Статистика вокруг нас
Станция 1. Упорядочивание данных и поиск информации
Вам надо последовательно выполнить задания данной станции, ответы на каждое задание запишите в таблицу «Результат»:
– вы должны записать в таблицу число, которое получите в каждом задании;
– вы должны найти сумму записанных чисел и внести ответ в позиции «Итого» в виде десятичной дроби.
Таблица «Результат»
Задание 1.1 | Задание 1.2 | Задание 1.3 | Итого (сумма трех результатов) |
| | | |
Желаем удачи!
Состав группы:
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Станция 1. Упорядочивание данных и поиск информации
В кабинете 7 на стеллаже возьмите учебник «Вероятность и статистика» часть 1. Изучите материал пункта 2 (стр.8 – 9)
Задание 1.1
Пользуясь таблицей 2, стр.8, найдите численность населения в Новосибирске в 2002 г (результат внесите в столбец Задание 1.1).
З адание 1.2
В таблице 5 даны нормативы по бегу на 100 м.
Используя таблицу 4, стр. 9, ответьте на вопрос. Считайте, что время измеряется автоматически хронометром. Сколько спортсменов выполнили норматив IIразряда? (результат внесите в столбец Задание 1.2).
Задание 1.3
Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия столбцам и заполните таблицу.
Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз — алмаз «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз — «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз «Кохинор» весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Какой алмаз был найден в 19 веке? (вес алмаза внесите в столбец Задание 1.3).
Посчитайте сумму результатов трех выполненных заданий (результат внесите в столбец «Итого»).
На парте у окна (под часами) найдите конверт с числом, которое у вас получилось в столбце «Итого». Внутри конверта лежит дальнейший маршрут.
Желаем удачи!
2426 |
2426 |
2426 |
2426 |
2426 |
2426 |
Станция 2. Практическая работа
В пункте 3, стр. 11 – 12 учебника по «Вероятности и статистике» приведен пример подсчета животных. Обратите внимание на способ записи в столбце «Встретилось в списке».
Если элементов в опыте много удобно считать «десятками». Изучите этот способ.
итого
137 | 288 | 410 | 165 |
Практическая работа №1 «Орел-решка»
Приготовьте монету. Чтобы определить, как часто при бросании монеты выпадает орел, будем подбрасывать монету и фиксировать число выпадений орла. Если выпал орел – ставьте черточку в первой строке, если решка – во второй строке. Чтобы работа шла быстро, один участник из пары бросает монету и называет выпавшую сторону, а второй быстро вписывает черточки или точки в таблицу 1.
Бросьте монету 50 раз и заполните таблицу 1
Таблица 1
Сторона монеты | Выпало | Количество выпадений |
Орел | | |
Решка | | |
Всего: | 50 |
Сторона монеты | Выпало | Количество выпадений |
Орел | | |
Решка | | |
Всего: | 50 |
В таблице закрасьте цветным карандашом название той стороны, количество выпадений которой было больше.
Практическая работа № 2 «Игральная кость»
Давайте проведем эксперимент. Выберите целое число от 1 до 6, которое вам нравится. Посмотрим, что будет происходить при бросании игральной кости. Результаты бросков будем записывать в таблице.
Бросьте игральный кубик 20 раз и заполните таблицу.
Имя участника | Выбран-ное число | Выпадение загаданного числа | Число выпадений | Всего бросков |
Ставер Наталья | 5 | I I I | 3 | 20 |
| |
| | 20 |
| | | | 20 |
| | | | 20 |
| | | | 20 |
| | | | 20 |
Итого: | | | | 100 |
Выделите цветом (карандашом, цветной ручкой) ученика, у которого чаще всего выпадало загаданное число.
Еcли вам удалось выполнить все опыты – вы большие молодцы! По закрашенному слову в таблице практической работы 1, выберите на рабочем столе №13 нужный вам конверт, там лежит дальнейший ваш маршрут.
Желаем удачи!
Орел |
Решка |
Орел |
Решка |
Орел |
Решка |
Орел |
Решка |
Отправляйтесь к стеллажу кабинет 7. Между учебниками «Музыка» стоят файлы с заданием Станции3. Возьмите один файл |
Отправляйтесь к стеллажу кабинет 7. Между учебниками «Музыка» стоят файлы с заданием Станции3. Возьмите один файл |
Отправляйтесь к стеллажу кабинет 7. Между учебниками «Музыка» стоят файлы с заданием Станции3. Возьмите один файл |
Отправляйтесь к стеллажу кабинет 7. Между учебниками «Музыка» стоят файлы с заданием Станции3. Возьмите один файл |
Отправляйтесь к стеллажу кабинет 7. Между учебниками «Музыка» стоят файлы с заданием Станции3. Возьмите один файл |
Отправляйтесь к стеллажу кабинет 7. Между учебниками «Музыка» стоят файлы с заданием Станции3. Возьмите один файл |
Отправляйтесь к стеллажу кабинет 7. Между учебниками «Музыка» стоят файлы с заданием Станции3. Возьмите один файл |
Отправляйтесь к стеллажу кабинет 7. Между учебниками «Музыка» стоят файлы с заданием Станции3. Возьмите один файл |
Станция 3. Описательная статистика
На этой станции вы научитесь по данным, записанным в таблицах или в виде числовых рядов, находить: среднее арифметическое, медиану, наименьшее/наибольшее значения и размах.
С примерами нахождения среднего арифметического можете ознакомиться в учебнике «Вероятность и статистика», пункт 7, стр. 32 – 33. Формула для нахождения среднего арифметического и небольшой пример есть в опоре.
Что такое медиана (в вероятности и статистике), и как ее найти вы найдете в учебнике «Вероятность и статистика», пункт 8, стр. 36 – 38. Алгоритм (порядок действий) нахождения медианы также найдете в опоре.
Часто пользователей статистической информацией интересует наименьшее или наибольшее значение или их разницу (размах). Примеры их применения в учебнике стр. 40 – 42.
(заключительное задание станции 3).
У каждой группы есть две таблицы с данными с четным и нечетным количеством строк, точно такие же таблицы Excel есть в папке «Статистические данные». К каждой таблице есть заготовка вариационного ряда. В Excel выполните практическую работу по нахождению медианы, среднего арифметического, наименьшего и наибольшего значений, размаха ряда. Перенесите полученные результаты в свои таблицы и сделайте опору для выполнения заданий на нахождение среднего арифметического, медианы, наименьшего/наибольшего значений ряда и размаха. Эта опора пригодится вам на уроках математики и информатики и будет «продуктом» вашей проектной работы.
Удачи!!!
Для опоры:
|
Медиана числового массива – это такое число m, что хотя бы половина чисел массива не больше числа m и хотя бы половина чисел массива не меньше числа m. Чтобы найти медиану выполните следующие действия:
|
Размах числового массива – это разность между наибольшим и наименьшим значениями |
Пример.
Найдите наибольшее и наименьшее значение, размах, среднее арифметическое и медиану набора чисел:
а) 12, 7, 25, 3, 19, 15; б) 17, 19, 5, 41, 47, 13, 19.
а) ;
б) .
Пример Алгоритм | 12, 7, 25, 3, 19, 15 | 17, 18, 5, 41, 47, 13, 20 |
Упорядочить массив по возрастанию получится | 3,7,12,15,19,25 | 5,13,17,18,20,41,47 |
Найти медиану, согласно количеству чисел в выборке |
6 чисел – чётн число,
|
7 чисел – нечётн число,
медиана=18 |
а) наибольшее значение: 25 б) наибольшее значение: 47
наименьшее значение: 3 наименьшее значение: 5.
а) Размах = 25 – 3=22 б) Размах = 47 – 5=42
З адача. Результаты измерения роста призывников одного призывного пункта представлены в виде таблиц:
а) б)
Найдите среднее арифметическое, медиану, наибольшее, наименьшее значения и размах ряда.
| |||
Среднее арифметическое=
| Среднее арифметическое=
| ||
Медиана числового массива – это такое число m, что хотя бы половина чисел массива не больше числа m и хотя бы половина чисел массива не меньше числа m. Чтобы найти медиану выполните следующие действия:
| |||
Пример Алгоритм | Нечетное число призывников | Четное число призывников | |
Упорядочить массив по возрастанию получится | 175, 175, 175, 175, 176, 176, 176, 176, 177, 177, 177, 177, 178, 178, 178, 179,179, 179, 180, 180, 181 | 175, 175, 175, 175, 176, 176, 176, 176, 177, 177, 177, 177, 178, 178, 178, 179,179, 179, 180, 180 | |
Найти медиану, согласно количеству чисел в выборке | 175, 175, 175, 175, 176, 176, 176, 176, 177, 177, 177, 177, 178, 178, 178, 179,179, 179, 180, 180, 181 21 число– нечётн число, медиана=177 | 175,175,175,175,176,176,176,176,177, 177, 177, 177, 178, 178, 178, 179,179, 179, 180, 180 20 чисел – чётн число,
| |
Наибольшее/ наименьшее значения выборки | |||
| наибольшее значение:175 наименьшее значение:181 | наибольшее значение:175 наименьшее значение:180 | |
Размах числового массива – это разность между наибольшим и наименьшим значениями | |||
| Размах числового массива =181-175=6 | Размах числового массива =180-175=5 |
Лесные земли, тыс. га | | | | |
| | | | |
| 2020 год | | Вариационный ряд | Лесные земли, тыс. га |
Северо-Кавказский | 1 966 | |
| |
Республика Дагестан | 585 | |
| |
Республика Ингушетия | 101 | |
| |
Кабардино-Балкарская Республика | 197 | |
| |
Карачаево-Черкесская Республика | 431 | |
| |
Республика Северная Осетия – Алания | 206 | |
| |
Чеченская Республика | 336 | |
| |
Ставропольский край | 110 | |
| |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Лесные земли, тыс. га | | | | |
| | | | |
| 2020 год | | Вариационный ряд | Лесные земли, тыс. га |
Южный федеральный округ | 3 148 | |
| |
Республика Адыгея | 289 | |
| |
Республика Калмыкия | 32 | |
| |
Республика Крым | 266 | |
| |
Краснодарский край | 1 542 | |
| |
Астраханская область | 104 | |
| |
Волгоградская область | 591 | |
| |
Ростовская область | 293 | |
| |
г. Севастополь | 31 | |
| |
| | | | |
Люди, не употребляющие изделия табачной и никотинсодержащей продукции, в процентах | | ||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||
| Все население | | |||||||||||||||||
Мужчины | Женщины | | |||||||||||||||||
Сибирский федеральный округ | | ||||||||||||||||||
Республика Алтай | 61 | 88 | | ||||||||||||||||
Республика Тыва | 62 | 93 | | ||||||||||||||||
Республика Хакасия | 64 | 88 | | ||||||||||||||||
Алтайский край | 55 | 90 | | ||||||||||||||||
Красноярский край | 61 | 86 | | ||||||||||||||||
Иркутская область | 64 | 87 | | ||||||||||||||||
Кемеровская область | 57 | 88 | | ||||||||||||||||
Новосибирская область | 60 | 86 | | ||||||||||||||||
Омская область | 54 | 90 | | ||||||||||||||||
Томская область | 69 | 88 | | ||||||||||||||||
| | | | ||||||||||||||||
вариационный ряд | | | |||||||||||||||||
Мужчины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | |||||||
| | | | | | | | | | | | | |||||||
| | | | | | | | | | | | | |||||||
вариационный ряд | | | |||||||||||||||||
Женщины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | |||||||
Люди, не употребляющие изделия табачной и никотиносдержащей продукции, в процентах | | | |||||||||||||||||
| | | |||||||||||||||||
| Все население | | | ||||||||||||||||
Мужчины | Женщины | | | ||||||||||||||||
Дальневосточный федеральный округ | | | |||||||||||||||||
Республика Бурятия | 51 | 78 | | | |||||||||||||||
Республика Саха (Якутия) | 56 | 78 | | | |||||||||||||||
Забайкальский край | 56 | 81 | | | |||||||||||||||
Камчатский край | 61 | 78 | | | |||||||||||||||
Приморский край | 61 | 83 | | | |||||||||||||||
Хабаровский край | 63 | 80 | | | |||||||||||||||
Амурская область | 57 | 83 | | | |||||||||||||||
Магаданская область | 57 | 75 | | | |||||||||||||||
Сахалинская область | 56 | 77 | | | |||||||||||||||
Еврейская автономная область | 56 | 70 | | | |||||||||||||||
Чукотский автономный округ | 64 | 89 | | |
Вариационный ряд | |||||||||||
Мужчины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Вариационный ряд | |||||||||||
Женщины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рост человека в мире | | | | |
| | | | |
Страна/регион | Средний рост в целом, см | | Вариационный ряд | Средний рост |
Италия | 168 | |
| |
Канада | 172 | |
| |
Кипр | 167 | |
| |
Китай | 170 | |
| |
Кыргызстан | 166 | |
| |
Мадагаскар | 159 | |
| |
Мальдивы | 161 | |
| |
Россия | 171 | |
| |
Таджикистан | 163 | |
| |
Турция | 169 | |
| |
Япония | 165 | |
|
Рост человека в мире | | | | |
| | | | |
Страна/регион | Средний рост в целом, см | | Вариационный ряд | Средний рост |
Австралия | 172 | |
| |
Азербайджан | 168 | |
| |
Армения | 167 | |
| |
Беларусь | 173 | |
| |
Болгария | 169 | |
| |
Вьетнам | 164 | |
| |
Греция | 173 | |
| |
Грузия | 170 | |
| |
Индия | 161 | |
| |
Испания | 169 | |
|
Среднегодовая численность населения (тысяч человек) | | | | ||||
| | | | | |||
| 2020 | | Вариационный ряд | численность населения | |||
Центральный федеральный округ | 39 342 | |
| ||||
Брянская область | 1 188 | |
| ||||
Владимирская область | 1 350 | |
| ||||
Воронежская область | 2 315 | |
| ||||
Ивановская область | 992 | |
| ||||
Калужская область | 1 002 | |
| ||||
Костромская область | 631 | |
| ||||
Курская область | 1 100 | |
| ||||
Липецкая область | 1 134 | |
| ||||
Московская область | 7 700 | |
| ||||
Рязанская область | 1 104 | |
| ||||
Смоленская область | 928 | |
| ||||
Тамбовская область | 1 001 | |
| ||||
Тверская область | 1 253 | |
| ||||
| | | | | |||
| | | | | |||
Среднегодовая численность населения (тысяч человек) | | | | ||||
| | | | | |||
| 2020 | | Вариационный ряд | численность населения | |||
Сибирский федеральный округ | 17 061 | |
| ||||
Республика Алтай | 221 | |
| ||||
Республика Тыва | 329 | |
| ||||
Республика Хакасия | 533 | |
| ||||
Алтайский край | 2 307 | |
| ||||
Красноярский край | 2 861 | |
| ||||
Иркутская область | 2 383 | |
| ||||
Кемеровская область | 2 646 | |
| ||||
Новосибирская область | 2 792 | |
| ||||
Омская область | 1 915 | |
| ||||
Томская область | 1 075 | |
|