Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа"
Парфеньевского муниципального района
Костромской области
Методическая разработка урока
по основам безопасности жизнедеятельности
в 5 классе "Толпа"
Выполнила: Каравайцева Маргарита Ивановна
учитель муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Николо-Поломская средняя
общеобразовательная школа»
Парфеньевского муниципального
района
п. Николо-Полома
Аннотация к уроку по основам безопасности жизнедеятельности по теме: «Толпа».
Данный урок для 5 класса по ОБЖ занимает важное место в курсе «Правила безопасного поведения в социальной среде». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Толпа». Урок построен в контексте проблемного изучения нового материала.
В рамках компетентностного подхода, в структуру урока заложены методические условия, позволяющие реализовать личностные возможности учащихся через использование полученных знаний, в новых проблемных ситуациях на уроке.
Деятельность учителя и учащихся реализуется через принципы обучения: научность и доступность подачи материала, системность и последовательность его рассмотрения, принцип наглядности (использование слайдовой мультимедийной презентации «Толпа»), принцип интеграции - межпредметные связи (история, физическая культура, литература, история).
Материал может быть использован на уроках ОБЖ и часах общения.
Содержание
Содержание учебного материала как основа урока осуществляет взаимосвязь всех его компонентов. Поэтому наиважнейшим этапом планирования урока является его отбор в соответствии с поставленными целями. Данный урок состоит из следующих этапов: орг. момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний, изучение нового материал, закрепление материала, домашнее задание и его комментарии, рефлексия. Основное содержание учебного материала урока "Толпа" определено программой. Оно ориентировано на требования государственных стандартов, ориентировано на личностное развитие и саморазвитие ученика. Для содержания учебного материала урока использованы самые разные источники информации. Прежде всего это учебник и прилагаемый к нему учебно-методический комплекс, затем дополнительная и справочная литература, телевизионные передачи , презентация. Содержание учебного материала тщательно отобрано, научно обосновано, логически выстроено, доступно и экономно по времени.
Введение
В современных условиях проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности является особенно актуальной. Ее решение не может сводиться только к формированию знаний и умений, необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе развитие у обучающихся, целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, муниципальном образовании, меры по развитию культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Обеспечение безопасности должно стать приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп, общества. Для этого необходимо развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления, информацию, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций, формировать навыки решения проблем улучшения жизни в конкретном месте проживания, формировать ответственность за собственную и коллективную деятельность
цивилизации, требует решительного шага в развитии содержания образования.
Основная часть
Предмет ОБЖ 5 класс. Уровень образования: базовый.
Тема: «Правила безопасного поведения в толпе. Тип урока: урок изучения нового материала.
Участники: обучающиеся 5 класса.
Цель: Обучить способам безопасного поведения в толпе.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД:
- Развивающая - развивать навыки безопасного поведения.
- Воспитательная - воспитывать бережное отношение к своей жизни и здоровью, толерантное отношение к окружающим.
Коммуникативные УУД:
-воспитывать любовь к предмету, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать, исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД:
- формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Ресурсы: проектор, презентация.
Дидактическая структура урока | Методологическая подструктура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Методы обучения | Форма деятельности
| Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
I Организация класса | Мотивация учебной деятельности | Беседа Определяет готовность учащихся
| Игровой прием
| Образные представления | фронтальный
| Активация знаний |
II Актуализация знаний Постановка проблемы и ее решение
|
наглядный словесный
|
Самостоятельная работа в тетрадях
|
Чтение отрывка из романа Л.Н.Толстого "Война и мир".
|
Мультимедийная презентация ручка, тетрадь,
|
фронтальный индивидуальный |
Мотивация учебной деятельности
|
III Сообщение темы урока 1. Постановка проблемы 2. Поиск решения.
| проблемный наглядный, словесный, познавательный
| дискуссия | Приемы создания проблемной ситуации | Мультимедийная презентация тетрадь, ручка | фронтальный
| Целевая установка
|
IV Работа над новым материалом 1)Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы
2) Установление правильности и осознанности изучения темы
3) Физминутка
4)Практическая часть
5) Игра " Правильно-неправильно
6) Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления
7) Итоги проверки самоконтроль и самооценка |
информационно-рецептивный
объяснительно-иллюстративный
объяснительно-иллюстративный
практический
метод фронтальной организации учащихся
практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля
метод контроля
частично-поисковый, практический
метод взаимоконтроля частично-поисковый
метод взаимоконтроля закрепления |
беседа
беседа
Чтение и разбор текста, работа в тетрадях
Выполнение физических упажнений
Учащиеся выполняют тест на листах
Учитель читает ситуации
Чтение вопросов, ответы на вопросы
Учитель объясняет творческие задания
Учащиеся работают с учебником
|
Прием перифраза Приемы работы с тетрадью на печатной основе
Приемы работы с тетрадью на печатной основе
Работа с учебником
Игровой прием здоровьесбережения учащихся
игровой прием
Прием работы с памяткой , прием познавательной активности через творческое задание
Игровой прием
Прием познавательной активности
Работа с текстом рисунком
Работа с учебником Прием проверки работ контролерами
|
Мультимедийная презентация тетрадь, ручка
рабочая тетрадь, ручка, доска
Мультимедийная презентация
Магнитофон, диск с записью музыки
Мультимедийная презентация, карточкас творческим заданием , рабочая тетрадь, ручка
Тетрадь, ручка
Творческие задания
Мультимедийная презентация,
Карточка с текстом Ручка
учебник |
фронтальный
индивидуальный
индивидуальный
фронтальный индивидуальный
фронтальный
Индивидуальный
Фронтальный
работа в парах
Работа в парах | Формирование понятия «толпа» Выдвижение гипотиз
Формировать умение выделять свойства толпы
Формирование поведения в толпе
Применения понятий
Активация новых знаний
Активация новых знаний о толпе Применения понятий
|
V Рефлексия
| познавательно-рефлексивный | Учащиеся ставят знаки: +, - | Прием письменной рефлексии | Цветные листочки, ручка | фронтальный | Мобилизация учащихся на ркфлексию |
VI Итог урока Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
|
словесный |
беседа |
| Мультимедийная презентация | фронтальный
| Активация необходимых знаний о толпе |
VII Дифференцированное домашнее задание
|
Словесный, наглядный |
Учитель объясняет выполнение домашнего задания |
Прием свободы выбора задания |
Мультимедийная презентация, дневники, ручки | фронтальный |
|
VIII Выставление оценок
|
словесный |
Учитель выставляет и комментирует задания |
Анализа работы учащихся |
Журнал, ручка, дневники |
|
|
Заключение
Создавая методическую разработку урока , я ставила перед собой цель- обучить учащихся как правильно вести себя в толпе , чтобы выжить.
На достижение этой цели направлены все формы и методы работы на данном уроке.
Коллективные формы (беседа, ответы на вопросы) работы, основаны
на взаимодействии друг с другом, позволяют сформировать коммуникативные УУД.
Запланированная в конце урока рефлексия позволяет, формировать у учащихся умение адекватной самооценки работы.
При помощи ИКТ( презентации, рисунки) создаем положительную
учебную мотивацию учащихся по изучению данной темы.
При помощи тестирования проверяем и исправляем допущенные ошибки.
При помощи формулирования своих аргументов, доказательств формируются коммуникативные УУД.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин ( история, литература).
Для тог, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, я организовала эти поиски, на уроке надо управлять их действиями и развивать их познавательную деятельность.
Составляя разработку этого урока я придерживалась следующих правил:
- позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
- позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
- учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
- учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
- учебное действие – действие по созданию образа.
- образ – слово, рисунок, схема, план.
- оценочное действие – я умею! У меня получится!
- эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения). Таким образом, я считаю, составленная мною методическая разработка позволяет достичь целей урока.
Список использованной литературы
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Чехов А.П. « Хамелеон»
Основы безопасности жизнидеятельности.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.Н.Латчук.-М:Дрофа,2012 .
Латчук В.Н. ОБЖ: методическое пособие. – М :Дрофа, 2004.
Латчук В.Н. ОБЖ: дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004.
Наследухов А.В.ОБЖ. 5-11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий.- М.:Дрофа, 2004
Краткая энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях / Под общ. ред. Воробьева ЮЛ.- Калуга: ГУП «ОБЛИЗДАТ», 20007
Приложение 1
В «Войне и Мире» гр. Толстого мы находим превосходное описание того,
как толпа перерождает благовоспитанного, скромного и тихого мальчика
Петю Ростова, как в ней, под влиянием колокольного звона и все
нарастающего чувства патриотизма, разум и воля покидают Петю Ростова
и им владеет только чувство. Петя пошел в Кремль посмотреть Государя Александра I, приехавшего в Москву после объявления войны французам в 1812-м году.
“…Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал
наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного
говора.
Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, все бросилось еще куда-то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура!ура! ура!…»
Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя.
На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз.
— Отец, ангел, батюшка! — приговаривала она, отирая пальцами слезы.
— Ура! — кричали со всех сторон.
С минуту толпа простояла на одном месте, но потом опять бросилась вперед. Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича: «Ура!», как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту; но с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же криками ура!..”*
Приложение 2
А.П.Чехов. Хамелеон.
Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов. Он видит бегущую собаку, которую догоняет и хватает ругающийся мужик. Собирается толпа. Мужик (золотых дел мастер Хрюкин) показывает толпе покусанный палец. Очумелов настроен решительно: «Я покажу вам, как собак распускать! Елдырин, — обращается он к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля!» После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки — генерал Жигалов, вся его решительность пропадает. Он обращается к городовому: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто, жарко стало», а затем говорит пострадавшему Хрюкину: «Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком!» В это время городовой начинает сомневаться в том, что это собака генерала: «у него всё больше легавые». Очумелов меняется на глазах, и теперь он снова решителен: «Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй!» Голос из толпы кричит: «Вестимо, генеральская!» Очумелов снова сомневается. «Надень-ка, Елдырин, на меня пальто… ветром подуло», — просит он городового, а Хрюкину говорит: «Болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!»
|