Про рисование и не только!
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне! (Э.Успенский)
Наша жизнь сложна и разнообразна и успеха в ней добивается тот, кто может для любой задачи найти нестандартное эффективное решение, тот, кто обладает творческим мышлением, гибким умом, активной жизненной позицией. Задача современного педагога - не только самому соответствовать перечисленным требованиям, но и помочь своим воспитанникам стать успешными.
Большое место в системе воспитания детей всегда отводилось рисованию. Оно несомненно имеет важное значение во всестороннем развитии личности. В изобразительной деятельности развивается эстетическое восприятие, наблюдательность, художественный вкус и творческие способности. Изобразительная деятельность ведет нас разными путями к познанию действительности и каждый может найти свою дорогу, отличную от других. Современные педагогические и психологические исследования подтверждают значимость творческих занятий для развития мышления, интеллекта, раскрытия творческого потенциала. Не стоит забывать и про требования ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, где одним из компонентов является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для решения поставленных выше задач. Развить творческие способности, нестандартное мышление ребят в моей работе помогает изобразительная деятельность с использованием нетривиальных изобразительных средств. Творчество помогает детям раскрываться как личность, проявлять свою неповторимую индивидуальность, учит решать творческие задачи, планировать свою деятельность.
У детей не бывает хороших или плохих рисунков, они всегда умеют рисовать! Просто сегодня – так, а завтра по-другому. И это прекрасно! Благодаря такому моему настрою, в нашей группе поддерживается доброжелательная атмосфера, творческая обстановка и уважение дошколят друг к другу и к старшим. Ребята искренне радуются успехам товарищей и помогают поверить в собственные силы тем, кто и не рассчитывал на какие-то достижения, обретают гармонию с самим собой и окружающим миром. Любая продуктивная деятельность приносит радость, снимает негативные эмоции, причем это утверждение верно не только в отношении дошкольников.
Со временем я стала замечать, что стандартного набора изобразительных материалов, как и традиционных способов рисования недостаточно. А использование нетривиальных способов и средств изображения в больше степени способствует развитию воображения, фантазии, мышления, памяти, моторики рук. Ведь дети не только отражают в творчестве свои мысли и чувства, но и знакомятся с различными свойствами и качествами предметов и материалов. Так в нашем уголке изо деятельности появились: жидкое мыло и коктейльные трубочки, поролоновые губки и штампы из пробок, соль и рис, свечи и нитки, зубные щетки и целый набор разнообразных крышечек всевозможных форм и размеров, пластиковые вилки и ватные палочки… Это далеко не весь перечень наших «помощников» из уголка рисования.
Продуктивная деятельность с использованием нетривиальных техник не утомляет детей, позволяет поддерживать активность и работоспособность на протяжении всей работы, учитывает желание и интересы дошкольников. Мои воспитанники с нетерпением ждут новых занятий, с интересом и любопытством исследуют новые предметы, привнесенные мной в нашу деятельность, с гордостью демонстрируют своим родителям творческие работы и поделки.