Технологическая карта урока по теме
«Бразилия».
Измайлова В.В.
7 класс география
Комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Бразилии, выработке умений анализировать тематические карты и давать краткие ответы на вопросы, обучать приемам создания «образа страны».
Развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний, приемов работы с различными источниками информации, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать, умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий, развивать навыки коллективной работы, развивать память, речь.
Воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, содействовать развитию у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран; совершенствовать рефлексивные умения учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.
Дидактические средства:
- для учителя: физическая карта Южной Америки, политическая карта мира.
электронное приложение к УМК «СФЕРЫ» (далее ЭП)
Презентации к уроку:
- Презентация для проверки знаний по теме «Южная Америка»
- «Бразилия»
- «Карнавалы Бразилии»
- «Футбол Бразилии»
Видео-ролик «Бразильский карнавал»
- для учащихся: тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы, атласы.
Характеристика этапов урока:
Последователь-ность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1.Актуализация знаний.
2. Проверка знаний
Обобщение
и задачи урока
презентация «Бразилия» 1 слайд слайд 2
Задания по группам.
Ответы : слайд 3-4
слайд 5-6 рельеф
слайд 7-8 климат
слайд 9 воды
слайд 10-11-12 «ПЗ»
показ по карте у доски – размещение населения
слайд 13-14 Рио-де-Жанейро
Видео «Карнавал»
презентация «Футбол»
слайд 15
слайд 16
ВЫВОД:
Рефлексия
слайд 17
домашнее задание:
| -Ребята, давайте вспомним, какой материк мы с вами изучаем ? (Южная Америка) - Назовите план изучения материка . - Что мы уже изучили по материку Ю. Америка? Т.е. мы практически изучили с вами основные особенности природы и населения материка.
Я хочу посмотреть , как вы усвоили основной материал, проведем небольшую проверочную работу – географический диктант «Что такое, кто такой?»: 1.Чему равна площадь материка? (~18 млн.км.2) 2. Назовите этот объект на карте.. ( показываю Анды ) 3. На притоке реки Ориноко находится самый высокий водопад мира, назовите его… (Анхель) 4. Назовите высшую точку Анд … (Аконкагуа) 5. Назовите самое высокогорное озеро.. (Титикака) 6. Что это на карте? … (показываю Бразильское пл.) 7. Какая пустыня находится на западе Ю.А. ? ( Атакама) 8. Как называют амазонский экваториальный лес? (Сельва) 9. Как называют саванны Бразильского пл.? (Кампос) 10.Сколько государств в Ю.А. ? (13 гос-в) 11. Назовите столицу Венесуэлы (Каракас) 12. Назовите коренных жителей Ю.А. (индейцы) 13. Как называют потомков от браков негров и европейцев? (мулаты).
- Обменяйтесь листочками с ответами , проверьте и оцените работу друг друга. (Ответы на доске ч|з проектор)
- Ребята, какие страны Ю.А. мы уже изучили?
- Подумайте, о какой стране идет речь? …. Эта страна входит в первую десятку стран по численности населения, занимает 5 место по размерам территории, это самая крупная страна Ю.Америки, население говорит на португальском языке… (Бразилия).
- Следовательно, страна, которую нам сегодня следует рассмотреть – Бразилия…
- Назовите план описания страны. (показываю план ч\з проектор) 1. Географическое положение страны 2. Особенности природы 3.Население 4.Хозяйственная деятельность.
- Итак, мы исследователи… Давайте представим, что некая туристическая компания попросила нас собрать материал о самой уникальной стране Ю. Америки и составить «Памятку, отправляющемуся в путешествие в Бразилию» Этот материал мы им представим, для этого поработаем в группах:
Раздаю детям раздаточный материал и вопросы.
1 группа - «Статисты» (с.96 ) Вам надо дать краткую информацию о стране, оценить её географическое положение, пользуясь стр. 96 учебника. - Расположена в восточной части материка -Площадь - 8, 5 млн.км.2 - Протяженность – 4 тыс.км с севера на юг - Численность – 198 млн.чел - Столица -Бразилия - Форма правления - республика - Денежная единица – реал - Положение на материке – занимает 47% территории. - Границы – граничит со всеми странами Ю. Америки, кроме двух – Эквадора и Чили. - Символы гос-ва. Флаг Бразилии представляет собой зелёное полотнище с жёлтым ромбом в центре. Внутри ромба находится тёмно-синий круг с 27 белыми звёздами. Этот круг пересечён лентой с девизом «Ordem e Progresso» («Порядок и прогресс»). Зелёный и жёлтый — национальные цвета Бразилии. Зелёный цвет символизирует лесные богатства Амазонии, а жёлтый — запасы золота. Расположение звёзд на флаге изображает небо над Рио-де-Жанейро утром 15 ноября 1889 г., то есть в момент провозглашения Бразильской республики. Каждому из 26 штатов, а также федеральному округу Бразилиа, соответствует своя звезда.
2 группа – «Физико-географы» (с.86.88.96) Пользуясь картами атласа и текстом стр.96, дайте характеристику природы Ю. Америки -Характер поверхности, формы рельефа - Климатический пояс, тип климата - Воды Бразилии, какие реки и уникальные водные объекты - Природные зоны, особенности растительного и животного мира. ОТВЕТ:
3 группа «Демографы» Подготовить сообщение о населении Ю.Америки. По численности занимает первое место на материке. Размещено население в основном на ю-востоке, на берегу Атлантического океана. Почему? Здесь более благоприятные условия. На берегу Атлантического океана находятся крупные агломерации . Главные – Сан-Паулу и Рио-де Жанейро. Современная нация – бразильцы, это потомки от браков негров. индейцев и европейцев. Религия – католицизм. Национальные традиции – бразильские карнавалы. Корни бразильского карнавала уходят в ритуальные танцы рабов, завезенных сюда когда-то из Черной Африки… На протяжении нескольких веков их пляски развивались и менялись… - Бразилия – страна футбола. 4 группа «Хозяйственники». Становление хозяйства страны началось в период европейской колонизации, с развития плантационного хозяйства – сахарного тростника, кофе, табака. каучука. Сегодня Бразилия индустриальная страна – налажено производство самолетов, автомобилей. В Амазонии – заготовка леса, каучука. Бразилия – горнодобывающая страна. Основная часть промышленности сосредоточена на ю-в страны. Крупные центры – Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Столица страны перенесена во внутренние районы. В развитии внутренних районов страны большую роль сыграл перенос столицы из Рио-де-Жанейро в Бразилиа. Бразилиа - город-самолет, который летит на запад.. т.е. столица берет на себя как бы функцию освоения внутренних р-в страны . Бразилия – крупнейшая страна Ю.Америки. Занимает почти половину материка, лежит на равнинах Амазонии, Гвианского и Бразильского плоскогорий. Большей частью в субэкваториальном климатическом поясе. Покрыта лесами…, Страна богата полезными ископаемыми. Выделяется производством кофе, сахарного тростника, каучука, производством самолетов и автомобилей. Ребята, оцените свою работу на уроке. У вас на столах «смайлики».
с.96-97, повторить §26-29 | Отвечают на вопросы учителя Пишут географический диктант. 1.~ 18 млн.км.2 2. Анды 3.Анхель 4.Аконкагуа 5.Титикака 6.Бразильское пл. 7.Атакама 8.Сельва 9.Кампос 10. 13 11.Каракас 12. индейцы 13.Мулаты Проверяют и оценивают работу.
2-3 ошибки - «4» 4-6 ошибок - «3» более 6 ошибок - «2» называют план описания страны определяют название страны. Получают задание. Работают в группах… 5-7 мин. Ответ группы 1. Все слушают и заполняют «Памятку» о стране. Ответ группы 2. Ответ группы 3. сообщение о карнавалах и футболе по опережающему заданию. Ответ группы 4. сдают «Памятки». (кто не успел – дома доработать) Оценивают свою работу. Сдают памятки. Тот к то не успел – могут закончить работу дома. Лаборанты собирают смайлики. Подводим итоги. |
Приложение 1.
ПАМЯКА
отправляющемуся в путешествие в Бразилию.
План | Краткая характеристика |
1.В какой части материка расположена страна |
|
2.Площадь страны |
|
3.Численность населения |
|
4.Столица |
|
5. Форма правления |
|
6. Границы- количество пограничных стран. |
|
7.Рельеф, какие формы рельефа, их название.
|
|
8. Климатические пояса, особенности климата.
|
|
9. Воды: реки, и др. водные объекты
|
|
10. Природные зоны (название) |
|
11. Какие растения и животные имеются
|
|
12. Размещение населения, где плотность выше. |
|
13. Крупнейшие агломерации |
|
14. Кто такие бразильцы по расовой принадлежности? |
|
15. Религия |
|
16. Национальные традиции. |
|
17. Сельскохозяйственные культуры – какие выращивают в Бразилии?. |
|
18. Промышленность. Какие отрасли развиты? |
|
19. Перенос столицы в Бразилиа. Какое это имеет значение?
|
|
20. Посоветуете ли вы отправиться в путешествие в Бразилию? А сами хотите?... Что бы вы хотели посмотреть в первую очередь? |
|
Составитель памятки: ______________________________