Технологии эффективной социализации в детском саду по Н.П. Гришаевой.
-
Технологическая карта проведения технологии «Клубный час»
Цели и задачи:
-
Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
-
Давать детям возможность выбора;
-
Формировать у детей в сенситивный период социальные роли;
-
Развивать игровые навыки в разновозрастной среде;
-
Развивать социальные компетенции, в том числе воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
-
Развивать инициативу у детей и взрослых;
-
Развивать саморегуляцию поведения и произвольное внимание;
-
Развивать уверенность в своих силах;
-
Развивать познавательный интерес;
-
Формировать умение разрешать конфликты, переживать трудные ситуации, ориентироваться на собственную оценку своих поступков, находиться без взрослых в трудной ситуации, отстаивать свою точку зрения в общении со взрослыми;
-
Формировать нормы и правила поведения;
-
Учить детей ориентироваться в пространстве;
-
Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим и способность чувствовать себя членом группы;
-
Формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, благодарить за помощь и знаки внимания;
-
Формировать умение планировать свои действия и оценивать результаты;
-
Сплачивать коллектив сотрудников;
-
Создать команду единомышленников «дети – родители - педагоги».
Этапы подготовки и проведения клубного часа
-
Проведение семинара по технологии эффективной социализации с коллективом детского сада (школы).
-
Проведение родительских собраний для сообщения о значимости социализации и внедрения технологии эффективной социализации.
-
Сбор подписей родителей, одобряющих внедрение ТЭС, формирование приказов и актов организации, регламентирующих работу по ТЭС.
-
Выбор педагога, отвечающего за организацию клубного часа.
-
Определение тематики клубного часа:
-
Деятельностный (только на первом этапе);
-
Свободный (обязательно 1 раз в месяц);
-
Тематический;
-
Творческий;
-
Большая игра;
-
Квест;
-
На «группообразование»;
-
Музейный;
-
На улице;
-
Спортивный.
-
Составление перспективного плана на полугодие и на месяц.
-
Разработка плана клубного часа всем коллективом ДОО. В основе разработки клубного часа всегда лежит развитее того или иного навыка. Включение проблемно – педагогической ситуации в клубный час обязательно!
-
Определение периодичности и длительности проведения:
-
Периодичность: в начале программы – 1 раз в неделю, далее 2 – 3 раза в неделю в различны формах;
-
Длительность – не мене 1 часа;
-
Обязательно в первой половине дня.
-
Разработка правил во время проведения клубного часа. Правила разрабатываются вместе с детьми на рефлексивном кругу: не бегать, не кричать, говорить «здравствуй» и «до свидания». «спасибо», убирать за собой игрушки, материалы, если идти на клубный час не хочется – можно не ходить и в любой момент вернуться в группу.
-
Введение системы красных кружков. У детей в сумочке лежат три кружка, где написаны их имя и группа. За нарушение правил отбирается один кружок – это предупреждение, если отобраны два кружка, ребенок идет в группу и пропускает следующий клубный час, если отобраны три кружка – ребенок пропускает два клубных часа.
-
Определение организационных моментов:
-
На двери помещений, куда детям нельзя входить, прикрепляются красные кружки;
-
Все сотрудники детского сада проходят оповещение (через приказ) и инструктаж о проведении клубного часа, помощники воспитателей назначаются дежурными на клубном часе;
-
Начало и окончание мероприятия происходит по сигналу;
-
Изготовление сумочек для кружков и карт.
-
Определение количества групп – участников и кабинетов для деятельности, составление плана – карты для детей.
-
Организация работы «дети – волонтеры клубного часа».
-
Проведение рефлексивного круга с детьми до и после клубного часа.
-
Проведение рефлексивного круга с педагогами до и после клубного часа. Фиксация проблем, возникающих у детей, и их обсуждение.
-
Информирование родителей через детей о результатах проведения клубного часа, привлечение родителей к проведению мастер – классов на клубном часе.
Пример оформления маршрутного листа
Маршрутный лист № 1
Деятельностный клубный час
-
Спортивная площадка «Футбол».
-
Прогулочная площадка подготовительной группы «Бадминтон».
-
Площадка центрального входа «Спортивные танцы».
-
Площадка центрального входа «Крикет».
-
Прогулочная площадка старшей группы «Классики».
-
Прогулочная площадка средней группы «Шашки».