Сценарий
литературно-музыкального бала «Романтика 19 века»
(звучит музыка, гости проходят в зал)
1 ОТДЕЛЕНИЕ
(за сценой)
И скоро балу быть…
И сердце трепетное бьётся…
Как даст мне Бог его прожить?
Как он душе моей придется?
И то ли радость, то ли страх
Сейчас внутри меня теснится…
Того не выразить в словах,
Тому осталось только сбыться.
Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!
Танец «Полонез»
(звучит легкая музыка, выходят ведущие)
Ведущая:
Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты,
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты
Ведущий:
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры,
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах
Ведущая:
Везде банты и кружева,
Мелькают эполеты,
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты
Ведущий:
Зал весь в свечах и зеркалах,
Хрустальный звон бокалов,
Хозяин дома объявил
Раздолию начало
Ведущая:
Мазурки музыка звучит,
Её сменяют вальсы,
Никто веселья не отверг
И скучным не остался
Ведущий:
Наш бал открыт!
Ведущая:
Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу!
Ведущий:
В этом году бал посвящен теме: «Романтика 19 века». Сегодня участники бала исполнят польки, вальсы, контрдансы, кадриль, марш и котильоны
Ведущая:
Кто-то из участников порадует нас пением, исполнением музыкальных произведений, мастерством художественного чтения и театральными постановками.
Ведущий:
Сударыня! А Вы знаете, что в соседнем зале у нас игровой салон?
Ведущая:
Конечно, и я Вам, сударь, даже больше скажу! Я, как и многие наши гости, успела там побывать! Там можно познакомиться с незатейливыми играми, загадками-шарадами, узнать свою судьбу у веселых цыганок-гадалок. А кое-кто из наших уважаемых гостей даже успел пофлиртовать с помощью таинственных карт цветов….
Ведущий:
Именно так развлекались дамы и господа 19 века на светских приемах и в гостях.
Ведущая: Обращаем Ваше внимание, в течение всего нашего вечера работает жюри – это старшеклассники школы № 11. В их власти определить самую танцевальную пару, лучшие костюмы, лучшие голоса, лучших актеров и музыкантов.
Ведущий:
Уважаемые гости и конкурсанты! В вашей власти определить лучший номер, который получит приз зрительских симпатий. Для этого вам необходимо проголосовать!
Ведущая: И именно вам сегодня предстоит выбрать короля и королеву бала! Все ваши предложения просим опускать во второй ящик для голосования.
Ведущий:
А если вы желаете кому-то из присутствующих написать письмо, сделать комплимент, а может рассказать о своих чувствах, для вас работает наша почта! Наши почтальоны в тот же миг доставят Ваше послание адресату!
Ведущая:
Лишь только вальс нам дарит этот миг,
И только он сейчас разъединяет…
Листая время, как страницы книг,
Забытым чувством снова опьяняет…
И кто подскажет, как спастись сейчас?
Я отвести уже не смею взгляда…
А вальс кружит, кружит, как в первый раз…
Душа безбрежной музыкой объята…
Ведущий:
Литературно-музыкальный бал «Романтика 19 века» начинает испанский вальс! Дамы и господа! Прошу, выстраиваемся в круг. Король всех бальных салонов – вальс. (после того как все встали) Маэстро, мы готовы! Музыку!
ИСПАНСКИЙ ВАЛЬС
Ведущий:
Спасибо. Реконструкция испанского вальса принадлежит итальянскому хореографу Фабио Моллика. Танец относится ко второй половине 19 века.
Ведущая:
Ах, сударь! Я так волнуюсь!
Ведущий:
И по какому поводу, сударыня, Ваше волнение?!
Ведущая:
Как? Разве вы не осведомлены? На нашем балу присутствую такие знатные господа!
Ведущий:
Дамы и господа! Представляем вам почетных гостей нашего бала!
(представление почетных гостей, приветственное слово от руководителя образовательного учреждения)
Ведущий:
А мы представляем вам хозяйку бала –……………………!
(слово для приветствия хозяйки бала)
Ведущая:
Созвучье нот, переплетенье слов,
И в грусти капелька надежды,
Струне гитарной ты не прекословь,
Пускай прольется свет ее безбрежный.
Ведущий:
Пускай душа заплачет о любви
Или прильнет к другой душе украдкой.
Ты в даль неясную сегодня не зови,
В плену воспоминаний ей так сладко.
Ведущая:
Созвучье нот, переплетенье слов
И вечно неразгаданная тайна,
Струне гитарной ты не прекословь,
Дослушай до конца романс печальный.
(романс в исполнении учеников 2 В класса)
Ведущий:
Кто эти прелестные создания?
Ведущая:
Ученики 2 класса ……………………..! В нашей школе есть очень интересный человек. Талантливый педагог, милая женщина, воспитавшая не одно поколение красивых голосов!
Ведущий: ее воспитанники от мала до велика, и ученики, и педагоги – призеры и победители вокальных конкурсов. …………………………………..!
Ведущая: А мы продолжаем знакомство с бальной культурой и начнем с танцев.
Ведущий: Конечно, скажете вы, как можно знать наверняка какие это были танцы?
Ведущая: В то время еще не было кино и видео творчества, чтобы запечатлеть и запомнить. Однако ведущие хореографы разных стран задались поисками источников и смогли восстановить казалось бы утраченное. Реконструированные социальные танцы, исполняемые на балах, хореографы смогли распространить по всему миру.
Ведущий: Теперь и в Березниках, небольшом городе России, они известны. Большую роль в распространении бальных танцев 19 века играет наш городской клуб исторического танца «Береслада» и их руководитель ………! Они у нас в гостях, поприветствуем!
Ведущая: Кавалеры! Приглашайте дам. Объявляется следующий танец «Марш карусель». Маэстро! Музыку!
(МАРШ КАРУСЕЛЬ)
Ведущий: 19 век – «Золотой» век литературы! Век бессмертных и прекраснейших творений! Вы только вслушайтесь в эти имена: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов….
(«Письмо Татьяны к Онегину» исполняет ученица 11 класса)
Ведущая: А у нас в гостях лицей № 1. Они дарят свой танец. Вальс из мультфильма «Анастасия»
(ВАЛЬС АНАСТАСИЯ)
Ведущая: Музыка к следующему танцу была специально написана Андреем Петровым для кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»
Ведущий: Ох уж эти гусары! Похитители дамских сердец!
Ведущая: Гусарская полька! Маэстро! Музыку!
(ГУСАРСКАЯ ПОЛЬКА)
Ведущий:
Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает на
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас романс.
Ведущая:
Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.
Ведущий:
Потом неистово и страстно
Достигнет он таких вершин,
Где будет многое подвластно,
И ты не сможешь быть один...
Ведущая: Романс «Утро туманное» исполняет ученица школы № 11 ………!
(Романс «Утро туманное»)
Ведущий:
В конце 19 века берет свое начало Серебряный век русской поэзии. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века.
Ведущая:
Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода — явление феноменальное даже для русской культуры.
Ведущий: в небольшое путешествие по литературным страницам серебряного века мы отправляемся вместе с учениками школы №3 .
(стихи С.Есенина, стихи М.Цветаевой)
Ведущий: Уважаемые участники бала! Предлагаю желающим выйти в центр! Объявляется котильон танец-игра!
Ведущая: Котильоны бывают разные: вальсовый, полечные, галоп, кадриль или мазурка. Даже название у него по-французски пикантное. Он назван так из-за присутствия фигур позволяющих дамам похвастаться вторым слоем юбок, не менее украшенным, чем первый. В 19 веке котильон был любимейшим из бальных танцев. Он давал танцующим много предлогов для разговора, для ухаживаний и даже для объяснения в любви.
Ведущий: Все дамы предпочитают кавалеров, у которых на груди красуются ордена и медали. Это говорит о мужестве и силе.
Ведущая: правила нашего котильона ордена огласит хозяйка нашего бала!
(Котильон Ордена)
Ведущая: Предлагаю Вам, сударь, отгадать о каком танце далее пойдет речь? Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом…
Ведущий: Мне кажется, это вальс! Вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
Ведущая: В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было в два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки – можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур.
Ведущий: Маэстро! Музыку! Вальс цветов!
(ВАЛЬС ЦВЕТОВ)
Ведущая: Сударь, а как Вы относитесь к балету?
Ведущий: Я восхищен русским балетом! В 19 веке русский балет достиг небывалой до этого популярности, его воспевали в своих произведениях Пушкин, Державин, Грибоедов.
Ведущая: Встречайте ученицу школы № 3!
(балетный номер)
Ведущий: В аристократических салонах в начале 40-годов 19 века получил распространение и признание чешский танец «Полька». Не взирая на популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.
Ведущая: во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать только несколько пар, чтобы они могли показать свое танцевальное искусство не будучи стеснены. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу 19 века фигуры упростились или исчезли, начали появляться варианты танца: полька-галоп, полька-мазурка.
Ведущий: Кавалеры! Приглашаем дам. Шотландская полька. Маэстро! Музыку!
(ШОТЛАНДСКАЯ ПОЛЬКА)
2 ОТДЕЛЕНИЕ.
Ведущая:
Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи
От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
Ведущий: Мы продолжаем наш литературно-музыкальный бал «Романтика 19 века» и приглашаем пары на Вальс «Жизнь художника»
(ВАЛЬС ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКА)
Ведущая: А мы напоминаем, что все присутствующие на балу гости сегодня выбирают короля и королеву бала, не забывайте голосовать за ваших фаворитов.
Ведущий: у нас также работает почта, пишите ваши послания, комплименты, а возможно и признания, и они тут же будут доставлены адресату.
(видео фрагмент из фильма «Война и мир»)
Ведущая: А мы объявляем контрданс на 6 пар!
(контрданс на 6 пар)
(Романс в исполнении учеников 7 класса школы № 11)
Ведущий: Объявляем вальс «Конькобежцы»! Маэстро музыку!
(ВАЛЬС КОНЬКОБЕЖЦЫ»)
Ведущая: Мазурка. Успех этого танца пришелся на 1810-е годы — стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.
Ведущий:
Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру — он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.
Ведущая: Котильон «Охота на кавалеров», . ………..! Просим объяснить вас правила игры!
(КОТИЛЬОН ОХОТА НА КАВАЛЕРОВ)
Ведущий: Бальмонт сказал:
«О, цветы красоты! Вы с какой высоты?
В вас неясная страстная чара.
Пышный зал заблестал, и ликуют мечты,
И воздушная кружится пара.
Не живи как цветок. Он живёт краткий срок,
От утра и до вечера только.
Так прожить - много ль жить? Жизнь его лишь намёк.
О! Красивая, нежная полька!»
Ведущая: Берлинская полька!
(БЕРЛИНСКАЯ ПОЛЬКА - РАЗУЧИВАНИЕ)
(На экране видеофрагмент из оперетты «Летучая мышь»)
Ведущий: Кадриль «Летучая мышь»
(КАДРИЛЬ « ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ»)
(Песня в исполнении ученицы 8 класса)
Ведущая: ученица школы № 11 ……………!
Ведущий: Котильон «Ручеек»
(КОТИЛЬОН РУЧЕЕК)
Ведущий: Наши гости из клуба исторического танца «Береслада» желают подарить нам очаровательную Богемскую польку.
(БОГЕМСКАЯ ПОЛЬКА)
Ведущая: Контрданс Гуарача!
(КОНТРДАНС ГУАРАЧА)
Ведущий: Пришло время огласить решение жюри.
Ведущая: Победитель в номинации…..
(объявляют победителей по номинациям.)
Ведущий: Контрданс «Почтовая джига»!
(Контрданс «ПОЧТОВАЯ ДЖИГА)
Ведущая: А сейчас главная интрига сегодняшнего бала!
Ведущий: Кто же станет королем и королевой БАЛА? Приглашаем на сцену Лузину Ольгу Васильевну для оглашения результатов.
(выбор королевы и короля бала)
Ведущая: Королевский вальс!
(КОРОЛЕВСКИЙ ВАЛЬС)
Ведущий: Котильон «Поле битвы»! Ольга Васильевна! Поясните, пожалуйста, правила!
(КОТИЛЬОН «ПОЛЕ БИТВЫ»)
Ведущая: Как гласит один из афоризмов 19 века «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а полька есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных».
Ведущий: Приглашаем всех присутствующих на финальный галоп!
(ФИНАЛЬНЫЙ ГАЛОП)
Ведущая:
Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.
Ведущий:
Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро…
До новых встреч!
Ведущая: и в заключении этого прекрасного вечера слова благодарности от хозяйки бала. ………….., Вам слово!
Ведущий: Наш бал закрыт!
Ведущая: До скорых встреч!