Организация проектной и деятельности
Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Кроме того, создаётся положительная мотивация для самообразования. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.
Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что – то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- практическому применению знаний и навыков в различных ситуациях;
- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
В процессе изучения технологии большинство учащихся выполняют прикладные (практико – ориентированные) проекты. В рамках данных проектов школьники выбирают различные направления для проведения исследований. В ходе этих исследований учащиеся получают:
- сведения об изделии из других областей знаний;
- сведения о наличии материалов и инструментов, их свойствах и доступности;
- сведения о способах производства (где и как может быть изготовлено изделие);
- Сведения о материальных затратах.
Результаты исследований оформляются различными способами, комментируются, анализируются и обязательно включают выводы. Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный результат, поэтому такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников.
Учебный проект – это итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально – практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педагога.
Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую я преследую, как учитель, является контроль знаний и умений обучающихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
Тема творческого проекта может быть выбрана учащимися по любому разделу технологии, но ребята выбирают в основном проекты, связанные с конструированием предметов домашнего обихода, игрушек, инструментов и приспособлений для работы на садовом участке и т.д.