«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока по русскому языку "Словообразование имен прилагательных"

технологическая карта урока по русскому языку "Словообразование имен прилагательных"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Учитель Сухорукова Наталья Сергеевна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель :ознакомление с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных; формирование умения разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

- устанавливать способ образования имен прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс;

- развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса;

Регулятивные УУД:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты:

- контроль, коррекция, оценка действия партнера;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Задачи урока:

  1. Познакомить с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных, устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.

  2. Ввести алгоритм разбора по составу имен прилагательных.

  3. Научиться объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.

  4. Содействовать развитию умения работать в паре, самостоятельно строить и применять новое знание;

  5. Содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.


Технологии, используемые на урокепроблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.Е. Пронина; схема самооценки. Рабочие материалы



Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы деят-ти

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы деят-ти

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы деят-ти

1

2

3

4

5

6

7

Организационный этап

Положительная установка на урок.

-Представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом.

Начинаем нашу работу

Оформление тетради.


Включение

учащихся в

деятельность




Самоконтроль готовности.


Умение контролировать свои действия

Минутка чистописания

-Очень важно в тетради красиво писать,

А для этого нужно, конечно же, знать:

Как правильно буквы соединять.



Прописывают соединения букв

Формирование

умений

соблюдать

последовательность действий при написании соединения букв



Сопоставляют написанное с заданным образцом для обнаружения отклонений от него

Умение слушать учителя и

контролировать свои действия

Мотивация к учебной деятельности

-Вспомним, чему были посвящены наши последние уроки? (Мы говорили об имени прилагательном)

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и откроем ещё одно новое знание.


- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому, терпение в работе, прислушиваться к мнению других)


- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания.

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

Каждая пара получает конверт с заданием.

Выполняют задание по плану.

.


1.Из слов составить предложение.

2. В предложении найти имя прила-гательное.

3. Найдите существительное, с которым связано имя прилагательное.

Каждая пара отвечает по плану:

- Назвать имена прилагательные, уточнить значение, записать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы

Формирование

умений

соблюдать

последовательность действий при

коллективном

выполнении

учебной задачи; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Весь класс во

фронтальном

режиме слушает

высказывания

обучающихся

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Контролируют

правильность и

полноту ответов.

По мере

необходимости

исправляют,

дополняют,

уточняют ответы

Уметь слушать

соответствии с

целевой

установкой.

Дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

поставленного

задания.

Актуализация знаний.

-С чего начнём работу на уроке? (С повторения)

-На каждой парте есть листочек с тестом. Работая сообща, выберите верное утверждение и подчеркните его. Проверка по эталону.

- При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса )

- Какие вы знаете суффиксы имён существительных?(ок, ик, онок, ёнок, ат, ят, их, иц, ушк, ник.)

-А знаете ли вы с помощью каких суффиксов образовываются прилагательные?

Отвечают на вопросы теста


Осуществлять

актуализацию

полученных

знаний. Осознанно

строить речевое

высказывание в

устной форме

Взаимодействуют друг с другом во врем выполнения теста.

Взаимодействуют друг с другом и с учителем во

время опроса,

осуществляемого во фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника.

Понятно и

грамотно

строить

высказывания

своих мыслей.

Следят за

правильностью

ответов

обучающихся.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу

Формулировка темы и задач урока.

-Сформулируйте тему урока

Формулируют тему урока и задачи

Выделять существенную информацию, выдвигать предположение о теме и цели урока

Взаимодействовать с учителем, учениками

Слушают,

принимают единую

точку зрения в ходе

выявления темы, целей и задач

Выделять и

осознавать то,

что известно и

вносить

необходимые

дополнения

Принимают и

сохраняют

учебную цель

и задачи

Этап открытия новых знаний

Практическая работа на доске и в тетрадях

- Прочитайте слова

- Определите , какая это часть речи.

- Выделите окончание и основу в словах

- От какой части речи образовались имена прилагательные?

- С помощью чего?

- Используя основу, составьте грамотный ответ.


- Как проверить свое открытие? (свериться с эталоном, со способом образования прилагательных)



Читают слова, определяют часть речи, выделяют окончание и основу в словах ,определяют от какой части речи образовались имена прилагательные.


Определяют часть речи, выделяют окончание и основу, составляют ответ по плану.

После выполнения заданий делают выводы.

Вывод1: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов

Вывод 2: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-,

-еват-, -еньк-








Доказывать,

аргументировать

свою точку

зрения


Проводить контроль и оценку

результатов

деятельности




На основе анализа делать выводы


Выслушивают

ответы

обучающихся, взаимодействуют с учителем во время ответа















Понимать на

слух ответы

обучающихся.

Отвечающим

осознанно

строить

речевое

высказывание,

понятное для

окружающих.


- Согласовывать

действия по

решению учебной задачи.

Договариваться

и приходить к общему

мнению в совместной

деятельности.

Контролируют

правильность и

полноту ответов.

По мере

необходимости

исправляют,

дополняют,

уточняют ответы.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Осуществлять

взаимоконтроль, исправлять, дополнять и уточнять ответы друг друга

Физминутка







Проводить физи-ческую разгрузку в

ходе работы.

- Понаблюдайте, почему в некоторых словах пишется удвоенный согласный?

Наблюдают, участвуют в беседе, делают вывод, где написана удвоенная -н

Анализировать, доказывать и аргументировать свою точку зрения

Во фронтальном

режиме

Все остальные

обучающиеся слу-шают, дополняют,

поправляют ответы .


Понимать на слух ответы обуча-ющихся. Уметь формулировать

собственное мнение и позицию.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Осуществлять

самоконтроль.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику.

Упр.338

Записать слова с орфограммой удвоенная согласная на стыке корня и суффикса. Разобрать слова по составу

Упр.339

- Запишите слова вместо вопроситель-

ного знака

- Расскажите друг другу как образовались эти слова

(затем несколько учеников проговаривают вслух)


Работают у доски и в тетради, записывают слова, разбирают по составу, исходя из полученных знаний строят ответ

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализировать. Доказывать и аргументировать свою точку зрения

Весь класс во

фронтальном

режиме.

Строить

высказывание.

Уметь в коммуни-кации строить понят-ные для партнера

высказывания, с

учетом того, что

он знает и видит,

а что нет. Адекватно

использовать

речевые средства

для решения

коммуникативной

задачи

Осуществляют контроль в процессе выполнения задания.

Планировать свое

действие в соот-ветствии с постав-ленной задачей и

условиями ее реа-лизации, в т. ч. во внутреннем плане. Обнаруживать от-клонения от эталона.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на осно-ве оценки и учета сделанных ошибок

Включение в систему знаний полученного знания и повторение

Разгадайте ребусы.

Экспресс опрос.


Разгадывают ребусы, отвечают на вопросы


Весь класс во

фронтальном

режиме




Итог урока

Подводит итог урока

Делают

обобщающий вывод: участвуют в

беседе, отвечают

на вопросы.

Осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме.

Высказывают

мнения.

Строить

высказывания,

понятные для

партнеров.

Осуществляют контроль в процессе выполнения задания.


Проводит рефлексию.

-Оцените свою работу, опираясь на схему.

Оценивают свою работу на уроке

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Определяют

степень сложности заданий и степень своей

успешности

Учиться

давать

эмоциональную

оценку своей

деятельности

на уроке. Уметь осуществлять самоконтроль

Домашнее задание

Задания на выбор

Записывают задание. Задают уточняющие вопросы

Фиксировать информацию в письменном виде

Взаимодействие с учителем

Уметь внимательно слушать, задавать вопросы

Слушают задание










Приложение 1

Рабочий лист для работы в парах



  • Образуйте имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой?:

Лес-

Гора -

Май –

Город-


Прилагательные образуются от основ _______________________

с помощью суффиксов ____________________________________

Новый - новенький

Белый -

Серый - сероватый

Седой

Прилагательные образуются от основ _______________________

с помощью суффиксов ____________________________________















Приложение 2


  • Оцените свою работу, опираясь на схему:










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее