Технологическая карта
Предмет | Математика | Класс | 5А | |||||||||||||||||||||
Тема урока | Степень числа. Квадрат и куб числа | |||||||||||||||||||||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | |||||||||||||||||||||||
Цели | Сформировать понятие степени, умение читать и записывать выражения со степенями, находить значение степени в примерах, тренировать вычислительные навыки. | |||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||||||||||
Уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие квадрата числа и куба числа , производить вычисления и записи с использованием новой символики. Уметь распознавать , читать , обозначать , вычислять куб и квадрат числа , решать обратную задачу .
| Регулятивные: Самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном. Планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: Уметь слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. Познавательные: Уметь ориентироваться в новой системе знаний(отличать новое от уже известного), добывать новые знания(используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); выделять и формулировать познавательную цель; выполнять операции со знаками и символами
| Уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; проявлять самостоятельность в применении полученных знаний и практических умений; способность принимать самостоятельные решения
| ||||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | ||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||||||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | Время
| ||||||||||||||||||||
учителя | учащихся | |||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент. Мотивация. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания Проверка Д/З | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения
| Здравствуйте! Ребята, а какие ассоциации у вас вызывает слово «урок»? Давайте разложим его по буквам: У – успех, Р – радость, О – организованность, К – класс. Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и радость. И мы, работая в классе, покажем свою организованность. Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе. Домашнее задание и ошибки, которые некоторые из вас допустили при его выполнении мы с вами обсудили до урока. Будьте внимательнее при выполнении аналогичных заданий в будущем. | Слушают учителя, настраиваются на урок)
Анализируют выполнение домашнего задания | 1мин.
| |||||||||||||||||||
2 | Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи Цель: совершенствовать вычислительные навыки, повторить правила выполнения действий над числами.
Формулировка темы урока. Цель: Подготовка учеников самостоятельно определить и сформулировать тему урока.
| Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
| С первого класса вы изучаете числа и их свойства. Мы уже знакомы с натуральными числами; умеем выполнять все арифметические действия с этими числами, знаем порядок выполнения этих действий, свойства, позволяющие вычислять наиболее удобным способом. Давайте проверим эти знания. Математическое Домино (работа в парах, устно) с дублированием на интерактивной доске
Откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте строчку для записи темы урока. Вспомните, каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых? 5+5+5+5+5+5+5=5×7 Что показывает число 5, что показывает число 7? Существует способ, который позволяет заменить произведение равных сомножителей? 5×5×5×5×5×5×5 В математике принято записывать так: 5×5×5×5×5×5×5=57 Чтобы узнать, как называется эта запись, расшифруйте слово, определив правильный порядок действий в числовом выражении: 1 5 6 2 3 4 7 34×45 +56−78×356÷56×4 -1 с е н т е п ь А теперь запишем тему урока: Степень числа. Квадрат и куб числа. Организация и контроль над процессом исследования проблемы и поиска путей её решения. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Выделение и осознание того, что уже пройдено Составляют цепочку из карточек-домино, левая часть которых – ответ на задание правой части предыдущей карточки. Проверяют правильность своих действий Сталкиваются с проблемной ситуацией Работа с информацией, выдвижение гипотез (познавательная) Работают в парах над изобретением способа обозначения произведения нескольких одинаковых множителей с целью упрощения записи и по аналогии со сложением нескольких одинаковых слагаемых. Учащиеся формулируют тему урока. Умение догадываться, делать вывод (познавательная ) Записывают тему урока в тетрадь | 8мин. | |||||||||||||||||||
3 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала Цель: ввести понятие степени числа, квадрата и куба числа; научить читать степень; научить возводить число в степень, вычислять значение простейших выражений, содержащих степень. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | Сегодня мы изучим еще одно действие над натуральными числами, которое поможет записать произведение одинаковых сомножителей в другой, более короткой и удобной форме (Организация работы по классификации записей на интуитивном уровне.) Презентация: Степень числа. Квадрат и куб числа. | Смотрят, слушают, делают необходимые записи в тетради. | 7 мин. | |||||||||||||||||||
4 | Физ. минутка Цель: предупредить утомление и снижение работоспособности. | | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Квадрат и Куб числа довольно сложен, отдых нам сейчас положен, Руки тянем выше, выше, Спинку держим, ровно дышим. Два наклона, поворот вправо и наоборот. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Глубоко сейчас вздохнём и все степени найдём. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 1 мин. | |||||||||||||||||||
4 | Первичная проверка понимания Цель: формировать навык применения новых знаний на практике. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Сейчас вы будете работать в парах и самостоятельно по осмыслению и применению новых знаний. У вас на столах лежит карточка. С верхней половиной карточки вы работаете в паре. После разбора и полного понимания вами этой информации, вы приступаете к выполнению нижней части карточки по вариантам, используя образцы верхней части карточки. Будьте доброжелательны друг к другу при совместной работе и внимательны при самостоятельной. По окончании работы сверяйте свои результаты с эталоном, в случае ошибки делаете корректировку. Если не знаете как вообще сделать задание берёте карточку-подсказку, они лежат на моём столе. Для тех, кто закончит раньше, появиться возможность сделать маленькое открытие по теме нашего урока, которое в своё время сделал шестилетний российский математик Андрей Николаевич Колмогоров (стр. 102, №673) Приступайте к работе! Карточка:
| Работают в паре над пониманием новых понятий умением применять полученные знания на практике. Решают задания из учебника: -запись степени произведением; -запись произведения одинаковых множителей в виде степени; -Нахождение значений выражений, содержащих степень. Некоторые учащиеся получают возможность для поисковой и исследовательской работы.
| 12 мин. | |||||||||||||||||||
5 | Первичное закрепление (тестирование) Цель этапа: выявление качества и уровня усвоения знаний. | Познавательные: формирование интереса к данной теме, Личностные: формирование готовности к самообразованию , самооцениванию . Коммуникативные: уметь применять новую информацию в стандартных ситуациях Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | А сейчас предлагаю вам выполнить тестовую работу. Раздаточный материал у каждого лежит на парте. На выполнение работы 4 минуты. Взаимопроверка и выставление предварительных сразу после окончания работы. Критерии выставления оценки: за верное выполнение 5 заданий – «5», 4 заданий - «4», 3 заданий – «3», менее трех – «2». Тест
Ключ:
| Отвечают на вопросы теста, заполняют бланк ответов, передают верхние блаки – оригиналы учителю, меняются бланками –копиями, осуществляют взаимопроверку, сравнивая свои результаты с ключом, ставят оценки. | 7 мин. | |||||||||||||||||||
6 | Рефлексия Цель этапа: Подведение итогов, самооценка собственной деятельности. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке | Какая была тема урока? Что повторили? Что узнали ? Чему научились? Кто догадался в чём заключалось «открытие» маленького Колмогорова и может показать как оно выполняется для других чисел? (у доски) Нарисуйте в тетради смайлик, соответствующий вашему ощущению и вашей работе на уроке: -всё было понятно, не допускал ошибок; -всё понятно, но были допущены ошибки; -не всё было понятно, задания вызывали затруднения. |
| 3 мин. | |||||||||||||||||||
7 | Домашнее задание Цель этапа: проведение инструктажа по выполнению домашнего задания. | | п.16, стр.98-99, вопросы на стр.99, №667, 668,669 Дополнительное задание: придумать числовое выражение, состоящее из семи действий всех трёх ступеней и скобок+№673. Всем спасибо! Урок окончен! | Записывают домашнее задание | 1 мин. |
В Программе формирования универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.
1. Блок личностных универсальных учебных действий
- смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения;
- развитие Я-концепции и самооценки;
- развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений.
2. Блок регулятивных универсальных учебных действий
- целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
- регуляция учебной деятельности;
- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний
- самоконтроль и самооценивание
3. Блок познавательных универсальных учебных действий
- общеучебные действия;
- универсальные логические действия;
- действия постановки и решения проблем.
4. Блок коммуникативных универсальных учебных действий
- межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.);
- кооперация (совместная деятельность – организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, решать конфликты);
- формирование личностной и познавательной рефлексии
Характеристика универсальных учебных действий обучающихся 5-х классов
Универсальные учебные действия и социальный опыт как основы ключевых компетентностей
Универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей: | Социальный опыт | ||
Учебная (образовательная) компетентность | Компетентность взаимодействия (коммуникации) | Информационная компетентность | |
· производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу; · производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров); · различать оценку личности от оценки действия; · сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные «дефициты»; · выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции); · задавать «умный» вопрос взрослому или сверстнику; · отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации учителем; · указывать в неопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия; · совместно с другим (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы. | · использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися; · инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; · различать оценку действия и оценку личности; · договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы; · строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
| · формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; · проводить самостоятельные наблюдения; · формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации; · находить в сообщении информацию в явном виде; · использовать знаково-символические средства (чертежи, формулы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; · определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения. | · владеть развитыми формами игровой деятельности (сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры-драматизации); удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре; воплощать в игровом действии; удерживать правило и следовать ему, создавать и воплощать собственные творческие замыслы; · организовывать рабочее место, планировать работу и соблюдать технику безопасности для разных видов деятельности первоклассника (учебная, изобразительная, трудовая и т.д.); · руководствоваться выработанными правилами жизни в классе; · определять по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать; · управлять проявлениями своих эмоций.
|