Сценарный план к уроку математики в 5- классе
Тема урока «Задачи на движение»
Автор: учитель математики МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области Давыдова Лариса Викторовна |
Цель: актуализировать и углубить знания учащихся о способах решения задач на движение
Задачи урока (пути реализации цели):
- образовательные (формирование познавательных УУД):
умение решать задачи на движение в процессе реальной ситуации;
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
анализ объектов и синтез;
умение понимать и использовать кластеры, формулы.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
устанавливание связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
аргументирование своей точки зрения и оценка событий;
сотрудничество с учителем и сверстниками, проявление творческой инициативы, самостоятельности в групповой работе, парной, восприятие и передача информации, отражающей содержание и условия коллективной деятельности.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развитие нетрадиционного парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения;
пробуждение наблюдательности и любознательности, интереса к исследовательской деятельности и интеллектуальной активности;
оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности;
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в виде кластера.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент из мультфильма «На перекрестке», авторский медиапродукт: презентация из 17 слайдов (Microsoft Power Point).
Для учащихся: карточки с формулировками правил, карточки с текстом самостоятельной работы, набор фигур для головоломки.
Структура урока:
Мотивация
Содержательная часть
Психологическая разгрузка
Головоломка (интеллектуальной разминки)
Содержательная часть
Резюме
1.Мотивация (эффект «чуда») Цель: обеспечить мотивацию обучающегося к занятию, развивать его любознательность, побудить к поисковой деятельности.
| Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Нам жизнь подарила еще одну возможность встретиться и пообщаться. Вашу готовность отвечать я буду видеть по поднятой руке. Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Желаю вам быть активными, трудолюбивыми на уроке и помнить главное – вы самые талантливые ученики. Сегодня на уроке мы повторим, то, что вы изучали на предыдущих уроках и узнаем много интересного и нового. Давайте подготовим тетради, запишите число, классная работа. (включение в деловой ритм) В школу вы каждый день добираетесь по-разному: кто-то приходит пешком, кто-то приезжает на автобусе, кого-то привозят на машине. (слайд 3)Обратите внимание на экран (видео из мультфильма «На перекрестке»). Какие правила не знает мальчик? (ответы обучающихся) Ребята, а вы всегда соблюдаете правила дорожного движения? (включение в тему урока) Сегодня наш урок будет связан с … Впрочем тему урока вы узнаете, разгадав слова (слайд 4) Ключом к отгадке будут правильные ответы к примерам: ∙ ; : ; ∙ . (ответы: , 1, 1) (определение темы урока) Итак, запишите тему урока: Задачи на движение. Ребята, вы знакомы уже с такими задачами? Если тема изучена, зачем нужен сегодняшний урок? (ответ: для того, чтобы повторить, углубить знания) Что значит повторить, закрепить знания по теме «Задачи на движение»? Какие главные моменты нужно повторять? Какие конкретно факты нужно проговорить на уроке? (ответы: 1) формулы нахождения скорости, пути, времени. 2) действия с числами: правила сложения, вычитания, умножения и деления дробей). Молодцы, я с вами согласна, будем считать, что это наши общие цели на сегодняшнем уроке. (определение целей урока) Движение всегда связано с путешествием, а путешествие с приключением, сюрпризами и фокусами. Я могу вам показать фокус. Я умею отгадывать числа. Хотите проверить? 1.Задумайте число от 1 до 20; 2.Прибавьте к задуманному числу 5; 3.Результат умножьте на 3; 4. От того, что получилось, отнимите 15. Если вы мне назовёте ответ, я скажу, какое число вы задумали. Проверим?! Ребята, когда мы видим фокус, у нас есть желание его разгадать. Вы брали разные числа, но выполняли одни и те же операции. Как вы думаете, в чем секрет, в чем его суть? -Вы задумали число, я его не знаю, пусть это число х, к нему мы прибавили 5, получается (х+5). Умножили на 3 – (х+5)∙3 и из полученного результата вычли 15- (х+5)∙3-15. Какое свойство можно применить, чтобы упростить это выражение? Применяя, распределительное свойство умножения или раскрывая скобки, какое получаем выражение: 3∙х +15 -15= 3∙х. Зная ответ, какое действие остается выполнить, чтобы отгадать задуманное число. (поднятие мотивации) |
2. Содержательная часть. Цель: соединить программный материал учебного предмета (математики) с системой заданий, направленных на развитие дивергентного, логического мышления, творческих способностей учащихся, способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической и технической грамотности.
| (слайд 5)Посмотрите на слайд, я приготовила вам набор величин. 8ч; 70км/ч; 300м; 5мин; 200км; 15м/с Скажите, как можно было бы разделить, разбить их на группы? По каким признакам? (ответ: разделить по единицам измерения) Как называются эти величины? (ответ: величины называют скорость, время, путь) Пока вы предлагали мне свои варианты, у меня возник вопрос: какими буквами обозначаются скорость, время и путь в математике? (ответ: скорость - ʋ; время – t; путь – S) Кто может записать формулы для их вычисления? А для чего нужны формулы? (ответ: формулы нужны, чтобы вычислять нужную величину) В ходе дискуссии на доске составляется кластер. (величина, формула, единицы измерения) Какие известные вам действия встречаются в формулах? (ответ: умножение и деление.) Я думаю, что они достойны, того чтобы мы вспомнили, как они выполняются. Я приготовила карточки и каждую формулировку правила разделила на две части. Сейчас наша задача найти пару, найти две части. У кого-то из вас первая половина правила, у кого-то – вторая. Попробуем? Встаньте те два человека, кто считает, что на ваших карточках часть правила умножения дробей. Встаньте те два человека, кто считает, что на ваших карточках часть правила деления дробей. Встаньте те два человека, кто считает, что на ваших карточках часть правила умножения взаимно обратных дробей. ( умение понимать и использовать кластеры, формулы, актуализация знаний)) (слайды 6-8)Обратите внимание на доску. Сформулируйте вопрос к рисунку. ( аргументирование своей точки зрения и оценка событий) Следующее задание вы будете решать в группах, вспомните правила работы в группе, в каждой группе есть мой помощник. Распределите свои обязанности так, чтобы как можно быстрее решить задачу и предоставить ее решение одноклассникам. Задача. Расстояние между двумя машинами, движущимися по шоссе, 150 км. Первая машина едет со скоростью 50 км/ч, вторая – 70км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 1 час? Чем отличается эта задача от предыдущих задач? (ответ: у нее нет конкретного условия). Подумайте, какие ситуации возможны? (решают задачу-исследование и предоставляют свои решения) (слайды 9-12) (сотрудничество со сверстниками, проявление творческой инициативы, самостоятельности в групповой работе) Скажите, а в жизни вы встречались с такими задачами? |
3. Психологическая разгрузка Цель: снизить психологическую напряженность на фоне мышечного расслабления.
| Я вижу, что задачи на движение вы умеете решать хорошо. Сейчас мы устроим соревнование, и я определю, кто считает лучше. У нас три команды: первая, вторая, третья. Объявляются правила игры, правила соревнования. Для каждой команды я приготовила пять заданий, в каждом необходимо найти недостающую величину. Номер задания соответствует номеру парты в ряду, сейчас вы решите, кто будет записывать ответ на доске. Еще одно правило, если вы считаете, что предыдущий ответ неверный, разрешается его исправить. Договариваемся уважительно относиться к соперникам, запрещается толкаться. Сейчас закрываем глаза. (открываются задания). Открывайте глаза, объявляю старт. S = 100м, t = 5 мин (ответ: ʋ = 20м/мин) ʋ = м/с, t = c (ответ: S =1м) S = 150 км, ʋ = 60 км/ч (ответ: t =2 ч) S = 9 км, t = ч (ответ: ʋ =12 км/ч) ʋ = 10 км/ч, t = ч. (ответ: S =1 км) Кто готов? Сравните задания. Задания были одинаковые? Сверьте ответы своей команды с ответами соперников. Что вы скажете? Поводятся итоги соревнования. Я увидела, что решая задачи и применяя умножение дробей, вы дважды получили единицу, что это значит? Какие дроби вы умножали? (снятие напряжения) |
4. Головоломка (интеллектуальная разминка) Цель: организовать тренинг учащихся по преодолению инерции мышления, развивать смекалку, создать условия для всплеска положительных эмоций, появления уверенности в своих творческих возможностях, пробудить интерес ребенка к исследовательской деятельности и интеллектуальной активности.
| У меня к вам снова вопрос действия умножить, разделить мы используем только на уроках математики? Можно их встретить в жизни? Сейчас я вам предлагаю поломать голову. У вас на партах есть набор фигурок, достаньте их, можно ли их назвать долями? (ответ: нет, доли это одинаковые части). Сколько у вас всего элементов? Найдите квадратик, отложите его в сторону. Сколько элементов осталось? На эти четыре кусочка разделили квадрат, попробуйте его собрать снова. У кого не получается, помогайте друг другу. Хорошо! Прошу обратить на меня внимание, как вы думаете, если мы добавим пятый элемент – квадрат, получим снова квадрат? (ответ: нет) Оказывается еще как сможем. (слайды 13-14) Соберите из пяти фигурок квадрат. (допускается подсказка на доске) Сейчас уберите все. У кого появилось желание еще раз собрать головоломку? (развитие нетрадиционного парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения) |
5. Содержательная часть Цель: показать практическое применение полученных знаний на уроке. Выявить трудности изученной темы. Объяснить домашнее задание.
| И у меня вновь вопрос: а понятия скорости, расстояния, времени нужны только на уроке? Обратите внимание на доску, прочитайте задачу (слайд 15) Ребята пятых классов собираются в дельфинарий на представление. Уроки заканчиваются в 13-20ч, представление начинается в 14-00. Передвигаться по городу на транспорте разрешается, не превышая скорость 60 км/ч. Расстояние от школы до дельфинария 15 км. Успеют ли дети на представление? (умение решать задачи на движение в процессе реальной ситуации) (слайд 16) Прочитайте еще одно задание: Маша и Таня живут от школы на одинаковом расстоянии, Маша проходит его за 10 мин, а Таня за 15 мин. Можно ли этот текст считать задачей? Почему? Какие вопросы можно поставить к тексту? (анализ объектов и синтез) Ребята, чтобы проверить остались у вас трудности при изучении этой темы, я вам предлагаю поработать самостоятельно. На столах у вас лежат карточки с самостоятельной работой, попробуйте ее выполнить. За одно правильно выполненное задание вы получите отметку 4, за два – 5. (слайд 17) Проверьте свое решение. (выявление трудностей изученной темы) Дома я вам предлагаю составить задачу на движение, такую, чтобы у нее было не одно решение (открытую задачу), а несколько и решить ее.
|
7.Резюме (итог) Цель: обеспечить обратную связь с учащимися на уроке (получить качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока). | Ребята, стал ли урок для вас познавательным? Какой этап был наиболее интересным, какой – показался скучным. Какие трудности вы испытывали на уроке? Что необходимо сделать для их преодоления? Поставь оценку себе и работе всего класса. Какую цель мы ставили на уроке? Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? (качественная оценка и самооценка личной и коллективной деятельности)
|