«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока русского языка по теме "Причастия действительные и страдательные"

Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы:

Действительные и страдательные причастия

Тип урока: открытия новых знаний

Вид урока [1]: урок смешанного типа

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

УТВЕРЖДЕНО

протоколом заседания аттестационной комиссии комитета

образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

№6/22 от 23.06.2022 года

МОДЕЛЬ 2,3

Технологическая карта учебного занятия

Ф.И.О.: Головач Наталья Михайловна

Класс: 7

Дата: 11 октября 2022 года

Предмет: русский язык

Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы:

Действительные и страдательные причастия

Тип урока: открытия новых знаний

Вид урока 1: урок смешанного типа

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научиться по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия;

  • формирование речевой культуры.

Метапредметные:

коммуникативные: 

  • уметь строить продуктивное речевое взаимодействие с учителем и сверстниками;

  • уметь слушать и понимать речь других;

  • уметь формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

  • уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи;

  • учиться критично относиться к собственному мнению.

регулятивные: 

  • самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • соотносить цели и результаты своей деятельности;

  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

познавательные: 

  • находить нужную информацию;

  • проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

  • выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Личностные:

  • формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к проблемно-поисковой деятельности;

  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.


Средства обучения: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2ч. Т.А.Ладыженская и др. – М: Просвещение, 2020, экран, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный дидактический материал.


Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.



















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА:

Название, содержание и цель этапа урока2

Деятельность педагога3

Деятельность учащихся4

  1. 1.Организация готовности к уроку и создание психолого-педагогических условий

  2. Содержание: приветствие, создание эмоционального настроя.

Цель: создать условие для положительного психологического настроя у учащихся, быстрого включения в работу.


Приветствует класс, проверяет присутствующих и готовность учащихся к работе на уроке.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, сейчас на улице осень, на улице пасмурно, идет дождик, но мне бы очень хотелось, чтобы у всех присутствующих на протяжении всего урока было светлое, позитивное настроение. Как вы думаете, это зависит от погоды или от нас с вами?

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! А поможет в этом нам хорошее настроение!

Мы хорошо поработали над предыдущими темами, продолжим дальше в том же духе

Запишите в тетрадях число, классная работа. Оставьте строку для записи темы урока, её мы запишем позже.

Приветствуют учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Получают эмоциональный настрой. Включаются в учебную деятельность.


2.Мотивация учебной деятельности учащихся

Содержание: создание эмоциональной обстановки с помощью игры «Верно-неверно»

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; повторить изученный ранее материал по теме «Причастие», выявить трудности, с которыми встретились учащиеся и исправить

- Над какой темой мы работаем уже несколько уроков?

- Давайте вспомним все, что знаем по теме «Причастие». Письменно выполните в парах задание по принципу игры «Верно-неверно».

Детям предлагаются высказывания:

Причастие отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (верно)

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. (верно)

Причастия бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. (неверно)

Причастия изменяются по падежам, числам и родам в единственном числе. (верно)

Причастия совмещают в себе признаки наречия и глагола. (неверно)

Причастие в предложении чаще всего бывает обстоятельством. (неверно)

Причастный оборот – это причастие и определяемое слово. (неверно)

Слово, к которому относится причастие, называется определяемым. (верно)

- Сравните свои ответы с эталоном. Если ваша пара справилась с заданием без ошибок, поднимите руки. Если вы допустили ошибки, исправьте их. Какие высказывания были трудными для вас?

- Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастие. Мы знаем, что причастия обозначают признак предмета по действию, проявляющийся во времени. Но действия бывают разные: действия, которые предмет совершает сам, то есть действует, и действия, которые предмет не совершает сам, а испытывает на себе действие другого предмета, как бы «страдает» от этого действия.

Работа с инструментом «Волшебные чернила».

- Запишите 4 предложения поочередно синей и красной ручкой.

Учитель диктует предложения:

- Девочка, одевающая куклу (синей ручкой).

- Кукла, одеваемая девочкой (зеленой ручкой).

-Ученый, отрывший новое месторождение (синей ручкой).

- Новое месторождение, открытое ученым (зеленой ручкой)

- В каждом предложении подчеркните определения. Какая часть речи выделена? Докажите.

- По какому принципу причастия выделены разным цветом? Назовите тему нашего сегодняшнего урока. Назовите цель урока.

Ученики отвечают на вопрос учителя.

Ученики используют (+), если ответ верный, и знак (-), если ответ неверный.





















Дети работают с эталоном. Если есть затруднения в выполнении задания, идет коллективное обсуждение.











Учащиеся под диктовку учителя записывают 4 предложения поочередно синей и зеленой ручкой. Подчеркивают волнистой линией причастия. Вступают в диалог с учителем, доказывая, что это причастия по данному ранее алгоритму.




Отвечают на проблемные вопросы.

Объясняют, что синим цветом написаны причастия, которые обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета; зеленым цветом написаны причастия, которые обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

Называют тему: «Действительные и страдательные причастия» и цель урока: познакомимся с действительными и страдательными причастиями, научимся различать их и находить в текстах.


3.Проектирование нового знания на основе создания проблемной ситуации в решении учебных задач

Содержание: актуализация опорных знаний учащихся по пройденному материалу, работа с предложениями, подводящая к определению темы и цели урока.

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить опорные знания учащихся.


- Запишите тему урока «Действительные и страдательные причастия». Сейчас вы будете заполнять таблицу, которая впоследствии поможет вам различать действительные и страдательные причастия. (Таблица на слайде презентации сначала пустая, затем заполненная).

- В учебнике в параграфе 16 найдите необходимую информацию, заполните таблицу. Сравните свои записи с правильным вариантом, изображенном на слайде.

- Посмотрите внимательно на суффиксы действительных и страдательных причастий (п.18-21). Чем они различаются?

Записывают тему урока






Учащиеся из параграфов 16, 18-21 выписывают в опорную таблицу сведения о действительных и страдательных причастиях. Сравнивают с правильным вариантом, изображенном на экране

Отвечают на проблемный вопрос:

- В суффиксах действительных причастий есть шипящие звуки, они «шипят» - действие, в суффиксах страдательных причастий нет шипящих звуков

4.Первичная проверка понимания изученного учебного материала урока

Содержание: физкультминутка, выполнение упражнения из учебника, помогающего выяснить степень усвоения нового материала.

Цель: развить умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные методы решения типовых задач, выявить затруднения при выполнении заданий.


ФИЗМИНУТКА

- А теперь давайте немного отдохнём, но с пользой. Сейчас я вам буду читать словосочетания, а вы хлопайте в ладоши, если услышите действительное причастие, топайте ногами, если услышите страдательные причастия.

Потемневший снег (д), выращиваемые цветы (с), зажмурившийся от яркого солнца(д), земля, поливаемая дождём (с), распускающиеся почки деревьев (д), слышимый в вышине (с), журчащие ручьи (д), вспаханное поле (с), улыбающаяся детвора (д), облака, гонимые ветром (с).

- Откройте в учебнике упражнение № 102, работаем устно. Используя опорную таблицу найдите действительные и страдательные причастия, докажите свою точку зрения.

Учащиеся хлопают в ладоши, топают ногами, различая действительные и страдательные причастия по шипящим звукам.











Выполняют устно упр.102 (читают предложения, находят действительные и страдательные причастия при помощи опорной таблицы)

5.Применение новых знаний, обобщение и систематизация.

Содержание: выполнение задания «Найди лишнее», работа с предложениями по замене повторяющихся слов причастным оборотом, сравнение предложений в соответствии с темой урока, самостоятельная работа по замене причастий одного вида причастиями другого вида, взаимоконтроль.

Цель: выявить степень усвоения учащимися нового материала.


Задание «Найди лишнее». Устно, слайд презентации.

Читающий, читаемый, дышащий;

участвующий, уважаемый, слышимый;

удивляющий, тающий, видимый;

скачущий, избираемый, видящий;

падающий, грохочущий, гонимый

- Следующее задание – прочитайте на слайде презентации предложения:

Наступает осень, которая приносит дожди, которые льют с утра до вечера. Мы плывем по реке, которую освещает луна, которая кругла, как шар.

- Что не нравится в этих предложениях? Как можно этого избежать? Нужно записать и прокомментировать правильный вариант. Объяснить постановку знаков препинания, если они есть. Чем различаются предложения в соответствии с темой урока?

- Самостоятельная работа. Нужно будет заменить действительные причастия на страдательные и наоборот, выделить суффиксы:

прочитавший книгу – прочитанная книга,

нашедший гриб – найденный гриб,

испуганный взгляд – испугавший взгляд,

возвращенный долг – возвративший долг,

уважаемый человек – уважающий человек,

видимый глазом – видящий глазом,

ожидающий ответа – ожидаемый ответ.

- После окончания работы поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга, сравните с правильным вариантом, изображенным на экране, исправьте ошибки.


Учащиеся читают слова, называют лишние в каждой строчке, объясняют почему.





Учащиеся читают предложения, говорят, что повторяется слово «который». Его можно заменить причастным оборотом. Записывают правильный вариант, комментируют написанное, объясняют постановку знаков препинания. Сравнивают предложения и приходят к выводу, что в 1 предложении действительное причастие, во 2 – страдательное



Учащиеся выполняют самостоятельную работу по замене причастий, выделяют суффиксы. По окончании работы меняются тетрадями, проверяют работы друг друга, сравнивают с правильным вариантом, изображенном на экране, исправляют ошибки.

Коррекция: выявление массовых ошибок, включение такого задания в следующий урок с использованием не самостоятельной, а фронтальной работы.

6.Приемы рефлексии и саморефлексия полученных знаний на уроке

Содержание: оценивание вклада учащихся в достижение поставленных целей, оценка работы на уроке

Цель: соотнесение достигнутых целей с поставленным результатом, оценивание своей работы на уроке, побуждение к высказыванию своего мнения.

-Ребята, а теперь оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, закончив одну из выбранных вами фраз:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. теперь я могу…

6. я почувствовал, что…

7. я приобрел…

8. я научился…

9. у меня получилось …

10. я смог…

11. я попробую…

12. меня удивило…

13. урок дал мне для жизни…

14. мне захотелось…

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.


Учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из слайда презентации.





















Оценивают урок смайликами.


7.Подведение итогов урока

Содержание: подведение итогов, выставление отметок, объяснение домашнего задания

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

.

- Вот и подошел к концу наш урок, посвященный действительным и страдательным причастиям. Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке! На следующем уроке мы продолжим более тщательное знакомство с действительными и страдательными причастиями

Выставление отметок (с аргументацией).

Разноуровневое домашнее задание:

1.Параграф 16, упр. 104.

2.Выписать из учебников других предметов 4 предложения, включающих в себя действительные и страдательные причастия.

3.Найти любую иллюстрацию, внимательно разглядеть ее и составить словосочетания, используя действительные и страдательные причастия.










Учащиеся выбирают задание по уровню сложности, записывают в дневник


______________________________ Подпись аттестуемого педагога


Учебное занятие было проведено в рамках реализации рабочей программы, утвержденной приказом № _______от _____________


____________________________ подпись руководителя ОУ

М.П.

1 Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.


2 Зависит от типа и целей урока (прописать самостоятельно)

3 Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока

4 Какие УУД формируются у учащихся на каждом этапе урока


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее