«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной читательской деятельности.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной  читательской деятельности.

Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы  грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-

  • развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  • формирование умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов;

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; формирование эстетического вкуса;

  • овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;


Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Идет работа над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, определении его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей иллюстрации с опорой на читательский опыт

Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения»,  является

развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации. Задача учителя: мотивировать на прочтение книги.

Исключить иностранные буквы:

QВАИRКSТWОFРGАNСVТZАJФSЬQЕJВ

Приведу пример  работы с рассказом В.Астафьева «Капалуха». Ребята делятся на группы, им  даются задания.

Первая группа по иллюстрации   пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? 

Вторая группа, используя ключевые слова  (ГНЕЗДО, РЕБЯТА, НЕВЫЛУПИВШИЕСЯ ПТЕНЦЫ, УЧИТЕЛЬ), высказывает  свое предположение о происходящих событиях.

А третья группа учащихся постарается  предположить, о чем пойдет речь в рассказе по его названию. Если есть необходимость в использовании Интернет-ресурсов, словарей, то можно   найти  значение слова «капалуха».

Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить,  прав ли я? Кроме того, данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может сообщить о событиях, героях, определить тему и основную мысль рассказа.  Ребенок забегает мыслью вперед и превращается в своеобразного соавтора.

Этот прием дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию.

В результате этой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.


II этап. Работа с текстом во время чтения. 
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
 
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
 
Выразительное чтение.

Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения»– освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.

 Провести беседу о правилах поведения в лесу. Какие правила поведения в лесу вы знаете? (не шуметь, не оставлять мусор, не разводить костер без взрослых и т.д.)

Какую птицу называют капалухой? (рассказ учителя о глухаре). Что чувствовал рассказчик, когда увидел птицу? (вопросы по содержанию).

Найдите и прочитайте эпизод, где описывается , как мечется капалуха. Какие строки говорят о самоотверженной любви к птенцам? Приведите примеры из своей жизни или похожие рассказы. (Еще про Мальку).

Изменилось ли у вас отношение к природе, а у ребят из рассказа?

Как бы вы повели себя в такой же ситуации?

Во время самостоятельного чтения рассказа, дети подчеркивают непонятные слова, далее разбираем их значение.

В процессе работы формируются познавательные универсальные учебные действия: умения ориентироваться в содержании текста, самостоятельно находить  ответы на заданные вопросы; коммуникативные: умения выражать свои эмоции, высказывать  мнение по отношению к героям и  их поступкам; умения работать в паре, в группе, понимать собеседника; регулятивные: умения выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; личностные: высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; предметные: умения определять тему рассказа, выделять смысловые части, понимать содержание прочитанного, формулировать несложные выводы.

Подводя итог работы над текстом на данном этапе, целесообразно проводить  беседу по содержанию в целом, цель которой -  обобщить прочитанное. Беседа строится на основе вопросов, которые помогают понять характер главного героя, посочувствовать ему, погрузиться  во внутренний мир человека.



III этап. Работа с текстом после чтения.
На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания.

 Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.

На заключительном этапе урока  «Работа с текстом после чтения» идет обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование  основной идеи текста.

Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста.

Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. После изучения рассказа «Капалуха» учащимся предлагается на выбор несколько  пословиц, связанных с содержанием текста

Например: «Вороненку гнездо-родимая хата», «Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не бил»

Детям нужно выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к рассказу,  и  обосновать свой  выбор.

Подготовить пересказ от лица самой капалухи.

На этом этапе можно дать задание – нарисовать иллюстрацию к рассказу, нарисовать плакат о бережном отношении к обитателям тайги, о правильном поведении в лесу.

При этом формируются предметные универсальные учебные действия:  умения производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умения читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему; метапредметные: умения обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умения проявлять инициативу и  самостоятельность; умения ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

Таким образом, технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации: фактуальную (о чем сообщается), концептуальную (основную идею), подтекстовую (чтение «между строк).

 







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее