«Зимний фестиваль знаний 2025»

Статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках литературы"

На рубеже 60-х годов ХХ века качественный сдвиг «военной» прозы связан с появлением в советской литературы такого примечательного явления как «проза лейтенантов». Артиллеристы Юрий Бондарев, Евгений Носов, пехотинцы Василь Быков, Иван Акулов, Вячеслав Кондратьев, минометчик Михаил Алексеев, кремлевский курсант, затем партизан Константин Воробьев… Они сумели сказать свое слово в «военной» прозе, принесли в литературу о войне значение и чувство непосредственных участников военных событий. Опыт писателей-фронтовиков – самый достоверный, а потому самый ценный. Откуда, как не из их произведений, мы не сможем почерпнуть истинные знания о Великой Отечественной войне? На чем, как не на их произведениях, воспитывать патриотические чувства у детей и молодежи?

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках литературы

Малюка Валентина Ивановна

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Астрахани «СОШ №9»

В настоящее время, когда искажаются многие исторические факты, сознательно преуменьшается роль России в важнейших исторических событиях мирового масштаба, назрела насущнейшая необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны, без которого невозможно духовно-нравственное возрождение России.

От Великой Отечественной войны нас отделяют многие десятилетия, время отдаляет событии военных лет, пережитые тогда потрясения. Но, отдаляя, не уменьшают ни их исторического значения, ни значения вынесенных из трудных испытаний нравственных уроков. Опыт нашей литературы о войне, опыт писателей-фронтовиков потому так притягателен, что он связан с этим героическим и трагическим временем в истории нашей страны. Проблематика произведений о Великой Отечественной войне органично связана с комплексом вопросов, актуальных для современного общества.

Как известно, «военная» проза прошла в своем развитии несколько этапов. Первые произведения о Великой Отечественной войне были созданы в годы самой войны. Это «Непокоренные» Б.Горбатова, «За правое дело», «Народ бессмертен» В.Гроссмана, «Молодая гвардия» А.Фадеева и другие. Послевоенный период развития литературы связан с расцветом прозы о войне («Звезда» Э.Казакевича, «В окопах Сталинграда» В.Некрасова, «Спутники» В.Пановой и др.) Именно она определила «лицо» и динамику литературного процесса, когда писатели оценивали события военных лет с позиции победившего народа).

На рубеже 60-х годов ХХ века качественный сдвиг «военной» прозы связан с появлением в советской литературы такого примечательного явления как «проза лейтенантов». Артиллеристы Юрий Бондарев, Евгений Носов, пехотинцы Василь Быков, Иван Акулов, Вячеслав Кондратьев, минометчик Михаил Алексеев, кремлевский курсант, затем партизан Константин Воробьев… Они сумели сказать свое слово в «военной» прозе, принесли в литературу о войне значение и чувство непосредственных участников военных событий. Опыт писателей-фронтовиков – самый достоверный, а потому самый ценный. Откуда, как не из их произведений, мы не сможем почерпнуть истинные знания о Великой Отечественной войне? На чем, как не на их произведениях, воспитывать патриотические чувства у детей и молодежи?

Каковы особенности «прозы лейтенантов»? В чем проявился ее новаторский характер? Приметами этой прозы являются смелые и резкие подробности, образы и детали, максимально приближенные к реальному фронтовому бытию 9преимущественно к будням войны), проникновение «внутрь» фактов, психологизм, изображение событий и людских судеб в их противоречивой сложности.

Появление «прозы лейтенантов» было обусловлено объективными закономерностями развития общества и литературы. Почему писатели-фронтовики так долго молчали? Почему их первые «военные» произведения были написаны спустя более десяти лет после Победы? Писатели по-разному отвечают на этот вопрос, но в их ответах все же можно усмотреть общую позицию. Наиболее полно её выразил Ю.Бондарев в статье «Взгляд в биографию»:

«Люди окопов», обладающие писательским даром, молчали, потому, что их душевный опыт был насыщен до предела». Все четыре года войны они прожили, не переводя дыхания, и, казалось, концентрация деталей, эпизодов, конфликтов, ощущений, потерь, образов солдат, пейзажей, запахов, разговоров, ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно было все это организовать, найти необходимый сюжет, композицию, ясно проявить свою мысль. Все было слишком горячо, слишком близко – детали вырастали до гигантских размеров, затмевали основное. Да и время требовало сказать о войне то, что ещё не было сказано другими.

Чаще всего в «прозе лейтенантов» изображается передний край, сражение на одном рубеже, высотке. Суровая правдивость сочетается в ней с углубленным вниманием к психологии человека на войне, к его внутреннему миру, переживанием. У послевоенных книг о войне есть одна отличительная черта: все они так или иначе обращают свои взоры, прежде всего к человеку, поднимают проблему гуманизма до трагического звучания. И не война сама по себе с её внешней, событийной стороны интересует писателей, а люди и их судьба, то новое, что они несут в мир, что любят и ненавидят, за что борются, страдают и идут на смерть».

Рассказывая о лично пережитом, писатели поднимаются до глубокого философского осмысления трагедии военных лет, оценивают поступки героев с общечеловеческих позиций. Ведущими становятся проблемы нравственного выбора, совести, памяти, ответственности, которые достойны самого серьезного разговора на уроках литературы. Литературовед В. Чалмаев заметил: «У фронтовых впечатлений, как у осколков мин и снарядов, - раскаленные, режущие края… Ворвавшись в сознание молодого человека, они непременно создадут особый вид памяти, активную память-ответственность.» Память о ответственность… Их как святыню пронесли в своих произведениях писатели-фронтовики, по ним сверяли свое творчество, их считали высшим судом с творений «О достойных людях надо и писать достойно», - сказал В. Астафьев, - чтобы «не унизить своих друзей торопливым, неряшливым словом, не ввести в краску высокопарным краснобайством. И как надо написать о них, тихо спящих в родной земле советских солдатах! Какими высокими словами, каким пространственным звуком, какой высокой правдой и пронзительной печалью!»

Великая Отечественная война с её трагизмом и героизмом, с её кризисными ситуациями, в которые попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его духовные возможности, даёт писателям-фронтовикам богатейших материал для освещения нравственных проблем, и потому их произведения имеют большое воспитательное значение. На специфическом «военном» материале «проза-лейтенантов» решает вечные вопросы о добре и зле, войне и мире, милосердии и жестокости. Военная проза даст великолепный материал учителю по воспитанию у детей патриотизма, милосердия, внимания к ближнему, бережного отношения к родной земле.



Библиографический список:

  1. Бондарев Ю.В. Человек несет в себе мир. – М. 1980г.

  2. Бочаров А.Г. Человек и война. – М. 1978г.

  3. Горбунова И.К. Юрий Бондарев. –М. 1981г.

  4. Журавлев С.И. Память пылающих лет: Современная советская проза о ВОВ-М. 1985г.

  5. Кузьмичев И.К. Герой и народ. –М. 1973г.

  6. Топер П.М.Ради жизни на земле: Литература и война. Традиции Решения. Герои. – М. 1985г.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее