Собрание на тему «Поговорим о нравственности»
Автор: Новикова Татьяна Анатольевна,
классный руководитель 7 «И» класса
МАОУ «СОШ №111»г. Перми
Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла.
Жан-Жак Руссо
Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам.
Теофраст
Задачи собрания:
1. Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.
2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
Форма проведения собрания: форум детей и родителей.
Подготовительная работа к собранию:
1.Анкетирование учащихся по теме: Какой я?
Учащимся предлагается набор прилагательных. Для ответа на поставленные вопросы они выбирают те прилагательные, которые больше подходят: добрый, красивый, злой, умный, талантливый, жадный, плаксивый, великодушный, умеющий прощать, грубый, несправедливый, крикливый, сдержанный, спокойный, непоседливый, говорливый, ответственный, беспечный врун, обидчивый, жертвенный, соглашающийся мстительный, добродушный, черствый.
1. Дома я…
2. В классе я…
3. С друзьями
2.Анкета для родителей по теме: Нравственные качества моего ребёнка
1.Продолжите предложения, используя прилагательные
1.Мой ребёнок дома….
2.При общении с друзьями он….
3.При общении с нами (родителями) он….
Примечание: Родители приносят анкеты на собрание.
Цель проведения встречных анкет: выявление совпадений в полученной информации, знание родителями нравственных качеств их детей;
3. Подготовка проблемных ситуаций для решения в ходе собрания.
4. Сочинение учащихся «О тех, кого в нашей семье помнят и любят».
Учащимся предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит, Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семьях добрые воспоминания.
Цель: возможность публичной презентации родителям лучших нравственных качеств их детей;
Ход собрания:
Учащиеся и их родители усаживаются в кабинете, подготовленном для проведения собрания. Они садятся в группы по пять-шесть человек. Группы образуют взрослые и дети отдельно.
Наглядность: сочинения учащихся, ватман - основа для свода нравственных качеств и норм класса;
Классный руководитель:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка! Рассказ Валентины Осеевой
Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.
1.Начать нашу работу я предлагаю с решения проблемной ситуации.
Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и ту же ситуацию. Вначале ответ дает группа детей, а затем группа взрослых. Затем представители других групп могут предложить свое мнение по решению той или иной ситуации.
Ситуации для совместного решения детьми и родителями
Каждая группа получает задание в конверте и решает нравственную ситуацию. Ситуации в конвертах одинаковые. Важно, какой вердикт вынесут дети и родители, совпадут ли их нравственные позиции. Ситуации взяты из жизни класса.
Ситуация 1
Девочка подготовила для одноклассников красивый праздник. В конце праздника каждому ученику подарили яркий воздушный шар, а девочке шара не хватило. Она заплакала. Одноклассники, получившие подарок, с хорошим настроением ушли домой, а девочке ещё пришлось делать уборку в классе.
Ситуация 2
Приблизился праздник 23 февраля. Учитель не напомнила девочкам о приближении этого праздника и девочки не поздравили мальчиков.
Ситуация 3
Дети класса в школе считаются благополучными. Однако время от времени на разных страничках в интернете появляются некорректные высказывания в адрес одноклассников.
Ситуация 4
Мама очень любит своего ребёнка и выполняет все его желания. В ответ на любые просьбы и вопросы мамы, ребёнок не реагирует, делает вид что его эти проблемы не касаются или хамит.
Ситуация 5
Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от дедушки и бабушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и т. д.
2.Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с сочинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. Каждый учащийся подходит к выставке сочинений и читает своё. Родители выбирают одно лучшее. Автор лучшего рассказа награждается ценным подарком (ручкой для написания новых рассказов).
3.Проведение экспресс опроса родителей
Они выходят по очереди к доске и записывают по одному предложению, что с точки зрения морали, «можно» и «нельзя» делать вашему ребенку. К примеру, в нашем доме нельзя: лгать; ябедничать и т. д.
4.В конце собрания родители и дети составляют свод нравственных законов класса. Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаще всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.
Полезная информация от учителя озвучивается в конце собрания для всех присутствующих
Послушание — одна из черт характера, которую надо прививать с детства. Подчинение установленным законам общества, соблюдение нравственных и моральных норм — все эти понятия должны быть естественными в жизни ребенка. Дети должны научиться быть дисциплинированными, привыкнуть слушаться, уважать старших и придерживаться определенных правил общения в коллективе.
Рекомендации для родителей: Основной метод развития нравственности, который могут использовать родители, — беседы. На них с помощью жизненных примеров, басен, пословиц, притч надо объяснять необходимые для формирования ребенка нравственные принципы, нормы поведения в обществе.
Итог собрания
Составление свода нравственных законов семьи и класса
В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания. Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предупреждению безнравственного поведения и совершения безнравственных поступков учащимися класса.
Литература по подготовке к собранию
1. Рассказы Валентины Осеевой для детей
2. Сонин В. А. Психологический, практикум. М., 1998.