«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов». Урок обобщения и систематизации знаний с целью повторения и закрепления знаний, умений, навыков, способов деятельности, связанных с правописанием чередующихся гласных в корнях слов.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

по русскому языку в 6 классе на тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов»

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №10»

Велим Елена Сергеевна

Тема урока: «Чередующиеся гласные в корнях слов» (обобщение)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: традиционный, с применением ИКТ

Методы и средства обучения: словесный, наглядный, практический

Цель деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления знаний, умений, навыков, способов деятельности, связанных с правописанием чередующихся гласных в корнях слов

Используемые материалы:  презентация, карточки с заданиями, учебник, тетради, таблица по теме, составленная на предыдущем уроке, кроссворд, ребусы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Планируемые результаты

Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных -раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;


Метапредметные:

- умение аргументировано отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать тексты;

Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в группах





Задачи урока

Образовательные:

- продолжить формирование навыка правописания слов с чередующимися гласными в корнях слов;

- устранить пробелы в знаниях и умениях по теме.

Развивающие:

развивать умение выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Воспитательные:

- формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организацион-ный момент

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя: (слайд 1)

- Здравствуйте!

Начинаем наш урок.

На друг друга посмотрите

И смелее улыбнитесь.

Повернитесь, распрямитесь

И гостям все улыбнитесь!

Улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

- Сегодня на уроке вы должны показать своё умение взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу.



Приветствие обучающихся.














Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.


2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель - включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Работа с текстом (слайд 2).

- Ребята, перед вами карточки с текстом. Давайте прочитаем текст и ответим на вопросы.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Просит ученика прочитать текст вслух.

- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме.















-Как надо прожить жизнь.



Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания

Познавательные:

 целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. 

Личностные:

самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


3.Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?»

-Назовите устно пропущенные буквы.

-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число, вид работы и тему урока (слайд).

Эпиграф к уроку: (слайд).

Закрепляем, что учили.

Вспоминаем, что забыли.

Эти корни надо знать

Исключительно на «5».

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

«Гласные в корнях с чередованием»



Читают эпиграф к уроку

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

4.Постановка учебной проблемы


- Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке и Какие цели поставим на сегодняшний урок?

Составляют план действий, озвучивают примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме

2.Выполнение упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием.

3. Проверить устойчивость навыка.

Познавательные: 

целеполагание, выводы, обобщения. 

Личностные:

самоопределение, смыслообразование, 

Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Подготовка к обобщению понятий, правил


- Для того чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием, давайте вспомним правила их правописания.

Ведь в правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.

Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.

Во избежание ошибок давайте составим алгоритм действий:

Фронтальный опрос

– Какие корни с чередованием гласных вам известны?

– В чем особенность правописания таких корней?

– От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

Алгоритм действий:

1. Вижу безударную гласную.

2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной:

- проверяемая;

- непроверяемая;

- чередующаяся.

3. Вспоминаю условие написания для данного вида.


Ученики перечисляют группы корней.

Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от ударения.

Познавательные: 

составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока;

объясняют языковые явления, связи, отношения.


6. Воспроизведение учащимися знаний и способов действия применений приобретённых знаний, выполнение упражнений.


























Задание 1. «Восстановите таблицу» (слайды 6-7)

Предлагает детям восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями (по группам: 1 ряд - от ударения, 2 ряд – от последующей буквы, 3 ряд – от суффикса А)

Условия написания гласной в корнях с чередованием

Корни с чередованием

1. От ударения;

1. -кас-, -кос;

2. -раст-, -рос-, -ращ-;

2. От последующей буквы;

3. -зар-, -зор-;


3. От наличия суффикса А после корня.

5. -лаг-, -лож-;

6. -гар-, -гор-;

Проверка с доски

Теперь ваша задача состоит в том, чтобы рассказать про корни: один учащийся приводит примеры, подтверждающие правило, второй – исключения из правила, третий должен обобщить всю информацию и выступить перед классом, четвертый ученик – анализирует (исправляет, дополняет) ответ другой группы (1 группа анализирует ответ 2, 2 – 3,3-1)

«Словарное богатство русского языка». Работа со справочником. Запись определений слов-исключений (выгарки, изгарь, пригарь, ростовщик, полог, подлог). (слайд 8-14)

Задание 2. «Отгадайте загадки» (слайды 15-17)

Карточка 1. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

1. Без огня г..рит, без крыл летит, без ног б..жит. 2. На кусте выр..с, по рукам пок..тился, на зубах очутился.

Карточка 2. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

1. Х..л..дное имя, х..л..дный и дом. На х..л..де жгучем г..рит огоньком. 2. Зах..чу, так покл..нюсь, а пол..нюсь, так повалюсь.

Карточка 3. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

1. Что без огня г..рит?

2. По з..ре з..рянской к..тился шар вертлянский: никому его ни обойти, ни объехать.


Задание 3. «Спешите видеть!» (работа с сигнальным карточками О//А).

Работа с сигнальными карточками. У каждого члена команд в руках сигнальные карточки с чередующимися гласными О и А. Нужно поднять вверх карточку с буквой, соответствующей орфограмме. Затем показать соседу и проверить результат.

Подр..сток, выр..щивать, низкор..слый, предл..гать, изл..жение, заг..релый, з..ря, отр..сль, пол..г, р..стёт, Р..стов, сл..гаемое, оз..рить, Р..стислав.

Выбирают свою группу корней, затем восстанавливают общую таблицу:





От ударения:

3. -зар-, -зор-; 5. -гар-, -гор-;

От последующей буквы:

2. -раст-, -рос-, -ращ-;

От наличия суффикса А после корня:

1. -кас-, -кос; 4. -лаг-, -лож-;









Рассказывают, приводя примеры, анализируют выступления других групп



Записывают слова в справочник.



Отгадывают загадки в группах (карточка №1 – 1 ряд и т.д.). Находят слова с чередованием гласных А-О в корне и объясняют их правописание. Чья группа первая готова к ответу – отвечают.



  1. Солнце, 2. Орех



  1. Снегирь, 2. Топор



  1. Гроза, 2. Солнце







Работают с сигнальными карточками, проводят само и-взаимо проверку. Работа в парах.



ПодрОсток, вырАщивать, низкорОслый, предлАгать, излОжение, загОрелый, зАря, отрАсль, полОг, рАстёт, РОстов, слАгаемое, озАрить, Ростислав.





Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов.

Регулятивные:

проектируют маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.



Коммуникативные:

 устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.















7. Проверка творческого индивидуального домашнего задания



Задание 1. «Кроссворд» (презентация)

Отгаданное слово записать в тетрадь, графически объяснить правописание, исключения отметить.





Задание 2. Ребусы (файлы с картинками на доске)

Задание 3. «Подбери однокоренные слова»

На доске 3 раза записано слово ЗАГОРАТЬ по вертикали, по 8 учащихся от каждой команды выходят по очереди к доске и записывают подходящее слово с чередующейся гласной в корне.

Подготовленные ученики представляют классу свои творческие задания.

Производят запись в тетрадь:

20 слов на правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Устно отгадывают слова



Выполняют задание, соревнуясь в командах.

Познавательные:

объясняют языковые явления, связи, отношения

Коммуникативные:

формируют навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Коммуникативные:

 устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.



8. Обобщение понятий и правил темы



Работа с текстом в группах. Резервное задание.

Текст изображен на слайде и у каждого ученика на карточке.

- У вас на столах лежит текст. Прочитайте его внимательно.

- Подумайте, о чем в нем говорится? (о походе за ягодами и грибами)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (Удачная прогулка, ....)

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожной травы выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
      Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
      Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
      Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.

Задание для 1 и 3 группы: Выписать слова с чередующимися гласными в корне, правописание которых зависит от ударения (разгорается, заря, загорели).

Задание для 2 группы: Выписать слова с чередующимися гласными в корне, правописание которых зависит от буквы, следующей за корнем (касаются, предполагал, предположения).

- Ребята, давайте повторим правила написания корней с чередующимися гласными О//А.

Комментированное чтение. Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.















Записывают слова в тетрадь.

Сверяют записанные слова с ответами на слайде.





Воспроизводят правило, обобщают пройденный материал

Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков.



Коммуникативные:

формируют навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)











Коммуникативные:

 устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.



9. Итог урока.

Выставление оценок.

Рефлексия (прием «Комплимент»)





Задает вопросы: (слайд 18)

-Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку»)

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Ответы на вопросы учителя.



Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

10. Домашнее задание

Запись домашнего задания на доске и в электронном журнале:

Параграф №.., упражнение №…(слайд 19)

Составить и записать в тетрадь 10 словосочетаний с чередующимися гласными в корнях слов, графически отметить правописание.

Запись в дневнике




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее