«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Статья "Современные коррекционно-логопедические технологии"

статья"Совеменные логопедичские технологии "

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Современные коррекционно-логопедические технологии

Технологии логопедического обследования.

Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи обследования:

  • выявление объема речевых навыков;

  • сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

  • определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;

  • анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя;

  • определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Обследование провожу в несколько этапов:

  • изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии);

  • изучение речевого и психического уровня развития ребенка;

  • анализ полученных результатов.

Виды диагностики:

  • входная диагностика – провожу в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей;

  • промежуточная диагностика – использую в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся;

  • итоговая диагностика – провожу в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.

Технологии  коррекции звукопроизношения.


Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:

  • уточнение произношения звуков;

  • постановка и закрепление отсутствующих звуков;

  • развитие фонематического восприятия;

  • преодоление затруднений в воспроизведении слов  различной слоговой структуры;

  • закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

 Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.


Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

                                                                                    

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная,  упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие  на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений

      

Технологии развития лексико-грамматической стороны  речи.

                       

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью.            

     

Технологии развития связной речи.


Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся.  Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной речи провожу методом  устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа готовит детей к свободному учебному высказыванию в классе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами  помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление.

       

Нетрадиционные технологии


Игровые технологии.


Способствуют созданию на логопедических занятиях непринужденной, доверительной атмосферы, в которой учащимися даются свободные высказывания, фиксирующие объективный результат логопедической коррекции.

Применение игровых технологий обеспечивает свободу действий обучающихся на занятиях, развивает творческие способности, вызывает положительные эмоции в отношении учебного процесса, воспитывает чувство товарищества и партнерства в игровой и учебной ситуации.

Игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации коррекционного процесса в форме различных игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

При проведении занятий применяю предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, игры-путешествия. Специально подобранные игры способствуют развитию у детей артикуляционной моторики, слухового внимания и фонематического слуха, подражательности речи и движениям логопеда, пополнению и активизации словаря, преодолению нарушений письма и чтения, развитию эмоционально - волевой сферы.


Логоритмика.


Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;

  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

   

Пальчиковая гимнастика, песни и

стихи, сопровождаемые

движением рук.

Развитие мелкой моторики, плавности и

выразительности речи, речевого слуха и

речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.

Развитие речи, внимания, умения

ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная)

гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

Укрепление мышц органов артикуляции,

развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и

дифференциации звуков,

фонопедические упражнения.

Коррекция звукопроизношения,

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы,

ассоциативно-образного мышления,

выразительности невербальных средств

общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.

Развитие мышечно-двигательной и

координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества.

Расширение активного запаса детей.


Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее