«Осенний фестиваль знаний 2024»

Связь нотного письма с пением и методикой игры по нотам

Перед преподавателем стоит задача, чтобы в связи с нотными знаками у детей развилось представление о высоте звука (мелодия) и о длительности звука (ритм). Способы осуществления этой задачи могут быть очень разнообразны и индивидуальны. Но не должен отсутствовать последовательный контроль над тем, действительно ли учащийся по нотным знакам представляет себе именно звуковые качества.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

«Связь нотного письма с пением и методикой игры по нотам»

При работе с детьми в классе фортепиано следует придерживаться двух основных правил:

– первое: не начинать игру по нотам прежде, чем ученик сможет нажатие клавиши ощущать как внешнее выражение своего музыкального представления. Поэтому не рекомендуется начинать игру по нотам, когда учащийся ещё не в состоянии подобрать на рояле ту или иную песенку на слух.

– второй принцип: процесс усвоения нотного письма должен протекать так медленно, чтобы ученик имел время основательно запечатлеть у себя в памяти связь между определённой нотой и определённым звуком. Однако с самого начала связующим звеном между прочтением ноты и нажатием клавиши должно быть слуховое представление звука. Звука определённой высоты, длительности, громкости и, возможно, даже и тембра.

Перед преподавателем стоит задача, чтобы в связи с нотными знаками у детей развилось представление о высоте звука (мелодия) и о длительности звука (ритм). Способы осуществления этой задачи могут быть очень разнообразны и индивидуальны. Но не должен отсутствовать последовательный контроль над тем, действительно ли учащийся по нотным знакам представляет себе именно звуковые качества.

Методика игры по нотам предполагает следующее:

– начинаем с показа только от одной до трёх нот, расположенных в тесситуре голоса ученика, без одновременного объяснения ритмических длительностей; ноты можно поначалу записывать, например, как половинные. Ученик сначала ищет ноты, затем только читает их названия. Потом он может записывать пройденные ноты в виде маленьких диктантов (спетых или сыгранных педагогом). Записанные таким образом коротенькие мелодии ребёнок должен по этой записи сначала спеть, а затем сыграть (можно одним пальцем).

– после терпеливой и основательной проработки первых нот число их можно увеличить до пяти-шести. С помощью преподавателя ученик записывает знакомые маленькие песни, применяя эти ноты (пока без различения ритмических длительностей, но уже с тактовой чертой).

– следующая ступень: ознакомление ученика с принципами записи ритмических длительностей. В пропетых песнях ученик различает долгие и краткие слоги и учится их прохлопывать (нотами: половинная – четвертная либо четвертная – восьмая). И затем наоборот – так же прохлопывает или играет на одном звуке данные короткие записи ритмических обозначений.

– на основе первых уже изученных пяти-шести звуков соединяем обозначения мелодической линии и ритма – как при письме, так и при чтении нот. Играя по нотам, ученик – насколько возможно – сначала «пропевает» каждое упражнение, потом играет: сначала одним пальцем, затем всеми пальцами правой руки, далее всеми пальцами левой руки.

– лишь после этого к уже известным нотам добавляются другие: либо ноты fc в басовом ключе, либо звуки второй октавы cg. И теперь ученик должен спеть каждую мелодию, прежде чем будет её играть. Поскольку эти звуки не совпадают с его голосовыми возможностями, он должен при помощи октавной транспозиции перенести их в свою тесситуру.

Последовательность в обучении не имеет ничего общего с назойливым повторением пройденного. И развитие музыкальности с использованием маленьких игр, пьес, заданий, контрольных упражнений и загадок должно быть продолжено на протяжении всего времени учёбы.

Преподаватель в своей повседневной работе никогда не должен терять из поля зрения наиважнейший их дидактических принципов, который имеет большое значение: инструментальное обучение должно быть не тягостным трудом, а привлекательной гранью жизни.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее