«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока по литературе 5 класс ФГОС по теме "Загадки"

Технологическая карта урока по литературе 5 класс ФГОС по теме "Загадки"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Дата: Класс: 5

Тема: Загадки.

Цель урока: 

познакомить с происхождением и природой загадок, расширить представление о загадках и их разновидностях.

Образовательная: познакомить с загадками, их историей и происхождением;
Развивающая: развивать кругозор учащихся, образное и логическое мышление, творческую активность;



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница».

Ученики осмысливают поставленную цель.


5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней работы.

Что такое фольклор? Какие жанр фольклор мы уже изучили? (Сказки). Они относятся к большим фольклорным жанрам. Теперь мы начинаем изучение малых фольклорных жанров.

(Запись даты и названия раздела “Малые фольклорные жанры” в тетрадь)

Чтобы определить тему нашего урока, прочитайте запись на доске: “Без лица в личине”.

– О чем идёт речь в этой фразе? Правильно, это загадка. Тема нашего урока “Загадки” (запись темы в тетрадь). А эпиграфом урока послужит фраза, которую мы только что проанализировали “Без лица в личине”. (Сделать запись даты, темы урока и эпиграфа в тетради)

Ученики демонстрируют свои знания.


20 мин.

III. Осмысление новой информации.

Загадки возникли в глубокой древности. Например, в древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс (изображение Сфинкса появляется на доске – рисунок 1) загадывало всем одну и ту же загадку: “Утром на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх”. Фантастическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями грифона поедало всякого, кто не мог разгадать загадку. Лишь одному герою Эдипу это удалось. После этого Сфинкс падает со скалы и разбивается.

Сможете ли вы победить Сфинкса? Разгадайте его загадку. (Ответ: человек). Молодцы, вы победили Сфинкса (изображение Сфинкса убирается с доски).

ОЗагадки также относятся к малым нелирическим жанрам фольклора. «Без лица в личине» – таково меткое народное определение загадки. «Лицо» – предмет, который загадан и скрывается под «личиной» –иносказанием или намёком, не прямой, а окольной речью.

Чаще всего загадка представляет собой замысловатый вопрос, представленный в виде метафоры: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». (Овца) Но встречаются загадки в виде прямого вопроса, иногда шутливого: «Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет?» (Овца)

Загадки могут иметь как прозаическую, так и стихотворную форму. «Ночью спит на земле, а утром убегает» (роса), «Есть голова, да нет волос. Есть глаза, да нет бровей. Есть крылья, да не летает» (рыба) – прозаические; «Меня все ждут и не дождутся, а как увидят – тотчас разбегутся» (дождь), «Что зашустрый старичок, восемьдесят восемь ног. Все по полу шаркает за работой жаркою?» (веник) – стихотворные, ритмические.

В загадках встречаются такие средства художественной выразительности, как

• олицетворение: «Идёт бабушка из бани в зелёном сарафане» (банный веник);

• прямое сравнение: «Сижу на тереме, мала, как мышь, красна, как кровь, вкусна, как мёд» (вишня);

• отрицательное сравнение: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита не человек, а говорит» (книга)

смысление новой информации.

Кроссворд (работа в группах).
- Разгадав этот кроссворд, вы узнаете, чему будет посвящен сегодняшний урок.
1. Комочек пуха, Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
2.Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
4. Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьет,
Песенки поет.
5. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.
6. Кто зимой холодной
ходит хмурый и голодный?
7. То рыжая, то серая,
А названием белая.

Ученики демонстрируют свои знания. Отгадывают загадки, указывают лицо, число у глаголов. Выполняют упражнения.





Учебник



10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

Учитель берет корзинку. В ней лежат разные книги с загадками. Учитель раздает каждой группе по книге.
-Вы хотите побывать на лесной полянке? Полянка наша непростая, мы сами ее создадим и поселим на ней тех насекомых и растения, которые будут отгадками на наши загадки.
1 и 2 группы находят загадки про насекомых - жителей полянки;
3 и 4гр. - про травы и цветы, которые могут расти на нашей по¬лянке.
Учитель дает время. Дети в книгах ищут загадки. Потом одна группа читает свои загадки, другие группы отгадывают. К доске прикреплен зеленый лист. Если загадку отгадали, то учитель прикрепляет картинку – отгадку. Так заполняется полянка
.

Учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы.


5 мин.

V. Итог урока.

 - О чём вы сегодня узнали на уроке? 
- Изменилось ли ваше отношение к волкам? 
- Было ли вам комфортно на уроке? 

Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.




стикеры


фишки

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.




Итог урока:_____________________________________________________________________



Положительные стороны урока:____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:_____________________________________________




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее