«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технология компетентностного подхода в обучении немецкому языку

Технология компетентностного подхода в обучении немецкому языку подразумевает активную направленность педагогического процесса через системное применение таких интерактивных методов обучения как целенаправленная работа по формированию критического мышления студентов, использование ИКТ, что способствует формированию ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Технология компетентностного подхода в обучении немецкому языку


А.А.Мукушова, преподаватель иностранного языка

КГП на ПХВ «Павлодарский медицинский высший колледж»


«Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно», - писал К. Роджерс.

Одним из вариантов эффективной организации учебного процесса и основой осуществления компетентностного подхода в обучении немецкому языку в колледже может стать интерактивное обучение.

Знания в контексте интерактивного обучения представляют собой определенную информацию об окружающем мире, которую обучающиеся получают не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.

Задача педагога – на каждом уроке создавать ситуации, в которых обучающиеся активны, в которых они спрашивают, действуют и преобразовывают в знание то, что изначально составляло проблему. В то же время обучающиеся в процессе взаимодействия на занятии с другими обучающимися, педагогом овладевают системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивают различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные обучающимися, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

По таксономии когнитивных (познавательных) целей Бенджамина Блума знание – это лишь первый уровень цели, за которым следуют понимание, применение, анализ, синтез, сравнение (оценивание). И если методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, обеспечивают, как правило, достижение в образовательном процессе первых трех уровней целей, то методы интерактивного обучения позволяют достигать в образовательном процессе чаще всего целей высшего порядка (4-6 уровень) и, одновременно, способствуют развитию у обучающихся социальной компетентности (умение вести дискуссию, работать в группе, разрешать конфликты, слушать других и т.д.).

Таким образом, цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

На своих уроках немецкого языка активно применяются такие давно известные методики развития критического мышления как «мозговой штурм», написание эссе по заданной теме, синквейны.

  • «Мозговой штурм»

Методический прием «мозговой штурм» применяется для генерирования оригинальных идей в свободной, рабочей атмосфере урока, для коллективного поиска решения проблемы.

  • Синквейн

Показателем уровня развития уровня критического мышления у обучающихся является умение четко, кратко и точно описать предмет, явление, чувство и т.д., выразить свою позицию. Для этого на стадии рефлексии можно использовать написание синквейна.

  • Аргументированное эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Например, «Ist es leicht, jung zu sein?». Цель применения этого метода – учить обучающихся (в том числе средствами иностранного языка) убеждать окружающих в правильности своей позиции, учить аргументированно критиковать противоположную позицию. Подробные памятки помогают обучающимся усвоить алгоритм написания грамотного, убедительного, оригинального эссе.

Использование компьютера в процессе обучения немецкому языку.

Можно выделить несколько сфер применения компьютера в процессе преподавания немецкого языка:

-это использование готовых программных продуктов на уроке;

-создание преподавателем или обучающимися собственных презентаций в Microsoft Power Point для использования на уроке;

-проектные образовательные технологии, в ходе которых обучающиеся активно используют возможности Интернета для поиска информации, для подготовки к презентации своей проектной или исследовательской

Применение компьютера в обучении немецкому языку позволяет повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, способствует формированию речевой, языковой, учебно-познавательной компетенций.

В результате работы данной технологии у обучающихся формируются ключевые компетенции:

Коммуникативные. Обучающиеся стали более свободно выражать свои мысли, вести творческий диалог. Расширился лексикон, улучшилась аргументированность своих решений.

Умение сотрудничать. У обучающихся появилось ярко выраженное умение работать друг с другом, строить равноправные отношения с педагогом.

Умение решать реальные задачи. Обучающиеся стали быстрее определять проблемы, формулировать цель деятельности, планировать и организовывать работу и впоследствии ее оценивать.

Способность к самообучению. В результате у обучающихся сформировался высокий уровень самостоятельности. Умение оценивать свою деятельность дает возможность управлять своим поведением, строить путь саморазвития

Таким образом технология компетентностного подхода в обучении немецкому языку подразумевает активную направленность педагогического процесса через системное применение таких интерактивных методов обучения как целенаправленная работа по формированию критического мышления учащихся, использование ИКТ, что способствует формированию ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.


2


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее