Технологическая карта урока
Учитель Сухорукова Наталья Сергеевна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель :ознакомление с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных; формирование умения разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ
Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
- устанавливать способ образования имен прилагательных, определять значение, которое вносит суффикс;
- развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса;
Регулятивные УУД:
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты:
- контроль, коррекция, оценка действия партнера;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Задачи урока:
Познакомить с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных, устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.
Ввести алгоритм разбора по составу имен прилагательных.
Научиться объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.
Содействовать развитию умения работать в паре, самостоятельно строить и применять новое знание;
Содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.Е. Пронина; схема самооценки. Рабочие материалы
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деят-ти | Осуществляемые действия | Формируемые способы деят-ти | Осуществляемые действия | Формируемые способы деят-ти | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организационный этап | ||||||
Положительная установка на урок. -Представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом. Начинаем нашу работу Оформление тетради. | Включение учащихся в деятельность |
|
|
| Самоконтроль готовности.
| Умение контролировать свои действия |
Минутка чистописания | ||||||
-Очень важно в тетради красиво писать, А для этого нужно, конечно же, знать: Как правильно буквы соединять.
| Прописывают соединения букв | Формирование умений соблюдать последовательность действий при написании соединения букв |
|
| Сопоставляют написанное с заданным образцом для обнаружения отклонений от него | Умение слушать учителя и контролировать свои действия |
Мотивация к учебной деятельности | ||||||
-Вспомним, чему были посвящены наши последние уроки? (Мы говорили об имени прилагательном) - Сегодня мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и откроем ещё одно новое знание.
- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому, терпение в работе, прислушиваться к мнению других)
- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха. Каждая пара получает конверт с заданием. Выполняют задание по плану.
.
| 1.Из слов составить предложение. 2. В предложении найти имя прила-гательное. 3. Найдите существительное, с которым связано имя прилагательное. Каждая пара отвечает по плану: - Назвать имена прилагательные, уточнить значение, записать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы | Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме | Весь класс во фронтальном режиме слушает высказывания обучающихся | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | Контролируют правильность и полноту ответов. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы | Уметь слушать соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
Актуализация знаний. | ||||||
-С чего начнём работу на уроке? (С повторения)
-На каждой парте есть листочек с тестом. Работая сообща, выберите верное утверждение и подчеркните его. Проверка по эталону. - При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса ) - Какие вы знаете суффиксы имён существительных?(ок, ик, онок, ёнок, ат, ят, их, иц, ушк, ник.) -А знаете ли вы с помощью каких суффиксов образовываются прилагательные? | Отвечают на вопросы теста
| Осуществлять актуализацию полученных знаний. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме | Взаимодействуют друг с другом во врем выполнения теста. Взаимодействуют друг с другом и с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей. | Следят за правильностью ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
Формулировка темы и задач урока. | ||||||
-Сформулируйте тему урока | Формулируют тему урока и задачи | Выделять существенную информацию, выдвигать предположение о теме и цели урока | Взаимодействовать с учителем, учениками | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе выявления темы, целей и задач | Выделять и осознавать то, что известно и вносить необходимые дополнения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи |
Этап открытия новых знаний | ||||||
Практическая работа на доске и в тетрадях - Прочитайте слова - Определите , какая это часть речи. - Выделите окончание и основу в словах - От какой части речи образовались имена прилагательные? - С помощью чего? - Используя основу, составьте грамотный ответ.
- Как проверить свое открытие? (свериться с эталоном, со способом образования прилагательных)
| Читают слова, определяют часть речи, выделяют окончание и основу в словах ,определяют от какой части речи образовались имена прилагательные.
Определяют часть речи, выделяют окончание и основу, составляют ответ по плану. После выполнения заданий делают выводы. Вывод1: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов Вывод 2: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-, -еват-, -еньк-
| Доказывать, аргументировать свою точку зрения
Проводить контроль и оценку результатов деятельности
На основе анализа делать выводы
| Выслушивают ответы обучающихся, взаимодействуют с учителем во время ответа
| Понимать на слух ответы обучающихся. Отвечающим осознанно строить речевое высказывание, понятное для окружающих.
- Согласовывать действия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. | Контролируют правильность и полноту ответов. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль, исправлять, дополнять и уточнять ответы друг друга |
Физминутка | ||||||
|
|
|
|
|
| Проводить физи-ческую разгрузку в ходе работы. |
- Понаблюдайте, почему в некоторых словах пишется удвоенный согласный? | Наблюдают, участвуют в беседе, делают вывод, где написана удвоенная -н | Анализировать, доказывать и аргументировать свою точку зрения | Во фронтальном режиме | Все остальные обучающиеся слу-шают, дополняют, поправляют ответы .
| Понимать на слух ответы обуча-ющихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | ||||||
Работа по учебнику. Упр.338 Записать слова с орфограммой удвоенная согласная на стыке корня и суффикса. Разобрать слова по составу Упр.339 - Запишите слова вместо вопроситель- ного знака - Расскажите друг другу как образовались эти слова (затем несколько учеников проговаривают вслух)
| Работают у доски и в тетради, записывают слова, разбирают по составу, исходя из полученных знаний строят ответ | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализировать. Доказывать и аргументировать свою точку зрения | Весь класс во фронтальном режиме. | Строить высказывание. Уметь в коммуни-кации строить понят-ные для партнера высказывания, с учетом того, что он знает и видит, а что нет. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи | Осуществляют контроль в процессе выполнения задания. | Планировать свое действие в соот-ветствии с постав-ленной задачей и условиями ее реа-лизации, в т. ч. во внутреннем плане. Обнаруживать от-клонения от эталона. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на осно-ве оценки и учета сделанных ошибок |
Включение в систему знаний полученного знания и повторение | ||||||
Разгадайте ребусы. Экспресс опрос.
| Разгадывают ребусы, отвечают на вопросы |
| Весь класс во фронтальном режиме |
|
|
|
Итог урока | ||||||
Подводит итог урока | Делают обобщающий вывод: участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Высказывают мнения. | Строить высказывания, понятные для партнеров. | Осуществляют контроль в процессе выполнения задания. |
|
Проводит рефлексию. -Оцените свою работу, опираясь на схему. | Оценивают свою работу на уроке | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
|
| Определяют степень сложности заданий и степень своей успешности | Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Уметь осуществлять самоконтроль |
Домашнее задание | ||||||
Задания на выбор | Записывают задание. Задают уточняющие вопросы | Фиксировать информацию в письменном виде | Взаимодействие с учителем | Уметь внимательно слушать, задавать вопросы | Слушают задание |
|
Приложение 1
Рабочий лист для работы в парах
Образуйте имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой?:
Лес-
Гора -
Май –
Город-
Прилагательные образуются от основ _______________________
с помощью суффиксов ____________________________________
Новый - новенький
Белый -
Серый - сероватый
Седой
Прилагательные образуются от основ _______________________
с помощью суффиксов ____________________________________
Приложение 2
Оцените свою работу, опираясь на схему: