Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной читательской деятельности.
Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.
В начальной школе необходимо заложить основы грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-
развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
формирование умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; формирование эстетического вкуса;
овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. Идет работа над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, определении его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей иллюстрации с опорой на читательский опыт
Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения», является
развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации. Задача учителя: мотивировать на прочтение книги.
Исключить иностранные буквы:
QВАИRКSТWОFРGАNСVТZАJФSЬQЕJВ
Приведу пример работы с рассказом В.Астафьева «Капалуха». Ребята делятся на группы, им даются задания.
Первая группа по иллюстрации пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте?
Вторая группа, используя ключевые слова (ГНЕЗДО, РЕБЯТА, НЕВЫЛУПИВШИЕСЯ ПТЕНЦЫ, УЧИТЕЛЬ), высказывает свое предположение о происходящих событиях.
А третья группа учащихся постарается предположить, о чем пойдет речь в рассказе по его названию. Если есть необходимость в использовании Интернет-ресурсов, словарей, то можно найти значение слова «капалуха».
Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить, прав ли я? Кроме того, данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может сообщить о событиях, героях, определить тему и основную мысль рассказа. Ребенок забегает мыслью вперед и превращается в своеобразного соавтора.
Этот прием дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию.
В результате этой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения»– освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.
Провести беседу о правилах поведения в лесу. Какие правила поведения в лесу вы знаете? (не шуметь, не оставлять мусор, не разводить костер без взрослых и т.д.)
Какую птицу называют капалухой? (рассказ учителя о глухаре). Что чувствовал рассказчик, когда увидел птицу? (вопросы по содержанию).
Найдите и прочитайте эпизод, где описывается , как мечется капалуха. Какие строки говорят о самоотверженной любви к птенцам? Приведите примеры из своей жизни или похожие рассказы. (Еще про Мальку).
Изменилось ли у вас отношение к природе, а у ребят из рассказа?
Как бы вы повели себя в такой же ситуации?
Во время самостоятельного чтения рассказа, дети подчеркивают непонятные слова, далее разбираем их значение.
В процессе работы формируются познавательные универсальные учебные действия: умения ориентироваться в содержании текста, самостоятельно находить ответы на заданные вопросы; коммуникативные: умения выражать свои эмоции, высказывать мнение по отношению к героям и их поступкам; умения работать в паре, в группе, понимать собеседника; регулятивные: умения выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; личностные: высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; предметные: умения определять тему рассказа, выделять смысловые части, понимать содержание прочитанного, формулировать несложные выводы.
Подводя итог работы над текстом на данном этапе, целесообразно проводить беседу по содержанию в целом, цель которой - обобщить прочитанное. Беседа строится на основе вопросов, которые помогают понять характер главного героя, посочувствовать ему, погрузиться во внутренний мир человека.
III этап. Работа с текстом после чтения.
На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания.
Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.
На заключительном этапе урока «Работа с текстом после чтения» идет обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование основной идеи текста.
Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста.
Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. После изучения рассказа «Капалуха» учащимся предлагается на выбор несколько пословиц, связанных с содержанием текста
Например: «Вороненку гнездо-родимая хата», «Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не бил»
Детям нужно выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к рассказу, и обосновать свой выбор.
Подготовить пересказ от лица самой капалухи.
На этом этапе можно дать задание – нарисовать иллюстрацию к рассказу, нарисовать плакат о бережном отношении к обитателям тайги, о правильном поведении в лесу.
При этом формируются предметные универсальные учебные действия: умения производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умения читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему; метапредметные: умения обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умения проявлять инициативу и самостоятельность; умения ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.
Таким образом, технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации: фактуальную (о чем сообщается), концептуальную (основную идею), подтекстовую (чтение «между строк).