«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта "Все профессии важны" УМК "Перспектива"

Урок по окружающему миру с выходом на внеурочную деятельность

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Все профессии важны

Цели урока:

  • Образовательные: Расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда. Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна. Учить видеть необходимость в определении профессии. Учить ориентироваться в мире профессий.

  • Развивающие: Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников. Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся. Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала. Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.

  • Воспитательные: Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии. Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда. Расширение кругозора учащихся в профессиональной ориентации.

Задачи:

1. Ознакомление учащихся с профессиями прошлого, настоящего и предполагаемыми профессиями будущего;

2. Привлечь внимание учащихся к проблеме будущего самоопределения, выбора профессии;

3. Расширить представления школьников о профессиях,

4. Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои

стремления, желания и наклонности.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение

Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор, Словарь (Листы со словами), иллюстрации педагога, машиниста, артиста; разрезной материал “Солнышко профессии”

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная


Основные этапы организации учебной деятельности


Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия


Формируемые УУД


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  2. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

  3. установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).


  • Ну-ка, посмотри дружок!

  • Ты готов начать урок?

  • Всё ль на месте?

  • Все ль в порядке?

  • Книжки, ручки и тетрадки?

  • Тихо сядут девочки, еще тише мальчики! Молодцы!

Слайд 1 (Сюжетный рисунок)

Начать наш урок я хочу с небольшой истории.

Встретились однажды мальчики Коля и Ваня. Коля говорит:

- Мой дед всю жизнь хлеб сеял и делал это лучше всех.

А Ваня говорит:

- А мой дед часовых дел мастер. Любые часы мог починить.

Подошла к ним бабушка, улыбнулась и сказала:

- Каждый из них хорошо свое ремесло знал.

- Ребята, у меня к вам первый вопрос: «А что обозначает слово «ремесло»?

- А давайте мы прочитаем значение этого слова в Словаре.

(Чтение словарной статьи с листа)

  • А какое есть современное слово с таким же значением?

  • О чем же мы будем говорить на нашем уроке?

  • Предлагаю вам, ребята, поставить задачи урока. Что бы вы хотели по этой теме узнать (вывешивается слово).

  • понять

  • познакомиться

  • Ну, что ж цели поставлены, приступаем к их реализации. Внимание на доску.



Ответы детей























Ответы детей



Чтение значения слова.



  • Профессия.


  • О профессиях.


  • Какие бывают профессии.

  • Важность каждой профессии.

Варианты ответов детей.

Личностные.

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Отгадайте о какой профессии здесь идет речь:

Слайд 2 (Learning.apps - составь пары)


1.

В белоснежном колпаке,

Перепачканный в муке,

Булки сдобные печёт

И ребятам раздаёт.

Продавец или аптекарь?

Нет, конечно, это…(пекарь)

2.

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.(маляр)

3.

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?(доктор)

4.

Он учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (учитель)

5.

В горячем цехе

В доменной печи

Он варит сталь,

А это ведь не щи! (сталевар)



Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Коммуникативные:

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирование собственного мнения (позиции)

Познавательные:

-использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;.

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

-учет правила в планировании и контроле способа решения.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

Деятельность учащихся:

  • осознание иерархии тем в разделе учебного предмета;

  • выстраивание внутритемных связей в изученном разделе;

  • определение межтемных связей в изученном разделе;

определение места данного раздела в учебном предмете как в науке.

  • Рассмотрим следующий слайд. Какие профессии изображены на фотографиях?

Слайд 3-4 (фото профессий)

  • Как называют человека, в совершенстве владеющего профессией?

  • Чем же нужно овладеть, чтобы стать хорошим мастером?

  • Правильно. Это означает знанием дела в совершенстве.


Физкультминутка (учитель читает слова, дети поворачиваются в сторону изображения, которые размещены в разных уголках класса)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он ….(артист)

  • А теперь попробуйте себя в роли артиста и изобразить как шофер рулит, парикмахер стрижет, спортсмен бежит на месте, фермер собирает урожай, скрипач играет на скрипке.

  • Продолжаем работать дальше.






  • Мастер.

  • Мастерством

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-умение задавать вопросы;

-использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- осуществление пошагового контроля по результату;

-адекватное восприятие оценки учителя;

-различение способа и результата действия.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-поиск разнообразных способов решения задач


4. Этап включения в систему знаний и повторения

Формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

Деятельность обучающихся:

  • выявление границ применимости системы знаний;

  • самостоятельное составление заданий по изученным темам раздела;

  • выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению знаний.


Деятельность обучающихся:

1) самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний;

2) обоснование способов действий с формулированием проблем.

  • Следующий этап нашего урока я назвала: «Профессии наших родителей».

Некоторое время назад мы с вами, ребята, получили задание подготовить слайд и рассказать о профессии наших папы или мамы.

Слайд 5

  • Мы приготовили огромную школьную презентацию “Шаги к профессии”. (Слайд 45- 62) Над ее созданием работали все ученики начальной школы. Сейчас я пролистаю слайды, чья мама или папа окажутся на слайде, тот ребенок встанет, и представит своего родителя, назовет его профессию.

(Каждому учащемуся в конце рассказа задается один и тот же вопрос: Как ты думаешь, важная профессия у твоей мамы (папы)?


  • Какой вывод можно сделать?

  • Вот вы сами и поняли, что все профессии важны, все профессии нужны!


Работа в группах:

  • На прошлом уроке мы говорили с вами о труде хлебороба и выяснили, что это очень тяжелый труд. И человек, занимающийся этим трудом, должен обладать определенными качествами: выносливостью, трудолюбием, терпением.

  • Предлагаю вам поработать в группе. Разобьемся на группы. В этом нам поможет сервис ClassDojo.

Слайд 6 (Правила работы в группе)

  • Для начала повторим правила работы в группе.

  • Предлагаю выполнить задание под названием «Собери солнышко». У каждой группы имеется кружок с названием профессии и лучики, на которых написаны качества, которыми должен обладать человек, выбравший эту профессию. Соедините кружок с лучиками. Если качество по вашему мнению не подходит к этой профессии, то этот лучик присоединять не надо.

1 группа

ЛЕТЧИК

Предложенные качества: мужество, смелость, находчивость,трудолюбие, честность, стойкость, трусость, лень.



2 группа

УЧИТЕЛЬ

Предложенные качества: доброта, трудолюбие, ум, отзывчивость, внимательность, правдивость, глупость, лживость.



3 группа

ПАРИКМАХЕР

Предложенные качества: доброжелательность, трудолюбие, талантливость, аккуратность,щедрость, ответственность, небрежность, грубость.


4 группа

ВРАЧ

Предложенные качества: доброжелательность, трудолюбие, талантливость, аккуратность,щедрость, ответственность, небрежность, грубость.


5 группа

САНТЕХНИК

мужество, смелость, находчивость,трудолюбие, честность, стойкость, трусость, лень.


Капитан команды представляет получившееся солнышко. (Как работала группа? Чей вклад был особенно ощутим?)


  • Ребята, скажите, а достаточно ли только мечтать о профессии?

  • А что же важно в любой профессии?














Ответы детей.



ёё


Варианты ответов детей.



































































  • Нет.


  • Мастерство.

Личностные:

--формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- структурирование знания.


5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности и соотнесение самооценки с оценкой учителя.


  • Наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашего занятия. Какие задачи мы ставили на уроке?

  • Мы достигли поставленных задач?

  • Чтобы с хорошим настроением закончить наш урок, поиграем в игру “Доскажи словечко”:

Я читаю вам начало предложения, вы продолжаете:

Трактор водит…(тракторист)

Электричку…(машинист)

Стены выкрасит…(маляр)

Доску выстругал…(столяр)

В доме свет провел…(монтер)

В шахте трудится…(шахтер)

В жаркой кузнеце…(кузнец)

Кто все знает – молодец!



Ответы детей.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее