«Осенний фестиваль знаний 2024»

Театрализованная деятельность как средство проведения организованной образовательной деятельности.

Статья о применении театрализованной деятельности в проведении оод с дошкольниками.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Театрализованная деятельность как средство проведения организованной образовательной деятельности.



Театральная деятельность - одна из самых доступных видов искусства для детей. Она помогает решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей. Играет важнейшую роль в формировании эстетического вкуса, нравственного воспитания, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

Театрализованная деятельность с детьми - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Групповая театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Привлечение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. С театрализованными действиями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. Немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.

Для привлечения и заинтересованности детей к инсценировкам должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке увидев кошку, я привлекаю внимание к ней: "Посмотрите, какая пушистая и интересная кошка. Она пришла, чтобы с вами поздороваться. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь изобразим ее и помяукаем, как она".

В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры ( пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировке сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Я заметила, что дети намного увереннее чувствую себя, если одну или две из ролей играет воспитатель. Они видят пример, чувствуют опору и гораздо увереннее ведут себя в процессе игры. Так уже  в средней группе мы выходили с показом сказок «Дюймовочка на новый лад» для родителей, и с показом С.Я. Маршак «Сказки о глупом мышонке» для детей Помимо самостоятельных показов сказок, мы показывали сценки и в плановых праздниках и досугах.

Из своей работы я сделала вывод, что любая задача любой НОД  решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыграют.  Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении направленной образовательной  деятельности.

     Например, знакомя детей с представлением деления предмета на равные части на занятиях по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах.  Можно просто раскрасить рукавичку на занятиях по ИЗО- деятельности, а можно разыграть  мини-спектакль, где медведю предлагают жить в другой рукавичке. А эта рукавичка белая ,и медведь не хочет в ней жить, и дети с радостью ее раскрасят. На занятиях по развитию речи можно разыграть сценку из рассказа  В. Драгунского «Шишка», где можно сразу охватить несколько звуков «С», «Ф», «Х» и «Ш». В итоге результат образовательной деятельности  получается эффективнее, а детские знания - гораздо прочнее. 

За два года дети стали дружнее, стали чувствовать ответственность друг перед другом за общее дело, многие дети преодолели свою робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность способствует тесной связи с родителями ,они с радостью смотрят наши сказки, многие с удовольствием откликаются на наши просьбы о помощи в изготовлении декораций и атрибутов..

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

 Театр вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов  воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Моё мнение, театрализованная деятельность должна стать неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее