«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта урока "Толпа"

Правила поведения в толпе. Правила безопасности при чс. опасный предмет.

Олимпиады: ОБЗР 5 - 11 классы

Содержимое разработки




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа"
Парфеньевского муниципального района
Костромской области



Методическая разработка урока
по основам безопасности жизнедеятельности
в 5 классе "Толпа"




Выполнила: Каравайцева Маргарита Ивановна
учитель муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Николо-Поломская средняя
общеобразовательная школа»
Парфеньевского муниципального
района





п. Николо-Полома

Аннотация к уроку по основам безопасности жизнедеятельности по теме: «Толпа».

Данный урок для 5 класса по ОБЖ занимает важное место в курсе «Правила безопасного поведения в социальной среде». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Толпа». Урок построен в контексте проблемного изучения нового материала.
В рамках компетентностного подхода, в структуру урока заложены методические условия, позволяющие реализовать личностные возможности учащихся через использование полученных знаний, в новых проблемных ситуациях на уроке.

Деятельность учителя и учащихся реализуется через принципы обучения: научность и доступность подачи материала, системность и последовательность его рас­смотрения, принцип наглядности (использование слайдовой мультимедийной презентации «Толпа»), принцип интеграции - межпредметные связи (история, физическая культура, литература, история).
Материал может быть использован на уроках ОБЖ и часах общения.



Содержание

Содержание учебного материала как основа урока осуще­ствляет взаимосвязь всех его компонентов. Поэтому наиваж­нейшим этапом планирования урока является его отбор в со­ответствии с поставленными целями. Данный урок состоит из следующих этапов: орг. момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний, изучение нового материал, закрепление материала, домашнее задание и его комментарии, рефлексия. Основное содержание учебного материала урока "Толпа" оп­ределено программой. Оно ориентировано на требования государственных стандартов, ориентировано на личностное развитие и саморазвитие учени­ка. Для содержания учебного материала урока использованы самые разные источники информации. Прежде всего это учеб­ник и прилагаемый к нему учебно-методический комплекс, за­тем дополнительная и справочная литература, телевизионные передачи , презентация. Содержание учебного материала тщательно отобрано, научно обосно­вано, логически выстроено, доступно и экономно по времени.

Введение

В современных условиях проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности является особенно актуальной. Ее решение не может сводиться только к формированию знаний и умений, необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе развитие у обучающихся, целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, муниципальном образовании, меры по развитию культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера. 

Обеспечение безопасности должно стать приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп, общества. Для этого необходимо развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления, информацию, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций, формировать навыки решения проблем улучшения жизни в конкретном месте проживания, формировать ответственность за собственную и коллективную деятельность
цивилизации, требует решительного шага в развитии содержания образования.



Основная часть

Предмет ОБЖ 5 класс. Уровень образования: базовый.
Тема: «Правила безопасного поведения в толпе. Тип урока: урок изучения нового материала.
Участники: обучающиеся 5 класса.

Цель: Обучить способам безопасного поведения в толпе.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД:

- Развивающая - развивать навыки безопасного поведения.
- Воспитательная - воспитывать бережное отношение к своей жизни и здоровью, толерантное отношение к окружающим.
Коммуникативные УУД: 

-воспитывать любовь к предмету, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: 

- понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать, исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: 

- формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Ресурсы: проектор, презентация.



Дидактическая

структура

урока

Методологическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности


Методические

приемы и их содержание

Средства

обучения

Способы организации деятельности

I Организация

класса

 Мотивация учебной деятельности

Беседа

Определяет готовность учащихся


Игровой прием


 Образные представления

фронтальный



 Активация знаний

II Актуализация знаний

Постановка проблемы и ее решение





наглядный

словесный




Самостоятельная работа в тетрадях




Чтение отрывка из романа Л.Н.Толстого "Война и мир".





Мультимедийная презентация

ручка, тетрадь,
отрывок из
произведения




фронтальный

индивидуальный


Мотивация учебной деятельности



III Сообщение

темы урока

1. Постановка проблемы

2. Поиск решения.


проблемный наглядный, словесный,

познавательный


дискуссия

Приемы создания проблемной ситуации

Мультимедийная презентация

тетрадь, ручка

фронтальный


Целевая установка


IV Работа над новым материалом

1)Побуждение учащихся к выдвижению

гипотезы



2) Установление правильности и осознанности изучения темы














3) Физминутка







4)Практическая

часть





















5) Игра " Правильно-неправильно





6) Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления











7) Итоги проверки

самоконтроль и самооценка


информационно-рецептивный


объяснительно-иллюстративный



объяснительно-иллюстративный







практический









метод фронтальной организации учащихся





практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля












метод контроля







частично-поисковый, практический





метод взаимоконтроля частично-поисковый


















метод взаимоконтроля закрепления


беседа




беседа










Чтение и разбор текста, работа в

тетрадях









Выполнение физических упажнений






Учащиеся выполняют тест на листах






Учитель читает ситуации














Чтение вопросов, ответы на вопросы




Учитель объясняет творческие задания
























Учащиеся работают с учебником




Прием перифраза

Приемы работы с тетрадью на печатной основе



Приемы работы с тетрадью на печатной основе









Работа с учебником








Игровой прием здоровьесбережения учащихся




игровой прием







Прием работы с памяткой ,

прием познавательной активности через творческое задание











Игровой прием






Прием познавательной активности






















Работа с текстом

рисунком




Работа с учебником Прием проверки работ контролерами




Мультимедийная презентация

тетрадь, ручка




рабочая тетрадь, ручка, доска






Мультимедийная презентация











Магнитофон, диск с записью музыки




Мультимедийная презентация, карточкас творческим заданием , рабочая тетрадь, ручка









Тетрадь, ручка















Творческие задания


















Мультимедийная презентация,




Карточка с текстом

Ручка


учебник


фронтальный

индивидуальный




индивидуальный








фронтальный

индивидуальный










фронтальный







Индивидуальный






















Фронтальный






работа в парах





















Работа в парах

Формирование понятия «толпа» Выдвижение гипотиз







Формировать умение выделять свойства толпы

















Формирование поведения в толпе


Применения понятий







Активация новых знаний


















Активация новых знаний о толпе

Применения понятий



V Рефлексия


познавательно-рефлексивный

Учащиеся ставят знаки: +, -

Прием письменной рефлексии

Цветные листочки, ручка

фронтальный

Мобилизация учащихся на ркфлексию

VI Итог урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.




словесный


беседа


Мультимедийная презентация

фронтальный


Активация необходимых знаний о толпе

VII Дифференцированное домашнее задание



Словесный, наглядный


Учитель объясняет выполнение домашнего задания


Прием свободы выбора задания


Мультимедийная презентация, дневники, ручки

фронтальный



VIII Выставление оценок



словесный


Учитель выставляет и комментирует задания


Анализа работы учащихся


Журнал, ручка, дневники







Заключение

Создавая методическую разработку урока , я ставила перед собой цель- обучить учащихся как правильно вести себя в толпе , чтобы выжить.
На достижение этой цели направлены все формы и методы работы на данном уроке.

Коллективные формы (беседа, ответы на вопросы) работы, основаны
на взаимодействии друг с другом, позволяют сформировать коммуникативные УУД.

Запланированная в конце урока рефлексия позволяет, формировать у учащихся умение адекватной самооценки работы.
При помощи ИКТ( презентации, рисунки) создаем положительную
учебную мотивацию учащихся по изучению данной темы.
При помощи тестирования проверяем и исправляем допущенные ошибки.
При помощи формулирования своих аргументов, доказательств формируются коммуникативные УУД.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин ( история, литература).
Для тог, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, я организовала эти поиски, на уроке надо управлять их действиями и развивать их познавательную деятельность.

Составляя разработку этого урока я придерживалась следующих правил:
- позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

- позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

- учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.

Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
- учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
- учебное действие – действие по созданию образа.

- образ – слово, рисунок, схема, план.

- оценочное действие – я умею! У меня получится!

- эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения). Таким образом, я считаю, составленная мною методическая разработка позволяет достичь целей урока.

Список использованной литературы

  1. Толстой Л.Н. «Война и мир»

  2. Чехов А.П. « Хамелеон»

  3. Основы безопасности жизнидеятельности.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.Н.Латчук.-М:Дрофа,2012 .

  4. Латчук В.Н. ОБЖ: методическое пособие. – М :Дрофа, 2004.

  5. Латчук В.Н. ОБЖ: дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004.

  6. Наследухов А.В.ОБЖ. 5-11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий.- М.:Дрофа, 2004

  7. Краткая энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях / Под общ. ред. Воробьева ЮЛ.- Калуга: ГУП «ОБЛИЗДАТ», 20007

Приложение 1

 В «Войне и Мире» гр. Толстого мы находим превосходное описание того,
как толпа перерождает благовоспитанного, скромного и тихого мальчика
Петю Ростова, как в ней, под влиянием колокольного звона и все
нарастающего чувства патриотизма, разум и воля покидают Петю Ростова
и им владеет только чувство. Петя пошел в Кремль посмотреть Государя Александра I, приехавшего в Москву после объявления войны французам в 1812-м году.
“…Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал
наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного
говора.
Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, все бросилось еще куда-то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура!ура! ура!…»
Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя.
На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз.
— Отец, ангел, батюшка! — приговаривала она, отирая пальцами слезы.
— Ура! — кричали со всех сторон.
С минуту толпа простояла на одном месте, но потом опять бросилась вперед. Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича: «Ура!», как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту; но с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же криками ура!..”*

Приложение 2
А.П.Чехов. Хамелеон.

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов. Он видит бегущую собаку, которую догоняет и хватает ругающийся мужик. Собирается толпа. Мужик (золотых дел мастер Хрюкин) показывает толпе покусанный палец. Очумелов настроен решительно: «Я покажу вам, как собак распускать! Елдырин, — обращается он к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля!» После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки — генерал Жигалов, вся его решительность пропадает. Он обращается к городовому: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто, жарко стало», а затем говорит пострадавшему Хрюкину: «Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком!» В это время городовой начинает сомневаться в том, что это собака генерала: «у него всё больше легавые». Очумелов меняется на глазах, и теперь он снова решителен: «Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй!» Голос из толпы кричит: «Вестимо, генеральская!» Очумелов снова сомневается. «Надень-ка, Елдырин, на меня пальто… ветром подуло», — просит он городового, а Хрюкину говорит: «Болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!»
По площади идёт генеральский повар Прохор. На вопрос, их ли это собака, он отвечает: «Этаких у нас отродясь не бывало!» Очумелов говорит: «Я же говорил! Она бродячая! Истребить, вот и всё». А Прохор продолжает: «Это генералова брата». Лицо Очумелова заливается улыбкой умиления: «Да разве братец ихний приехали, Владимир Иваныч? Так это ихняя собачка? Очень рад… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец!» Прохор забирает собаку. Толпа хохочет над Хрюкиным, а Очумелов грозит ему: «Я ещё доберусь до тебя!» — и продолжает свой путь по базарной площади.










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее