«Зимний фестиваль знаний 2025»

Сценарий драматизации чувашской народной сказки «Дети Ветра» в старшей группе компенсирующей направленности.

Программное содержание:

- Приобщать к культуре и традициям народов Чувашии через знакомство с народной сказкой и музыкой.

- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям средствами драматизации.

- Формировать умение выразительно, с естественными интонациями участвовать в инсценировках для младших детей и родителей.

- Продолжать развивать творческие способностей детей средствами театрального искусства.

- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые импровизации.

- Помочь детям поверить в себя, преодолевать стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.

- Вызывать эмоциональный отклик на театрализованное представление.

- Воспитывать любовь, интерес чувашским народным сказкам.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №141 «Пилеш» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

















Сценарий драматизации

чувашской народной сказки «Дети Ветра»

в старшей группе «В» компенсирующей направленности.









Воспитатель:

Николаева Светлана Львовна











2018 год

Программное содержание:

- Приобщать к культуре и традициям народов Чувашии через знакомство с народной сказкой и музыкой.

- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям средствами драматизации.

- Формировать умение выразительно, с естественными интонациями участвовать в инсценировках для младших детей и родителей.

- Продолжать развивать творческие способностей детей средствами театрального искусства.

- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые импровизации.

- Помочь детям поверить в себя, преодолевать стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.

- Вызывать эмоциональный отклик на театрализованное представление.

- Воспитывать любовь, интерес чувашским народным сказкам.

Действующие лица: Рассказчик, Ванюк, Анне, Мать детей Ветра, Старший сын Ветра, Средний сын Ветра, Младший сын Ветра, сестра Ванюка, две Козы.

Материалы и оборудование:

Для декораций - домики. Чувашские костюмы: для Анне, Матери детей Ветра, сестры Ванюка - платья, масмак; для сыновей детей Ветра, Ванюка – рубашки, пояса. Два костюма козликов, маски. Два пирога, скалка (дубинка), мешок, монеты (медные и серебряные). Музыкальный центр, флешка с чувашской мелодией.

Ход:

Рассказчик: - Жила когда-то в нашем краю вдова и был у неё сын Ванюк, единственный помощник. Жили они бедно. Вот посылает мать мальчика на мельницу молоть рожь. Закинул Ванюк мешок за спину и пошёл. Шёл он, шёл, устал, решил отдохнуть.

Ванюк: - Ох, устал я идти, отдохнуть надо.

(Хочет поставить мешок, но спотыкается и роняет мешок, зерно высыпается)

Расказчик: - Налетел сын Ветра и разнёс всё зерно по полю.

Ванюк: - Что же мне теперь делать? Пойду обратно домой, расскажу обо всём Анне.

Рассказчик: - Пошел Ванюк обратно, мать встречает его у дома.

Ванюк: - Анне, нёс я зерно, нёс, устал, решил отдохнуть, да споткнулся и зерно всё рассыпал. Налетел вдруг Ветер и разбросал всё зерно по полю.

Анне: - Ступай сыночек, в дом детей Ветра, расскажи хозяйке, как всё было. Вдруг она пожалеет нас и вернёт рожь.

Рассказчик: - Послушался Ванюк и пошёл к дому детей Ветра.

(Ванюк подходит к дому детей Ветра, его встречает Мать детей Ветра).

Ванюк: - Здравствуйте, твои сыновья развеяли по полю последние наши зёрна, не из чего смолоть нам муку, помрём мы с голоду.

Мать детей Ветра: - Подожди мальчик, не плачь, пусть вернуться дети мои у них и спрошу.

Рассказчик: - Забежал старший сын Ветра.

Мать детей Ветра: - Сынок, не ты ли развеял по полю зёрна этого мальчика?

Старший сын Ветра: - Я ломаю столетние дубы в лесу. К лицу ли мне обижать детей?

Рассказчик: - Залетел средний сын Ветра.

Мать д. Ветра: - Сынок, не ты ли озоровал, раскидал из мешка последние зёрнышки бедного мальчика?

Средний сын Ветра: - Буду ещё связываться со всякой мелочью! Я срываю крыши с домов, ломаю крылья ветряным мельницам.

Рассказчик: - Залетает младший сын Ветра.

Младший сын Ветра: - Прости меня Ванюк, это я раскидал ваши зёрна. Я не нарочно, я просто хотел поиграть.

Мать детей Ветра: - Дети, что же мы теперь дадим мальчику взамен потерянных зёрен?

Младший сын Ветра: - Отдай ему этот пирог!

Старший сын Ветра: - Только не трогай его до самого дома.

Рассказчик: - Взял Ванюк пирог и отправился домой, но не успел он пройти полпути, как наступил вечер. Недалеко от дороги жила старшая сестра мальчика. Решил Ванюк переночевать у неё.

Ванюк: - Дорогая сестрица, иду я домой, несу Анне пирог от детей Ветра. Лягу я спать у тебя, а ты только не пробуй этот пирог, его до самого дома трогать не велено.

Сестра: - Ладно, ладно! Устал поди, ложись, отдохни.

(Подходит к пирогу)

- Ишь, какой румяный пирог и пахнет вкусно, попробую кусочек.

(Пирог разламывает, а из него выпадают монеты)

- Вот так пирог, оставлю его себе, а Ванюку другой положу.

Рассказчик: - Проснулся Ванюк утром, взял пирог пошёл домой. Подошёл он к дому, а мать его уже дожидается. Протянул Ванюк пирог матери и говорит.

Ванюк: - Вот, Анне, смотри, что нам в место зёрен дети Ветра дали.

Анне: - Эх, сынок, сынок! Разве из мешка ржи мы бы с тобой только один пирог испекли? Отнеси его обратно, пусть не смеются над бедняками.

Рассказчик: - Отправился Ванюк обратно в дом детей Ветра.

Ванюк: - Вот, возьмите пирог обратно, нехорошо смеяться над бедняками.

Мать детей Ветра: - Сынки, что мы теперь можем дать бедному мальчику вместо его зёрен.

Старший сын: - Отдадим ему козу!

Средний брат: - Только до самого дома не говори ей «Цоб-цобе-Цоб».

Рассказчик: - Поблагодарил Ванюк детей Ветра и отправился в обратный путь. Снова в дороге застал его вечер, снова пришлось зайти ему к своей сестре.

Ванюк: - Здравствуй сестрица! Переночую я у тебя со своей козой, только ты не говори ей «Цоб-Цобе-Цоб».

Сестра: - Ладно, племянничек, ладно, устал пади за целый день, ложись отдыхай.

(Подходит к козе, оглядывается на Ванюка, и говорит)

- «Цоб-Цобе-Цоб» (посыпались монеты из козы).

- Вот так чудеса! (Быстро собирает монетки и прячет).

- Отдам-ка я Ванюку свою старую козу, а эту себе оставлю. (Прячет за ширму козу, а другую козу выводит).

Рассказчик: - Пришёл Ванюк с козой домой, а мать его уже у дома встречает.

Ванюк: - Вот, Ане, я тебе козу привёл.

Ане: - Эх, сынок, сынок, самим есть ничего, где нам козу прокормить. Отведи её лучше обратно.

Рассказчик: - Отправился Ванюк с козой обратно в дом детей Ветра.

Ванюк: - Моя мать браниться, говорит, не то что козу прокормить – у самих кусочка хлеба нет.

Мать детей Ветра: - Что делать нам с этим мальчиком, как помочь ему?

Младший брат Ветра: - Дадим ему вот эту дубинку! Возьми дубинку только не вздумай говорить по дороге: «Гей, дубинка, гей», а то тебе же хуже будет.

Рассказчик: - Положил Ванюк дубинку на плечо и отправился домой. Снова остановился на ночлег у своей старшей сестры. Перед сном говорит сестре:

Ванюк: - Смотри, не говори дубинке: «Гей, дубинушка, гей!»

Сестра: - Не печалься Ванюк, устал пади в дороге, иди, поспи.

(Берёт дубинку и отходит в сторону от Ванюка).

- Гей, дубинушка, гей!

(Держит дубинку в руках и имитирует, что дубинка живая и ударяет себя)

- Ой, ой, ой! Уйми Ванюк дубинку! Всё назад верну: и козу, с золотыми и серебряными монетами, и пирог с золотой начинкой. Помоги, уйми проклятую!

Ванюк: - Встань, дубинка на место!

(Ванюк берёт дубинку, ставит на место)

(Сестра выводит из-за декорации козу и выносит пирог).

Рассказчик: - Взял Ванюк пирог и козу и пошёл к своему дому, где его давно дожидалась мать.

Ванюк: - Смотри, Анне, сколько добра у нас сразу стало!

Рассказчик: - Обрадовалась мать, обняла сына. И стали они с тех пор жить да поживать, да петь, да плясать.

(Все участники сказки встают в хоровод. Проводится чувашская музыкальная игра «Писихи» («Поясок»).

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее