«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока по теме "Бразилия"

Дана разработка урока по теме "Бразилия". Это комбинированный урок, с применением разных форм работы учащихся на уроке. Проверка знаний в виде "Географического диктанта". Затем изучение новой темы проходит в виде игры. Ребята работают в группах, готовят материал о стране Бразилия и составляют "Памятку, отправляющемуся в путешествие в Бразилию"

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока по теме

«Бразилия».

  1. Измайлова В.В.

  2. 7 класс география

  3. Комбинированный урок.

  4. Цели урока:

  • Образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Бразилии, выработке умений анализировать тематические карты и давать краткие ответы на вопросы, обучать приемам создания «образа страны».

  • Развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний, приемов работы с различными источниками информации,  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать, умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий, развивать навыки коллективной работы, развивать память, речь.

  • Воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, содействовать развитию у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран; совершенствовать рефлексивные умения учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.

  1. Дидактические средства:

- для учителя: физическая карта Южной Америки, политическая карта мира.

электронное приложение к УМК «СФЕРЫ» (далее ЭП)

Презентации к уроку:

- Презентация для проверки знаний по теме «Южная Америка»

- «Бразилия»

- «Карнавалы Бразилии»

- «Футбол Бразилии»

Видео-ролик «Бразильский карнавал»

- для учащихся: тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы, атласы.

Характеристика этапов урока:


Последователь-ность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Актуализация знаний.




2. Проверка

знаний
























Обобщение


и задачи урока





презентация «Бразилия»

1 слайд

слайд 2






Задания по группам.








Ответы :

слайд 3-4


































слайд 5-6 рельеф




слайд 7-8 климат





слайд 9

воды




слайд 10-11-12

«ПЗ»


































показ по карте у доски – размещение населения



слайд 13-14 Рио-де-Жанейро



Видео

«Карнавал»





презентация «Футбол»



слайд 15









слайд 16






ВЫВОД:







Рефлексия


слайд 17









домашнее задание:




-Ребята, давайте вспомним, какой материк мы с вами изучаем ? (Южная Америка)

- Назовите план изучения материка .

- Что мы уже изучили по материку Ю. Америка?

Т.е. мы практически изучили с вами основные особенности природы и населения материка.


Я хочу посмотреть , как вы усвоили основной материал, проведем небольшую проверочную работу –

географический диктант «Что такое, кто такой?»:

1.Чему равна площадь материка? (~18 млн.км.2)

2. Назовите этот объект на карте.. ( показываю Анды )

3. На притоке реки Ориноко находится самый высокий водопад мира, назовите его… (Анхель)

4. Назовите высшую точку Анд … (Аконкагуа)

5. Назовите самое высокогорное озеро.. (Титикака)

6. Что это на карте? … (показываю Бразильское пл.)

7. Какая пустыня находится на западе Ю.А. ? ( Атакама)

8. Как называют амазонский экваториальный лес? (Сельва)

9. Как называют саванны Бразильского пл.? (Кампос)

10.Сколько государств в Ю.А. ? (13 гос-в)

11. Назовите столицу Венесуэлы (Каракас)

12. Назовите коренных жителей Ю.А. (индейцы)

13. Как называют потомков от браков негров и европейцев? (мулаты).


- Обменяйтесь листочками с ответами , проверьте и оцените работу друг друга. (Ответы на доске ч|з проектор)


- Ребята, какие страны Ю.А. мы уже изучили?


- Подумайте, о какой стране идет речь?

…. Эта страна входит в первую десятку стран по численности населения, занимает 5 место по размерам территории, это самая крупная страна Ю.Америки, население говорит на португальском языке… (Бразилия).

- Следовательно, страна, которую нам сегодня следует рассмотреть – Бразилия…


- Назовите план описания страны. (показываю план ч\з проектор)

1. Географическое положение страны

2. Особенности природы

3.Население

4.Хозяйственная деятельность.


- Итак, мы исследователи… Давайте представим, что некая туристическая компания попросила нас собрать материал о самой уникальной стране Ю. Америки и составить «Памятку, отправляющемуся в путешествие в Бразилию»

Этот материал мы им представим, для этого поработаем в группах:


Раздаю детям раздаточный материал и вопросы.


1 группа - «Статисты» (с.96 )

Вам надо дать краткую информацию о стране, оценить её географическое положение, пользуясь стр. 96 учебника.

- Расположена в восточной части материка

-Площадь - 8, 5 млн.км.2

- Протяженность – 4 тыс.км с севера на юг

- Численность – 198 млн.чел

- Столица -Бразилия

- Форма правления - республика

- Денежная единица – реал

- Положение на материке – занимает 47% территории.

- Границы – граничит со всеми странами Ю. Америки, кроме двух – Эквадора и Чили.

- Символы гос-ва.

Флаг Бразилии представляет собой зелёное полотнище с жёлтым ромбом в центре. Внутри ромба находится тёмно-синий круг с 27 белыми звёздами. Этот круг пересечён лентой с девизом «Ordem e Progresso» («Порядок и прогресс»).

Зелёный и жёлтый — национальные цвета Бразилии. Зелёный цвет символизирует лесные богатства Амазонии, а жёлтый — запасы золота. Расположение звёзд на флаге изображает небо над Рио-де-Жанейро утром 15 ноября 1889 г., то есть в момент провозглашения Бразильской республики. Каждому из 26 штатов, а также федеральному округу Бразилиа, соответствует своя звезда.


2 группа – «Физико-географы» (с.86.88.96)

Пользуясь картами атласа и текстом стр.96, дайте характеристику природы Ю. Америки

-Характер поверхности, формы рельефа

- Климатический пояс, тип климата

- Воды Бразилии, какие реки и уникальные водные объекты

- Природные зоны, особенности растительного и животного мира.

ОТВЕТ:

1.Рельеф- равнин-ный

На севере склоны Гвианского плоскогорья,

Амазонская низм. – заболоченная низина, Бразильское пл, ступенями возвышается в сторону Атл.океана.

2.Климат - жаркий

Экваториальный на севере и западе

Субэкваториальный климат – в центре,

Тропический влажный – на ю-востоке

Субтропический - на юге

Самый жаркий месяц январь.

Климат благоприятен для пляжного отдыха.

3. Воды

Крупнейшие водные объекты – река Амазонка, самая полноводная река, а также – Парана. На притоке реки Парана находится красивейший водоп. Игуасу – на границе Бразилии и Аргентины, это достойное место для посещения туристами.

4. Природ-ные зоны.

Вся Амазония занята экваториальными и переменно-влажными лесами. Леса эти густые и непроходимые – Сельва.

Более половины территории Бразилии покрывают леса. Растительность лесов насчитывает около 50 тыс. видов. Особым разнообразием флоры, густотой и многоярусностью отличаются влажные экваториальные вечнозелёные леса, занимающие северо-западную часть страны. Здесь насчитывается более 4 тыс. видов одних лишь древесных пород, из которых 600 имеют хозяйственное значение. Леса Бразилии являются родиной каучукового дерева, сок которого использовался ещё индейцами для изготовления обуви и упругих мячей. Гордость экваториальных лесов — орхидеи. Одним из самых известных водяных растений является гигантская кувшинка виктория-регия, листья которой достигают в диаметре 2,5 м и выдерживают вес до 50 кг.

Большинство животных приспособились к жизни в кронах деревьев или к пребыванию в воде. Для лесов характерно разнообразие цепкохвостых жителей. В реках, озёрах и болотах обитает бесчисленное количество крокодилов и кайманов, множество змей, в том числе несколько их гигантских представителей. Огромная анаконда достигает в длину 7 и более метров.

Разнообразен мир птиц: десятки видов попугаев, колибри, туканы, попугаи ара . Много

насекомых и пауков.

Внутренние области Бразильского пл. заняты саваннами кампос – сухие саванны





3 группа «Демографы»

Подготовить сообщение о населении Ю.Америки.


По численности занимает первое место на материке.

Размещено население в основном на ю-востоке, на берегу Атлантического океана. Почему? Здесь более благоприятные условия.

На берегу Атлантического океана находятся крупные агломерации .

Главные – Сан-Паулу и Рио-де Жанейро.

Современная нация – бразильцы, это потомки от браков негров. индейцев и европейцев.

Религия – католицизм. Национальные традиции – бразильские карнавалы. Корни бразильского карнавала уходят в ритуальные танцы рабов, завезенных сюда когда-то из Черной Африки…

На протяжении нескольких веков их пляски развивались и менялись…


- Бразилия – страна футбола.


4 группа «Хозяйственники».

Становление хозяйства страны началось в период европейской колонизации, с развития плантационного хозяйства – сахарного тростника, кофе, табака. каучука.

Сегодня Бразилия индустриальная страна – налажено производство самолетов, автомобилей.

В Амазонии – заготовка леса, каучука. Бразилия – горнодобывающая страна. Основная часть промышленности сосредоточена на ю-в страны.

Крупные центры – Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Столица страны перенесена во внутренние районы. В развитии внутренних районов страны большую роль сыграл перенос столицы из Рио-де-Жанейро в Бразилиа. Бразилиа - город-самолет, который летит на запад.. т.е. столица берет на себя как бы функцию освоения внутренних р-в страны .


Бразилия – крупнейшая страна Ю.Америки. Занимает почти половину материка, лежит на равнинах Амазонии, Гвианского и Бразильского плоскогорий. Большей частью в субэкваториальном климатическом поясе. Покрыта лесами…, Страна богата полезными ископаемыми. Выделяется производством кофе, сахарного тростника, каучука, производством самолетов и автомобилей.


Ребята, оцените свою работу на уроке. У вас на столах «смайлики».


На уроке я работал активно,

не устал, материал мне был понятен и интересен.



На уроке я работал пассивно, материал усвоил не достаточно. Мне следует еще поработать дома.

желтый смайлик

красный смайлик



с.96-97, повторить §26-29

Отвечают на вопросы

учителя





Пишут географический диктант.

1.~ 18 млн.км.2

2. Анды

3.Анхель

4.Аконкагуа

5.Титикака

6.Бразильское пл.

7.Атакама

8.Сельва

9.Кампос

10. 13

11.Каракас

12. индейцы

13.Мулаты


Проверяют и оценивают работу.

    1. ошибка – «5»

2-3 ошибки - «4»

4-6 ошибок - «3»

более 6 ошибок - «2»


называют план описания страны






определяют название страны.














Получают задание.

Работают в группах…

5-7 мин.


Ответ группы 1.


Все слушают и заполняют «Памятку»

о стране.





















Ответ группы 2.




























































Ответ группы 3.










сообщение о карнавалах и футболе по опережающему заданию.






Ответ группы 4.
















сдают «Памятки».


(кто не успел – дома доработать)








Оценивают свою работу.

Сдают памятки.

Тот к то не успел – могут закончить работу дома.

Лаборанты собирают смайлики. Подводим итоги.



Приложение 1.

ПАМЯКА

отправляющемуся в путешествие в Бразилию.


План

Краткая характеристика

1.В какой части материка расположена страна


2.Площадь страны


3.Численность населения


4.Столица


5. Форма правления


6. Границы- количество пограничных стран.


7.Рельеф, какие формы рельефа, их название.



8. Климатические пояса,

особенности климата.



9. Воды: реки, и др. водные объекты



10. Природные зоны (название)



11. Какие растения и животные имеются



12. Размещение населения, где плотность выше.


13. Крупнейшие агломерации



14. Кто такие бразильцы по расовой принадлежности?


15. Религия



16. Национальные традиции.



17. Сельскохозяйственные культуры – какие выращивают в Бразилии?.


18. Промышленность. Какие отрасли развиты?




19. Перенос столицы в Бразилиа. Какое это имеет значение?



20. Посоветуете ли вы отправиться в путешествие в Бразилию? А сами хотите?...

Что бы вы хотели посмотреть в первую очередь?



Составитель памятки: ______________________________


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее