«Зимний фестиваль знаний 2025»

Сценарий урока "Алгоритмы: линейные, с ветвлением, с повторением"

Урок информатики "Алгоритмы: линейные, с ветвлением, с повторением", 6 класс, с использованием технологии активной оценки.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

А.А.Алейников (ГУО «Средняя школа №2 г.п.Круглое»)


СЦЕНАРИЙ УРОКА ИНФОРМАТИКИ В VI КЛАССЕ.

ТЕМА: «АЛГОРИТМЫ: ЛИНЕЙНЫЕ, С ВЕТВЛЕНИЕМ, С ПОВТОРЕНИЕМ»


ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: предполагается, что в конце занятия учащиеся будут знать виды алгоритмов (линейные, с ветвлением, с повторением); уметь применять полученные знания при решении учебных задач (различать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением; распознавать ситуации, в которых они применимы), успешно выполнять задание в виде теста.

ЗАДАЧИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию у учащихся логического и алгоритмического мышления; содействовать развитию у учащихся умений организовывать собственную деятельность, коммуникативных умений, навыков взаимодействия; создать условия для самореализации личности в учебной деятельности, становления учебной субъектности учащихся.

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

ТЕХНОЛОГИЯ: элементы активной оценки.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебное пособие «Информатика», мультимедийная презентация, раздаточный материал, оценочные листы, полоски для использования приема «неподнятой руки», пособие «Светофор».


ХОД УРОКА:


  1. МОТИВАЦИОННО - ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП


Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я рад вас всех видеть сегодня. Проверьте, пожалуйста, себя, у каждого на столе должен быть учебник, тетрадь, дневник, оценочные листы, материалы для работы на уроке, которые я для вас подготовил. На лице улыбка и в душе хорошее настроение. Ребята, а давайте, подарим улыбку нашим гостям, и поделимся хорошим настроением с моими коллегами.

А сейчас начинаем наш урок. Надеюсь, что он будет интересным и успешным. А чтобы определить путь к успеху я предлагаю каждому из вас выбрать для себя девиз на урок (раздаточный материал):

  1. Трудись, другого пути к успеху нет!

  2. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя!

  3. Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади. (Аристотель).

  4. Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится. (Томас Фуллер).

  5. Ты можешь тогда, когда веришь, что можешь.

  6. Тот, кто хочет, ищет тысячу возможностей, кто не хочет – тысячу причин. (Анализ выбранного девиза). (Прием «неподнятой руки»).

Ребята, давайте вспомним понятия, с которыми мы познакомились с вами на прошлом уроке во время нашего путешествия по стране «Алгоритмы» (прием «неподнятой руки»).

  • Как вы думаете, что такое алгоритм? (Понятная и конечная последовательность точных действий (команд), формальное выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи).

  • А какой синоним можно подобрать к этому термину? (Правила).

  • Приведите примеры алгоритмов (2-3 примера).

  • Как называется процесс создания алгоритма? (Алгоритмизация).

  • А кто создает алгоритмы? (Человек или группа людей).

  • А кто может выполнить алгоритм? (Исполнитель алгоритма т.е. человек (группа людей) или техническое устройство (робот, компьютер), которые понимают команды алгоритма и умеют правильно их выполнить).

  • Что называется системой команд исполнителя? (Набор команд, которые понимает и может выполнить исполнитель команд).

  • Почему процесс исполнения алгоритма можно автоматизировать? (Исполнитель выполняет команды формально, не рассуждая над их смыслом).

  • Всегда ли исполнитель может выполнить понятные ему команды? (Нет, только находясь в определенной обстановке, которая образует среду обитания исполнителя).

Проверка домашнего задания.

Ребята, покажите с помощью пособия «Светофор», насколько вы справились с домашним заданием (упр.2, §18, упр.2, §19, с учетом критериев НаШтоБуЗу (Приложение 1)).

Планируемый метапредметный результат: формирование познавательных компетенций (систематизация знаний, формирование практического опыта познавательной и интеллектуальной деятельности у учащихся в процессе фронтальной работы по проверке домашнего задания); коммуникативных компетенций (формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог); регулятивных компетенций (умение самостоятельно управлять собственной деятельностью (выбор девиза на урок)).



  1. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ


Для чего нам нужны алгоритмы? (Прием «неподнятой руки»). (Чтобы решать самые разнообразные задачи). Если алгоритм помогает нам решать самые разнообразные задачи, то наверное и алгоритмы бывают разные.

Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Виды алгоритмов). Молодцы, верно!

Итак, тема урока “Виды алгоритмов”. (Слайд 1, «Виды алгоритмов). Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Совместное целеполагание. Учитель совместно с учащимися формулируют цели на языке учащихся:

- Я буду знать виды алгоритмов;

- Я буду уметь различать алгоритмы, распознавать ситуации, в которых они применимы, приводить примеры алгоритмов разного вида. (Слайд 2, «Цели на языке учащихся»). Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

Ключевой вопрос: «Вся наша жизнь – это алгоритм. Какого вида?»

(Обсуждение). (Прием «неподнятой руки»).

Планируемый метапредметный результат: формирование регулятивных компетенций (учащиеся самостоятельно определяют цели обучения, умеют ставить и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности, умеют ее организовывать и ею управлять, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности).


  1. ОПЕРАЦИОННО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


Сегодня на уроке каждый из вас испытает себя в роли и создателя, и исполнителя определенных алгоритмов. Мы сможем выделить виды алгоритмов и дать им названия. Итак, ребята, обратите внимание на экран. (Слайд 3, Алгоритм «Утро Пети»). (Анализ алгоритма). (Прием «неподнятой руки»).

Как выполнить алгоритм? Как можно назвать такие алгоритмы? Чтобы выполнить алгоритм, нужно все команды выполнить последовательно, одну за другой, в порядке их записи. Все действия как бы выстраиваются в одну линию. Отсюда и название – линейный. Алгоритмы, в которых команды выполняются одна за другой, в порядке их записи, называются линейными. (Учащиеся записывают определение в тетрадь). (Слайд 4 «Линейные алгоритмы»). Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

Задание 1. «Слепить снеговика». (Расставить номера команд в нужном порядке, (Приложение 2)). (Слайд 5, задача «Слепить снеговика»). Анализ задачи.

Ребята, а что будет, если команды выполнять в произвольном порядке или пропустить отдельные команды? (Не получим решение поставленной задачи). А кто может быть исполнителем данного алгоритма? Всегда ли можно выполнить данный алгоритм? (При соответствующей обстановке – среде обитания исполнителя). (Прием «неподнятой руки»).

Следующий вид алгоритмов хорошо описывает строка: «Прямо поедешь – и тебе, и коню погибель, влево поедешь – сам живым не будешь, а вправо – сам жив будешь, а конь твой погибнет…». (Слайды 6,7, фрагмент сказки «Иван царевич и серый волк»). Вместе с учителем учащиеся анализируют ситуацию, действия героя сказки.

Можно ли назвать действия героя сказки линейным алгоритмом? (Прием «неподнятой руки»). Нет. Почему? (У героя сказки есть выбор).

А сейчас поиграем. Я буду называть предложение, а вы попытаетесь отгадать соответствующую ему пословицу (Приложение 3).

  • Если два дела делать, то ничего не получится (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь). (Слайд 8).

  • Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь (Тише едешь – дальше будешь). (Слайд 9).

  • Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи (Без труда не вынешь рыбку из пруда). (Слайд 10).

Чем похожи предложения, которые я читал? (Слайд 11). (В них предполагается выбор, проверяется условие, а затем выполняется действие). (Волшебные слова: Если- то – иначе).

Как мы назовем алгоритмы, содержащие условие? (условным, разветвляющимся, алгоритмом с ветвлением). (Слайд 12, «Алгоритмы с ветвлением»). (Учащиеся записывают определение в тетрадь). Алгоритмы с ветвлением – это алгоритмы, в которых есть выбор действий в зависимости от условия. Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

А сейчас перед вами фрагмент известной сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». (Слайд 13, фрагмент сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»). Составить алгоритм действий кота ученого. (Учащиеся составляют алгоритм и записывают в тетрадь).


IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Видео). (Слайд 14).


ОПЕРАЦИОННО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (продолжение).


Ребята, все ли алгоритмы являются линейными или с ветвлением?

Посмотрите следующий слайд презентации. На экране фрагмент сказки «О рыбаке и рыбке». (Слайд 15, фрагмент сказки «О рыбаке и рыбке»). (Анализ учебной ситуации во фрагменте сказки «О рыбаке и рыбке»). (Прием «неподнятой руки»).

Что мы замечаем в действиях старика? (Многократное повторение какого-либо действия).

Рассмотрим следующую задачу. (Слайд 15, фрагмент сказки «О рыбаке и рыбке»). (Волшебное слово: Пока).

Как мы назовем алгоритмы с многократным повторением какого-то действия? (Алгоритмы с повторением). (Слайд 16 «Алгоритмы с повторением»). (Учащиеся записывают определение в тетрадь). Алгоритмы с повторением (циклические алгоритмы) – это алгоритмы, которые предусматривают многократное повторение одного и того же действия. Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

Итак, сколько видов алгоритмов вы теперь знаете? Перечислите их. (Линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением). (Слайд 17, «Виды алгоритмов»). (Прием «неподнятой руки»).

Планируемый метапредметный результат: формирование познавательных компетенций (формирование знаний, умений и практического опыта познавательной и интеллектуальной деятельности у учащихся в процессе изучения учебного материала по теме «Виды алгоритмов», учащиеся будут знать виды алгоритмов, определение линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлением и повторением, уметь приводить примеры алгоритмов всех видов); коммуникативных компетенций (учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог); регулятивных компетенций (формирование умений анализировать, корректировать и оценивать собственную деятельность).


  1. КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП


Практическая работа. Выполнение теста. (Приложение 4).

Дополнительные задания к уроку (Приложение 5). (Работа в парах, обратная связь с помощью пособия «Светофор»).

Планируемый метапредметный результат: формирование познавательных компетенций (формирование знаний, умений и практического опыта познавательной и интеллектуальной деятельности у учащихся в процессе изучения учебного материала, умений применять полученные знания при решении учебных задач (различать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением; распознавать ситуации, в которых они применимы, успешно выполнить задание предложенного теста), коммуникативных компетенций (развитие навыков взаимодействия, сотрудничество с одноклассниками при работе в парах, формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог), регулятивных компетенций (формирование умений организовывать, анализировать, корректировать и оценивать собственную деятельность, повышение уровня самореализации личности учащихся в учебной деятельности, становления их учебной субъектности).


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Ребята записывают домашнее задание: §20, пример 3, привести примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлением и алгоритмов с повторением из повседневной жизни. НаШтоБузу к домашнему заданию (Приложение 6). (Слайд 18, домашнее задание). Обратная связь с помощью пособия «Светофор».


  1. ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка и взаимооценка. (Слайд 19, самооценка и взаимооценка).

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Как ты оцениваешь свою работу на уроке, работу одноклассников?

  • Какие возникали затруднения в процессе урока?

Анализ цели урока, ключевого вопроса. (Слайд 19, «Вся наша жизнь - алгоритм…»). Учащиеся заполняют оценочные листы. Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

Ребята, сегодня мы не покидаем эту чудесную страну «Алгоритмизация». Впереди у нас увлекательные путешествия, мы познакомимся с новыми понятиями, с новыми интересными задачами.

В заключение хочу сказать, что вся наша жизнь – это алгоритм, но алгоритм не только линейный, не только с ветвлением или с повторением. Это алгоритм сложной структуры. И я желаю, чтобы каждое ваше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату. Спасибо всем за урок. Вы хорошо потрудились, молодцы!

Планируемый метапредметный результат: формирование коммуникативных компетенций (формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог, конструктивно критиковать других и самим принимать критику, приобретение опыта деловых отношений), регулятивных компетенций (формирование умений анализировать, корректировать и оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников).








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Информатика. VI–XI классы. – Минск : Национальный институт образования, 2012.

  2. Информатика: учебное пособие для 6-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / А.Е.Пупцев [и др.]. Минск: Народная асвета, 2008.

  3. Запрудский, Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся/Н.И.Запрудский.-Минск: Сэр-Вит, 2012.-160 с.

  4. Хуторской,А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - No1. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. - Дата доступа: 03.10.2016.





























Приложение 1

НаШтоБузу к домашнему заданию:

  1. Знать:

  1. Что такое алгоритм?

  2. Какой синоним можно подобрать к этому термину?

  3. Как называется процесс создания алгоритма?

  4. Кто создает алгоритмы? Кто может выполнить алгоритм?

  5. Что такое исполнитель?

  6. Что называется системой команд исполнителя?

  7. Почему процесс исполнения алгоритма можно автоматизировать?

  8. Всегда ли исполнитель может выполнить понятные ему команды?

  9. Для чего нам нужны алгоритмы?

  1. Уметь:

  1. Приводить примеры алгоритмов из повседневной жизни и учебной деятельности (2-3 примера);

  2. Приводить примеры исполнителей алгоритмов (3-4 примера).

  1. Наличие и правильность выполнения упр.2 (§18, стр. 95), упр.2 (§19, стр.99).


Приложение 2

ЗАДАНИЕ 1. «Слепить снеговика». Расставить номера команд в нужном порядке.


Воткнуть морковку между угольками.


Слепить третий шар, меньше второго, и положить его на второй шар.


Слепить из снега большой шар и положить его на землю.


Слепить второй шар, меньше первого, и положить его на первый шар.


Надеть ведро на третий шар.


Сделать глаза из угольков на третьем шаре.


Приложение 3

ЗАДАНИЕ 2. К предложению подберите соответствующую ему пословицу.

  1. Если два дела делать, то ничего не получится.

  2. Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.

  3. Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.

Пословицы:

  1. Без хорошего труда нет плода.

  2. Тише едешь – дальше будешь.

  3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

  4. Дело мастера боится.

  5. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

  6. По заслугам и честь.

Приложение 4

ТЕСТ «Алгоритмы: линейные, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением».

Задание 1.

Можно ли считать следующие команды алгоритмом (ответ: да, нет):

Пойди туда, не знаю куда. Ответ ______

Задание 2.

Расставьте команды алгоритма в правильном порядке. Укажите тип алгоритма.


Поискать нужную книгу



Войти в книжный магазин



Оплатить стоимость книги



Выйти из книжного магазина



Взять нужную книгу



Вид алгоритма



Задание 3.

Расставьте команды алгоритма в правильном порядке. Укажите тип алгоритма.


Если нет машин, дойти до середины дороги



Посмотреть направо



Если нет машин, дойти до конца дороги



Посмотреть налево



Вид алгоритма



Задание 4.

Запишите алгоритм удаления символа в тексте, одновременно опишите два способа. Укажите вид вашего алгоритма.

Вид алгоритма


Задание 4.

Запишите алгоритм удаления символа в тексте, одновременно опишите два способа. Укажите вид вашего алгоритма.

  1. Задумайте однозначное число.

  2. Прибавьте к нему 5.

  3. Если число меньше 25, то вернитесь к шагу 2.

  4. Запишите число.

Задуманное число


Полученное число


Вид алгоритма



Оцени себя! ______________


Приложение 5

Дополнительные задания к уроку

  1. Пульт управления ванной имеет две кнопки: долить 5 литров и слить 3 литра. Составьте алгоритм, позволяющий налить в ванну 4 литра воды за как можно меньшее количество команд. Укажите вид алгоритма.

  2. У Карлсона есть ведро варенья, оно вмещает 7 литров. Также у него есть 2 пустых ведерка: 4 – литровое и 3- литровое. Составьте алгоритм, который поможет Карлсону отлить 1 литр варенья к чаю в меньшее (3- литровое) ведерко, оставив 6 литров в большом (7– литровом) ведре. Укажите вид алгоритма.

  3. Шестиведерный бочонок заполнен доверху квасом. Составьте алгоритм, который поможет разделить квас поровну двоим покупателям. Можно использовать два пустых бочонка, в один из которых входит 5 ведер, а в другой - 1 ведро. Укажите вид алгоритма.




Приложение 6



НаШтоБуЗу к домашнему заданию (§20, пример 3, стр. 108)

  1. Знать:

  1. Какие алгоритмы называются линейными?

  2. Какие алгоритмы называются алгоритмами с ветвлением?

  3. Какие алгоритмы называются алгоритмами с повторением?

  1. Уметь:

  1. Приводить примеры алгоритмов из повседневной жизни и учебной деятельности (2-3 примера каждого вида).


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее