УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№6/22 от 23.06.2022 года
МОДЕЛЬ 2,3
Технологическая карта учебного занятия
Ф.И.О.: Головач Наталья Михайловна
Класс: 7
Дата: 11 октября 2022 года
Предмет: русский язык
Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы:
Действительные и страдательные причастия
Тип урока: открытия новых знаний
Вид урока 1: урок смешанного типа
Планируемые результаты:
Предметные:
научиться по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия;
формирование речевой культуры.
Метапредметные:
коммуникативные:
уметь строить продуктивное речевое взаимодействие с учителем и сверстниками;
уметь слушать и понимать речь других;
уметь формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи;
учиться критично относиться к собственному мнению.
регулятивные:
самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
соотносить цели и результаты своей деятельности;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
познавательные:
находить нужную информацию;
проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;
выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Личностные:
формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к проблемно-поисковой деятельности;
развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Средства обучения: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2ч. Т.А.Ладыженская и др. – М: Просвещение, 2020, экран, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный дидактический материал.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА:
Название, содержание и цель этапа урока2 | Деятельность педагога3 | Деятельность учащихся4 |
1.Организация готовности к уроку и создание психолого-педагогических условий Содержание: приветствие, создание эмоционального настроя. Цель: создать условие для положительного психологического настроя у учащихся, быстрого включения в работу.
| Приветствует класс, проверяет присутствующих и готовность учащихся к работе на уроке. Вступительное слово учителя: - Ребята, сейчас на улице осень, на улице пасмурно, идет дождик, но мне бы очень хотелось, чтобы у всех присутствующих на протяжении всего урока было светлое, позитивное настроение. Как вы думаете, это зависит от погоды или от нас с вами? Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! А поможет в этом нам хорошее настроение! Мы хорошо поработали над предыдущими темами, продолжим дальше в том же духе Запишите в тетрадях число, классная работа. Оставьте строку для записи темы урока, её мы запишем позже. | Приветствуют учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Получают эмоциональный настрой. Включаются в учебную деятельность.
|
2.Мотивация учебной деятельности учащихся Содержание: создание эмоциональной обстановки с помощью игры «Верно-неверно» Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; повторить изученный ранее материал по теме «Причастие», выявить трудности, с которыми встретились учащиеся и исправить | - Над какой темой мы работаем уже несколько уроков? - Давайте вспомним все, что знаем по теме «Причастие». Письменно выполните в парах задание по принципу игры «Верно-неверно». Детям предлагаются высказывания: Причастие отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (верно) Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. (верно) Причастия бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. (неверно) Причастия изменяются по падежам, числам и родам в единственном числе. (верно) Причастия совмещают в себе признаки наречия и глагола. (неверно) Причастие в предложении чаще всего бывает обстоятельством. (неверно) Причастный оборот – это причастие и определяемое слово. (неверно) Слово, к которому относится причастие, называется определяемым. (верно) - Сравните свои ответы с эталоном. Если ваша пара справилась с заданием без ошибок, поднимите руки. Если вы допустили ошибки, исправьте их. Какие высказывания были трудными для вас? - Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастие. Мы знаем, что причастия обозначают признак предмета по действию, проявляющийся во времени. Но действия бывают разные: действия, которые предмет совершает сам, то есть действует, и действия, которые предмет не совершает сам, а испытывает на себе действие другого предмета, как бы «страдает» от этого действия. Работа с инструментом «Волшебные чернила». - Запишите 4 предложения поочередно синей и красной ручкой. Учитель диктует предложения: - Девочка, одевающая куклу (синей ручкой). - Кукла, одеваемая девочкой (зеленой ручкой). -Ученый, отрывший новое месторождение (синей ручкой). - Новое месторождение, открытое ученым (зеленой ручкой) - В каждом предложении подчеркните определения. Какая часть речи выделена? Докажите. - По какому принципу причастия выделены разным цветом? Назовите тему нашего сегодняшнего урока. Назовите цель урока. | Ученики отвечают на вопрос учителя. Ученики используют (+), если ответ верный, и знак (-), если ответ неверный. Дети работают с эталоном. Если есть затруднения в выполнении задания, идет коллективное обсуждение.
Учащиеся под диктовку учителя записывают 4 предложения поочередно синей и зеленой ручкой. Подчеркивают волнистой линией причастия. Вступают в диалог с учителем, доказывая, что это причастия по данному ранее алгоритму.
Отвечают на проблемные вопросы. Объясняют, что синим цветом написаны причастия, которые обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета; зеленым цветом написаны причастия, которые обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета. Называют тему: «Действительные и страдательные причастия» и цель урока: познакомимся с действительными и страдательными причастиями, научимся различать их и находить в текстах.
|
3.Проектирование нового знания на основе создания проблемной ситуации в решении учебных задач Содержание: актуализация опорных знаний учащихся по пройденному материалу, работа с предложениями, подводящая к определению темы и цели урока. Цель: создать проблемную ситуацию, выявить опорные знания учащихся.
| - Запишите тему урока «Действительные и страдательные причастия». Сейчас вы будете заполнять таблицу, которая впоследствии поможет вам различать действительные и страдательные причастия. (Таблица на слайде презентации сначала пустая, затем заполненная). - В учебнике в параграфе 16 найдите необходимую информацию, заполните таблицу. Сравните свои записи с правильным вариантом, изображенном на слайде. - Посмотрите внимательно на суффиксы действительных и страдательных причастий (п.18-21). Чем они различаются? | Записывают тему урока
Учащиеся из параграфов 16, 18-21 выписывают в опорную таблицу сведения о действительных и страдательных причастиях. Сравнивают с правильным вариантом, изображенном на экране Отвечают на проблемный вопрос: - В суффиксах действительных причастий есть шипящие звуки, они «шипят» - действие, в суффиксах страдательных причастий нет шипящих звуков |
4.Первичная проверка понимания изученного учебного материала урока Содержание: физкультминутка, выполнение упражнения из учебника, помогающего выяснить степень усвоения нового материала. Цель: развить умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные методы решения типовых задач, выявить затруднения при выполнении заданий.
| ФИЗМИНУТКА - А теперь давайте немного отдохнём, но с пользой. Сейчас я вам буду читать словосочетания, а вы хлопайте в ладоши, если услышите действительное причастие, топайте ногами, если услышите страдательные причастия. Потемневший снег (д), выращиваемые цветы (с), зажмурившийся от яркого солнца(д), земля, поливаемая дождём (с), распускающиеся почки деревьев (д), слышимый в вышине (с), журчащие ручьи (д), вспаханное поле (с), улыбающаяся детвора (д), облака, гонимые ветром (с). - Откройте в учебнике упражнение № 102, работаем устно. Используя опорную таблицу найдите действительные и страдательные причастия, докажите свою точку зрения. | Учащиеся хлопают в ладоши, топают ногами, различая действительные и страдательные причастия по шипящим звукам. Выполняют устно упр.102 (читают предложения, находят действительные и страдательные причастия при помощи опорной таблицы) |
5.Применение новых знаний, обобщение и систематизация. Содержание: выполнение задания «Найди лишнее», работа с предложениями по замене повторяющихся слов причастным оборотом, сравнение предложений в соответствии с темой урока, самостоятельная работа по замене причастий одного вида причастиями другого вида, взаимоконтроль. Цель: выявить степень усвоения учащимися нового материала.
| Задание «Найди лишнее». Устно, слайд презентации. Читающий, читаемый, дышащий; участвующий, уважаемый, слышимый; удивляющий, тающий, видимый; скачущий, избираемый, видящий; падающий, грохочущий, гонимый - Следующее задание – прочитайте на слайде презентации предложения: Наступает осень, которая приносит дожди, которые льют с утра до вечера. Мы плывем по реке, которую освещает луна, которая кругла, как шар. - Что не нравится в этих предложениях? Как можно этого избежать? Нужно записать и прокомментировать правильный вариант. Объяснить постановку знаков препинания, если они есть. Чем различаются предложения в соответствии с темой урока? - Самостоятельная работа. Нужно будет заменить действительные причастия на страдательные и наоборот, выделить суффиксы: прочитавший книгу – прочитанная книга, нашедший гриб – найденный гриб, испуганный взгляд – испугавший взгляд, возвращенный долг – возвративший долг, уважаемый человек – уважающий человек, видимый глазом – видящий глазом, ожидающий ответа – ожидаемый ответ. - После окончания работы поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга, сравните с правильным вариантом, изображенным на экране, исправьте ошибки.
| Учащиеся читают слова, называют лишние в каждой строчке, объясняют почему. Учащиеся читают предложения, говорят, что повторяется слово «который». Его можно заменить причастным оборотом. Записывают правильный вариант, комментируют написанное, объясняют постановку знаков препинания. Сравнивают предложения и приходят к выводу, что в 1 предложении действительное причастие, во 2 – страдательное Учащиеся выполняют самостоятельную работу по замене причастий, выделяют суффиксы. По окончании работы меняются тетрадями, проверяют работы друг друга, сравнивают с правильным вариантом, изображенном на экране, исправляют ошибки. Коррекция: выявление массовых ошибок, включение такого задания в следующий урок с использованием не самостоятельной, а фронтальной работы. |
6.Приемы рефлексии и саморефлексия полученных знаний на уроке Содержание: оценивание вклада учащихся в достижение поставленных целей, оценка работы на уроке Цель: соотнесение достигнутых целей с поставленным результатом, оценивание своей работы на уроке, побуждение к высказыванию своего мнения.
| -Ребята, а теперь оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, закончив одну из выбранных вами фраз: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я понял, что… 5. теперь я могу… 6. я почувствовал, что… 7. я приобрел… 8. я научился… 9. у меня получилось … 10. я смог… 11. я попробую… 12. меня удивило… 13. урок дал мне для жизни… 14. мне захотелось… - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
| Учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из слайда презентации. Оценивают урок смайликами.
|
7.Подведение итогов урока Содержание: подведение итогов, выставление отметок, объяснение домашнего задания Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее . | - Вот и подошел к концу наш урок, посвященный действительным и страдательным причастиям. Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке! На следующем уроке мы продолжим более тщательное знакомство с действительными и страдательными причастиями Выставление отметок (с аргументацией). Разноуровневое домашнее задание: 1.Параграф 16, упр. 104. 2.Выписать из учебников других предметов 4 предложения, включающих в себя действительные и страдательные причастия. 3.Найти любую иллюстрацию, внимательно разглядеть ее и составить словосочетания, используя действительные и страдательные причастия.
|
Учащиеся выбирают задание по уровню сложности, записывают в дневник |
______________________________ Подпись аттестуемого педагога
Учебное занятие было проведено в рамках реализации рабочей программы, утвержденной приказом № _______от _____________
____________________________ подпись руководителя ОУ
М.П.
1 Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
2 Зависит от типа и целей урока (прописать самостоятельно)
3 Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока
4 Какие УУД формируются у учащихся на каждом этапе урока