Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».
Проект – это 6 «П»:
-
Проблема
-
Проектирование
-
Поиск информации
-
Продукт
-
Презентация
-
Портфолио
Классификация проектов
-
по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
-
по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;
-
по количеству участников – индивидуальные и групповые;
-
по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.
Этапы проектной деятельности
1. Организационно-подготовительный
Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
2. Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
3. Итоговый
Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.
Персональные или групповые проекты: что эффективней?
Преимущества персональных проектов:
-
План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
-
У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
-
Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
-
Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
-
У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
-
Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
-
Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
-
В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Какова роль учителя в проектной деятельности?
Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:
-
Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
-
Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
-
Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
-
Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
-
«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
-
Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
-
Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Образовательный потенциал проектной деятельности:
-
создаёт у учащихся образ цельного знания;
-
повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
-
изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
-
интерпретация результатов.
Воспитывает:
-
значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
-
чувства ответственности, самодисциплины;
-
способности к самоорганизации;
-
желания делать свою работу качественно.
Развивает:
-
исследовательские и творческие способности личности;
-
способность к самоопределению и целеполаганию;
-
умения самостоятельно конструировать свои знания;
-
коммуникативные умения и навыки;
-
способность ориентироваться в информационном пространстве;
-
умение работать с различными типами текстов;
-
умение планировать свою работу и время;
-
навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.