не исключение.

5.Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по несколько раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя.

          Безусловно, мультфильм мультфильму- рознь. Но взрослым лучше сначала самим посмотреть и решить, можно это показывать или нет ребёнку. Конечно, телевидение – это источник информации, и совсем пренебрегать им не следует, однако нельзя забывать и о том, что телевидение – не средство для полноценного развития личности ребёнка. Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного и школьного возраста. С одной стороны, мультфильмы – это яркие, зрелищные, простые, ненавязчивые образы, доступные детям. Они формируют у них первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными. За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира: зло не вечно, а вечно – добро. В отечественных мультфильмах существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. Специально-проведенный контент-анализ программ телевещания показывает, что более половины мультфильмов, транслируемых по каналам, приходится на американские ленты. Отечественные мультфильмы составляют около 20 %. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что телевизионная политика проката особым образом ориентирует ценностные представления современного школьника на «американизацию» субкультуры младшего школьника.

20 июля 1877 г. Франция. Изобретатель Эмиль Рейно создал первый аппарат для «одушевления» рисунков.

1911 г. Год рождения русской анимации.

1915 г. Барри Брей. Создали первую анимационную студию.

1917 г. П.Салливан создал самого популярного героя мультфильмов кота Феликса.

Но мультфильмы не были озвучены. Слова были написаны в кадрах или, как в комиксах, в облаках.

1928 г. Уолт Дисней поставил первый звуковой мультфильм. В это же время был показан мультфильм про Микки Мауса.

Создание мультипликации – длительный трудоёмкий процесс. Продюсер определяет общий замысел. Сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий. Сценарий разбивается на эпизоды и сцены, которые иллюстрируются. Среди создателей мультфильмов существуют два мнения:

Одни – копируют детский мир с его законами;

Другие – копируют взрослую жизнь.

Описание исследования

Исследование влияния

мультфильмов на формирование лексики младших школьников

Теперь давайте более подробно рассмотрим героинь и героев современного мультпрома и сериалов. Проводя исследовательскую работу, мною было просмотрено 14 мультфильмов. Просмотр мультфильмов показал, что наряду с нейтральной лексикой в мультфильмах употребляются слова со стилистически сниженной окраской. В мультфильмах « Мадагаскар», «Симпсоны», « Шрек », « СкубиДу» часто употребляются такие слова, как: гнида, урод, идиот, дебил. В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова данные слова отмечены как «бранные». [2]Также в этих мультфильмах встречаются слова придурок, фигня, бестолочь, которые отмечены как просторечные. Мною были выявлены следующие слова: сукин сын, выпендрежник, шантропа, лузер, лопух. Чаще всего данные слова употребляются в качестве обращения героев мультфильмов друг к другу. Эти слова являются жаргонными, они делают речь стилистически окрашенной. Употребление таких слов нежелательно даже в разговорной речи, тем более в мультфильмах для детей. Проводя исследование, я просмотрела данные мультфильмы как на DVD-плеере, так и на различных каналах. Когда я просматривала мультфильмы, я подсчитывала просторечные и жаргонные слова. Результаты просмотра мультфильмов:

Таблица употребления слов со сниженной стилистической окраской героями мультфильмов

Название мультфильма

Лексика героев

Симпсоны : Круто, хиппи, идиот, болван, тупица, отвали, задница, «козёл», «урод», подонок, олух, тусовка и др.

Мадагаскар :Опупенно, идиот, прикольно и др.

Ледниковый период:Чуваки, идиотка, очуметь, офигительно, обалденно и др.

СкубиДу:Тупоголовый, заткнись, малявка, дуралей, балбес, выметайся, вырубить и др.

Шрек: Критин, балбес, безмозглый, дуралей и др.

На вопрос: «Какие слова, выражения вы запомнили?» учащиеся 1-4 классов дают следующие ответы: «Кретин», «Гнида», «Клоп», «Тупоголовый», «Лузер», «Идиот», «Дебил», «Чудовище», не говоря о словах «Урод», «Болван», которые называют практически все учащиеся. Анализируя результаты опроса, я отметила, что все названные мультфильмы чаще всего показывают на телеканале «Nikekodion» (50%), «Нетворк» (50 %), «Disney» (42%), «Карусель» (28%), «Россия» (21%). Один ученик 4 класса смотрит мультфильмы на DVD-плеереЯ изучил теоретические вопросы по теме, провел анкетирование учащихся 3-4 классов (анкета прилагается). У продавцов в видеомагазинах я спросил, какие мультфильмы чаще всего покупают. Выяснилось, что 80 % проданных мультфильмов составляют мультфильмы зарубежного производства. Я выбрал мультфильмы, которые чаще всего смотрят учащиеся 3-4 класса и мои одноклассники, и исследовал их:



Мадагаскар Ледниковый период

Симпсоны

Выяснил, какие слова используются героями мультфильмов. Есть ли среди них слова со сниженной стилистической окраской.

Результаты исследования. Проанализировав программу телепередач, я выяснил, что мультфильмы демонстрируются по многим телевизионным каналам (приложение № 1). По результатам анкетирования (приложение № 2)100 % учащихся любят смотреть мультфильмы, причём, 76 % учащихся смотрят мультфильмы несколько раз в день, 12% - раз в день и только 8 % -иногда (приложение № 3) и предпочтение отдают мультфильмам зарубежного производства (приложение № 4).

Ребята отметили, что чаще всего они смотрят мультфильмы: «СкубиДу», «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Симпсоны», «Шрек» (приложение № 5)

Я исследовал данные мультфильмы и выяснил состав лексики мультфильмов с точки зрения употребления героями слов со сниженной стилистической окраской. В мультфильмах часто употребляются слова: идиот, критин, балбес, безмозглый, подонок, отвали, клёвоурод, задница, извращенец, дурак, тупица, козёл, олух, чуваки, хлюпики, офигеть, обалденно и др.

В результате анкетирования выяснилось, что ребята употребляют эти слова в качестве обращений друг к другу, обзываний, не задумываясь над их значением. А среди этих слов есть разговорные, просторечные, бранные слова, которые «засоряют» нашу речь (приложения № 6, 7).

Таблица лексических значений слов, употребляемых в мультфильмах.

Слово

Лексическое значение

Стилистическая пометка

Дурак -глупый человек разговорное

Морда -то же, что и лицо, разговорное

Тусовка - собираться вместе для времяпровождения просторечное

Кретин то же, что идиот разговорное

Недоумок глуповатый человек разговорное

Тупица плохо соображающий человек пренебрежительное

Дерьмо о ком или о чём – либо негодном разговорное

Козёл человек, на которого сваливают всю ответственность бранное

Идиот глупый человек бранное

Болван неучёный человек бранное

Урод человек с дурными наклонностями просторечное

Задница ягодицы бранное

Паршивый дрянной, никуда негодный просторечное

Результаты исследования.

Проанализировав программу телепередач, я выяснил, что мультфильмы демонстрируются по многим телевизионным каналам (приложение № 1). По результатам анкетирования (приложение № 2)100 % учащихся любят смотреть мультфильмы, причём, 76 % учащихся смотрят мультфильмы несколько раз в день, 12% - раз в день и только 8 % -иногда (приложение № 3) и предпочтение отдают мультфильмам зарубежного производства (приложение № 4).

Ребята отметили, что чаще всего они смотрят мультфильмы: «СкубиДу», «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Симпсоны», «Шрек» (приложение № 5)

Я исследовал данные мультфильмы и выяснил состав лексики мультфильмов с точки зрения употребления героями слов со сниженной стилистической окраской. В мультфильмах часто употребляются слова: идиот, критин, балбес, безмозглый, подонок, отвали, клёвоурод, задница, извращенец, дурак, тупица, козёл, олух, чуваки, хлюпики, офигеть, обалденно и др.

В результате анкетирования выяснилось, что ребята употребляют эти слова в качестве обращений друг к другу, обзываний, не задумываясь над их значением. А среди этих слов есть разговорные, просторечные, бранные слова, которые «засоряют» нашу речь (приложения № 6, 7).

Просмотрев все эти мультфильмы, я пришел к выводу, что действующие герои грубы, невоспитанны, невежливы, болтливы. Хочется отметить, что ребята стараются подражать персонажам мультфильмов, используя эти слова в своей речи, они считают, что тем самым они становятся «крутыми». Употребление данных слов для них считается нормой, но использование стилистически сниженных по значению слов ведет к обеднению словарного запаса человека. Следовательно, стилистически окрашенная лексика (разговорные и просторечные слова, жаргоны) употребляемые в мультфильмах, популярны среди школьников младшего возраста, они активно используют их в речи. Но данные слова оказывают негативное воздействие на культуру речи, на обеднение словарного запаса.

Проанализировав телевизионные программы отечественных и спутниковых каналов, мы пришли к выводу:  в рационе программ присутствуют отечественные  и зарубежные мультфильмы, но дети, учитывая их свободное время, больше могут смотреть зарубежные мультфильмы. И это составляет приблизительно 54% обучающихся, тогда как отечественные мультфильмы могут просматривать приблизительно 46% обучающихся.


Анализ недельной программы телевидения выявил, что

Всего мультфильмов за неделю

36

100%

Зарубежных

27

75%

Отечественных

9

25%

При этом обучающиеся имеют возможность посмотреть

Всего

11

100%

Зарубежных

6

54%

Отечественных

5

46%

Проанализировав мультфильмы на имеющихся у нас дисках, мы пришли к выводу, что зарубежные мультфильмы преобладают и в видеопросмотре.

Всего мультфильмов

24

100%

Зарубежных

14

59%

Отечественных

10

41%

Программа телевидения с октября по ноябрь


Название мультфильма

7.00

Приключения мультяшек. Мультсериал

7.30

Приключения Вуди и его друзей. Мульсериал

14.00

Клуб Винкс – школа волшебниц. Мультесиал

14.30

Приключения Вуди и его друзей. Мульсериал

15.00

Приключения Джеки Чана. Мультсериал

6.00

Муха Цокотуха. Мультфильм

7.00

Приключения мультяшек. Мультсериал

7.30

Приключения Вуди и его друзей. Мультсериал

14.00

Клуб Винкс – школа волшебниц. Мультсериал

14.30

Приключения Вуди и его друзей. Мультсериал

15.00

Приключения Джеки Чана. Мультсериал

21.00

Алеша –Попович и Тугарин Змей

23.30

Сказки на ночь.

6.00

Земля до начала времен-8.Великая мерзлота

09.00

Паутина Шарлотты-2

10.30

Новые приключения Стича

11.00

Утиные истории.Заветная лампа.

19.30

Алеша Попович и Тугарин Змей

21.00

Артур и лилипуты

Название м/ф

Телеканал

Лексика

Футурама

REN TV

Придурок, тупица, кретин, дерьмо, фигня, круто, классно, идиот, извращенец, «голубой», бестолочь

Дисней - клуб

1 канал

Классно, прикольно

Маска

REN TV

Круто, тупица, красотка, тебе конец

Симпсоны

REN TV

Выпивка, круто, хиппи, дурак, идиот, болван, тупица, отвали, задница, жулик, «козел», извращенцы, урод, оборванец, тусовка, придурок, забегаловка

Дятлоw s (м/с)

REN TV

Задница, круто, воришко, дурак, телек, «достали», «больной», закосить от армии, фигня, стерва, морда, отвали, жулик

Хитклиф

REN TV

Надерем задницы, идиот, паршивый кот

Суперпоросенок (м/с)

REN TV

Безмозглые, тупицы

Симпсоны

REN TV

Урод, тупица, русская мафия, дуралей, олух, подонок, недоумок, пьяница

Эй, Арнольд!

ТНТ

Клёво, «отстой», репоголовый

Телепрограмма Disney Channel на сегодня



05:45 М/с "Голди и Мишка" (6+)
06:40 М/с "Доктор Плюшева"
07:30 М/с "София Прекрасная"
08:30 М/с "Елена-принцесса Авалора"
09:00 М/с "Хранитель Лев"
11:00 М/ф "Приключения пингвиненка Лоло №3" (6+)
11:30 М/с "Тимон и Пумба" (6+)
13:00 М/с "Гравити Фолз" (12+)
14:20 М/ф "Артур и минипуты" (6+)
16:15 М/ф "Артур и месть Урдалака" (6+)
18:00 М/ф "Артур и война двух миров" (6+)
20:00 Х/ф "Пятерка кладоискателей"
21:50 Х/ф "Инспектор Гаджет"
23:15 Х/ф "Инспектор Гаджет 2"
01:10 Х/ф "Волшебное озеро" (6+)
03:10 Музыка на Канале Disney (6+)


ТИ ДЖИ

05:05 Заботливые мишки (12+)

05:50 Поло (12+)

06:00 Невероятные расследования котенка Хакли (12+)

06:25 Приключения бурого медвежонка (12+)

06:35 Тротро (12+)

06:45 Нуки и друзья (12+)

06:50 Чупи идет в школу (12+)

07:05 Поло (12+)

07:15 Фрэнклин и его друзья (12+)

07:30 Дуда и Дада (12+)

07:40 Космические гонщики (12+)

07:55 Приключения Чака и его друзей (12+)

08:15 Пингвиненок Пороро (12+)

09:00 Космические гонщики (12+)

10:00 Перси и друзья (12+)

11:00 Приключения Чака и его друзей (12+)

11:55 Малыш Джулиус (12+)

13:05 Заботливые мишки (12+)

13:50 Поло (12+)

14:00 Мой маленький пони (12+)






























Самые  любимые  мультипликационные  фильмы,  демонстрируемые  на  телевизионных каналах, которые смотрят учащиеся 3-4 класса


№  

Название мультфильма                                                              

Количество   обучающихся, предпочитающих этот  мультфильм

1

«Winx»                                                                    

3

2

«Корпорация монстров»                                                      

3

3

«Лило и стич»                                              

2

4

«Том и Джери»                                              

3

5

«Чип и Дейл»                          

3

6

«Смешарики»                                      

10

7

«Простоквашино»                                                            

8

8

«Лунтик»                                                                  

13

9

«Губка боб»                                                                

4

10

«Мадагаскар»                                     

8

11

«Маша и медведь»            

10

12

«Ну, погоди!»                                      

10

13

«Летучий корабль»

3

14

«Барбоскины»

12

15

«Рапунцель»

4

16

«Кот Леопольд»                                            

10

17

«Чудовище и красавица»

2

18

«Золушка»                              

4

19

«Подводная братва»              

5

20

«Большое путешествие»    

1

21

«В поисках Немо»                

2

22

«Лесная братва»                     

3

23

«Ледниковый период»          

2

24

«Красная шапочка»                

2

25

«Незнайка»                                              

2

26

«Чёрный плащ»                      

4

27

«Илья Муромец и Соловей разбойник»                              

3

28

«Сезон охоты»                                                          

2

29

«Алеша Попович и Тугарин змей»                                              

6

30

«Смывайся»                                                  

2

31

«Шрек»                                                                                

8

32

«Супер семейка»                                                                        

8

33

«Винни – пух»                                          

3

34

«Гномео и Джульетта»

2

35

«Фиксики»

5

36

«Попикси»

4

37

«Бен Пен»

3

38

«Красная Шапочка»

3

39

«Морозко»

7

40

«Три богатыря и Шамаханская царица»

 


Как видим, налицо явное предпочтение зарубежным мультфильмам.

Полученные мною данные показали, что у всех участников от 1 до 3 телевизоров, от 9 до 30 каналов. Большинство учащихся нашей начальной школы немного времени проводят у телевизора, почти все делают уроки, не глядя одновременно в голубой экран. 60% учащихся читают книги, более 30% по желанию. Большое количество ребят предпочитают русские мультфильмы иностранным, потому, что они добрые и в них понятные и красивые слова, которыми так богат русский язык. Но вместе с тем есть часть учеников, которые проводят по 5 часов в день у экрана телевизора, делают уроки и одним глазом подглядывают в экран телевизора .

Следующей нашей исследовательской целью было проведение анкетирования среди учащихся школ города и взрослых.

Цель анкетирования:

1.Выяснить, какие телепередачи, на каких каналах смотрят дети и как они действуют на их здоровье и учёбу.

2.Какое место в жизни школьников занимает просмотр телепередач.

3. Понаблюдать над словарным запасом младших школьников и культурой их речи.

АНКЕТА

 Дорогой друг! В школе проводится исследование культуры речи школьников. Искренне и  полно ответив на предложенные Вам вопросы, Вы окажите неоценимую помощь в решении  данного вопроса.  

Анкета анонимна, и подписываться не нужно.  Правила заполнения анкеты:

Внимательно  прочитав  вопрос,  отметьте  кружком  цифру,  обознача-ющую  тот  вариант  ответа,  который  наиболее  полно отражает  Ваше  мнение  по  данному  вопросу  или  впишите  вариант ответа в специально отведенном для этого месте.  

Заранее благодарим за искренние и обдуманные ответы!


Анкета

  1. Любите ли вы смотреть мультфильмы?

  • Да

  • Не очень

  • Иногда

  1. Как часто вы смотрите мультфильмы?

  • Несколько раз в день;

  • Раз в день;

  • Иногда

  1. На каком телеканале вы смотрите мультфильмы?

  • Дисней;

  • Никалоден;

  • ТиДжи;

  • Нетворк;

  • ТНТ;

  • Мультимания;

  • Карусель

  1. Какие мультфильмы вы предпочитаете?

  • Отечественные;

  • Зарубежные

  1. Напишите названия любимых мультфильмов:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Употребляете ли вы в своей речи слова и выражения из мультфильмов?

  • Да

  • Иногда

  • Нет

Анкета для взрослых

Подчеркните при ответе да или нет.

  1. Влияет ли телевидение на их игры, речь, образ жизни?      Да / нет

  2. Вы любите смотреть мультфильмы?            Да / Нет

  3. Назовите, пожалуйста, ваши любимые мультфильмы.

  1. Влияли ли в детстве мультфильмы на ваши игры, если да, то как?

  1. Назовите, пожалуйста, возраст вашего ребенка.

  1. Любит ли ваш ребенок смотреть мультфильмы?    Да / Нет

  2. Какие он любит смотреть мультфильмы американские или отечественные? Нужное подчеркните.

  3. Играет ли ваш ребенок в героев мультфильмов?         Да / Нет

  4. Если играет, то, в каких героев? Назовите, пожалуйста?

  1.  Зная вашего малыша, подчеркните те мультфильмы, которые ваш ребенок предпочел бы?

Был проведен опрос учащихся третьих классов, , что позволило не только выявить эмоциональное состояние учащихся после просмотра телевизионных передач, но и определить круг жизненных ценностей, формируемых под влиянием телевидения

Социопрос:

  1. Чем любишь заниматься в свободное время?

  2. Любите ли вы смотреть мультфильмы?

  3. На каком канале смотрите мультфильмы?

  4. Какие мультфильмы вам нравятся?

  5. Что вам нравится в мультфильмах?

  6. Какие слова, выражения вы запомнили из мультфильмов? Употребляете ли эти слова в своей речи?

  7. Часто ли вы смотрите мультфильмы?

Слышите ли вы эти слова в речи взрослых людей?



На представленной диаграмме видно, что из опрошенных всего 1 ученик не любит смотреть мультфильмы, а 25 – смотрят с удовольствием. На вопрос «Как часто вы смотрите мультфильмы» ребята ответили следующим образом: Один раз в неделю (по воскресеньям) – 1 человек; один раз в день (после школы) – 14 человек; несколько раз в день – 11 человек.

   Диаграмма 1.

Диаграмма 2. Частота просмотров мультфильмов

Диаграмма 3. Предпочтения учащимися зарубежных и отечественных мультфильмов.

 «Человек – паук», мультфильмы про Роботов - трансформеров, с куклами «Барби», «Ну, погоди!», «Чебурашка», «Приключения Микки-мауса», «Том и Джери», «Простоквашино», «Шрек», «Черепашки-Ниндзя», «Пластилиновая Ворона», «Губка Боб квадратные штаны», «Вуди Вудпеккер», «приключения Лунтика», «Русалочка».

  Учащимся было предложено пять незаконченных предложений:

"Когда я смотрю "наши" мультфильмы ..., а когда зарубежные ..."

"После просмотра программы " новостей я почувствовал..."

"Когда я посмотрел боевик, то ..."

"После просмотра фильма ужасов у меня ..."

"Когда я вырасту, мне хотелось бы иметь..."

В ходе опроса мы получили следующие результаты :
Ответы:
 Мне становится очень жутко, когда слышу про подводную лодку и башню, которая может упасть".

"Я чувствую, что у меня колотится сердце, когда передают о наркотиках и пожарах".

"После просмотра программы новостей " я испытываю страх, потому что взорвали дом. Очень жалко людей".
 Предлагаем провести акцию «День без телевизора».

1.Она поможет добровольно отказаться от просмотра телепередач. А поскольку пережить нам её будет нелегко, мы предлагаем участникам нашего исследования памятку, чем можно заняться, когда телевизор выключен.

1.Учись тому, чего не умеешь ( готовить, кататься на велосипеде и т.д.).

2.Сходи на концерт, в музей, в библиотеку.

3.Собери головоломку из 2000 частей.

4.Займись спортом.

5.Понаблюдай за птицами.

6.Поиграй с животными.

7. А вечером посмотри на звёзды! И тогда три основные составляющие экологии человека: духовная, душевная и физическая будут в полном порядке. А это так важно для растущего организма и для нашего счастливого будущего!


Конечно же,  полностью исключить телевизор и мультики из жизни 
дошкольников и младших школьников в наше время невозможно. Но надо помнить и о заключениях специалистов. В настоящее время, психологи и медики говорят о следующих проблемах. Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система. Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (как и компьютера, как, впрочем, и за книгой, если ребенок уже умеет читать) приводит к астеноневротическим нарушениям: из-за обездвиженности расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют. Но заметнее всего психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка. Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабеет память; они хуже соображают на уроках в школе, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если те требуют оторваться от экрана.

  Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с его более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять этому воздействию, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. Телевидение разными способами вольно или невольно кодирует поведение ребенка или подростка заставляет его жить по законам экранного мира. Телевизионная жизнь, где ребенок пережил такие острые ощущения, кажется ему более "настоящей", чем подлинная. Поневоле возвращаясь из иллюзорного мира, он находит свое существование серым и скучным, своих близких незначительными и жалкими.

Эти фильмы ориентированы на совершенно иную культуру, иную шкалу ценностей, иные традиции, иной менталитет. Американские фильмы для детей не несут, в отличие от наших, никаких воспитательных задач. Из педагогической литературы очевидно, что формированием моральных норм во многих странах зарубежья занимается семья, церковь, детские учреждения. [4] Подобные фильмы лишь выполняют развлекательную и замещающую реальные переживания функцию. Поступки героев никогда не объясняются и не мотивируются. Поэтому ребенок, сидя перед телевизором, видит только агрессивные действия, не угадывает их мотивов и склонен принимать это за норму, образец, которому надо подражать. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности. Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой и другими агрессивными моделями поведения Это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать. Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. Идентифицируя себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться "грызть гранит науки", как в передаче "Улица Сезам".Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей. Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американские психологи считают, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью. Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями , дети часами, просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя возможности развития, что дается человеку только в детстве.. . Из-за этого внимание рассеивается, ученик теряет большую часть учебной информации и назавтра получает отметку «2». Так же, смотря зарубежные мультфильмы, ребята подражая героям, употребляют плохие слова и засоряют свою речь, смотрят телевизор перед сном, не досыпают. Выделяют некоторые рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей:

• Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. А если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него черепно-мозговая травма, менингит, если у него повышенная возбудимость, плохой сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет.

• Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин. 5-6летние дети 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

• Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту "мелькания". Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.

• До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому нельзя оставлять ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.

• Учитывать факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером:

- повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы

- расстройство сна, нарушение памяти и внимания

- рост аллергических реакций организма

- изменение в костно-мышечной системе

- специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой

- развитие близорукости

К тому же зрение у ребят ухудшается, и общаются они с родителями все ре-же и реже, и характер у них портится. Такие родители имеют право и обязаны оградить своих детей от зрелищ насилия, когда сцены погони или убийства слишком кровопролитны, а жестокое отношение героев друг к другу –не трагедия, а повседневность: этим грешат сейчас почти все современные  мультфильмы.Современные дети все более тяготеют к подражанию взрослой жизни с  ее агрессией и жестокостью, и предпочитают  мультфильмы, которые копи-руют взрослую жизнь. Такие мультфильмы эмоционально опустошают ребенка,  а игра, порожденная такой мультипликацией, лишена новизны и пользы. И мы уже имеем дело с «роботизированным ребенком», захваченным мультипликацией, привязанным к экрану, подавляющим собственное «я», восхищающимся непобедимыми и всемогущими героями мультфильмов. 
Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребёнка? Что выбрать для ребёнка: зарубежные или отечественные мультики? Хороший мультфильм – незаменимый источник знаний, уникальный тренажер для детской фантазии, он может оказать неоценимую помощь в воспитании подрастающего поколения. Но, по мнению специалистов, многие зарубежные мультфильмы могут отрицательно сказаться на психике детей и не способствуют нравственному воспитанию.





















Заключение

Мультфильмы зарубежного производства яркие, красочные, несут заряд бодрости. В них много сюжетов с драками и «крутыми» словами. Мы запоминаем любимых героев, а вместе с ними их фразы и предложения. Исследовав ряд мультфильмов зарубежного производства, я пришёл к выводу, что употребление слов со сниженной стилистической окраской, услышанных в мультфильмах, негативно влияет на формирование словарного запаса слов, обедняет культуру нашей речи.

Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.

Я раньше тоже не задумывался, что так просто можно засорять свою речь. Поэтому сейчас объясняю своим друзьям и рассказываю малышам, что сбережение русского языка – это сбережение нашей культуры и цивилизации.

Если же мультфильмы являются составной частью нашего режима, то просмотр мультфильмов должен приносить только пользу, необходимо знать правила просмотра мультфильмов:

  1. Лучшее время для просмотра - утро. 

  2. Нельзя принимать пищу перед телевизором.

  3. Мультфильмы должны соответствовать возрасту.

  4. Перед просмотром нужно почитать аннотацию или отзывы в интернете.

  5. Не стоит смотреть очень много мультфильмов.

  6. Не нужно смотреть мультфильмы каждый день.

  7. Мультфильмы — средство развития речи, а не «засорения» её «плохими» словами.

В нашей школе на уроках литературы мы смотрим отечественные мультфильмы по произведениям отечественной и зарубежной литературы. Нам они тоже нравятся. Герои интересные, картинки яркие. Наверное, мы уже устали от шума, ссор и крика. Было бы хорошо, если бы руководители телевизионных каналов обратили внимание на качество и количество предлагаемых нам мультфильмов.

Итак, сегодня не вызывает сомнения тот факт, что телевидение – это эффективный канал управления человеком. Современные технологии, которые управляют сознанием человека, наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей. Именно дети наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.     И подводя итоги, можно отметить, что от наших родителей зависит наше будущее. Если родители не обратят внимания на своих детей, на то, что они смотрят, и не подумают, как может повлиять мультфильм на его ребенка, то не родитель воспитает его, а мультфильм. И хочется дать несколько советов нашим родителям: просмотреть заранее мультфильм, просмотреть его вместе с детьми, после просмотра поговорить с ними о мультфильме, о мультгерое, о его поведении, о его поступках в мультфильме, сказать детям, что было хорошо и что было плохо в просмотренном мультфильме. При выборе мультфильма нужно быть осторожнее, чем при выборе книги, потому что дети впечатлительны, и могут подражать действиям мультяшек. Итак, мультфильмы с хорошим, добрым началом после просмотра его навсегда останутся в нашей памяти. Все эти замечательные персонажи хочется пересмотреть не раз. Добрым мультгероям всегда хочется подражать, быть как они, разговаривать как они. Такие мультфильмы становятся шедеврами мультипликации.   В современном мире и в его телевизионном отражении довольно много жестокости. Ребенка можно представить в виде губки, который впитывает в себя всю эту жестокость и насилие. Поэтому важно то, что дети смотрят, какую телевизионную программу. Мультфильмы исполняют роль своеобразного воспитателя, которые в развлекательной и доступной форме доносит до сознания ребенка простые истины морали и добра. Поэтому, делая выводы, мне хочется сказать, что при выборе мультфильма нужно быть осторожным, нужно подумать, как может повлиять на детей какой-либо поступок мультгероя, как может отразиться мультфильм с плохим смыслом на психику ребенка.

Таким образом, на сегодняшний день, только родители могут защитить детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир. «Уважаемые родители! Никакой мультфильм не заменит нам живого общения с вами, отложите свои дела. Уделите нам больше внимания!»

    источником формирования нашей речи являются семья, школа, книги, общение с одноклассниками, СМИ, телевидение, мультфильмы.

С точки зрения развития речи, чем позднее состоится знакомство с мультфильмами, тем лучше (в идеале до 3-х лет) так как темп речи, которую ребенок слышит с экрана телевизора ребенок сильно ускорен. А для того, чтобы ребенок имел возможность развивать собственную речь, необходимо говорить с ним неспешно и четко, тщательно проговаривая каждое слово – чтобы в потоке вашей речи он мог выделять отдельные звуки и слова. Конечно, гораздо сложнее привить ребенку любовь к чтению. Ведь, чтобы научить читать, необходимо приложить усилия. А в мультфильме все просто. Сиди да смотри.

Если вы хотите глубже в этом разобраться, рекомендую прочитать книгу «Застывший взгляд» (Райнер Пауло Коэльо). Вы найдете в этой книге полезные ответы на такие, например, вопросы: с какого возраста детям можно смотреть телепередачи? Чем компенсировать вред от телепросмотров? Как научить ребенка сознательно и самостоятельно относиться к телевизору?

Но разве можно в наше время совсем не показывать ребенку мультфильмы. Пожалуй, вряд ли. Поэтому, если вы все-таки хотите показать ребенку мультфильмы, то предлагаю это делать с умом. Соблюдая несколько правил:

Лучше смотреть советские мультфильмы. Во- первых, они очень добрые и правильные по содержанию. Во-вторых, герои советских мультфильмов не влияют на психику детей. Отрицательные персонажи в наших мультиках не вызывают чувства реального страха, как в американских. Если наберете в ютубе «Как влияют американские мультфильмы на детей», то увидите много интересного.
В-третьих, в зарубежных мультфильмах герои говорят на своем родном языке. А наш ребенок слышит русский язык, но видит совершенно другую картину движения губ.
А в советских мультфильмах к каждому звуку подобрано соответствующее движение губ. Кроме того, персонажей озвучивают прекрасные актеры, которые выговаривают слова четко, ясно и с интонацией.

  1. Много агрессии, зло, как правило, уничтожается физически, а в советских мультфильмах со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.

  2. Форма многих американских мультфильмов может провоцировать соматические заболевания. Неестественно яркие цвета, быстрое мелькание кадров – все это ведет к расстройству нервной системы (это проявляется в плаксивости, агрессии и т.д.

 

Тому доказательством, пример. В 1997 году несколько сотен японских детей были доставлены в больницу с симптомами эпилептических припадков. Врачи, установили, что причиной заболевания оказался просмотр популярного мультипликационного сериала «Мой карманный монстр». Вспышки света и резкие смены кадров не благоприятно воздействуют на детский мозг и вызывают припадки падучей болезни.

Американская академия детской и юношеской психиатрии провела исследование, посвященное проблеме насилия и жестокости в мультфильмах. Исследования показывают: что у детей развивается «иммунитет» к восприятию насилия; они начинают повторять увиденные сцены в жизненных ситуациях. Дети соотносят себя с определенными персонажами – жертвами или палачами. Поэтому перед современными родителями стоит серьезная проблема. Необходимо заниматься ребенком. Это предполагает воспитание ребенка не словами, а своим примером, необходимо самому стать лучше. Смотрите вместе с ребенком, обсуждайте действия героев.

Тогда ваш ребенок возьмет только лучшее для своего развития.































Используемая литература.

  1. Л.Г. Барлас. Русский язык. Стилистика. – М.: Просвещение, 1978.

  2. С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка. Азъ, М: 1996, - 907с.

  3. Русский язык. Учебник для учащихся общеобразовательных школ. 1 класс. Под редакцией Л.Е.Журовой и С.В.Иванова.-М.: Издательский центр «Вентана – Граф»,

2011 г.

  1. DVD-диски

  2. Сайт www.stressy.net

  3. Сайт  www.e-motherhood.ru

  4. Сайт http://info-portal.best-active.ru/



      









































Рецензия

на исследовательский проект на тему: «Влияние мультфильмов на речь младших школьников» ученика 4 «З» класса школы -гимназии №38 имени Н. Ондасынова Южно- Казахстанской области города Шымкента Амет Азиз Онерулы.

            Данная проектная работа выстроена с учетом методических требований, а именно:

- определена тема проекта;

- четко сформулированы цели исследования темы ;

- составлен план проекта;

- выделена основная часть проекта и заключение;

- указаны пути реализации поставленной цели. 

            В ходе проекта Азиз разобрался, что на ребенка влияет при просмотре  в  мультфильме  всё: природа, персонажи мультфильма,  их облик,  поведение, окружающие предметы в целом и сам сюжет. Многие мультфильмы производят на детей огромное впечатление, и дети начинают подражать их «героям». Порой это подражание формирует у них безнравственные поступки, вред которых они не понимают. Автор задумался над тем, больше вредны или полезны мультфильмы.

            В ходе решения задач проекта проводился социологический опрос одноклассников, изучены материалы психологов, учтено мнение родителей и высказан взгляд автора проекта на данную тему.  В результате исследований деятельности изучения и анализа документов, анкет, позволило автору проекта сделать вывод, что не нужно смотреть все подряд, нужно прислушиваться к мнению взрослых, которые помогут выбрать для просмотра полезные передачи и мультфильмы.   Автор осмелился и написал рекомендации для учащихся и их родителей. А вот ее самый главный вывод: «Уважаемые родители! Никакой мультфильм не заменит нам живого общения с вами, отложите свои дела. Уделите нам больше внимания!»

         Цель данной работы, показать вред и пользу мультфильмов, достигнута.

        Считаю, что работа актуальна и может быть использована на уроках окружающего мира, литературного чтения, а также при проведении родительского собрания.

Руководитель кафедры

русского языка и литературы

ЮКГУ имени М.О.Ауэзова :













Рецензия

на исследовательский проект на тему: «Влияние мультфильмов на речь младших школьников» ученика 4 «З» класса школы -гимназии «Туран» Южно- Казахстанской области города Жетысай Амет Азиз Онерулы.

            Данная проектная работа выстроена с учетом методических требований, а именно:

- определена тема проекта;

- четко сформулированы цели исследования темы;

- составлен план проекта;

- выделена основная часть проекта и заключение;

- указаны пути реализации поставленной цели.

             В ходе проекта Азиз разобрался, что на ребенка влияет при просмотре  в  мультфильме  всё: природа, персонажи мультфильма,  их облик,  поведение, плохие слова, окружающие предметы в целом и сам сюжет. Многие мультфильмы производят на детей огромное впечатление, и дети начинают подражать их «героям». Порой это подражание формирует у них безнравственные поступки, вред которых они не понимают. Автор задумался над тем, больше вредны или полезны мультфильмы.

            В ходе решения задач проекта проводился социологический опрос школьников, изучены материалы психологов, учтено мнение родителей и высказан взгляд автора проекта на данную тему.

           В результате исследований деятельности изучения и анализа документов, анкет, позволило автору проекта сделать вывод, что не нужно смотреть все подряд, нужно прислушиваться к мнению взрослых, которые помогут выбрать для просмотра полезные передачи и мультфильмы.

          Автор осмелился и написал рекомендации для учащихся и их родителей. А вот ее самый главный вывод: «Уважаемые родители! Никакой мультфильм не заменит нам живого общения с вами, отложите свои дела. Уделите нам больше внимания!»

         Цель данной работы о вреде и пользе мультфильмов достигнута.

        Считаю, что работа актуальна и может быть использована на уроках окружающего мира, литературного чтения, а также при проведении родительского собрания.



 Руководитель: Раимбекова У.К.

           





Приложение 1.



Программа телевидения с октября по ноябрь


Название мультфильма

7.00

Приключения мультяшек. Мультсериал

7.30

Приключения Вуди и его друзей. Мульсериал

14.00

Клуб Винкс – школа волшебниц. Мультесиал

14.30

Приключения Вуди и его друзей. Мульсериал

15.00

Приключения Джеки Чана. Мультсериал

6.00

Муха Цокотуха. Мультфильм

7.00

Приключения мультяшек. Мультсериал

7.30

Приключения Вуди и его друзей. Мультсериал

14.00

Клуб Винкс – школа волшебниц. Мультсериал

14.30

Приключения Вуди и его друзей. Мультсериал

15.00

Приключения Джеки Чана. Мультсериал

21.00

Алеша –Попович и Тугарин Змей

23.30

Сказки на ночь.

6.00

Земля до начала времен-8.Великая мерзлота

09.00

Паутина Шарлотты-2

10.30

Новые приключения Стича

11.00

Утиные истории.Заветная лампа.

19.30

Алеша Попович и Тугарин Змей

21.00

Артур и лилипуты

Название м/ф

Телеканал

Лексика

Футурама

REN TV

Придурок, тупица, кретин, дерьмо, фигня, круто, классно, идиот, извращенец, «голубой», бестолочь

Дисней - клуб

1 канал

Классно, прикольно

Маска

REN TV

Круто, тупица, красотка, тебе конец

Симпсоны

REN TV

Выпивка, круто, хиппи, дурак, идиот, болван, тупица, отвали, задница, жулик, «козел», извращенцы, урод, оборванец, тусовка, придурок, забегаловка

Дятлоw s (м/с)

REN TV

Задница, круто, воришко, дурак, телек, «достали», «больной», закосить от армии, фигня, стерва, морда, отвали, жулик

Хитклиф

REN TV

Надерем задницы, идиот, паршивый кот

Суперпоросенок (м/с)

REN TV

Безмозглые, тупицы

Симпсоны

REN TV

Урод, тупица, русская мафия, дуралей, олух, подонок, недоумок, пьяница

Эй, Арнольд!

ТНТ

Клёво, «отстой», репоголовый

Телепрограмма Disney Channel на сегодня



05:45 М/с "Голди и Мишка" (6+)
06:40 М/с "Доктор Плюшева"
07:30 М/с "София Прекрасная"
08:30 М/с "Елена-принцесса Авалора"
09:00 М/с "Хранитель Лев"
11:00 М/ф "Приключения пингвиненка Лоло №3" (6+)
11:30 М/с "Тимон и Пумба" (6+)
13:00 М/с "Гравити Фолз" (12+)
14:20 М/ф "Артур и минипуты" (6+)
16:15 М/ф "Артур и месть Урдалака" (6+)
18:00 М/ф "Артур и война двух миров" (6+)
20:00 Х/ф "Пятерка кладоискателей"
21:50 Х/ф "Инспектор Гаджет"
23:15 Х/ф "Инспектор Гаджет 2"
01:10 Х/ф "Волшебное озеро" (6+)
03:10 Музыка на Канале Disney (6+)


ТИ ДЖИ

05:05 Заботливые мишки (12+)

05:50 Поло (12+)

06:00 Невероятные расследования котенка Хакли (12+)

06:25 Приключения бурого медвежонка (12+)

06:35 Тротро (12+)

06:45 Нуки и друзья (12+)

06:50 Чупи идет в школу (12+)

07:05 Поло (12+)

07:15 Фрэнклин и его друзья (12+)

07:30 Дуда и Дада (12+)

07:40 Космические гонщики (12+)

07:55 Приключения Чака и его друзей (12+)

08:15 Пингвиненок Пороро (12+)

09:00 Космические гонщики (12+)

10:00 Перси и друзья (12+)

11:00 Приключения Чака и его друзей (12+)

11:55 Малыш Джулиус (12+)

13:05 Заботливые мишки (12+)

13:50 Поло (12+)

14:00 Мой маленький пони (12+)



Приложение 2.

Анкета.

1.Любите ли вы смотреть мультфильмы?

  • Да

  • Не очень

  • Иногда

2.Как часто вы смотрите мультфильмы?

  • Несколько раз в день;

  • Раз в день;

  • Иногда

3.На каком телеканале вы смотрите мультфильмы?

  • Никалоден;

  • ТиДжи;

  • Нетворк;

  • ТНТ;

  • Мультимания;

  • Карусель

4.Какие мультфильмы вы предпочитаете?

  • Отечественные;

  • Зарубежные

5.Напишите названия любимых мультфильмов:

6.Употребляете ли вы в своей речи слова и выражения из мультфильмов?

  • Да

  • Иногда

  • Нет



Приложение 6



Таблица употребления слов со сниженной стилистической окраской героями мультфильмов

Название мультфильма

Лексика героев

Симпсоны

Круто, хиппи, идиот, болван, тупица, отвали, задница, «козёл», «урод», подонок, олух, тусовка и др.

Мадагаскар

Опупенно, идиот, прикольно и др.

Ледниковый период

Чуваки, идиотка, очуметь, офигительно, обалденно и др.

СкубиДу

Тупоголовый, заткнись, малявка, дуралей, балбес, выметайся, вырубить и др.

Шрек

Критин, балбес, безмозглый, дуралей и др.

Приложение 7



Таблица лексических значений слов, употребляемых в мультфильмах.



Слово

Лексическое значение

Стилистическая пометка

Дурак -глупый человек разговорное

Морда -то же, что и лицо, разговорное

Тусовка - собираться вместе для времяпровождения просторечное

Кретин то же, что идиот разговорное

Недоумок глуповатый человек разговорное

Тупица плохо соображающий человек пренебрежительное

Дерьмо о ком или о чём – либо негодном разговорное

Козёл человек, на которого сваливают всю ответственность бранное

Идиот глупый человек бранное

Болван неучёный человек бранное

Урод человек с дурными наклонностями просторечное

Задница ягодицы бранное

Паршивый дрянной, никуда негодный просторечное

Язык – одно из самых сложных явлений человеческого общества. Люди обмениваются мыслями и чувствами при помощи языка.  В народе говорится:

«Умную речь приятно слушать»

«Хорошая речь слаще  мёда»

       Речь культурного образованного человека должна быть правильной.  Для этого нужно соблюдать нормы литературного языка:

·         Правильное произношение;

·         Правильное построение фраз, предложений;

·         Отсутствие ненужных и «плохих» слов в речи;

·         Речь должна быть содержательной, ясной, выразительной, убедительной.













6


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее