Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Учебно-методический комплекс: «Школа России»
Технологическая карта урока изучения произведения Н.А. Некрасова «Славная осень!...»
Тема | Н.А. Некрасов «Славная осень!...» |
Цель | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, с его стихотворением «Славная осень!...». |
Задачи | Формирование у детей навыков осознанного чтения; Формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических примеров; Способствовать пониманию учащихся поэтического произведения, уметь находить красочные средства изображения; Формировать познавательную активность учащихся; Учить детей вглядываться в картины родной природы, чувствовать, понимать и любить окружающую природу. |
Решаемые проблемы | - раскрыть роль пейзажа как средство создания настроения; - формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение); - воспитывать любовь к родной природе. |
Понятия | Настроение, тема произведения, сравнение, средства художественной выразительности. |
Формируемые УУД | Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять ее в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность / неудовлетворенность своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать пути исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группах. |
Планируемый результат | Предметные: учащиеся получать возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Строить монологическое высказывание, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Литературное чтение» 3 класс (авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А.);
Проектор, мультимедийная доска, ноутбук для учителя, презентация, конверты с заданием для учащихся, пеналы. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
1. Организационный момент. Эмоциональное начало урока. ( минуты)
2. Актуализация знаний. Введение в тему урока ( минуты)
3. Рассказ о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.
4. Физкультминутка ( минуты)
5. Знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Славная осень!...» ( минуты)
6. Рефлексия ( минуты)
7. Запись домашнего задания. | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро»! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.
- И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
- Закройте пожалуйста глаза и послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю. Заглянула осень в сад, Птицы улетели, Целый день в саду шуршат Желтые метели. Под ногами первый лед Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнет, А запеть стесняется. (В. Степанов) - О чем это стихотворение? - Ребята, на уроках рисования вы будете изображать осень на рисунках, на уроке музыки петь песни об осени, а на нашем уроке чтения мы будем …. Что делать? - А какие произведения мы можем изучать на уроке чтения? (рассказ, сказка, стихотворение). - Да, сегодня мы будем изучать стихотворение об осени. А вот кто его автор, мы сможем узнать только после того, как правильно разгадаем кроссворд. Все задания в нем будут связаны с осенью. КРОССВОРД Дождь и слякоть, грязь и ветер. Осень, ты за все в ответе! Мерзнет, мерзнет человек, Выпал первый белый … Опустел колхозный сад, Паутинки в даль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел?
Слезки капают из тучи – Плачет мастер невезучий. Хмурой осени художник – Хлюпает по лужам….
Королева наша Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй?
По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик свое потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует – оно задрожит. Осень в гости к нам пришла И с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну, конечно…
Самый хмурый месяц года, Хочется домой,- Скоро сонная природа Встретится с зимой.
Тучи нагоняет, воет, задувает. По свету рыщет, поет, да свищет.
- Теперь посмотрим на наш кроссворд. Какое слово выделено желтым цветом? - А кто-нибудь из вас знает, кто такой Н.А. Некрасов? - Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворение Н.А. Некрасова «Славная осень!…»
(Портрет писателя) Н.А. Некрасов родился в 19 веке в местечке Немирово на Украине. Через 3 года семья переехала в Грешнёво, где и прошло детство будущего поэта. Отец поэта принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Он был человеком строгим и суровым. Поэтому в 16 лет Николай Алексеевич покинул родительский дом. Он уехал в Петербург и устроился там вольным слушателем в институт. Но прежде, чем стать великим поэтом, Некрасов стал редактором журналов «Современник», «Отечественные записки». Некрасов много писал для детей. Его самое знаменитое стихотворение «Дед Мазай и зайцы», в нем он рассказал о спасении зайцев в половодье. Но больше всего поэт любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихотворений Некрасова посвящены природе. Именно этому он посвятил много стихотворений. И с одним из них мы сегодня и познакомимся. Но прежде, чем мы подойдем к основной части нашего урока, давайте немного отдохнем.
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. - Послушайте пожалуйста стихотворение Н.А. Некрасова «Славная осень!...» Чтение стихотворения учителем. - Какое настроение вызвало у вас это настроение? - Ребята, а какой период осени описывается в стихотворении? - Что происходит с природой в этот период?
- Я вам сейчас прочитала стихотворение. А теперь, давайте постараемся разобраться с тем, что же хотел сказать нам сам поэт. Для этого мы обратимся к нашему учебнику. - Откройте учебник на стр.168. - Задание № 1 – перечитать стихотворение. Сделайте это каждый самостоятельно. - Все ли слова вам были понятны в стихотворении. В стихотворении встретились незнакомые слова, давайте мы их разберем и проверим ответы. 1) Ядреный воздух – бодрящий, свежий. 2) Воздух бодрит – освежает, оживляет, поднимает дух. 3) На речке студеной – холодной, мерзлой. 4) Листья не успели поблёкнуть – постареть, завянуть. - А теперь, давайте посмотрим задание № 2. Попробуйте найти сравнения в стихотворении. - С чем автор сравнивает неокрепший лед? - А что это за «постель» около леса, в которой можно выспаться? - С чем сравнивают осенние листья? - Может быть кто-то из вас, прочитает нам это стихотворение?
После прочтения и разбора стихотворения у каждого из вас сложилось свое собственное настроение. Давайте мы с вами постараемся сейчас воссоздать в нашем классе всю красоту осеннего пейзажа. А помогут нам в этом… - Посмотрите, что лежит у вас на столе в конверте? - Помогут ли листочки создать осеннее настроение? Выполнение задания - Каждая группа получает свой ствол дерева. Вы должны выбрать листочки, подходящие к вашему дереву. На листочке я попрошу вас написать какая бывает осень (дождливая, золотая…) и приклеить листочки к дереву. - Помните, мы делаем осеннее дерево! - Посмотрите, какие замечательные деревья у вас получились! - Давайте подведем итоги сегодняшнего урока: 1. С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? 2. Какая основная тема стихотворения? 3. Как вы думаете, почему в стихотворении два восклицательных знака? 4. Какое впечатление произвело на вас стихотворение? - Домашнее задание у вас будет подготовить выразительное чтение стихотворения и по желанию нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
Спасибо за урок. | Здороваются с гостями.
Об осени.
Снег
Октябрь
Дождик
Октябрь
Лужа
Листопад
Ноябрь
Ветер
Некрасов Сегодня мы будем говорить об осеннем произведении Некрасова
Выполняют движения.
Дети слушают стихотворение.
Ответы детей. Поздняя осень, ноябрь. Выпадает первый снег, листья все пожелтели, листопад.
Открывают учебники. Читаю стихотворение.
Ответы детей
Ответы детей. Стога сена Ковер
Листочки деревьев
Дети выполняют задание.
Ответы детей | Коммуникативные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные: согласованность действий с партнерами.
Личностные: умение выдержать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Познавательные: формирование умения извлекать информацию из текста; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом. |