Актуальность
В настоящее время осуществляется переход общеобразовательных школ на реализацию ФГОС основного общего образования (Стандарт). В соответствии со Стандартом рассматриваются требования к предметным, метапредметным, личностным результатам освоения основной образовательной программы. К метапредметным результатам относятся сформированные у учащихся универсальные учебные действия (УУД), в частности, познавательные (логические, общеучебные), коммуникативные, регулятивные. Таким образом, на первое место выдвигаются требования к результатам образования, которые должны быть значимы за пределами системы образования.
Цель российского школьного образования – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формировании у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути.
Эти тенденции должны найти отражение в организации процесса обучения любого школьного предмета, в том числе и математики.
Цель исследования: реализация требований ФГОС ООО при конструировании системы уроков математики учащихся основной школы на примере темы «Площадь» курса геометрии 8 класса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:
1) сформулировать цели обучения теме;
2) разработать таблицу целей обучения теме;
3) разработать карту обучения теме;
4) составить тематическое планирование темы;
5) разработать урок, направленный на развитие и формирование УУД в соответствии с темой проекта.
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки.
Технологическая карта урока по теме: «Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа»
Предмет: математика
Класс: 5
Тип урока: урок открытия нового знания
Учебник: «Математика-5» (авторы: Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф.)
Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по данной теме, знакомство с правильными и неправильными дробями, с понятием «смешанные числа».
Ресурсы урока: учебник, УМК, учебная задача, задания на листочках.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Настраивает на работу. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
| Настраиваются на урок.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности, целеполагание Познавательные: принятие и сохранение познавательной цели, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
| Ребята, что мы изучаем на протяжении нескольких уроков? С какими числами знакомимся? Что мы знаем?
назовите числитель дроби, знаменатель дроби. Что показывает числитель, знаменатель. 2.Нарисуйте одинаковые прямоугольники, заштрихуйте следующие числа: | Изучали дроби, умеем их читать, умеем их сравнивать, проходили основное свойство дроби, сокращение дробей и приведение дробей к знаменателю.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют соответствующие правила. Повторяли изученный материал. | Познавательные: структурирование собственных знаний ( умение видеть проблему) Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование устойчивого интереса к изучению нового. |
| Отметьте на координатной прямой след. числа: Какие из них расположены левее 1, какие – правее? Прочитаем тему урока в учебнике. Все ли слова для вас знакомы? Какие незнакомые слова вы видите? Постараемся определить цель урока. Какие задачи нам нужно поставить, чтобы достичь цели урока? (1. Дать определение правильной и неправильной дроби, смешанного числа. 2. Научиться распределять правильные и неправильные дроби. 3. Проверить, насколько мы усвоили данный материал на практике.). Все ваши ответы я обобщила, на доске вы видите задачи на сегодняшний урок. Мы переходим к выполнению первой задачи. Назовите её. | Выполняют задание. Отвечают. Читают тему урока: «Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа». Записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы. Цель: узнать, какие дроби называются правильными и неправильными. Выяснить, что такое «смешанные числа». Ответы учеников. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, поиск и выделение необходимой информации. Личностные: самоопределение. Регулятивные: обнаруживать и формировать учебную проблему, формировать целевые установки учебной деятельности. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
| Организуется работа в группах (парах) (каждой группе выданы задания на листочках): разбейте обыкновенные дроби на группы по своему усмотрению.
Как узнать, правильно ли мы выделили группы? Где нам узнать? (в учебнике). (В процессе отчета о работе выясняется, что обыкновенные дроби делятся на две группы: правильные и неправильные). Посмотрите, правильно ли вы разделили? Давайте посмотрим в учебнике. В первой группе числитель меньше знаменателя. Во второй группе числитель больше знаменателя или равен знаменателю.
| Собираются в группу и совещаются, выполняют задание. Представляют свои решения классу – 1 человек из группы (ребята должны выделить 3 группы). Пытаются дать определение. Проговаривают друг другу. Меньше, больше или равен. Выполняют задание.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
| Сформулируйте определение правильной и неправильной дроби. Прочитайте в паре друг другу. Запишем определения в тетрадь. Итак, что мы сформулировали? Что мы еще должны выяснить сегодня на уроке? Смотрите на задачи урока. В тетради запись: . Число мы представили в виде целой части и правильной дроби. Как называют такую запись числа? В тетради примеры смешанных чисел: ,. Прочитаем числа. Как называются такие числа? Почему? Как можно заменить неправильную дробь? Какие новые математические термины мы открыли? Назовите их и дайте определения, можно смотреть в учебник и тетрадь. На каком этапе мы находимся? Что узнали? Переходим к выполнению следующей задачи. | Проговаривают определения правильной и неправильной дроби. Записывают в тетради - смешанное число. Прочитывают первую задачу. Справились (если были затруднения, то обсуждают). Демонстрируют запись, проверяют по учебнику, выясняют, что это и есть смешанные числа. Правильные и неправильные дроби, смешанные числа. Устно. Прочитывают. Отвечают. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Физкультминутка (2 минуты) | Ребята, давайте немного отдохнем. Я вам предлагаю встать с места, если я покажу вам на листочке неправильную дробь и сесть, если правильную (дроби записаны на листочках). Переходим к третьему этапу. Какая у нас стоит третья задача? | Выполняют задание.
|
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Обобщим наши знания. Самостоятельная работа на листочках. Ребята, обратите внимание, что главное не количество, а правильность выполнения.
| Выполняют задания, сами проверяют себя.
| Познавательные: логические (выведение следствий). Личностные: формирование позитивной самооценки. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
|
7.Включение изученной учебной информации в систему известных знаний. | Предлагает решить задания из учебника. №628, 629. | Решают задания из учебника: №628, 629. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже понято и в чём затруднения. Коммуникативные: построение учебного сотрудничества посредством диалога ученик-ученик. |
8. Рефлексия деятельности (соотнесение результатов с поставленными целями урока) | Инструктаж по выполнению домашнего задания. Подведение итогов урока. Вопросы к учащимся. Домашнее задание: № 633, 638, 643. | Отвечают на вопросы учителя: 1) чему я научился за этот урок? 2) какие вопросы остались для меня неясными? 3) какие вопросы я задал бы ученикам, чтобы проверить поняли ли они материал? 4) что было самым трудным? | Регулятивные: оценивание результатов выполненной деятельности Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование позитивной самооценки. Познавательные: построение речевых высказываний в устной и письменной формах; рефлексия способов и условий действия; самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности. |