муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 п. Тавричанка Надеждинского района»
Технологическая карта урока
Открытие нового знания
Тема урока: Посмотри в свое «зеркало»
Окружающий мир
4 класс
Побережная Наталья Викторовна
учитель начальных классов
2017
Учебный предмет: окружающий мир «Человек и человечество»
Класс: 4»Б» МБОУ СОШ №5
Учитель: Побережная Н.В.
Урок из первого раздела «Человек», главы первой «Человек и его внутренний мир».
Место урока в разделе-второй урок.
Тема урока: Посмотри в свое «зеркало»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели по линиям развития личности ученика.
ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: учиться отделять внешность человека от внутреннего духовного мира личности.
ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | ||||
Ι. Постановка учебной проблемы.
| 3 7 3 Постановку проблемы осуществляем с помощью текста учебника. – В старину театральную маску называли словом «личина», от слова «лик», «лицо». Слова «лицо», «личина», «личность» похожи? (Похожи.) На экране появляется запись: Лик, лицо, личина, личность. – Вот и Анюта так думала, пока с ней не произошёл один случай… Дети по ролям читают текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации (с. 12.) Затем учитель просит детей ответить на вопросы:
– Что не сможет увидеть Анюта без зеркала? (Своё лицо.) – Что, по словам доктора, остаётся у Анюты и без зеркала? (Личность.)
На доске появляется запись: Лицо = личность. – Поставьте себя на место Анюты – какой новый вопрос к доктору у вас возникает? Ученики с моей помощью формулируют основной вопрос (проблему) урока: В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека»? Проблема урока записывается на доску. К ней обращаемся по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. | ||||
II. Версии детей, актуализация знаний.
| 1 3 2 – Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого? (Врождённые (раскрыть, что это такое) и приобретённые (раскрыть, что это такое) признаки.) – От чего зависит, какими будут наши черты лица? (От того, какие у нас родители, потому что внешность определяется врождёнными признаками человека.) – А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или приобретёнными, определяется личность человека?
Ученики могут ответить, что не знают ответа на вопрос, а могут высказать свои предположения. Предположения выслушиваю – как верные, так и неверные, но не комментирую. По ходу урока дети сами сделают необходимые выводы, а пока мы записываем в таблицу вопрос, на который необходимо ответить, чтобы решить проблему.
-Давайте составим план работы. План. 3 – Совместно составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?
| | ||||
ΙΙI. Совместное открытие знаний.
| 4 3 2 4 3 1. Личность человека. Работа по группам. Ученики объединяются в 3 группы по 6 человек. Каждая группа получает по 2 листа, на листах написано по одной фразе, : У него очень длинный нос. У неё красивые глаза. У него очень смешные уши. Мой друг любит весёлые выдумки. Моя сестра любит хвастаться. Мой брат – талантливый музыкант. Задание ученикам: – Определите, в каких фразах говорится о лице, а в каких о личности человека. Расположите их на доске в две колонки. Ученики совещаются в группах, и представители вывешивают фразы в таблицу «Знаем – не знаем». В колонке «Знаем» под утверждением «Черты лица – врождённые признаки человека» помещаются фразы, в которых говорится о лице. В колонке «Не знаем» под вопросом «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?» – фразы о личности человека. – Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек уже с рождения умеет придумывать весёлые шутки? (Нет, это приобретённое качество.) Человек уже рождается хвастунишкой? (Нет, это приобретённое качество.) Талантливым музыкантом человек становится от рождения? (Здесь ответы могут не совпасть. Конечно, научиться играть на музыкальном инструменте можно, только живя в обществе. Но талант к музыке – качество врождённое, есть не у всех.) Что вы можете ответить на вопрос таблицы «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?» Ученики совещаются в группах. С помощью учителя делают вывод, что личность человека отражает его внутренний мир: его собственные интересы, знания, мысли, убеждения, переживания. Но и врождённые признаки тоже могут влиять на личность человека (особенности телосложения, способности, таланты.) Название колонки «Не знаем» меняется на «Мы узнали». 2. Сила воли. – Каждая личность не только имеет свои интересы, мысли, желания, но и умеет ими управлять. Сильная личность лучше справляется со своими желаниями, слабая – хуже. Посмотрите на рисунки на с. 14. Что вы видите на первом рисунке? (Малыш хочет игрушку, а мама не может её купить.) – Малыш смог сам преодолеть своё желание? (Нет, он плачет, требует игрушку.) – Что вы видите на другом рисунке? (Девочка устала, хочет отдохнуть, но дошивает кукле платье.) – Девочка смогла преодолеть своё желание отдохнуть? (Да.) – Чья личность сильнее? (Девочки.) – Как называется качество личности, которое проявляет эта девочка? Если не прозвучит ответ «сила воли» и возникнет затруднение, тогда обращаю внимание учеников на название фрагмента «Зачем человеку сила воли?» и использую отрывки из мультфильмов или иллюстрации из известных сказок с использованием презентации: 1. Элли, Страшила и Железный дровосек перебрались по бревну через овраг. По бревну за ними идут два огромных саблезубых тигра. Трусливый лев загораживает друзей от тигров и говорит: «Бегите! Я хоть и трусливый лев, но буду драться, пока не погибну». (СИЛЬНАЯ ВОЛЯ) 2. Буратино с азбукой на развилке дорог. В конце одной – здание с надписью «школа», а в конце другой – здание с надписью «кукольный театр». Буратино сворачивает с дороги к школе на дорогу к кукольному театру и говорит: «Я только на минуточку…» (СЛАБАЯ ВОЛЯ) 3. Винни-Пух сидит на тропинке под указателем: «На день рождение к Иа». Винни-Пух залезает лапой в горшок с мёдом и говорит: «Мёд – это очень странный предмет: если он есть, то его сразу нет!» (СЛАБАЯ ВОЛЯ) 4. Винни-Пух висит под шариком напротив пчелиного улья. Внизу Пятачок, зажмурившись, стреляет из ружья в шарик и одновременно говорит: «Если я не выстрелю в шарик, то испортится Винни-Пух». (СИЛЬНАЯ ВОЛЯ) 5. Буратино с азбукой сидит на коленях у папы Карло и говорит: «Где же твоя единственная куртка?» Папа Карло отвечает: «Я её продал – главное ты учись на здоровье!» (СИЛЬНАЯ ВОЛЯ) 6. Котенок Гав сытый и довольный сидит перед Щенком. Щенок спрашивает: «Куда же ты спрятал мою сосиску?» Котенок Гав показывает лапой на свой живот и говорит: «Сюда». (СЛАБАЯ ВОЛЯ) Эти же сюжеты можно раздать в группы и дать задание ученикам их обыграть. Остальные группы должны угадать, что за герои изображаются и насколько сильна их личность в предложенной ситуации. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||||
ΙV. Самостоятельное применение знаний. | 2 1 2 3 1 В конце урока возвращаемся к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека»?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. Сообща приходим к выводу, что лицо даётся нам от рождения, а личность – это сочетание врождённых и приобретённых качеств человека. Наиболее важными характеристиками личности являются сознание (умение мыслить самостоятельно и самому принимать решения) и воля (способность человека управлять своими желаниями, мыслями и поступками). Работа в учебнике. Вопросы после текста. Вопросы к ученику, выполнявшему работу ( формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ | ||||
V. Домашнее задание. | Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 2. Предлагаю желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выполнить творческое задание: – Нарисуй или опиши словами, какие качества личности ты ценишь в людях больше всего. Отметь, какие из этих качеств есть у тебя. | | ||||
VI. Итог урока. | 4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?
|
|