Технологии эффективной социализации в детском саду по Н.П. Гришаевой.
Технологическая карта проведения технологии «Клубный час»
Цели и задачи:
Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
Давать детям возможность выбора;
Формировать у детей в сенситивный период социальные роли;
Развивать игровые навыки в разновозрастной среде;
Развивать социальные компетенции, в том числе воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
Развивать инициативу у детей и взрослых;
Развивать саморегуляцию поведения и произвольное внимание;
Развивать уверенность в своих силах;
Развивать познавательный интерес;
Формировать умение разрешать конфликты, переживать трудные ситуации, ориентироваться на собственную оценку своих поступков, находиться без взрослых в трудной ситуации, отстаивать свою точку зрения в общении со взрослыми;
Формировать нормы и правила поведения;
Учить детей ориентироваться в пространстве;
Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим и способность чувствовать себя членом группы;
Формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, благодарить за помощь и знаки внимания;
Формировать умение планировать свои действия и оценивать результаты;
Сплачивать коллектив сотрудников;
Создать команду единомышленников «дети – родители - педагоги».
Этапы подготовки и проведения клубного часа
Проведение семинара по технологии эффективной социализации с коллективом детского сада (школы).
Проведение родительских собраний для сообщения о значимости социализации и внедрения технологии эффективной социализации.
Сбор подписей родителей, одобряющих внедрение ТЭС, формирование приказов и актов организации, регламентирующих работу по ТЭС.
Выбор педагога, отвечающего за организацию клубного часа.
Определение тематики клубного часа:
Деятельностный (только на первом этапе);
Свободный (обязательно 1 раз в месяц);
Тематический;
Творческий;
Большая игра;
Квест;
На «группообразование»;
Музейный;
На улице;
Спортивный.
Составление перспективного плана на полугодие и на месяц.
Разработка плана клубного часа всем коллективом ДОО. В основе разработки клубного часа всегда лежит развитее того или иного навыка. Включение проблемно – педагогической ситуации в клубный час обязательно!
Определение периодичности и длительности проведения:
Периодичность: в начале программы – 1 раз в неделю, далее 2 – 3 раза в неделю в различны формах;
Длительность – не мене 1 часа;
Обязательно в первой половине дня.
Разработка правил во время проведения клубного часа. Правила разрабатываются вместе с детьми на рефлексивном кругу: не бегать, не кричать, говорить «здравствуй» и «до свидания». «спасибо», убирать за собой игрушки, материалы, если идти на клубный час не хочется – можно не ходить и в любой момент вернуться в группу.
Введение системы красных кружков. У детей в сумочке лежат три кружка, где написаны их имя и группа. За нарушение правил отбирается один кружок – это предупреждение, если отобраны два кружка, ребенок идет в группу и пропускает следующий клубный час, если отобраны три кружка – ребенок пропускает два клубных часа.
Определение организационных моментов:
На двери помещений, куда детям нельзя входить, прикрепляются красные кружки;
Все сотрудники детского сада проходят оповещение (через приказ) и инструктаж о проведении клубного часа, помощники воспитателей назначаются дежурными на клубном часе;
Начало и окончание мероприятия происходит по сигналу;
Изготовление сумочек для кружков и карт.
Определение количества групп – участников и кабинетов для деятельности, составление плана – карты для детей.
Организация работы «дети – волонтеры клубного часа».
Проведение рефлексивного круга с детьми до и после клубного часа.
Проведение рефлексивного круга с педагогами до и после клубного часа. Фиксация проблем, возникающих у детей, и их обсуждение.
Информирование родителей через детей о результатах проведения клубного часа, привлечение родителей к проведению мастер – классов на клубном часе.
Пример оформления маршрутного листа
Маршрутный лист № 1
Деятельностный клубный час
Спортивная площадка «Футбол».
Прогулочная площадка подготовительной группы «Бадминтон».
Площадка центрального входа «Спортивные танцы».
Площадка центрального входа «Крикет».
Прогулочная площадка старшей группы «Классики».
Прогулочная площадка средней группы «Шашки».