Дата: Класс: 5 | |||
Тема: Загадки. | |||
Цель урока: познакомить с происхождением и природой загадок, расширить представление о загадках и их разновидностях. Образовательная: познакомить с загадками, их историей и происхождением; | |||
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница». | Ученики осмысливают поставленную цель. |
|
5 мин. | II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней работы. Что такое фольклор? Какие жанр фольклор мы уже изучили? (Сказки). Они относятся к большим фольклорным жанрам. Теперь мы начинаем изучение малых фольклорных жанров. (Запись даты и названия раздела “Малые фольклорные жанры” в тетрадь) Чтобы определить тему нашего урока, прочитайте запись на доске: “Без лица в личине”. – О чем идёт речь в этой фразе? Правильно, это загадка. Тема нашего урока “Загадки” (запись темы в тетрадь). А эпиграфом урока послужит фраза, которую мы только что проанализировали “Без лица в личине”. (Сделать запись даты, темы урока и эпиграфа в тетради) | Ученики демонстрируют свои знания. |
|
20 мин. | III. Осмысление новой информации. Загадки возникли в глубокой древности. Например, в древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс (изображение Сфинкса появляется на доске – рисунок 1) загадывало всем одну и ту же загадку: “Утром на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх”. Фантастическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями грифона поедало всякого, кто не мог разгадать загадку. Лишь одному герою Эдипу это удалось. После этого Сфинкс падает со скалы и разбивается. Сможете ли вы победить Сфинкса? Разгадайте его загадку. (Ответ: человек). Молодцы, вы победили Сфинкса (изображение Сфинкса убирается с доски). ОЗагадки также относятся к малым нелирическим жанрам фольклора. «Без лица в личине» – таково меткое народное определение загадки. «Лицо» – предмет, который загадан и скрывается под «личиной» –иносказанием или намёком, не прямой, а окольной речью. Чаще всего загадка представляет собой замысловатый вопрос, представленный в виде метафоры: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». (Овца) Но встречаются загадки в виде прямого вопроса, иногда шутливого: «Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет?» (Овца) Загадки могут иметь как прозаическую, так и стихотворную форму. «Ночью спит на земле, а утром убегает» (роса), «Есть голова, да нет волос. Есть глаза, да нет бровей. Есть крылья, да не летает» (рыба) – прозаические; «Меня все ждут и не дождутся, а как увидят – тотчас разбегутся» (дождь), «Что зашустрый старичок, восемьдесят восемь ног. Все по полу шаркает за работой жаркою?» (веник) – стихотворные, ритмические. В загадках встречаются такие средства художественной выразительности, как • олицетворение: «Идёт бабушка из бани в зелёном сарафане» (банный веник); • прямое сравнение: «Сижу на тереме, мала, как мышь, красна, как кровь, вкусна, как мёд» (вишня); • отрицательное сравнение: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита не человек, а говорит» (книга) смысление новой информации. Кроссворд (работа в группах). | Ученики демонстрируют свои знания. Отгадывают загадки, указывают лицо, число у глаголов. Выполняют упражнения.
|
Учебник
|
10 мин. | IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока. Учитель берет корзинку. В ней лежат разные книги с загадками. Учитель раздает каждой группе по книге. | Учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы. |
|
5 мин. | V. Итог урока. - О чём вы сегодня узнали на уроке? | Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.
|
стикеры
фишки |
2 мин. | VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:_____________________________________________