Методический доклад «Свойства музыкального слуха»
Основной целью курса сольфеджио является обучение, воспитание и развитие разных сторон музыкального слуха. Но в процессе занятий учащиеся должны приобрести также целый ряд навыков, в первую очередь – чтения и записи музыки.
В чтении с листа как бы синтезируется ряд умений и знаний, полученных в процессе обучения, выявляются разные свойства музыкального слуха.
Для чтения с листа необходимы теоретические знания, достаточно развитые интонационно-ладовый слух и чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы и логики музыкальной мысли, умение выразительно передать ее содержание при исполнении. Таким образом, для чтения с листа требуется определенная предварительная подготовка: даже при хороших музыкальных данных без обучения читать с листа учащиеся не могут.
А. Барабошкина пишет, что для того, чтобы начать работу над чтением с листа, нужно владеть следующими навыками: 1) умением петь без поддержки инструмента; 2) чистотой, распевностью пения; 3) умением мысленно представлять себе звуки; 4) знанием нот и пониманием нотной записи.
Работая над чтением с листа, педагог должен всегда учитывать, какой сложный процесс происходит в коре головного мозга ученика: «вижу – понимаю – мысленно представляю – исполняю. Учащийся получает зрительные раздражения, перерабатывает их в звуковые представления и затем исполняет. Необходимы большое терпение и скрупулезная постепенность в наращивании трудностей, разумная подготовка к новым трудностям, тренировка уже освоенного.
Особенное внимание нужно обратить на воспитание внутренних представлений. «Мысленно готовлюсь» – один из важнейших этапов в процессе чтения с листа. Умение представлять себе внутренним слухом звучание нотной записи, иначе говоря – «предслышать» написанное – главное условие для успешной работы над чтением с листа.
Вся работа над развитием внутреннего слуха основана на осознании видимого нотного текста, на умении охватить его и понять. Этап «мысленно готовлюсь» требует времени, во многом зависит от индивидуальных особенностей и поэтому не следует торопить учащихся.
Для чтения с листа большое значение имеет развитая память. Накопив в памяти путем тренировки на интонационных упражнениях звуковые представления элементов музыкальной речи, типичные обороты мелодий в разных стилях, мы тем самым создаем возможность, видя эти элементы в новом незнакомом тексте, предслышать их.
Зрительный охват «горизонтальной», графической линии мелодии с ее взлетами и спадами, плавным и скачкообразным движением и т. д. должен вызывать немедленную реакцию во внутреннем слухе. Для этого полезно напевать мелодию на слоги или гласные (не называя нот), следя за линией мелодии.
Для развития внимания и творческого воображения полезно читать с листа примеры с вариантами, где нужно представить себе звучание измененных
оборотов. Стимулируя творческую фантазию учащихся, можно предложить им сочинить мелодию на данный ритм и затем пропеть ее с названиями нот (не записывая).Упражнения на развитие внутреннего слуха нужны не только на первоначальном этапе, но и в дальнейшем – при появлении новых интонаций в примерах для чтения с листа.
Педагогу следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их.
Одним из важных принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей, умение правильно подбирать примеры. Определение трудности примера требует анализа довольно большого числа признаков. Обычно считают главными признаками тональность, ритмический рисунок, наличие хроматизмов, модуляций и т. д.
Помимо перечисленных, при выборе примеров для чтения с листа следует учитывать еще следующие признаки.
Вокальные трудности. Здесь имеется в виду в первую очередь диапазон, а главное, тесситура мелодии. Жанр также имеет большое значение: легче всего поются народные песни, мелодии для голоса (песни, романсы, арии), труднее для исполнения инструментальная музыка.
Метроритм и форма. Кроме ритмического рисунка на трудность примера влияет его структура. Повторность, квадратность формы всегда легче воспринимается, чем более сложная, неквадратная структура (с расширениями, дополнениями). Необходимо научить учащегося разбираться в структуре примера и не разрешать ему петь, прежде чем он не сделает его мысленный анализ.
Темп. Особую трудность представляет собою умение установить и выдержать правильный темп. Правда, на уроках сольфеджио указанные автором темпы редко выполняются, все поется в среднем темпе. Тем не менее необходимо учитывать, что трудность примера в большой степени зависит от темпа его исполнения. Как правило, привычнее и легче средние темпы, а быстрые темпы требуют хорошей техники исполнения. Медленные темпы очень трудны. Здесь очень важно «дотягивать», допевать длинные ноты.
Интонационные и ладогармонические трудности. Они зависят от стилистических и национальных особенностей каждого примера. Диатоника или хроматизмы и модуляции в стиле классиков значительно легче исполняются, чем в мелодиях романтиков и современных авторов. Новые интонации, более сложные обороты трудно поддаются мысленному предслышанию. В процессе работы над развитием мелодического и гармонического слуха в сознании учащихся не накапливается достаточного количества интонаций и оборотов, близких языку современной музыки. То же можно сказать и о национальных особенностях мелодий. Отсюда следует, что, учитывая эти трудности, надо стремиться возможно больше разнообразить репертуар для чтения с листа, учить петь и читать новые, непривычные для слуха мелодии. Иначе слух и навыки учащихся будут лишены активности и движения вперед. Поэтому на занятиях следует использовать сборники разных авторов и главным образом те, содержание которых составляют примеры из музыкальной литературы разных стилей.
Большое значение для развития навыка чтения с листа имеет эстетическая сторона подобранного примера – его выразительность, яркость и художественная ценность. Чем красивее мелодия, тем легче ученику, слушая свое исполнение, увлекаясь, творчески представлять себе дальнейшее развитие ее. Такие мелодии легко запоминаются, легко поются. Важна также логическая ясность мелодии, облегчающая ее понимание и исполнение, и, наконец, – доступность примера для данного возраста.
Для того чтобы процесс чтения с листа протекал правильно и давал лучшие результаты, следует приучить учащихся к определенному порядку действий:
Бегло просмотреть пример, обратив внимание на отдельные, кажущиеся трудными обороты.
Осознать написанное. Проанализировать структуру примера, определить лад и тональность, отметить модуляции (если они имеются), характерную ритмическую фигуру, линию развития, штрихи, динамику.
Настроиться в тональности и представить себе нужный темп.
Мысленно представить себе первые такты или первую фразу. Это дает возможность в процессе пения все время как бы смотреть вперед.
Во время пения слушать себя, чувствовать течение мелодии, логику ее развития, петь красиво.
Практические приемы работы над чтением с листа
Начальный период обучения. Чтение (называние) написанных нот. Пение знакомой записанной мелодии: сольфеджируя, глядя на ноты, воспроизводить ритм знакомой песни; по нотному тексту, мысленно, не пропевая вслух, найти знакомую песню. Задача этого периода – установить связь между видимыми знаками и звучащей знакомой мелодией.
Первые попытки, глядя в ноты, представить звучание и затем спеть мелодию. Пение на слоги, по указке в настроенной тональности.
Воспроизведение записанного ритма со счетом вслух. Пение отдельных фраз, оборотов по нотам. Допевание концов фраз с названием нот.
З. Подготовка к прочтению с листа. Словесный анализ нотного текста: лад, тональность, форма, структура. Пропевание (после настройки) отдельных
мелодических оборотов из примера. Сольмизация (чтение нот в ритме) с дирижированием. Мысленное узнавание мелодий, выученных по нотам.
4. Тренировка. В последующем периоде работы над чтением с листа особое значение приобретают различные тренировочные формы. К ним можно отнести:
разучивание примеров, пройденных в классе или предварительно проигранных на инструменте. Главная задача – качество пения и свобода жеста;
пение в разных темпах выученного примера. Задача - развитие техники, умение удержать данный темп;
пение с транспозицией на заданный интервал, пение в разных тональностях на слоги и с названием нот. Задача – выработка свободы в назывании нот и ориентации в разных тональностях;
сольфеджирование наизусть - вначале в выученной тональности, затем в разных других тональностях. Задача – укрепление связи между звуком и его названием;
пение без названий нот, на слоги или гласные. Задача - видя нотную запись, координировать ее линию развития с движениями голосового аппарата;
пение вслух и про себя (чередуя по фразам или по указанию педагога). Задача – закрепление четкости внутренних представлений.
выучивание примера по нотам мысленно и затем исполнение его наизусть. При этом не обязательно сольфеджировать; очень полезно, выучив, спеть его на слоги или на гласную. Задача – проверка точности внутренних представлений, способности слышать музыку, видя ноты.
Вся работа над воспитанием и развитием навыка чтения с листа ведется обязательно без сопровождения, а главное – без подыгрывания на инструменте. Педагог не должен во время пения исправлять ошибки в исполнении при помощи фортепиано и постоянно подыгрывать или поправлять неверное звучание. Оно лишает учащихся самостоятельности, умения самому исправить ошибки и создает вредную привычку ожидать такой подсказки, находить в ней подкрепление. С самого начала надо воспитать у учащихся сознание того, что при чтении с листа нужно слышать мысленно и петь без инструмента, только на основании слуха.
Для того чтобы научить ученика самостоятельному чтению с листа, можно рекомендовать следующие приемы:
петь одному, не видя клавиатуры фортепиано;
стремиться пропеть весь пример от начала до конца, не останавливаясь, даже если будут ошибки. Если же возникают трудности и остановки – начать петь с начала или со следующей фразы. При этом непременно нужно слушать самого себя, вернее, исполняемую музыку.
Воспитывая самостоятельность, педагогу следует научить ученика самого исправлять свои ошибки. Для этого нужно, чтобы он крепко удерживал в памяти настройку в данной тональности, умел в случае ошибки начать с нужной ступени или вспомнить начальную тональность и начать снова. Никогда не следует торопить ученика с началом пения, пусть лучше хорошо продумает, представит себе мелодию, а потом начнет.
Работая над чтением с листа, педагог должен быть очень внимателен к каждому ученику, проявлять большое терпение. Пусть вначале продвижение будет медленным, трудным, но только так можно заложить правильную основу формирования навыка, и результаты скажутся позднее. Каждый выученный пример полезно исполнить с сопровождением, выразительно, красиво, с динамикой, чтобы не лишить учащихся эстетического удовлетворения от своей работы.
Особое место должно занимать исполнение с листа произведений (или отрывков) из художественной литературы с сопровождением фортепиано. Наиболее удобны для этого вокальные произведения: романсы, арии, песни. Но можно использовать также и некоторые произведения для струнных, духовых инструментов. Такое чтение очень увлекает учащихся, воспитывает их исполнительский вкус, доставляет эстетическое удовольствие, приучает к одной из форм домашнего музицирования. Аккомпанемент облегчает интонирование мелодии, если ученик чувствует и слушает гармонию. Кроме того, аккомпанемент организует процесс пения, заставляет держать темп, правильно вступать после пауз и цезур.
В итоге отметим наиболее важные положения, касающиеся работы над чтением с листа:
Чтение с листа – это навык, являющийся результатом развития слуха и обучения. Им определяется уровень профессиональной подготовленности музыканта.
Основная задача педагога – уметь правильно и постоянно увеличивать трудности, понимать причины недостатков каждого учащегося, воспитывать правильный процесс чтения.
З. В работе надо использовать и чередовать разные формы подготовительные упражнения, разучивание и тренировки, собственно чтение с листа.
Необходимо неустанно следить за качеством исполнения, не удовлетворяться примерным ритмом и приблизительной интонацией.
Рекомендуется широко использовать для пения примеры из музыкальной литературы, а также различные пособия и сборники.
Использованная литература:
1. Давыдова Е. О курсе методики сольфеджио. // Методика преподавания историко-теоретических дисциплин. Вып. XXVI. М., 1977. С. 25.
2. Карасева М. Сольфеджио-XXI: между мечтой и прагматикой. // Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Составители О. Берак, М. Карасева. М., 2006. С.10.
3. Кодай З. Кто хороший музыкант? // З. Кодай. Избранные статьи. М., 1982. С. 232.
4. Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио. М., 1985. С.31.
5. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л., 1970. С.8.
8