РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Сейчас перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача: не только самому учить детей на уроках, но и делать всё, чтобы ученики осознанно включались в процесс обучения двигательным действиям. Надо стараться построить урок так, чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса.
В каждый период жизни ребёнка деятельность его организма связана с решением определённых приоритетных жизненно важных задач. Главная цель физического воспитания состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность школьников в движении, добиться хорошего здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно, уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за развитие речи.
В начале урока и после демонстрации упражнений учитель делает опрос: какая цель этого упражнения; как оно применяется в обыденной жизни; почему один элемент следует за другим; почему упражнения выполняются так, а не иначе; какова в данном движении связь с тем, что было раньше? Естественно, что каждый вопрос требует устного ответа. Учитель не торопится отвечать на вопросы детей: «А что это? Для чего? Зачем мы это делаем?». Часто вместо четкого, исчерпывающего ответа озадачивает спрашивающих: «А как вы сами думаете?». Вспыхивают обсуждения, которые в ходе разговора приводят к выводам. Необходимо оперативно включить всех учащихся в общение, при этом выявляются знания, взгляды, отношения, суждения. Диалоги, деловой спор проводятся по разным поводам. Например, каковы ощущения, уточнить самочувствие: ноги, руки, дыхание, мышцы туловища, напряженность, что мешает, есть ли резервы.
Приучать учащихся продумывать формы выражения мыслей и обращений надо постоянно. Даже обмен приветствиями в начале урока должен быть взаимно благожелательным, спокойным, вежливым – дисциплинирующим, воспитывающим. Многое значит тон. Он придает выразительность речи, дает эмоциональную окраску словам и фразам. Тон может быть торжественным, праздничным, задушевным, радостным, огорченным, гневным, сочувственным.
Приходится частенько одергивать учеников - крикунов и просить усилить голос тех, кто слишком тих, неуверен в себе. При проведении учащимися разминки, делается акцент на четкость и громкость команд – это учитывается при выставлении оценки.
Словарный запас учеников увеличивается при знакомстве со специальной спортивной терминологией (аут, висы, упоры, сед, вбрасывание, шеренга, колона, метание и т. д.). Но обязательно и искоренение жаргонных «спортивных» слов и выражений, засоряющих речь («классно», «абалденно», «сделай его», «души противника.
Опрос детей по темам «Основы знаний» (гигиенические правила занятий физической культурой; вред алкоголя, никотина и других наркотических веществ;
первая помощь при травмах; правила безопасности на занятиях; понятие разминки; значение утренней гимнастики и др.) или рассказы - объяснения о содержании и правилах игр, о правилах и нормах поведения - все это поводы для развития речи, общения, выступления перед слушателями.
Полезно вспомнить какую-то игру или физическую связку – упражнение: один ученик рассказывает ее содержание, другой перечисляет правила. Дополнительно развиваются самостоятельность, активность, и постепенно дети подводятся к поиску вариантов без непосредственного руководства учителя.
Коллективное обсуждение и выставление оценок после анализа действия каждого ученика оттачивают умение конкретно формулировать свое мнение и соблюдать меры тактичности и доброжелательности.
Подача команд вслед за учителем (занимающиеся повторяют команды на выполнение передвижений, перестроений, общеразвивающих упражнений, стараясь воспроизводить интонации и ритм произношения, правильно, четко отдавать распоряжения), групповой анализ поведения участников прошедших соревнований тоже должны использоваться учителем для активного включения учащихся в разговор – правильный, продуманный под контролем учителя, грамотный.
Чтобы развивать речь, нужно научиться слушать и воспринимать. Дисциплина – это создание рабочей обстановки, наилучших условий, концентрация внимания. Периодически надо задавать вопросы: ( «Что изменилось в положении рук?», «Куда смотреть?» и т.д.) и обязательно выслушать краткий ответ ученика.
Уметь «вслушиваться» в свои движения и мысленно проговаривать их – очень ценное умение; 30-40% людей не владеют этой способностью.
Речедвигательные упражнения – ритм стихотворной речи, объединенной с подражательными упражнениями и движениями (подражание животным, птицам, природе, предметам, людям) – настоящая копилка для учителя. А речовки, скороговорки, считалки, маршировка с песней, подвижные игры со словесным оформлением – постоянные помощники.
Проговаривая, специально подобранный, текст надо выполнять определенные упражнения.
Например:
1.Мы в лес пойдем, (Руки вперед, поднять вверх).
Детей позовем: (Руки вперед, опустить вниз).
Ау, ау, ау. (Руки вперед, на «А» - ладони вверх, на «У» - ладони вниз).
Мы в лес пойдем, (Руки вперед, поднять вверх).
Грибов там найдем – (Руки вперед, опустить вниз).
Ау, ау, ау. (Руки вперед, на «А» - ладони вверх, на «У» - ладони вниз).
2.Не под окном, а около. (Сесть, обхватив руками ноги).
Каталось «О» и охало. (Встать, поднять руки вверх).
«О» охало, «О» охало (Стоя, руки над головой, наклоны в стороны в соответствии с ритмом слов).
Не под окном, а около.
Наибольшую ценность в контактах между учителем и учеником имеет слово. С его помощью учитель объясняет, инструктирует, поправляет и усиливает результаты обучения.
Детский возраст – очень важная ступень становления личности. Учителя – словно гончары, которые работают с глиной. Именно от них зависит, получится ли ученик разболтанно неряшливым, или будет блистать личными достоинствами, как изящный кувшин, вылепленный умелыми руками мастера.
Хочется видеть «своих» детей добрыми, более терпимыми друг к другу, открытыми, умеющими отстаивать свое мнение и находить ответы на все вопросы, при этом хорошо владеющих речью!