Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.
.
Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, раздаточный материал - тексты.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
| Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места. Вот и прозвенел звонок – - Подарите улыбку друг другу, учителю. Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради, запишем число и классная работа.
- Какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали?
-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка. |
Учащиеся оформляют запись в тетради.
-«К тайнам нашего языка». Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка. | Р - организация своего учебного места; Л- освоение роли ученика; К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения; П- осознавать познавательную задачу. |
II. Актуализация опорных знаний.
| - Узнаёте сказочных героев? Из какого они произведения?
- Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку единиц речи: Предложение, звук и буква, слово, слог. - Каким, словом заканчивается логическая цепочка? - Повторим известные сведения о предложении.
| - Это Знайка и Незнайка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Дети на доске восстанавливают: Звук и буква – слог – слово – предложение. - Предложение. Дети повторяют все известные сведения о предложении.
По интонации бывают восклицательные и невосклицательные. | П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную; К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
|
IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
| - Знайка принёс нам ещё одно новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место? - Вы, наверняка, не первый раз слышите это понятие. Знайка и Незнайка предлагают нам два набора предложений. А можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет? (Наборы предложений: №.1 Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде. № 2 На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки.) - Какие цели поставим сегодня на уроке?
|
Дети затрудняются ответить.
- Нет. Мы мало знаем о тексте.
- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений. | П- читать и слушать, извлекать нужную информацию; умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее. К-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи. |
V. Работа над новой темой.
| - Прочитайте предложение к этой картинке в учебнике в упражнение 234 «В одном сказочном городе жили коротышки». -Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждете продолжения мысли?
-А если одного предложения мало, что тогда делать? О чём бы вам хотелось узнать? -Может ли следующее предложение быть таким: В особенности Незнайка прославился после одной истории.
- Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении? - О чём же мы продолжим речь?
- Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль. Откройте тетради-задачники на стр. 53 упр. 236. "В одном сказочном городе жили коротышки. Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Читаем хором. - Сколько здесь предложений? - Как эти предложения связаны друг с другом?
- Что нового сообщается о коротышках во втором предложении? - В третьем предложении? - Как же называется такой набор предложений? - Прочитайте сообщение на с.109 и скажите, какую новую единицу речи мы получили.
- Найдите место данному слову в нашей логической цепочке. Вставляем в логическую цепочку: ЗВУК-БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ. - Докажите, что новая единица правильно заняла своё место. - Так что же такое текст? (На экране появляются основные слова: ТЕКСТ – НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.) - Как предложения связаны между собой в тексте?
- Вернёмся к тексту в упр.236. А с чем сравнивают коротышек? - Вам знакомо написание этого слова? - Давайте включим слово огурец в наш словарь правильных написаний. Из каких элементов состоит слово? - Запишите это слово каллиграфически верно и отметьте все орфограммы. - Составьте предложение с этим словом. - А теперь продолжите мысль первого предложения вторым, чтобы у нас получился уже текст. |
-Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли. -Почему их назвали коротышками?
- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается. Учащиеся читают рассуждение.
- О коротышках. - Тоже о них, но будем развивать мысль дальше.
Учащиеся работают в задачнике. - Три. - Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведенья.
- Почему их так назвали. - Какими маленькими они были. Возможно кто-нибудь ответит. Дети читают сведения о тексте с. 109 (хором). - Новая единица речи - текст.
Учащиеся вставляют слово в цепочку. Рассуждение детей.
- Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль. - Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего. - С огурцом. - Нет. Запись слова на новой строке.
Учащиеся работают с элементами слова. Дети записывают и отмечают орфограммы. Дети составляют. | П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами. К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
VI. Физминутка
| Точечный массаж. 1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»). 2.Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние). 3.Парные точки в височных ямках. | Выполняют действие. | К-умение слушать и понимать речь. |
VII. Закрепление. Работа в парах. | - Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? - Любой ли набор предложений может быть текстом? - Вернёмся к двум наборам предложений, которые нам предложили Знайка и Незнайка. Определите, какой из них не является текстом. - Почему вы так решили?
- На парте перед вами карточки с наборами предложений. Ваша задача - определить являются ли данные наборы текстами. Работать будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого. Карточка №1. Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы. Карточка №2. Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке. Карточка №3. Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой! Карточка №4. На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым! - Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где настоящий текст. - А на каких карточках обычный набор предложений? |
- Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало. - Нет.
Дети выбирают набор № 1 - В этом наборе хоть и говориться об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом.
Дети работают в парах.
- 1 и 4 – это тексты.
- 2 и 3 – это просто предложения. | К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию. П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. |
VIII. Итог урока, рефлексия.
| - Какие цели ставили сегодня на уроке?
- Смогли ли мы их достичь? - Каково же место понятия «текст»? - Докажите это.
- Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему? - А теперь в столбик напишите любые три буквы. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был. | - Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений. - Да. Дети отвечают. - Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего.
Дети отвечают. | Р – адекватно оценивать свои достижения. |